Судомоделизм — массовый технический вид спорта, проектирование, постройка моделей судов.
К самоходным моделям относят все плавающие модели судов, каковые приводятся в перемещение парусами либо механическими двигателями. Несамоходная настольная модель — уменьшенная копия настоящего судна — пример ювелирной точности, изящества, мастерства. Настольные макеты участвуют лишь в стендовых соревнованиях, где оцениваются их масштабность и внешний вид, т. е. соотношение с подлинными размерами корабля.
Судомодельный спорт появился в начале XX в. на базе экспериментального судомоделирования, в то время, когда в отдельных городах Европы, в том числе и в России, состоялись первые выставки настольных моделей судов.
В СССР с конца 20-х гг. выставки, и соревнования парусных и резиномоторных моделей стали иногда проводиться во многих городах.
У нас в стране первое официальное соревнование морских судомоделистов было совершено летом 1940 г. С 1949 г. эти соревнования стали ежегодными, показался новый технический вид спорта. В стране спортсменов-судомоделистов объединяет Федерация судомодельного спорта СССР, а в мировом масштабе — Интернациональная федерация судомодельного спорта (НАВИГА).
Классификация судомоделей. Все кораблей и модели судов условно поделены на 8 классов. В первых двух классах собраны самоходные модели гражданских судов и военных кораблей, в 3-м — модели подводных лодок, в 4-м — судов и модели кораблей на подводных крыльях, в 5-м — скоростные кордовые модели (с двигателем внутреннего сгорания). В 6-м классе объединены управляемые модели: скоростные (с электродвигателем и с двигателем внутреннего сгорания) и фигурного курса. 7-й класс представлен моделями парусных яхт, и, наконец, в 8-й класс входят все настольные макеты.
Самоходные модели кораблей и судов делятся не только по типу (армейские, гражданские, подводные лодки, яхты), но и по размеру корпуса (длине) и типу двигателя, исходя из этого любой класс разбит еще и на категории. У яхт главной критерий деления на категории — площадь парусов.
Самоходная модель, подготовленная для соревнований, обязана строго соответствовать прототипу (настоящему судну либо кораблю), впредь до небольших подробностей на надстройках и палубах, мачтах и мостиках. На модель разрешается устанавливать любой двигатель (механический, электродвигатель, двигатель внутреннего сгорания); основное, дабы она двигалась с масштабной скоростью, зависящей от масштаба, в котором выстроена модель, и скорости прототипа.
Модели, в корпусе которых установлены особые устройства (радио, световые и звуковые) для приема сигналов с берега, именуют управляемыми. Модели этого класса кроме скорости должны владеть хорошей маневренностью; так как на дистанции им приходится не только проходить узкие ворота, но и обходить буйки, быстро разворачиваться.
Моделисты-яхтсмены соревнуются в 2 классах моделей яхт: управляемых и неуправляемых. В зависимости от площади парусности, других характеристик и длины корпуса модели яхт подразделяются на 9 категорий, обозначенных индексами 10, М, С, П и т. д.
Теория корабля — первый ассистент моделиста. Дабы выстроить по-настоящему «мореходную» модель, любой судомоделист обязан знать, что такое запас и плавучесть плавучести, остойчивость, непотопляемость, ходкость, маневренность, устойчивость на курсе и управляемость (см. Судно).
Ходовые особенности выстроенной модели определяются по большей части такими качествами, как поворотливость — свойство маневрировать при поворотах руля, устойчивость на курсе — свойство держать заданный курс при нейтральном положении руля. Поворотливость модели зависит от многих качеств, к примеру от длины и ширины корпуса, от осадки, от площади руля.
Одно из самых ответственных качеств любой модели — свойство развивать наивысшую скорость. Судомоделисты именуют это свойство ходкостью модели. Ходкость зависит от мощности двигателя, формы кормы, от отделки подводной части корпуса. Моделисты стараются как возможно лучше декорировать корпус модели: сопротивление значительно уменьшается и скорость модели возрастает.
детали и Основные узлы. Отделка модели. Корпуса моделей делают из дерева, металла, стеклоткани, папье-маше. Юные моделисты в большинстве случаев начинают с древесного корпуса: выдалбливают его из целого куска дерева, либо делают из склеенных совместно досок, либо набирают из шпангоутов, килевой рамы, стрингеров и обклеивают узкой фанерой. Железные корпуса паяют, в большинстве случаев, из кусков жести. А из стеклоткани выклеивают на древесной болванке (см. Сборка моделей).
