Структура трудовой деятельности

Системность организации деятельности самый полно и очевидно проявляется в изюминках ее структуры. Разглядим разные стороны трудовой деятельности человека, и его структуру.

Трудовая деятельность — это особенная совокупность, складывающаяся из следующих главных компонентов: предметы труда, средства труда, человек как субъект труда.

В этом понятии отражены различные стороны и разные уровни трудовой деятельности:

Трудовая деятельность = Субъект труда + Условия труда + Содержание труда + Средства труда + Организация труда + Предмет труда.

Человек есть субъектом труда, преобразующим в ходе труда предметы труда в продукты труда посредством средств труда. Практически субъект труда — человек как инициатор и носитель трудовой деятельности.

Субъект трудовой деятельности, каким есть человек как работник, — это совокупность, имеющая сложные внутренние (свойства) и психические функции. К таким внутренним особенностям относятся:

  • эмоциональная настроенность на работу;
  • неспециализированное сознание защищенности в уверенности и обществе в завтрашнем дне;
  • удовлетворенность обстановкой в доме, семье;
  • характера и особенности темперамента;
  • построение образа вариантов достижения и будущего результата деятельности результата.

Все эти внутренние психологические изюминки субъекта труда не должны недооцениваться на практике.

Под условиями трудапонимается совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны его развития и, в первую очередь, на отношение к труду и его эффективность.

Условия трудав широком смысле слова — это уровень технического оснащения производства, темперамент технологических процессов, действующий режим отдыха и труда, социально-психотерапевтический климат в трудовом коллективе, эстетическая ситуация на производстве, и условия труда в классическом их понимании. К последнему относятся изюминке и неспециализированное состояние производственных помещений, санитарно-гигиеническая ситуация, опытная опасность труда, наличие работ, делаемых в негативных условиях. Условия труда формируются в ходе производства и определяются уровнем и типом техники, организации и технологии производства.

Различают социально-экономические и производственные условия труда.

Социально-экономические условиятруда включают все то, что воздействует на уровень подготовки работника к участию в труде, на восстановление рабочей силы (возможность и уровень образования его получения, возможность полноценного отдыха, условия быта и т. д.).

Производственные условия труда- это все элементы производственной среды, каковые воздействуют на работника в ходе труда, на его работоспособность и здоровье, на отношение к работе.

По критерию качественного своеобразия условий труда возможно выделить:

1) физико-химические факторы (температура, влажность, скорость перемещения, газовый состав воздуха, барометрическое давление, радиационные факторы, вредные примеси и т. д.), для которых существует совокупность санитарно-гигиенического нормирования;

2) информационные факторы (количество информации, интерференция, избыточность, недостаток, фальшивая информация и т. д.), показатели которых не нормируются, а объективная и субъективная значимость информации, в большинстве случаев, не совпадают;

3) социально-психотерапевтические факторы (уровень сплоченности коллектива, психотерапевтический климат, стиль управления, межличностные конфликты и т. д.), каковые определяются психотерапевтическими изюминками содержания и субъектов деятельности трудовых задач;

4) эстетические факторы (эстетические и функциональные качества предметной среды — художественное оформление, фактура материалов, цветовое ответ, гармоничность композиции, современность стиля и т. д.), снабжающие завлекающий эффект оборудования, светоцветовой тон информационного и моторного полей рабочего места.

По критерию интенсивности действия факторов выделяют следующие виды рабочей среды [65]:

1) комфортная, снабжающая обычное самочувствие и оптимальную динамику работоспособности человека-оператора;

2) довольно дискомфортная, вызывающая неприятные изменения и субъективные ощущения уровня работоспособности и функционального состояния к концу рабочего дня;

3) экстремальная, вызывающая выраженные функциональные трансформации не ведущие к патологии и понижение работоспособности;

4) сверхэкстремальная, вызывающая патологические нарушения в организме и падение работоспособности (либо отказ от работы).

Содержание труда- способы и процесс исполнения трудовых задач.

Средства труда- вещь либо совокупность вещей, каковые человек помещает между собой и предметом труда, каковые помогают для него в качестве проводника действия на данный предмет в целях получения нужных материальных благ. На эффективность труда человека оказывает действие совокупность параметров и свойств средств труда, подобающим образом приспособленных к человеку либо коллективу как субъекту труда.

К средствам труда относятся орудия труда и рабочее место. Параметры орудий трудазависят от достижений научного прогресса, от денежных возможностей предприятия по приобретению новинок, от инвестиционной активности предприятия.

К средствам труда смогут кроме этого относиться не только материальные (инструментальные, машинные), и и функциональные (обращение, жесты) орудия деятельности.

Рабочее местоможет быть личным либо коллективным, но в любом случае его размеры, сенсомоторные территории должны соответствовать известным эргономическим нормативам.

Предмет труда — это вещество природы, вещь либо комплекс вещей, на каковые человек воздействует в ходе труда при помощи средств труда с целью приспособления их для удовлетворения личных и производственных потребностей. В случае, если предметы труда образуют материальную базу продукта, то они именуются главными материалами, а вдруг содействуют самому процессу труда либо придают фундаментальному материалу новые свойства, то — запасными материалами.

К предметам труда в широком смысле относится все то, что изыскивается и добывается, обрабатывается и формируется, т.е. материальные ресурсы, научные знания, человеческое общество и т. д.

Структура деятельности. Видеоурок по обществознанию 10 класс


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: