Громадную роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играются элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, общего состояния организма, интересов ребёнка и индивидуальной склонности. В них употребляются только кое-какие элементы техники спортивных игр, дешёвые и нужные детям дошкольного возраста. На базе этих, разученных детьми, элементов, смогут быть организованы и игры, каковые проводятся по упрощенным правилам.
Спортивные игры усиливают большие группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка увеличивается умственная активность, ориентировка в пространстве, начинается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок обучается согласовывать собственные действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, решительность и воля; обогащается его сенсомоторный опыт, начинается творчество.
Очень принципиально важно учитывать развивающую роль эйфории, сильных переживаний, незатухающий интерес к итогам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние здоровья.
Спортивные упражнения пополняют и обогащают словарный запас такими словами, как «ракетка», «волан», «стойка» (бадминтониста либо теннисиста), «города», «кегли», «бита» и др. Спортивные игры снимают нервное напряжение, оказывают помощь свободному выражению чувств.
Бадминтон (мяч с перьями) — спортивная игра с ракетками и воланом. Цель игры — не допустить падения волана на собственной площадке и приземлять его на стороне соперника. Простота правил, возможность играть на любой маленькой площадке, лужайке, пляже и т.п. делают бадминтон широкодоступной игрой. До проведения игры ребенка учат верно держать ракетку: ее держат в правой руке так, дабы финиш ручки упирался в основание ладони, громадный палец легко вытянут вперед и упирается в ручку ракетки. Ребенок упражняется в отбивании волана. Он левой рукой подбрасывает волан перед собой и отбивает его ракеткой вверх, не давая ему упасть (см. рис. 13).
Перед тем как обучать детей конкретно данной игре, воспитатель обязан подготовить их по следующим показателям:
1) выработать соответствующую осанку;
2) организовать физические качества: силу удара, быстроту реакции и т.д.;
3) выработать подвижность кисти руки, с целью этого дать упражнения, развивающие пальцы, суставы кисти руки;
4) организовать у ребенка умение играться в мяч;
5) создать подробно задания, каковые обеспечат выработку навыка броска;
6) подвести детей к действенному освоению ее правил и игры;
7) отработать главные приемы игры в бадминтон (стойка бадминтониста, хват ракетки, прием волана, подача волана).
По окончании освоения этих упражнений предлагается игра вдвоем. Дети становятся друг против друга на расстоянии 4-5 м. Ребенок, у которого волан в левой руке, в правой — ракетка, подбрасывает волан перед собой и ударом ракетки направляет его партнеру. Партнер отбивает волан ракеткой первому игроку.
Вариантом игры есть игра через натянутую на уровне головы ребенка сетку либо шнур. Играющие стремятся так ударить по волану, дабы он упал на стороне соперника. В случае, если один ребенок допустил неточность (волан упал на его стороне, либо он не перебросил его через сетку), то второй приобретает очко.
Баскетбол(Детально об организации игры в баскетбол см. в кн.: Адашкевичене Э.И. Баскетбол для дошкольников. — М., 1983.)- это командная игра, в которой совместные действия игроков обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя стремительный бег, прыжки, метание, осуществляемые в уникально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре (см. рис. 14).
Изучение Н. Шашковой продемонстрировало, что в случае, если ребенок обладает навыками разных манипуляций с мячом («Школой мяча»), то это облегчает освоение игры в баскетбол.
Перед тем как приступить к игре в баскетбол, нужно соблюсти следующую последовательность упражнений, подводящих к освоению данной игры:
1) обучение технике удержания и перемещения мяча; передача мяча; ведение мяча;
2) бросание мяча в корзину.
Техника перемещения
Для успешного овладения действиями с мячом нужно научить детей таким приемам перемещения, как стойка, бег, прыжки, повороты, остановки.
направляться научить детей принимать и в будущем сохранять главную стойку баскетбол иста: ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена вперед на полшага. Тело направляется вперед, тяжесть его распределяется равномерно на ноги. Руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу.
Упражнения:
1. Дети разбегаются по площадке с мячом в руках. Они вольно играются на площадке, делают различные перемещения с мячом; по окончании сигнала воспитателя скоро ловят мяч и принимают верную стойку.
2. Дети становятся в круг. Все бегают по кругу, по сигналу принимая верную стойку.
Передвижение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами и остановками. На протяжении бега ребенок обязан ставить ногу на всю стопу.
3. Дети без мячей распределяются по кругу, лицом к его середине, на расстоянии 2-3 шагов друг от друга. Они передвигаются приставными шагами в сторону, указанную воспитателем. Воспитатель довольно часто меняет направление передвижения.
4. Дети встают в 2-3 колонны на расстоянии 2-3 м одна от второй. Колонны медлительно движутся вперед простым шагом; по окончании сигнала воспитателя стоящие первыми передвигаются приставным шагом лицом к собственной колонне в ее финиш и становятся последними.
5. Остановки. Детей дошкольного возраста направляться обучать остановке двумя шагами. Остановка начинается с энергичного отталкивания одной ногой. Ребенок делает удлиненный, стопорящий ход и, мало отклонившись на опорную ногу, делает второй ход. При обучении остановкам направляться придерживаться таковой последовательности: остановка по окончании ходьбы шагом, после этого по окончании медленного бега, по окончании стремительного внезапная остановка и бега.
Техника удержания мяча
От уровня владения мячом зависит протекание выполнения игры и темп упражнений. Следовательно, главное внимание должно обращаться на технику выполнения и удержания действий с мячом.
Формирование эмоции мяча. При формировании действий с мячом нужно, дабы ребенок почувствовал мяч как часть собственного тела, обучился легко и совершенно верно руководить им.
Задача первого этапа обучения — выработка у детей определенных умений обращаться с мячом, исходя из этого на начальной стадии обучения целесообразно давать свободные игры с мячом на занятиях физкультуры и в независимой двигательной деятельности, не ставя целью отработку техники этих действий.
Детей нужно познакомить с некоторыми особенностями мяча, продемонстрировав, что высота отскока зависит от прилагаемой к мячу силы, дальность броска — от веса мяча, и от прилагаемой к нему силы. После этого воспитатель предлагает поиграть с мячом, бросая его вверх, вниз, перебросить с одной руки в другую и т.д. В упражнениях дети привыкают к мячу, обучаются руководить им. При обучении дошкольников игре в баскетбол используются простые громадные резиновые мячи.
Громадное значение имеет верное удержание мяча. Исходное положение: держать мяч на уровне груди двумя руками. Наряду с этим руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, кисти рук позади сбоку мяча, пальцы обширно расставлены; громадные пальцы направлены друг к другу, остальные — вверх-вперед.
Правила держания мяча:
1. Мяч держать на уровне груди.
2. Руки согнуты, пальцы обширно расставлены.
3. Локти опущены вниз, мускулы рук расслаблены.
Ловля мяча. Нужно учить детей встречать мяч руками как возможно раньше, образовывая из пальцев как бы половину полого шара, в который обязан поместиться мяч. Ребенок смотрит за полетом мяча, и когда мяч прикоснется к кончикам пальцев, он обязан захватить его и притянуть к себе амортизирующим перемещением. Наряду с этим в один момент нужно сгибать ноги так, дабы принять положение исходной стойки.
Правила ловли мяча:
1. Мяч ловить кистями рук, не прижимая к груди, продвигаясь навстречу летящему мячу.
2. Не задерживая мяч в руках, скоро передавать его.
Передача мяча. В один момент с ловлей мяча нужно обучать детей передаче его двумя руками с места, в будущем — в движении. Детей направляться научить передавать мяч из верной стойки, держа мяч двумя руками на уровне груди. При передаче ребенок обязан обрисовать мячом маленькую дугу к туловищу вниз — на грудь и, разгибая руки вперед, от себя отправлять мяч активным перемещением кисти, в один момент разгибая ноги.
Правила передачи мяча:
1. Локти опустить вниз.
2. Бросать мяч на уровне груди партнера.
3. Сопровождать мяч руками и взглядом.
Упражнения:
1. Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу на расстоянии2-3 м. Дети в парах передают мяч друг другу.
2. Построение то же. Мяч держит один ребенок из первой шеренги. Он передает мяч напарнику из второй шеренги, тот возвращает мяч в первую шеренгу. Второй ребенок из первой шеренги бросает мяч ребенку второй шеренги, стоящему наоборот, и т.д. Последний ребенок, поймав мяч, бежит вперед и делается первым в собственной шеренге.
3. Трое детей поднимаются треугольником. Они поочередно бросают мяч друг другу.
4. Трое детей поднимаются треугольником, у них один мяч. Дети передают мяч друг другу. По окончании передачи ребенок перемещается на место того, кому кинул мяч.
Ведение мяча. На начальной стадии обучения детям шестилетнего возраста более доступно ведение мяча с высоким отскоком, в силу того, что оно не требует низкой стойки. После этого появляется возможность научить ребенка передвигаться на полусогнутых ногах. И, наконец, он легко усваивает ведение мяча с простым отскоком по прямой, с трансформацией направлений.
При ведении меча дети приучаются передвигаться на легко согнутых ногах, наклоняясь пара вперед. Рука, ведущая мяч, наряду с этим согнута в локте, кисть со вольно расставленными пальцами накладывается на мяч вверху и от себя. Толчки мяча игрок делает пара сбоку от себя, равномерно.
Главные неточности: дети бьют по мячу расслабленной ладонью; многие пробуют вести мяч прямо перед собой, что мешает передвижению вперед.
Правила ведения мяча:
1. Не бить по мячу, а толкать его вниз.
2. Вести мяч спереди — сбоку, а не прямо перед собой.
3. Наблюдать вперед, а не вниз на мяч.
При обучении ведению мяча целесообразно сначала применять подготовительные упражнения: отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение на месте попеременно правой и левой рукой. По окончании того как ребенок обучится осуществлять контроль мяч обеими руками достаточно с уверенностью, возможно перейти к ведению в движении сперва шагом, позже бегом.
Упражнения:
1. Ведение мяча на месте, деятельно толкая его вниз правой, после этого левой рукой.
2. Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой.
3. Несколько находится по 6 человек, и подгруппы размещаются на всей протяженности площадки. Первый игрок ведет мяч ко второму, передав мяч, сам остается на его месте; второй ведет мяч к третьему и делает то же самое. Последний — возвращается на место первого.
4. Дети строятся в колонны по 4-6 человек. Наоборот каждой колонны выставляются кегли на расстоянии 1-2 м друг от друга. По окончании сигнала воспитателя дети ведут мяч, обходя первую кеглю справа, вторую слева. Обратно ведут мячи по прямой, передают следующему и становятся в финиш колонны.
Бросание мяча в корзину. Перемещение при передаче мяча и бросках его в корзину являются сходными по собственной структуре. Исходя из этого обучение броскам мяча в корзину возможно кроме этого сократить привитием навыков броска двумя руками от груди и одной рукой от плеча. Удерживая мяч на уровне груди, ребенок обязан обрисовать им маленькую дугу вниз на себя и, выпрямляя руки вверх, бросить его с одновременным разгибанием ног.
Бросок мяча двумя руками от груди используется в большинстве случаев при бросании мяча в корзину с места. Бросок мяча в корзину по окончании ведения либо по окончании ловли его, в то время, когда ребенок приобретает мяч, выбегая к центру, значительно чаще производится одной рукой от плеча.
При броске одной рукой от плеча с места одна нога выставляется на полшага вперед. Мяч находится на ладони согнутой в локтевом суставе руки и придерживается второй рукой. Разгибая ноги с одновременным выпрямлением руки с мячом вверх-вперед, ребенок мягким толчком кисти направляет мяч в корзину.
Правила броска мяча в корзину:
1. Бросая мяч, не опускать голову, сопровождать его руками.
2. Наблюдать в передний край кольца, в случае, если бросаешь стоя прямо перед корзиной. В случае, если находишься не по прямой перед корзиной, бросай с отскоком от щита — прицеливайся в ту точку, в которую желаешь попасть мячом.
Упражнения:
1. Дети строятся в две колонны по 4-6 человек в каждой, наоборот одной корзины. Одна колонна занимает место с левой стороны корзины, вторая — с правой. Стоящие первыми делают бросок, ловят мяч и становятся в финиш собственной колонны. То же повторяют следующие дети.
2. 5-6 детей вольно находятся наоборот корзины, любой с мячом. По окончании сигнала воспитателя дети бросают мяч, стараясь как возможно чаще попасть в корзину.
Сперва воспитатель показывает и растолковывает детям правила прицеливания, позже предлагает им добросить мяч до щита, после этого дает задание перебросить мяч через высоко подвешенную сетку, веревочку и т.д. (150-170 см). В то время, когда они обучатся мяч до корзины, нужно предложить попасть в нее любым методом. Целесообразно понемногу увеличивать высоту. Эргономична стойка с изменяющейся высотой кольца.
Увлекательна игра рингбол.(См.: спорт и Физкультура. — 1999. — № 4.) Это разновидность мини-баскетбола, она обрисована В.Титовым. Эта игра воспитывает выносливость, прыгучесть, ловкость, быстроту реакции, свойство отлично ориентироваться на площадке.
Игра проводится на круглой площадке. В центре двух окружностей радиусом 4 и 1,5 м вертикально устанавливается железная мачта высотой 4-5 м. К ее верхней части, в зависимости от возрастной группы и технической подготовленности играющих, на одной из высот (3,5; 2,6; 2,15 м — высота колец в баскетболе, мини-баскетболе и рингболе) крепятся два стандартных баскетбольных кольца.
Площадь громадного круга есть игровым полем, площадь малого — территорией штрафного броска. Средняя линия разделяет игровое поле на две территории — тыловую и передовую.
От наружной части ограничительной линии игрового поля через равные промежутки наносятся восемь маркировочных линий длиною 15 см любая. Ширина всех маркировочных линий — 5 см.
В соревнованиях по рингболу дриблинг (ведение мяча) не предусмотрен правилами, исходя из этого кроме баскетбольного мяча возможно использован волейбольный, футбольный либо резиновый ватерпольный мяч.
Правила игры. В каждой команде по 6 игроков (2 полевых и 4 связующих). Полевые игроки делают роль нападающих и защитников и, пребывав на игровом поле, конкретно участвуют в бросках по кольцу соперников. Связующие игроки находятся в собственных секторах за пределами площадки и участвуют лишь в передаче и приёме мяча полевым игрокам собственной команды.
Игра складывается из трех периодов, любой из которых длится , пока полевым игроком одной из команд не будет реализован бросок по кольцу. Затем полевые игроки обеих команд занимают места связующих, а те со своей стороны становятся полевыми и т.д.
Технический элемент — повторяющиеся шаги игрока с мячом в руках вперед, назад, влево, вправо, при которых опорная нога не отрывается от площадки, — включен в правила игры.
Все перемещения и остальные продвижения полевых игроков по площадке осуществляются без мяча.
Взяв мяч, полевой игрок для предстоящего продвижения в переднюю территорию (половину площадки, на которой находится кольцо соперника) обязан выполнить передачу связующему игроку собственной команды. Со своей стороны связующий, взяв мяч, старается сделать правильный пас одному из полевых игроков собственной команды.
Передача мяча между полевыми игроками осуществляется лишь через связующих игроков, между связующими — лишь через полевых.
Игра останавливается, мяч передается команде соперников или назначается штрафной бросок при следующих нарушениях:
а) при приеме, передаче мяча связующий игрок наступил или пересек линию ограничения площадки либо собственного сектора;
б) прямая передача между связующими игроками одной команды;
в) прямая передача между полевыми игроками одной команды;
г) касание в игровой обстановке рукой мачты;
д) нападающий находится в зоне штрафного броска соперника более трех секунд;
е) связующий игрок осуществляет вбрасывание или вольный бросок;
ж) преднамеренное касание соперника (задержка, толчки, удары, блокировка ногами и руками).
По мере освоения игры рингбол в соревнования возможно включено правило территории (атакующая команда не имеет возможности возвращать мяч на собственную половину площадки). Для детей младшего возраста рекомендуем проводить соревнования по рингболу с одним полевым и четырьмя связующими игроками. В этом случае игра будет складываться из 5 периодов.
Теннис — спортивная игра. Она ведется ударами ракетки по маленькому резиновому мячу массой 56,7-58,5 г, диаметром 6,35-6,67 см. Площадка для игры имеет длину 23,77 м и ширину 10,97 м, для одиночной игры размер площадки 8,23 м при длине 23,77 м. Грунт для площадки выбирают глино-песчаный либо асфальтовое, древесное, травяное покрытия. Сущность игры содержится в том, что игроки, занимая противоположные стороны площадки, перебрасывают мяч через сетку, стараясь направить его так, дабы соперник не смог отразить мяч.
Предваряет обучение игре в большой теннисе совокупность подводящих упражнений. Изучение Л. Коровкиной продемонстрировало целесообразность проведения обучению техники главных ударов.
Техника главных ударов
Метод держания ракетки — хватка. Хватка во многом определяет стиль игры теннисистов, но еще в основном — уровень качества исполнения ударов. Теннисисты применяют в большинстве случаев три хватки — универсальную, хватку для ударов справа и хватку для ударов слева.
Все обрисованные методы держания ракетки имеют определенные различия, но у них имеется и общее: пальцы на руке находятся не в кулаке, а указательный палец пара отставлен, что увеличивает плоскость соприкосновения играющейся руки с ракеткой при исполнении ударов.
Стойка теннисиста — это положение, из которого возможно самый действенно готовиться к удару и перемещаться по площадке к мячу. В стойке — легко согнутые в коленях ноги на ширине плеч, масса тела на ногах, ракетка в правой/левой руке, левая/правая рука поддерживает за шейку ракетку, головка обращена в сторону сетки.
Упражнения с ударом по мячу ракеткой:
1. Левой рукой не очень сильно кинуть мяч на пол, по окончании первого отскока поймать его на ракетку и не позволять скатиться. Варианты: поймать по окончании двух отскоков либо нескольких; поймать сперва на одну сторону ракетки, после этого на другую; принимать как возможно ниже от пола.
2. Кинуть мяч на пол и подбить его, не очень сильно ударить снизу ракеткой, дабы мяч опять отскочил от пола. Варианты: выполнить упражнение и два раза ударять ракеткой, но с продвижением вперед.
3. Кинуть мяч на пол и подбить его несильным ударом ракетки вверх, ударять в высшей точке взлета.
4. Кинуть мяч на пол и, не давая ему коснуться пола, отрывистым, но несильным перемещением ракетки ударять вверх по нему снизу и без того подбивать по паре раз. Варианты: то же с продвижением вперед, в стороны, ударять по мячу второй стороной ракетки, «чеканить», делать левой рукой.
Упражнения у стенки, ударяя по мячу ракеткой:
1. Рукой мяч кинуть о стенку и поймать, ударить ракеткой по мячу и по окончании отскока от стенки опять послать мяч в стенке. Вариант: один из теннисистов ударяет мяч о стенке и скоро уходит в сторону, бьет один, после этого второй и т.д.
2. Кинуть мяч о стенке рукой и по окончании отскока от пола отправить мяч ракеткой в стенке. Вариант такой же, что и в первом упражнении.
3. Бросать мяч об пол так, дабы он ударился о стенке, после этого ударом ракетки направить его в пол, стенке, на ракетку.
4. Между двумя играющими расстояние 5-6 м. Ребенок ударом ракетки направляет его в пол, а после этого партнеру.
5. Один из играющих стоит позади другого, лицом к стенке. Направляет мяч в стенке так, дабы он не касался пола; партнер отбивает мяч.
Серсо. В детском саду употребляются игры в серсо. «Серсо» по-французски — обруч. В дошкольном учреждении игры в серсо рекомендуется применять, начиная со старшей группы. Эти игры содействуют выработке главных двигательных качеств (ловкости, силы, быстроты, выносливости), оказывают помощь ориентировке в пространстве, согласованности действий, тренируют вестибулярный аппарат, влияют на формирование нравственно-волевых качеств (взаимовыручки, выдержки, дисциплинированности, смелости, настойчивости и т.д.), воспитывают рвение выполнить упражнение не только верно, но и красиво, легко, непринужденно (см. рис. 15).
Оборудование игры в серсо шпажка: и несложное кольцо.
Правила главной игры сводятся к следующему: ребенок бросает кольцо одной рукой либо шпажкой партнеру, тот ловит рукой, на руку либо на шпажку. Поочередно изменяются ролями. Победитель определяется по числу пойманных колец (число устанавливается заблаговременно).
Насчитывается около 60 разнообразных упражнений, игр, эстафет с серсо; их изучение предполагает соблюдение определенной последовательности — от несложных к более сложным с постепенным нарастанием физической нагрузки.
Первая несколько — упражнения, игры, эстафеты с кольцом (без шпажки). Дети покупают начальные навыки в обращении с кольцом в играх: прокатывании кольца по полу (почва, асфальту, древесному настилу), на гимнастической скамье; набрасывании на горизонтальные и вертикальные предметы (неподвижные и подвижные); подбрасывании и ловле кольца. Захват кольца возможно снаружи и изнутри, одной и двумя руками.
Вторая несколько — упражнения, игры, эстафеты с шпажкой и кольцом. Дети играются с двумя предметами: прокатывают кольцо, направляемое шпажкой, надевают кольцо на шпажку и т.д. Игры в серсо по возможности выполняют на открытом воздухе.
Все упражнения, эстафеты и игры при разумном их применении в полной мере надёжны для детей.
Воспитатель обязан учить детей выполнять главные правила всех игр.
Настольный теннис. Для игры в настольный теннис делают столы: для средней группы высотой 65 см, длиной 230 см и шириной 100 см; для старшей и подготовительной групп размеры стола соответственно — 68, 250, 130 см. Для игр и метаний с мячом на площадке строят вертикальные и горизонтальные цели — это железные кольца, чурки с прикрепленными кольцами. Они употребляются и для метаний и пролезания, и для разных игр. Для метаний кроме этого употребляется установленная на площадке модель ракеты — дети бросают мячи, шишки, мешочки с песком, стараясь, дабы они перелетали через кольца и вылетали с противоположной стороны. Ракета употребляется и для упражнений в беге по наклонной плоскости, и для ролевых игр.
Дети обожают забрасывать мячи, шишки в мячебросы (из железных прутьев). Они ярко раскрашены, завлекают внимание детей и являются хорошей мишенью. Для метания активно применяются цели из картона, природный материал, кольца из вереска и т.п. Громадное внимание уделяется играм с мячами (особенно «школе мяча»). Детям кроме этого предлагается жонглирование мячом и ракеткой. Они ходят и бегают по залу с ракеткой, на которой лежит мяч, стараясь не уронить его; ловят ракеткой мяч по окончании его отскока от пола либо стенки, подбирают мяч и т.п. По окончании таких упражнений детям предлагается игра с мячом парами, после этого возможно предложить упражнения на столе. В.Г. Гришин рекомендует следующие упражнения:
Упражнения:
1. Кинуть мяч рукой так, дабы он коснулся стола один раз; партнер также ловит рукой.
2. То же самое, лишь ударить и отражать мяч ракеткой.
3. Разрешается брать мяч не только с воздуха, но и от пола, направляя его на стол кроме этого с отскоком от стола партнеру.
4. После этого дети делают упражнения на протяжении теннисного стола без сетки (в один момент занимаются 4-5 пар).
5. Ударить по мячу так, дабы он стукнулся о стол пара раз; затем партнер с воздуха отбивает мяч обратно.
6. Мяч обязан коснуться стола один раз, после этого партнер его отражает.
7. Розыгрыш мяча без сети правильно игры на два отскока от стола — на собственной половине, после этого на половине партнера — лишь позже игрок его отражает.
Затем предлагаются упражнения на столе с сеткой. Сетка устанавливается на высоте до 10 см.
Дети овладевают самый простым ударом — толчком. Для этого ребенок находится на расстоянии одного шага от стола, легко наклонив туловище вперед, ноги чуть согнуты в коленях, ракетку держит параллельно сетке на расстоянии 10-15 см чуть выше пояса.
При ударе по мячу ребенок делает ход вперед с выпрямлением руки в локтевом суставе по направлению к сетке; зеркало ракетки должно занимать вертикальное положение по отношению к столу. Сначала изучается подача мяча, это для детей тяжелее, чем прием мяча.
При подаче мяча ракетку верхней частью игровой поверхности наклоняют к столу. Сперва мяч подают без отражения через сетку на 5 см, после этого на 10 см. В первоначальный период обучения детям тяжело брать низкие мячи. Исходя из этого им принципиально важно растолковать, что подавать нужно высокие мячи и направлять мяч в центр стола, дабы эргономичнее его было отражать.
Хоккей. В подготовительный период дети осваивают главные понятия: клюшка, крюк клюшки, шайба и т.п.
Сначала дети играются с мелкими клюшками без коньков. В это время руки ребенка привыкают к отягощению клюшкой, дети покупают ловкость, обучаются маневрировать, бить по шайбе и т.п. Мелкими клюшками дети стараются загнать льдинку в лунку, круг либо воротца. Играются в игры «Передай шайбу», «Кто стремительнее догонит шайбу до круга» и т.п. Сначала принципиально важно научить верно, непринужденно держать клюшку двумя руками — правой (сильной) рукой за финиш палки, хватом сверху (отойдя 1,5-2 см), а второй рукой мало ниже — хватом снизу. Клюшку необходимо держать так, дабы крюк нижним ребром полностью прилегал ко льду. На протяжении игры не нужно перехватывать клюшку руками. В руках игрока она должна быть легкой, послушной. Для этого детям предлагаются упражнения: махи руками с клюшкой, перенос клюшки около туловища, из одной руки в другую, вращение клюшки, держа ее двумя руками и т.п.
Ведение шайбы допустимо двумя дорогами: плавное ведение, в то время, когда крючок клюшки непрерывно соприкасается с шайбой, и прием так называемой «рубки шайбы», в то время, когда шайба ведется легкими ударами крючка справа и слева.
Как бросать шайбу клюшкой?
При броске слева и.п. — ноги на ширине плеч и легко согнуты, правая нога мало в первых рядах левой, находиться в полуоборот к цели, шайба с клюшкой слева от игрока. На протяжении броска шайба не отрывается от крюка клюшки. Броски шайбы справа подобны броскам слева.
В то время, когда дети овладеют навыком передвижения на коньках, возможно предложить игру в хоккей на коньках по упрощенным правилам.
В подготовительный период детям даются упражнения на коньках для развития эмоции ловкости, умения маневрировать и т.п. Детям предлагается проскользнуть между городами, стараясь не задеть ни одного; пробежаться на коньках, подгоняя тряпичный мяч либо древесную шайбу клюшкой; либо пробежать всем совместно на коньках до черты (10-15 м). Любой ведет клюшкой по льду собственную шайбу. Побеждает тот, кто пересечет линии первым.
После этого дети стараются загнать в ворота, отмеченные краской на льду, собственную шайбу. Побеждает тот, кто первым загонит шайбу либо льдинку в ворота 3 раза.
Ф. Кирьянова(См.: Дошкольное воспитание. — 1969. — № 2.) предлагает играться в хоккей на маленькой площадке (15×7,5 м) на участке детского сада. Данный импровизированный каток обносится снежными валами метровой высоты. Детям кроме того предлагаются ворота с сеткой и металлическим корпусом, размером 1,8 м. Одежда детей при игре в хоккей должна быть легкой, свободной, не стесняющей перемещений.
В то время, когда на прогулке планируется игра в хоккей, воспитатель шепетильно продумывает замысел игры. Дети, одев коньки, выбегают на лед, проходят 2-3 круга на коньках, делают последовательность упражнений в стремительном темпе сперва без клюшки, а после этого с клюшкой. Затем детям предлагается разучивание какого-нибудь приема, к примеру, броски шайбы слева и т.п., после этого проводится игра.
Заканчивается занятие небыстрым катанием с трансформацией направления и темпа (без клюшки).
Предлагаются следующие правила игры:
1. Играются двумя командами по 5-6 человек в каждой команде.
2. Длительность игры 20 мин (два периода по 10 мин с перерывом 5-8 мин).
3. В ходе игры вероятна замена игроков по усмотрению судьи (воспитателя).
4. На протяжении игры не толкаться, не поднимать клюшку выше плеча, не перебрасывать шайбу высоко по воздуху.
5. Через каждые 5 мин заменять вратаря участниками команды (поочередно, по предложению судьи).
6. Игрокам не заходить в зону вратарской площадки.
7. По окончании пропущенной шайбы игру затевать с центра поля.
8. За нарушение правил удалять игрока с поля на 1-2 мин.
Города — древняя русская игра. Эта игра развивает глазомер, точность перемещений, усиливает плечевого пояса и мышцы рук, приводит к сильным эмоциям.
Для детей дошкольного возраста подбираются облегченные биты длиной 45-50 см, весом 400-450 г, города высотой 10-12 см.
правила и Система игры в города существенно упрощены если сравнивать с игрой взрослых.
На земле чертят «город» — квадрат, любая сторона которого равна 1 м. На расстоянии 3-4 м от передней (лицевой) линии города проводится черта, с которой начинается кон. Между коном и городом на расстоянии 2-2,5 м от города — полукон. В то время, когда дети обучатся выбивать города с этого расстояния, линии кона и полукона возрастают на расстояние 5-6 и 2-3 м.
На передней линии города складываются разные фигуры («забор», «бочка», «колодец», «самолет» и др.). Бросая биты, играющий старается выбить города за пределы квадрата-города. Биты сначала бросают с кона, в то время, когда выбьют хотя бы один город — с полукона. Побеждает тот, кто выбьет большее количество городков при меньшем количестве бросков (см. рис. 16).
Бросать биту учат двумя методами. Один из них делается согнутой в локте высоко поднятой рукой с битой, второй – прямой рукой, отведенной в сторону — назад. Ребенка обучают обоим методам, и в ходе игры он пользуется любым из них.
Для игры дети делятся на два звена по три человека в каждом; в начале игры биты лежат у линии кона, в том месте же находятся и играющие; из городков на площадках выкладываются фигуры поочередно. В то время, когда выбита одна фигура, возможно выкладывать следующую. С линии кона выбивается один город, после этого играющие переходят на линию полукона, откуда выбивают остальные фигуры и городки. Побеждает то звено, которое раньше выбьет пять фигур. Наряду с этим принимается во внимание правильность позы, мощный удар (удар по желанию или от плеча, или наотмашь). Города и биты возможно приносить лишь с внешней стороны площадки, дабы не попасть под удар другого звена.
Занятия проводятся с детской группой и лично.
Кегли (нем. Kegel) — спортивная игра, цель которой сбить меньшим числом шаров, пускаемых руками, большее число фигур-кеглей, установленных на площадке в определенном порядке.
В дошкольном учреждении в постоянном распоряжении детей должны быть кегли, города, крокет, серсо, бадминтон.
Подвижные игры с элементами спортивных игр требуют особенной подготовки организма ребенка для их проведения. Для этого в детском саду нужно использовать лишь те игры, каковые дадут детям возможность стремительнее овладеть элементами спортивных игр. С целью этого самое громадное внимание направляться уделять играм с мячом. В этих играх дети овладеют навыками ловли, бросания, метания. Наблюдения и исследования разрешили сделать вывод, что игры с мячом являются красивым средством физического и жадно-психологического развития. Врачебно-педагогический контроль говорит о том, что при стремительных перемещениях с мячом интенсивнее протекают все физиологические процессы. Особенно громадное внимание игры с мячом оказывают на воспитание быстроты реакции, ловкость, подвижность и т.п.
Обучать детей играм с элементами спортивных игр направляться понемногу, переходя от несложного к сложному. Обучение необходимо затевать с изучения неспециализированных, сходных для последовательности игр, приемов. При разучивании элементарной техники спортивных игр громаднейшей любовью (особенно у мальчиков) пользуется игра в города, и игры с мячом типа баскетбол, бадминтон, небольшой теннис.
задания и Контрольные вопросы
1. Дайте определение подвижной игры.
2. В чем состоит специфика подвижной игры?
3. Охарактеризуйте подвижную игру как средство гармоничного развития ребенка.
4. Какова роль подвижной игры в физическом воспитании ребенка?
5. Кто явился основоположником методики и теории подвижных игр?
6. Какая классификация подвижных игр принята в теории и методико-физического воспитания?
7. Особенности применения вариантов подвижных игр.
8. Назовите имена ученых, участвовавших в разработке методики проведения подвижных игр.
9. Как направляться проводить подвижные игры в различных возрастных группах?
10. Каково воспитательное значение русских народных подвижных игр?
11. Как проявляется сотрудничество мышечной деятельности и психики в свете учения И.М. Сеченова и И.П. Павлова?
12. Перечислите главные спортивные игры для детей дошкольного возраста.
Глава 6