Покорение воды
Вода везде. Она течет ручьями и реками, заполняет озера и моря, падает дождем с неба, кипит из-под почвы. Вода — это стихия, могучая и непокорная.
Негромкая речка либо спокойное море ласкают отечественный взгляд. Но эти же море и речка смогут с грохотом и шумом разрушать берега, смывать деревья, сносить целые и мосты селения, топить огромные суда.
Волгу отечественный народ величает «матушкой-кормилицей» за то, что она с покон веков кормит довольно много людей и переносит на собственных плечах самые тяжелые и самые громоздкие грузы, каковые иным методом так легко и дешево не перевезти.
Мощность падающей воды огромна. Любая ее тонна, падая с высоты 1 м со скоростью 1 м/сек, развивает мощность около 13 л. с. и может дать столько энергии, сколько затратили бы 20 человек, подняв по 50 кГ груза выше головы. Как сделать, дабы эта энергия не пропадала напрасно?
Человек с старейших времен стремился применять водную стихию, подчинить ее. В следствии накоплены знания и большой опыт в этом деле и создана громадная наука о водном хозяйстве. Та часть данной науки, которая учит методам руководить водой для отечественной пользы, именуется гидротехникой. А средствами управления водной стихией помогают бессчётные гидротехнические сооружения, с обычными формами которых мы и познакомимся.
Главное и самое древнее по происхождению гидротехническое сооружение — это плотина, либо запруда. С ее помощью создаются: пруд, водохранилище а также неестественное море, в котором накапливается громадной запас воды; плотина образует неестественный водопад, на котором сосредоточивается энергия падения воды.
Так устроен и действует судоходный шлюз. |
Собрав воду в водохранилище, возможно ее хранить и расходовать по собственному усмотрению — поддерживать нужную для судоходства глубину рек либо сохранять весеннюю и дождевую воду на все сухое время года. Посредством водохранилища возможно не допустить наводнение, задержав, либо, как говорят, «срезав», страшный избыток воды. В неестественном пруду возможно развести рыбу. Затопив болотистые участки, возможно оздоровить климат, а затопив пороги на реке — сделать ее судоходной. На созданном плотиной перепаде возможно установить водяные колеса либо турбины и взять электрическую энергию.
Уровень воды перед плотиной именуется верхним бьефом, ниже плотины — нижним бьефом.
Отличие по высоте между горизонтами верхнего и нижнего бьефов образовывает величину перепада, либо напора, воды.
Реки весьма редко перекрывают глухими плотинами, т. е. такими, через каковые не имеет возможности переливаться вода. В большинстве случаев плотина имеет глухую и водосливную части. Последняя даёт предупреждение переполнение водохранилища и разрешает, в то время, когда нужно, спускать воду вниз.
Несложная водосливная плотина — это цементный либо каменный порог, через что может вольно переливаться вода. В случае, если требуется строго регулировать расход уровень и воды бьефа, то на гребне ставят бычки, а пролеты между ними закрывают железными щитами. В случае, если нужно время от времени реку покинуть свободной, без подпора, делают не гребень, а прочный порог по дну реки. На нем ставят бычки и закрывают на всю высоту щитами. Время от времени плотину делают в виде глухой стенки с затворами и донными отверстиями для спуска воды.
При плотине, которая образует неестественный перепад воды, наиболее значимое сооружение —гидроэлектростанция. Часто водохранилища и большие плотины сооружаются конкретно для возможности выстроить гидроэлектростанцию.
На судоходной реке при плотине непременно строят судоходный шлюз, благодаря которому суда переправляются из верхнего бьефа в нижний либо напротив.
Дабы рыба, идущая по реке снизу вверх, имела возможность преодолеть плотину, часто строят особые лотки-рыбоходы либо лифты-рыбоподъемники.
Плотина, гидроэлектростанция, рыбоход и судоходный шлюз образуют гидроузел.
Примеры для того чтобы гидроузла — Цимлянский на Дону, Волжский у г. Куйбышева.
Кроме этого в далеком прошлом, как и плотины, люди строят неестественные каналы.
Первыми каналами в истории людской культуры были оросительные.
Строили их для полива полей, огородов, садов в жарких государствах, в том месте, где дождей выпадает мало.
Схема Волго-Донского судоходного канала. |
В Египте, Индии, Китае, в равнинах отечественных среднеазиатских рек — Сыр-Дарьи, Зеравшана, Аму-Дарьи — до сих пор сохранились оросительные каналы тысячелетней давности. Современные оросительные каналы бывают так громадны, что по ним смогут кроме того плавать пароходы. Дабы вода не просачивалась из канала в почву, русло оросительных каналов часто покрывают непроницаемой одеждой из бетона.
В том месте, где орошаются громадные площади почвы, оросительные каналы образуют сложную совокупность.
Основная артерия, либо магистральный канал, современной оросительной совокупности забирает воду из естественного источника ее посредством особого головного сооружения либо насосной станции. От этого главного канала ответвляются многие второстепенные распределители, и без того впредь до последней канавки либо борозды на поле, из которой вода впитывается в землю. На разветвлениях каналов ставятся цементные сооружения — регуляторы, водовыпуски, каковые имеют то же назначение, что и краны в водопроводах.
Наровне с оросительными каналами бывают каналы осушительные. Совокупность их, в отличие от оросительных, отводит воду из через чур мокрой земли (см. ст. «Как осушают болота»).
По окончании того как люди обучились строить оросительные и осушительные каналы, они начали строить и судоходные. Их строят такими широкими, дабы два громадных встречных судна смогли вольно расходиться и достаточно вольно двигаться.
Сочетание неестественных судоходных каналов, сооружений на них и время от времени неестественных водохранилищ с участками естественной реки образует водный путь, что именуют судоходной совокупностью.
У нас за годы Советской власти выстроены громадные судоходные совокупности. К примеру, Беломорско-Балтийский судоходный путь с девятнадцатью шлюзами и пятью большими плотинами тянется от Онежского озера до Белого моря на 227 км; канал им. Москвы длиной 128 км имеет 9 шлюзов, 8 плотин и 5 громадных насосных станций.
Волго-Донской канал связывает Черное море с Балтийским и Каспийским. Канал имеет 13 бьефа и 3 шлюзов, образованных плотинами в руслах Дона и Волги. Три замечательные насосные станции перекачивают в канал воду из Дона. Суда, покидающие Волгу, поднимаются на водоразделе на 88 м и опускаются к Дону на 44 м.
На гидротехническом постройке трудятся автомобили. (Сверху вниз: экскаватор «прямая лопата» ссыпает вынутый грунт в автосамосвал; бульдозер разравнивает грунт; шагающий екскаватор — драглайн — разрабатывает углубление для будущего канала; многоковшовый экскаватор создаёт планировку откосов канала. |
Дабы река в половодье не затопила посевы, улицы и дома, из почвы делают плотины обвалования. Они тянутся время от времени на много километров.
Равнинные реки мелеют к осени, образуя множество перекатов — песчаных мелей, через каковые не смогут проходить суда. Дабы создать на перекатах нужную глубину, возводят выправительные сооружения — плотины из хвороста и камня. Они сжимают русло, ускоряют течение воды и заставляют ее углублять дно реки.
Время от времени на дне реки прокапывают каналы. Такую работу именуют дноуглублением.
На берегах больших озёр и морей создаются гавани и порты для стоянки, разгрузки и погрузки судов. В портах и гаванях строят пирсы и волноломы для защиты судов от громадных волн. Для осмотра и ремонта подводной части судов строят доки. Это большие цементные коробки, в каковые через особые ворота вводится ремонтируемое судно. Ворота закрываются, вода из коробки откачивается. Дабы судно вывести обратно, док наполняют водой и открывают ворота.
Вот кратко главные гидротехнические сооружения, каковые являются средством покорения воды. Сейчас познакомимся с тем, как эти сооружения создаются.
Перед тем как выстроить гидротехническое сооружение, составляют его проект. Это — правильное изображение сооружения на бумаге. Это кроме этого подсчет количества работ, количества материалов, автомобилей, других средств и людей, нужных для постройки сооружения; это выбор плана постройки и наилучшего способа сооружения. И в первую очередь — это настоящий творческий план, как лучше одолеть водную стихию и вынудить ее помогать человеку. Вода непросто поддается обузданию. Она может опрокинуть либо переместить тяжелую цементную плотину, может подмыть ее, может уничтожить земляную плотину, если они выстроены слишком мало надежно. Какое, к примеру, бедствие произошло в Южной Франции, в то время, когда ночью упала огромная плотина Мальпассе, удерживавшая около 50 млн. м³ воды! Хлынувшая из водохранилища вода затопила все внизу по реке, уничтожила часть приморского города и погубила более 400 людских судеб. Само собой разумеется, для того чтобы случая нельзя допустить. Но для этого необходимо заблаговременно так вычислить сооружение, дабы оно было прочным, надежным и талантливым противостоять всяким случайностям.
Дабы возможно было так запроектировать надежное и, само собой разумеется, самоё дешёвое и нужное сооружение, необходимо очень многое изучить и довольно много знать. Необходимо изучить реку, на которой строится сооружение, ее характер и мощность, либо, как говорят, ее гидрологический режим. Необходимо сиять правильные замыслы места, где сооружение должно быть расположено, и разведать геологию этого места, т. е. знать на достаточную глубину грунты под сооружением, их особенности и характер. Совсем по-различному рассчитываются и ставятся сооружения на горе, глине либо песке. И на песке возможно выстроить громадное сооружение — необходимо лишь овладеть нужными знаниями и верно произвести технические расчеты.
Гидротехнические сооружения большей частью собственного тела бывают загружены в воду и землю. В то время, когда плотина, либо гидростанция, либо судоходный шлюз выстроены и введены в воздействие, мы видим над водой либо с поверхности почвы в лучшем случае одну треть их. В большинстве случаев, эти сооружения строятся в глубоких котлованах. В редких случаях котлован остается сухим. Значительно чаще в него снизу и сверху поступает вода, которую приходится непрерывно откачивать, пока необходимо класть бетон либо вести другие работы.
Строительство плотин
А что делать, в случае, если плотину либо целый гидроузел необходимо строить прямо в реке, как и строится большая часть больших гидроузлов на отечественных реках? Так как реку нельзя остановить. Довольно часто запрещено на ней кроме того временно останавливать судоходство.
В этом случае в большинстве случаев поступают следующим образом. Место под котлован на части реки, от трети до половины ее ширины, огораживают временной глухой плотиной, именуемой строительной перемычкой. Вторая часть реки, именуемая прораном, остается свободной. В перемычки идут строительные работы. В то время, когда в перемычки сооружение закончено так, что на дне котлована делать больше нечего и все оставшиеся работы возможно вести над водой, перемычку разрушают. Не редкость, что возводится не одна перемычка, а сходу две — у левого и правого берегов.
Вверху — неспециализированный вид гидроузла. На картинках продемонстрированы этапы его строительства. 1 — место, выбранное для сооружения плотины (створ гидроузла); 2 — земснаряды насыпали две перемычки, вода из них откачана, возводятся строение ГЭС и водосливная плотина; |
По окончании работ за перемычками остается закрыть проран, т. е. перекрыть реку глухой плотиной.
В то время, когда глухая земляная часть плотины отсыпана до полной высоты, заделывают все временные отверстия в сооружении, закрывают и водосливные пролеты щитами, после этого начинают поднимать подпор на плотине и накапливать воду перед ней. Так образуется неестественное море — водохранилище.