Изготовление корпуса модели — это лишь начало работы. Внешний вид готовой модели определяют в большинстве случаев надстройки, рубки, трапы, оружие. В большинстве случаев, это узлы и мелкие детали, исходя из этого изготовление их требует от точности и моделиста аккуратности. От узлов надстроек и качества деталей зависят и мореходные качества модели — ходкость и остойчивость.
Готовые модели грунтуют, шпаклюют, шлифуют и окрашивают масляными, эмалевыми либо нитроэмалевыми красками. Окраска модели обязана соответствовать прототипу. К примеру, надводную часть армейского корабля окрашивают в разные оттенки серого цвета, а пассажирского судна — белой краской. Корпус грузовых судов красят в черный цвет, а надстройки — в белый. Подводные части кораблей и моделей судов значительно чаще окрашивают в зеленый либо красный цвет.
Микродвигатель, редукторы, винтомоторная установка. Для судомоделей применяют тепловые, электрические и механические двигатели (см. Двигатели модельные). Большая часть судомодельных двигателей имеют высокую частоту вращения вала, исходя из этого моделистам приходится снижать ее особыми устройствами — редукторами (см. Механизм). Устанавливают их в корпусе моделей между гребным винтом и двигателем.
Модель должна быть оснащена еще и движителем: парусом, гребным колесом, водяным либо воздушным винтом.
Гребной винт — это цилиндрическая ступица с лопастями. На кораблях и современных судах их не редкость от 2 до 6. Моделисты применяют винты с 2, 3 и 4 лопастями. Гребные винты для собственных моделей юные корабелы рассчитывают и изготавливают значительно чаще сами. Но кроме того верно изготовленный гребной винт часто требует доводки. При конструировании движителя моделисту нужно знать, что главные параметры гребного винта — диаметр и шаг — должны быть такими, дабы двигатель имел возможность развить громаднейшую мощность.
В двигательный комплекс любого судна либо модели кроме гребного винта входит еще один серьёзный элемент — корабельный руль — пластина в большинстве случаев прямоугольной формы. Эффективность работы руля зависит от его сечения.
В современном судостроении и судомоделировании применяют рули 4 видов: рули с рудерпостом, балансировочный, полуподвесной и подвесной. Балансировочные рули требуют меньше упрочнений для поворота, они не снижают КПД гребного винта, и исходя из этого судомоделисты с радостью применяют их на собственных моделях. От верного сочетания связки «корпус — гребной винт — руль» сильно зависит скорость судна либо модели.
Моделисты устанавливают на модель особые автоматические устройства и стабилизаторы курса.
Регулировка модели на воде. Опробование модели. Модель выстроена. Сейчас ее предстоит испытать на воде и отрегулировать. Сперва контролируют водонепроницаемость отсеков модели. В случае, если в модели найдена течь, отверстие либо щель заделывают изнутри нитрошпаклевкой, смешанной с опилками. Позже ликвидируют дифферент и боковые крены (крен на корму либо шнобель), регулируют остойчивость. Дополнительным грузом (в большинстве случаев свинцом) избавляют модель от дифферента и крена, а верным распределением нужного груза: двигателей, аккумуляторная батарей, устройств автоматики — улучшают остойчивость.
Пробные запуски самоходных моделей с двумя гребными винтами сперва выполняют без руля и не на полную расстояние. Винты не бывают полностью однообразными, исходя из этого в большинстве случаев на первых ходовых опробованиях модель отклоняется в ту либо иную сторону. В этом случае спортсмены увеличивают либо уменьшают ход одного из винтов.
Отрегулировав гребные винты, на модель устанавливают руль и опять запускают ее на расстояние, но сейчас уже на полную. На этих запусках, наровне с отработкой курса модели, контролируют и ее масштабную скорость. Регулируют масштабную скорость добавлением либо уменьшением элементов электропитания или дополнительным переменным сопротивлением — реостатом.
Самоходные, радиоуправляемые, модели и скоростные модели подводных лодок соревнуются на защищенной от ветров акватории, а вот для моделей яхт, напротив, подбирают открытое, отлично продуваемое место.
Глубина водоема для моделей подводных лодок должна быть не менее трех метров, для остальных моделей — не меньше 0,5 м.