Возрастной период | Социальная обстановка развития | Ведущая деятельность | Главные новообразования | Несоответствия возраста | Дозревание нервной совокупности |
Младенческий период 0 – 1 год | |||||
0 – 2,5 мес. (фаза новорожден- ности) | Ребенок психологически «слит» с материнским организмом. Единство: «Взрослый –Ребенок» | Эмоциональное общение | Начинается акт восприятия, появляется акт и подражание познания, зрительное и слуховое сосредоточение, деятельный интерес к окружающим. «Комплекс оживления» (эмоциональная и двигательная реакция на лицо матери) | Ребенок психологически «слит» с материнским организмом, но нет средств для общения со взрослым | Нервные волокна покрываются миелиновой оболочкой |
2,5 мес. – 1 год (фактически младенческий период) | Жизнь ребенка зависит от взрослого, но ребенок делается активным, связанным с предметным миром. «Взрослый Ребенок». Отношение к человеку и предмету еще не поделено, зависимость отношения к предмету от совместного переживания обстановки с другим человеком. | Эмоциональное общение | Эмоционально окрашенное самоощущение, независимая обращение, первичное осознание психотерапевтического единства, осознание «мы», начинается представление о собственном теле, физическая «эмансипация». | Потребность в познании предметного мира и отсутствие средств познания. Эмоционального общения для этого слишком мало | Легко формируется динамический стереотип, масса мозга возрастает вдвое |
1 – 3 года (раннее детство) | Ребенок психологически начинает осознавать себя. Ребенок познает предмет посредством взрослого. «Ребенок – предмет–взрослый» К окончанию периода появляется потребность в общении со сверстниками. «Ребенок – Ребенок» | Предметная игра | Наглядно-действенное мышление, речевое общение, появление самосознания, комплекс «Я сам» (негативизм, установка на самостоятельность, непокорность, упрямство). | Несоответствие между интересом ребенка к предметам, каковые побуждают к общению со взрослыми, и недостаточным числом средств общения, между рвением к самостоятельности и отсутствием физических и психологических возможностей быть независимым | Масса мозга – 1100 г |
3 – 6-7 лет (дошкольник) — младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет; — средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет; — старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет. | «Ребенок – Взрослый как пример для подражания», Понемногу расширяется круг значимых лиц, в который сейчас входят сверстники как партнёры по игре. «Ребенок – Ребенок» | Сюжетно – RPG | формирование наглядно-образного мышления; возможность произвольного запоминания; соподчинение мотивов, децентрация мышления, половая идентификация, осознание себя во времени, внутренние этические установки; появляется обобщение и осознание собственных переживаний; появление самооценки, способности к анализу. Психотерапевтическая готовность к школе есть наиболее значимым комплексным новообразованием дошкольного возраста | Рвение к познанию и невозможность его удовлетворить посредством игры | Масса мозга – 1250-1300 г |
ТЕМА 2. Главные понятИя вОЗРАСТНОЙ (дЕТСКОЙ) психологИИ
- Возрастная психология — это отрасль психотерапевтической науки, которая изучает закономерности этапов формирования личности и психического развития в онтогенезе.
- Возрастная психология — это методологическая база для теории и воспитания и практики обучения, которая содействует оптимизации учебно-воспитательного действия на детскую личность.
- Возраст — это определенный период судьбы, что имеет хронологические рамки (календарные, биологические, психотерапевтические).
- Возраст — это степень психологического развития, что характеризуется совокупностью закономерных физических, физиологических и психотерапевтических трансформаций.
- Онтогенез — это процесс развития личного организма, формирование главных структур психики индивида в течение судьбы.
- Психологическое развитие — это закономерное изменение психологических процессов во времени, которое определяется в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
- Социальная обстановка развития — особенное сочетание внутренних внешних условий и процессов развития, каковые являются обычным для каждого возрастного периода и определяют динамику психологического развития в течении соответствующего возрастного периода.
- Ведущая деятельность — такая деятельность, которая обусловливает трансформации в психологических особенностях и психических процессах личности на конкретном возрастном этапе.
- Возрастные новообразования — качественные психологические и социальные трансформации, каковые в первый раз появляются в этот возрастной период.
- Возрастные новообразования — это трансформации в структуре психики, каковые не проявлялись на прошлых стадиях психологического развития, каковые появляются в возрастных кризисах, а формируются в стабильных периодах.
- Возрастные новообразования — это психологические и социальные трансформации, каковые в первый раз появляются на данном возрастном этапе развития и в главном определяют сознание ребенка, его отношение к окружающей среде, внутреннюю и внешнюю судьбу, целый движение ее развития в этот период (Л. С. Выготский).
- Движущие силы развития — несоответствия, каковые появляются и преодолеваются в учебно-воспитательном ходе (между желаемым и вероятным, между требованиями к ребенку и привычными нормами поведения и т.д.)
- Стабильные периоды развития — периоды, каковые характеризуются процессами равновесия, формированием начатых в кризисах новообразований.
- Кризисные (переходные) периоды — периоды, каковые характеризуются ухудшением негативных изюминок, каковые являются показателями благоприятного становления личности.
Нервно-психическое развитие ребенка
Интересные записи:
- Тема 1 управленческие документы. состав. классификация.
- Тема 2.1.2. сбор, обработка и анализ информации маркетинговой среды
- Тема 20. кредит в международный экономических отношениях (пк-3; пк-7)
- Тема 2. анализ сведений о деятельности отдела, направленной на постановку иностранных граждан на миграционный учет