Этапы его строительства гидроузла. 3 — котлован ГЭС затоплен, а проран начинает суживаться насыпью земляной плотины; 4 — в проране наведен наплавной мост, с которого бросают бетонные кубы и камень, дабы закрыть реку наглухо; прорыт судоходный канал и строятся судоходные шлюзы; 5 — идет доделка водосливной плотины и монтаж водяных турбин и электрогенераторов в строении ГЭС; 6 — все главные сооружения закончены, идет наполнение водохранилища. |
В случае, если необходимо строить плотину на узкой реке, то время от времени приходится ее искусственно отводить в сторону, т. е. обводить около места постройки по каналу либо туннелю.
Как видите, дабы выстроить гидросооружение, приходится не только возводить само сооружение, но и делать довольно много запасных работ, таких, к примеру, как возведение перемычек, откачка громадных весов воды из котлованов, постройка временных дорог, мастерских, рабочих поселков и т. п.
При постройке отдельных гидросооружений и гидроузлов приходится делать большие и различные работы: выемки и насыпи земли, кладку из бетона и камня, монтаж и изготовление всевозможных конструкций из стали, установку автомобилей и механизмов и другое.
На Волго-Доне лишь по первой очереди строительства произведено насыпей и выемок 174 млн. м³, уложено железобетонных конструкций и бетона практически 3 млн. м³, установлено механизмов и металлоконструкций 57 тыс. Т. На гидроузле Волжской ГЭС им. В. И. Ленина сделано насыпей и выемок — 183 млн. м³, уложено, бетона — 7,3 млн. м³, смонтировано механизмов и металлоконструкций — 140 тыс. Т. Выполнить такие количества работ без автомобилей и механической энергии немыслимо.
Сейчас 90-99% земляных работ выполняется лишь посредством особых снарядов и автомобилей. Их приводит в воздействие электричество, горючее либо пар. Только малый часть работ выполняется вручную.
Главные автомобили, благодаря которым строители-гидротехники делают земляные работы на собственных сооружениях — роют углубления и отвозят грунт, срезают поверхность и передвигают грунт, роют и перебрасывают грунт, зачищают откосы, — это разные экскаваторы, бульдозеры, скреперы, планировщики (рис. 3).
Для возведения громадных земляных плотин и насыпей довольно часто пользуются землесосами (рис. 5). Через хобот посредством замечательного насоса они засасывают со дна смесь воды с грунтом — пульпу. По долгим трубам — пульповодам — эта смесь передается на возводимую насыпь. Такая операция именуется гидронамывом.
Гидронамывом созданы земляные плотины Цимлянского, Куйбышевского и многих вторых больших гидроузлов.
Дно реки углубляют посредством землечерпалок. Грунт от них отвозят в особенных баржах — шаландах и сваливают в глубокое место. У данной баржи в дне раскрываются громадные люки, через каковые и вываливается грунт (рис. 6).
Время от времени грунт разрабатывают посредством замечательной струи воды, подаваемой гидромонитором. Отдельные гидромониторы смогут давать струю воды таковой силы, что разрушается кроме того гор.
В гидротехнические сооружения укладываются тысячи а также миллионы кубов бетона. Эти работы кроме этого выполняются лишь посредством автомобилей.
Дабы заготавливать такие количества бетона, на постройке организуется цементное хозяйство и строятся автоматизированные цементные фабрики, каковые непрерывно готовят цементную смесь. К заводу по железной дороге либо по реке подвозят материалы для бетона: цемент, песок, щебень. Готовая цементная смесь отвозится на место укладки в громадных бадьях, каковые подхватывают краны и передают в блоки.
Земснаряд намывает земляную плотину. |
Каждое громадное цементное сооружение бетонируется частями — блоками, каковые образуются посредством древесной либо железной опалубки.
Сейчас начинают строить гидротехнические сооружения из сборного железобетона.
