Способно ли мчс снизить природные и техногенные риски в россии?

За 10-15 лет наземная наблюдательная гидрометеорологическая сеть из-за недостаточного финансирования сократилась вдвое. Значительно упал количество информации о природных процессах, протекающих в труднодоступных, в первую очередь горных районах, самые подверженных разным стихийным бедствиям. Исходя из этого прогнозированием страшных природных явлений занимается не только очень сильно постаревшая Гидрометслужба России (постаревшая в прямом смысле — более 90% ее работников — люди пенсионного возраста), но и МЧС России.

контроль и Мониторинг за чрезвычайными природными обстановками осуществляется экспертами прогнозирования и Всероссийского центра мониторинга ЧС природного и техногенного характера МЧС России (Центр «Антистихия»). В данный Центр входит и Работа лабораторного контроля и наблюдений (СНЛК), которая осуществляет мониторинг страшных природных и техногенных обстановок на базе анализа наблюдений более чем 7 тысяч станций разных ведомств и министерств. Экспертами Центра с привлечением вторых ведомств и министерств была совершена проверка готовности к действиям в чрезвычайных обстановках СНЛК четырех субъектов РФ — Амурской, Архангельской, Кемеровской областей и Ханты-Мансийского независимого округа. Установлено 81 учреждение СНЛК: подведомственных Минздраву России — 27, Минсельхозу России — 21, Росгидромету — 5, вторым министерствам, акционерным обществам и ведомствам — 28.

Для оценки практической готовности учреждений СНЛК к исполнению задач в 2001 г. было подготовлено и выдано 892 контрольные пробы на радиоактивные (РВ), отравляющие (ОВ) и другие химические страшные вещества (ХОВ) и имитаторы биологических веществ, содержащих возбудителей очень страшных инфекционных болезней. Высокую практическую подготовленность продемонстрировали эксперты учреждений СНЛК

Кемеровской области и Ханты-Мансийского независимого округа. Процент верно идентифицированных проб составил, соответственно, 90 и 91%. Немного хуже в целом совладали с задачей по идентификации проб эксперты учреждений СНЛК Амурской области (70%)[5].

В том же году была совершена проверка готовности бактериологических и химических лабораторий учреждений СНЛК к действиям в условиях ЧС, вызванных терактами. В целом готовность бактериологических и химических лабораторий, соответственно, составила в Дальневосточном — 56 и 55%, Приволжско-Уральском — 82 и 49%, Северо-Западном — 83 и 78%, Северо-Кавказском (Южном) — 64 и 70%, Сибирском — 51 и 51% и Центральном регионе — 78 и 62%, в Москве

— 100 и 33%. Проверка продемонстрировала, что укомплектованность учреждений СНЛК экспертами в среднем образовывает 92.4%, по большей части это люди с высшим и средним образованием. Обеспеченность устройствами, специальной техникой и оборудованием учреждений СНЛК образовывает в среднем 80%. Вместе с тем отмечается большой износ оборудования, в особенности в учреждениях, подведомственных Минсельхозу России. Многие устройства устарели физически и морально, прекратили отвечать современным требованиям. Низкая укомплектованность оборудованием и приборами отмечается в учреждениях СНЛК Приморского края (60-67%), Республики Алтай (60%) и Республики Бурятия (55%). В лучшую сторону по оснащенности приборами и оборудованием для действий при чрезвычайных обстановках отличаются учреждения СНЛК, подведомственные Минздраву России[6].

В соответствии с распоряжением Президента РФ от 23.03.2000 № 86-рп, в 2001 г. создано и согласовано с заинтересованными федеральными органами аккуратной власти (Минздравом, Минатомом, Минприроды, Минобороны, Минэнерго, Росгидрометом, Госстроем и Госгортехнадзором России) Положение о Совокупности мониторинга, прогнозирования и лабораторного контроля

ЧС природного и техногенного характера. Эта Совокупность разрешает повысить качество и оперативность мониторинговой и прогностической информации, нужной для ответа задач в области понижения рисков и последствий природных и техногенных трагедий.

Главными задачами Совокупности мониторинга, прогнозирования и лабораторного контроля ЧС (СМП ЧС) являются:

  • своевременный сбор, анализ и обработка информации о потенциальных источниках ЧС природного и техногенного характера;
  • прогнозирование вероятного происхождения ЧС природного и техногенного их последствий и характера на базе своевременной фактической и практической информации, поступающей от ведомственных и других работ наблюдения за состоянием экологии, за обстановкой на опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
  • лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и

индикации радиоактивного, химического, биологического

(бактериологического) заражения (загрязнения) объектов экологии, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья (в соответствии с «Положением о СНЛК»);

  • оценка и разработка эффективности реализации мер по предотвращению либо устранению ЧС;
  • разработка сценариев развития ЧС;
  • информационное обеспечение контроля и управления в ликвидации и области предупреждения ЧС;
  • создание специальных геоинформационных совокупностей, банка данных по источникам ЧС и других информационных продуктов.

В 2001 г. при МЧС России создана сеть региональных и территориальных центров мониторинга, прогнозирования и лабораторного контроля

ЧС природного и техногенного характера. В скором времени будут созданы и региональные и прогнозирования и территориальные системы мониторинга ЧС, создан информационный банк нормативных и методических документов, что обеспечит действенный межведомственный взаимодействие и информационный обмен всех работ, осуществляющих мониторинг страшных природных и техногенных обстановок.

Страхованием предлагают снизить потери от стихийных бедствий


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: