с покон веков существует у людей кукольный театр. Древние народы верили в то, что мир населен множеством разных всевышних (см. ст. «Мифы старого мира»). Громадные и мелкие изображения священных животных и богов люди вырезали из кости либо дерева, лепили из глины, высекали из камня. В случае, если охота была успешной, около статуи : всевышнего танцевали, приносили ему жертвы, а вдруг добычи было мало, всевышнего наказывали: били статую палкой. В праздничных случаях самые громадные изображения всевышних возили на колесницах, запряженных быками, на поясницах слонов либо празднично носили на носилках. Часто устраивались приспособления, благодаря которым тайно от всех особенные служители заставляли статуи поднимать руки, наклонять головы, открывать глаза и шевелить губами.
Изображения всевышних, по всей видимости, и были предками театральных кукол.
Люди, участвовавшие в представлениях и религиозных шествиях, наряжались в необычные, необыкновенные одежды, сделанные из тканей, раскрашенной травы, шкур и кожи. Их головы были закрыты громадными масками, изображавшими драконов, львов, тигров, слонов, лисиц, орлов, цапель. Маски делали участников представлений похожими на огромных оживших кукол.
Понемногу кукольный театр превратился в независимую область мастерства. в течении тысяч лет в нем разыгрывались легенды о всевышних, демонах, оборотнях, волшебниках.
В средние века в европейских государствах куклы показывали мелкие пьесы на библейские темы, изображали эдем, преисподняя, ангелов, чертей.
Кукольные театры разыгрывали кроме этого легенды и народные сказки про обычных людей, высмеивая такие человеческие пороки, как скупость, жадность, глупость, трусость.
В ветхой России не было национальных кукольных театров. На ярмарках, на проспектах, в городских дворах давали мелкие представления бродячие фокусники, кукольники и акробаты. В большинстве случаев один из них крутил ручку музыкального коробки, что именовался шарманкой. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, длинноносый, крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, что его желает забрать на двадцать пять лет в воины. От ловкого Петрушки доставалось и невежде-врачу, не могшему лечить, и обманщику-торговцу.
Жизнь народных кукольников — бродячих актеров была сверхтяжелой и мало чем отличалась от судьбы бедного.
По окончании представления актер-кукловод снимал шляпу и протягивал ее зрителям. Кто желал, бросал в шляпу бронзовые копейки.
В других государствах также были куклы, похожие на отечественного Петрушку. Такие же длинноносые и крикливые забияки. Действительно, именовали эту куклу по-различному: в Англии—Панч, во Франции—Полишинель, в Италии — Пульчинелло, в Германии — Касперле и Ганс Вурст, в Чехословакии — Кашпарек, в Турции — Карагёз.
на данный момент кукольные театры существуют практически во всех государствах. В современных кукольных театрах употребляются три различные совокупности кукол. Имеется куклы, каковые приводятся в перемещение нитками. Актер-кукловод стоит на возвышении позади сцены и держит в руках «ногу» — особое устройство. Оно складывается из двух либо трех перекрещивающихся палочек, к каким прикреплены нитки. Нижние финиши ниток соединены с спиной и головой куклы, привязаны к ее плечам, рукам, ступням и коленкам ног. В большинстве случаев у куклы не редкость десять, двадцать, а время от времени кроме того сорок ниток. В случае, если раскачивать палочку, от которой нитки идут к коленкам куклы, то она начинает поднимать и опускать ноги, ходить либо танцевать. В то время, когда легко дергают нитку, прикрепленную к голове, то кукла делает поклон. В случае, если потянуть нитки, привязанные к ногам, и отпустить все остальные, кукла перевернется и может подняться на голову либо ходить на руках. Кукол данной совокупности довольно часто именуют «марионетками», но это не совсем верно, в силу того, что во многих государствах так именуют любую театральную куклу. Лучше кукол, с которыми мы только что познакомились, именовать легко «куклы на нитках».
Другая система кукол — это куклы, надевающиеся на руку, как перчатки. В большинстве случаев головка куклы надевается на указательный палец, одна ручка — на средний, а вторая — на большой. Таких кукол многие именуют у нас Петрушками, но это также не совсем верно. Так как куклы данной совокупности имеется во многих государствах, и неверно было бы, к примеру, китайскую куклу именовать русским именем «Петрушка». Верно назвать этих кукол «перчаточными» либо «куклами на пальцах».
Третья совокупность кукол — это куклы на тростях. Ими, так же как и куклами на пальцах, актер-кукловод играется из-за ширмы. Кукол на тростях время от времени надевают прямо на руку, но значительно чаще их держат за центральную палку, которая проходит через всю куклу. К данной палке прикреплены плечи и голова куклы, а к плечам — руки. Актер руководит руками куклы посредством тоненьких палочек-тростей, прикрепленных в большинстве случаев к локтям либо кистям рук. Палочки скрыты от зрителей в широких рукавах либо в одежде куклы.
Куклы на нитках и куклы на пальцах уже тысячи и сотни лет существуют практически во всех государствах мира, а вот куклы на тростях до начала отечественного столетия были лишь на Востоке, в большинстве случаев в Индокитай и Китай. В Европе такие куклы показались в первый раз у советских кукольников — живописцев Ефимовых.
Национальные кукольные театры у нас были созданы лишь по окончании Октябрьской революции. Их на данный момент в Советском Альянсе примерно сто. Это настоящие театры, в которых трудятся актеры, живописцы, мастера кукол.
Кукольные театры ставят и русские народные сказки: «По щучьему велению», «Репка», «Колобок»; и сказки Пушкина: «Царь Салтан», «Мертвая царевна», «Сказка о попе и о работнике его Балде»; и «Ночь перед Рождеством» Гоголя; и сказки различных народов: «Чудесная лампа Аладина», «Кот в сапогах», «Золушка»; и пьесы, написанные советскими авторами — С. Маршаком, Е. Шварцем, С. Михалковым, Н. Гернет, Е. Сперанским, Г. Ландау.
Большая часть театров кукол играется для детей, но кое-какие ставят представления и для взрослых, любящих кукольный театр не меньше, чем дети. Сейчас делается все больше кукольных самодеятельных коллективов при школах, зданиях пионеров.
Довольно много национальных кукольных театров появилось в Чехословакии, Румынии, Польше, Венгрии, по окончании их освобождения и в Германской Демократической Республике.