В гидротехнических сооружениях используют довольно много железных конструкций и автомобилей. Это затворы и большие щиты, краны и подъёмные лебёдки, мостовые перекрытия, перила, мачты, гидротурбины и генераторы и целый ряд других механизмов, которыми оборудуется строящаяся ГЭС.
Все это привозится готовыми частями с фабрик, планирует и устанавливается на месте. Эту операцию именуют монтажом.
В то время, когда в 1932 г. вступил в строй Днепрогэс, он был самой большой гидростанцией в Европе. Но Волжская ГЭС им. В. И. Ленина и Сталинградская ГЭС намного превосходят Днепрогэс.
И это сейчас. А на следующий день? на следующий день на могучих реках Сибири будут воздвигнуты Братская ГЭС на Ангаре, Красноярская ГЭС на Енисее, Нижне-Обская ГЭС на Оби и много других гидроузлов и гидростанций, призванных применять неисчерпаемую мощь сибирских и дальневосточных рек.
А на Волге уже запроектированы Чебоксарская, Нижне-Камская ГЭС. На Днепре выстроены Каховская и Кременчугская ГЭС. Проектируется еще много других гидростанций.
Землечерпалка углубляет дно канала. |
Разрабатывается проект переброски воды рек бассейна Белого моря в совокупность ее притоков и Волги. Это остановит понижение уровня Каспийского моря и оживит громадные пустыни около него.
Громадный Каракумский канал подает воду Аму-Дарьи в безводную пустыню Каракумы, в равнины pp. Теджена и Мургаба и дойдет до Каспийского моря. Множество новых оросительных совокупностей перевоплотит пустыни и засушливые степи в цветущие, золеные районы.
Запасы водной энергии на отечественных реках неисчерпаемы. Нужно решить грандиозные гидротехнические задачи, дабы значительно лучше покорять воду, вынудить ее помогать потребностям человека. Это предстоит делать юный смене.
Покорение воды — великое и увлекательное дело. Но дабы совладать с ним, нужно довольно много знать и довольно много трудиться. Вода покоряется лишь умелым и настойчивым.
Машины-строители
На всей территории отечественной огромной страны идет грандиозное, невиданное по собственному размаху строительство. Сооружаются огромные электростанции, плотины и каналы, прокладываются автомобильные и железные дороги, растут корпуса новых фабрик, фабрик и жилых домов, шагают через широкие разливы рек цементные устои огромных мостов, тянутся через леса и поля тысячекилометровые трубы нефте- и газопроводов, загораются огни над копрами новых шахт и рудников.
И везде — на всех этих бесчисленных стройках трудится огромная армия автомобилей. Они заменяют тяжелый, малопроизводительный ручной труд, облегчают, ускоряют и удешевляют строительные работы на самых разнообразных участках.
ЗЕМЛЕКОПЫ и СТАЛЬНЫЕ ЛЕСОРУБЫ
Мы уже знаем, что перед началом любого строительства необходимо подготовить площадку: очистить ее от кустарника и деревьев, удалить пни, крупные камни и корни. Всю эту работу делают сейчас автомобили — кусторезы, древовалы и корчеватели пней.
Кусторез установлен на гусеничном тракторе. По форме собственной он напоминает утюг, к нижнему краю которого прикреплены ножи. Продвигаясь по участку, трактор с кусторезом срезает кустарники и деревья и укладывает их по обе стороны создаваемого им прохода. Он сходу срезает березу толщиной в 20-22 см либо сосну толщиной в 25-30 см. За восемь часов работы кусторез может очистить до 6-8 га.
бульдозер и Экскаватор на тракторе «Беларусь». |
По окончании кустореза на площадке остаются корни и пни срезанных деревьев и кустов. Их удаляют корчевателем либо корчевателем-собирателем. Именуют эту машину так по причине того, что она не только удаляет из земли корни и пни, но еще собирает их и вывозит с площадки.
