Психология – очень развернутая отрасль знаний, включающая последовательность отдельных научных направлений и дисциплин.
Выделяют:
— фундаментальные, базисные отрасли психологии, каковые имеют неспециализированное значение для объяснения и понимания поведения всех людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются,
—прикладные, особые, исследующие психологию людей, занятых какой-либо конкретной деятельностью.
Еще недавно структуру психотерапевтической науки возможно было обрисовать, перечислив в нескольких строках ее главные разделы. Но сейчас развития и модель становления, взаимодействия и структуры разных отраслей психотерапевтической науки, число которых приближается к 100.
— философские неприятности психологии (теорию отражения, принципы психологии и рефлекторную теорию психики)
— история психологии
— неспециализированная психология
— сравнительная психология
— личная психология
— психофизиология и психофизика
— медицинская психология
— дефектопсихология
— олигофрено-, сурдо– и тифлопсихология
— возрастная психология
— детскую психологию
— психология юношеского возраста
— геронтопсихология
— дифференциальная психология
— психодиагностика и психопрогностика
— психология личного творчества
— психологией личности
— социальная психология
— палеопсихология
— историческая психология
— этнопсихология
— психология религии
— психология мастерства
— библиотечная психология
— психология труда
— психология спорта
— педагогическая психология
— психогигиена
— трудовая терапия
— опытная ориентация
— исправительно-трудовая психология
— психология управления.
— юридическая психология
— военная психология.
— авиационная и космическая психология
— инженерноая психология
— психология коллективов и групп
— психология коллективного творчества
— психология идеологической работы
— зоопсихология
К.К. Платонов (1904–1985) предлагает разглядывать дерево психотерапевтических наук следующим образом. Как всякое дерево, оно имеет корни, ствол и комель.
— Корни дерева психотерапевтических наук – философские неприятности психологии. Они разветвляются на теорию отражения, принципы психологии и рефлекторную теорию психики.
— Переходом корней в ствол (комель) психотерапевтической науки помогает история психологии. — Выше лежит главной ствол неспециализированной психологии.
— От него отходит ветвь сравнительной психологии.
— Она со своей стороны разветвляется на два ствола: личной и социальной психологии, конечные ветви которых частично не только переплетаются, но и срастаются равно как и вершины этих двух стволов.
— Ниже вторых от ствола личной психологии отходят психофизиологии и ветви психофизики.
— Немного выше их, со стороны тыла, начинается ствол медицинской психологии с дефектопсихологией,
— разветвляющейся на олигофрено-, сурдо– и тифлопсихологию;
— она ответвляется с тыльной стороны по причине того, что патология – отклонение от нормы.
— Выше находится возрастная психология,
— разветвляющаяся на детскую психологию, психологию юношеского возраста и геронтопсихологию.
— Еще выше данный ствол делается дифференциальной психологией.
— Практически от ее основания отходит ветвь психодиагностики с психопрогностикой.
— Кончается ствол личной психологии двумя вершинами: психологией личного творчества и психологией личности, причем ветви, отходящие от обоих этих стволов, срастаются с ветвями, отходящими от вершины ствола социальной психологии.
— Второй ствол дерева психотерапевтических наук – ствол социальной психологии.
— От него по окончании ветвей ее методологии и истории отходят ветви палеопсихологии, исторической психологии, этнопсихологии.
— Тут же с тыльной стороны отходит ветвь психологии религии,
— а с фронтальной – библиотечной психологии и психологии искусства.
— Выше ствол снова раздваивается: один продолжает совокупность социально-психотерапевтических наук как коммуникативно-психотерапевтических,
— а второй воображает группу наук психологии труда.
— Первой на стволе коммуникативно-психотерапевтических наук расположена ветвь психологии спорта.
— Выше, во фронтальном направлении, отходит замечательная ветвь педагогической психологии. Отдельные ее ветви тянутся к практически всем вторых ветвей всего дерева, со многими переплетаются, а с некоторыми кроме того срастаются.
— К числу последних принадлежат психогигиена, трудовая терапия, опытная ориентация, исправительно-трудовая психология, психология управления.
— Следующая ветвь на стволе социально-психотерапевтических наук – юридическая психология.
Ветвь психологии труда представляет собой достаточно замечательный ствол, отходящий от главного ствола социально-психотерапевтических наук. На нем, как и на вторых ветвях, скоро за развилкой находятся истории психологии и ветви методологии труда.
— Выше лежит последовательность ветвей – наук, изучающих определенные виды социально высокозначимого труда. К ним относится военная психология.
—Независимой ветвью стала авиационная психология и скоро и удачно развивающаяся на ее базе космическая психология. От ствола психологии труда отходит массивная и скоро развивающаяся ветвь инженерной психологии.
— Вершина ствола психологии труда срастается с неспециализированной вершиной ствола социальной психологии: коллективов и психологии групп и психологии коллективного творчества, а вершинные ветви всего ствола социальной психологии, со своей стороны, – с вершинами индивидуального творчества и психологии личности ствола личной психологии.
Ансамбль вершинных ветвей дерева психотерапевтических наук делается вершиной независимой психотерапевтической науки – психологии идеологической работы как осуществления идеологической функции психологии.
Стволы, корни, веточки и ветви дерева психотерапевтических наук моделируют следующую иерархию компонентов психологии как науки в целом: личная психотерапевтическая наука, отрасль психологии, психотерапевтическая неприятность, психотерапевтическая тема.