По окончании того как площадка очищена и подготовлена, приступают к земляным работам. Они весьма разнообразны. При постройке строения роют котлован для подвальных помещений и фундамента. При прокладке труб газопровода роют траншеи. При постройке металлической либо дороги строят земляное полотно. Особенно громадный количество земляных работ приходится делать при прокладке судоходных и магистральных оросительных каналов.
Строительство аэропортов, стадионов, площадей и улиц новых городов начинается с планировки, т. е. срезки грунта на возвышенных местах, выравнивания площадки и засыпки низин.
Самые популярные автомобили для земляных работ — механические лопаты — экскаваторы. Они бывают одноковшовые и многоковшовые. На стройках в большинстве случаев используются одноковшовые экскаваторы.
Главный технический показатель экскаватора — емкость его ковша, измеряемая в кубических метрах. Самый мелкий отечественный экскаватор установлен на колесном тракторе «Беларусь». Емкость его ковша 0,2 м³. На постройках значительно чаще видятся экскаваторы с ковшами емкостью в 0,5-3 м³.
Известность взял шагающий экскаватор-гигант ЭШ-14/65, прославившийся на постройке Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина. на данный момент создан более замечательный экскаватор с ковшом емкостью 35 м³. Вес этого гиганта — 2800 Т. Для его перевозки необходимо примерно сто ЖД платформ целый состав!
Экскаваторы разделяются на три главные группы:
Несколько | Тип | Емкость ковша в м³ | Вес в Т | Главная область применения |
Малые | Универсальные | до 2 | до 30 | Работы на постройке |
Средние | Скальные | 2-6 | до 150 | Погрузка взорванного камня в карьерах |
Большие | Вскрышные | 6-40 | 600-3000 | Горные работы |
На постройке распространены в большинстве случаев универсальные экскаваторы. Они названы так по причине того, что смогут трудиться с разным сменным оборудованием. Передвигаются экскаваторы на гусеницах и колёсах либо же шагают посредством особого оборудования; их устанавливают и па понтонах. На ходовой части одноковшового экскаватора — колесной либо гусеничной — установлена платформа, которая может поворачиваться на 360° на кольце, лежащем на ходовой раме. В передней части ее находится стрела; ее положение возможно изменять, увеличивая либо уменьшая угол наклона. На стреле закреплена шарнирная рукоять с ковшом. Рукоять выдвигается вперед либо убирается под действием напорного устройства. На поворотной платформе установлены все главные механизмы автомобили: подъёма подъема ковша и лебёдки стрелы, напорный и поворотный механизмы. Прямая лопата разрабатывает забой, расположенный выше опорной плоскости экскаватора, а обратная лопата — забой, расположенный ниже опорной плоскости.
Корчеватель-собиратель на гусеничном тракторе. |
На массовых земляных работах все большее распространение приобретает экскаватор с рабочим оборудованием драглайна. Оно комфортно тем, что экскаватор при нем имеет долгую стрелу и может подавать грунт или на транспортные автомобили, или конкретно в отвал либо земляное сооружение.
При работе многоковшового экскаватора, взявшего наименование автомобили постоянного действия, цепь с прикрепленными к ней ковшами все время медлительно движется. В один момент — также весьма медлительно, но непрерывно — движется и сам экскаватор.
Для земляных работ время от времени используется рыхлитель. Он разрыхляет весьма плотный грунт перед тем, как его начнут срезать и удалять землеройные автомобили.
Без бульдозера на колесном тягаче либо на гусеничном тракторе не обходится сейчас ни одна стройка. Он валит деревья, корчует пни, разравнивает площадки, засыпает траншеи, самостоятельно насыпает низкое полотно автомобильной либо железной дороги. Оборудование бульдозера возможно установить на любом тракторе, начиная с легкого колесного мощностью 14 л. с. и заканчивая гусеничным гигантом в 300 л. с.
Самоходный скрепер с ковшом емкостью 10 м3 |
Посредством бульдозера возможно перемещать грунт на расстояние не более 80-100 м. А дабы перемещать грунт на громадные расстояния (от 100 до 500 м), используют прицепные скреперы. В случае, если же нужно перебрасывать грунт на расстояние от 500 до 3000 м, оптимальнее применять самоходные скреперы. Скрепер срезает грунт Слоями толщиной 0,2-0,3 м, наполняет им доверху собственный ковш, после этого сам перевозит его, выгружает и разравнивает. Характер-ный технический показатель для скрепера, как и для экскаватора — емкость его ковша. У самого малого скрепера ковш емкостью 1,5-2 м³, у самого громадного — 25-40 м³.
Сейчас все большее распространение приобретают землеройные автомобили постоянного действия. Одна из них — грейдер-элеватор с дисковым ножом либо с плоскими ножами. Двигаясь, ножи непрерывно срезают грунт, что потоком поступает на транспортер, а с него ссыпается в машины-самосвалы либо конкретно в земляное сооружение.
Замечательный трехосный автогрейдер |
Автогрейдер — машина, которая в ближайщее время будет изготовляться у нас много. Наровне с бульдозером это самая нужная на постройке дорог машина. С ее помощью прокладывают грунтовые дороги, разравнивают либо перемещают грунт, делают планировочные и профилировочные работы, а зимний период убирают снег на автострадах.
Главный рабочий орган автогрейдера — отвал. В отличие от отвала бульдозера его возможно вынести в сторону, развернуть (в плане) на 360°, наклонить, т. е. поставить под любым углом к горизонту.
Вода-строитель
На постройке и в горном деле активно используется гидромеханизация, т. е. транспортировка и разработка грунта его потоком воды. Скоро движущаяся вода размывает грунт и несет его во взвешенном состоянии. На месте укладки грунта скорость перемещения воды замедляется, частицы грунта оседают на дно, а вода уходит.
Земснаряд намывает земляную плотину. |
Гидромеханизация земляных работ увеличивает производительность труда, снабжает высокий уровень качества возводимых сооружений. Но ее выгодно использовать, в то время, когда имеется довольно много воды, недорогая песчаный грунт и электрическая энергия. 40 млн. м³ земляных работ на прокладке Волго-Донского канала и более 100 млн. м³ на постройке Куйбышевской и Сталинградской ГЭС выполнены плавучими земснарядами. Производительность для того чтобы боеприпаса от 200 до 1200 м³ в час, причем грунт он может перемещать по трубам на расстояние от 2 до четырех километров.
Плавучие земснаряды употребляются не только на постройке сооружений, но и для погрузки и добычи песка его на баржи либо в вагоны.
Как же трудится эта превосходная машина?
Земснаряд опускает на дно реки собственный долгий хобот. На финише хобота — замечательная металлическая фреза, которая, все время вращаясь, разрыхляет грунт, смешивая его с водой. Образуется пульпа, которая засасывается хоботом, а после этого по лежащим на понтонах трубам перекачивается к тому месту, где возводится земляное сооружение. Тут вода стекает, а грунт хорошо ложится в тело будущей плотины либо насыпи.
Автомобили для уплотнения насыпного грунта при постройке земляного сооружения. а — падающая плита, подвешенная на стреле экскаватора (либо крана); б — ровный каток, прицепляемый к трактору; в —кулачковый каток; г — самоходный каток на пневмошинах. |
При «сухопутной» гидромеханизации вода под давлением подается к монитору, что замечательной струей размывает грунт. Данный грунт с водой засасывает машина-землесос и по трубам, уложенным на поверхности почвы, подает к стройке.
Всякое земляное сооружение должно быть достаточно прочным. Исходя из этого рыхлый насыпной грунт нужно как направляться уплотнить. Для этого его укатывают ровными либо кулачковыми железными катками либо катками на пневматических шинах, трамбуют тяжелыми падающими плитами, подвешенными на крюке крана либо экскаватора, либо особыми трамбовочными автомобилями с солидным числом попеременно ударяющих плит либо уплотняют вибрационными автомобилями.