Соотношение философии и науки

Очевидно, что никакая сфера человеческого духа, и философия а также, не имеет возможности вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании. Философия не может быть наукой всех наук, т.е. находиться над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в последовательности других. науки и Многолетний спор философии о том, в чем больше испытывает недостаток общество — в философии либо науке — и какова их настоящая связь, породил множество точек зрения, обилие вероятных интерпретаций и трактовок данной неприятности. Остановимся на главных тезисах, раскрывающих сущность науки и соотношения философии:

¦ Особые науки являются отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, мастерству врачевания, мастерству обучения, законодательству и др. Они изучают собственный своеобразный срез действительности, собственный фрагмент бытия. Частные науки ограничиваются отдельными частями мира. В соответствии с Гегелю, научное мышление загружено в конечный материал и ограничено рассудочным постижением конечного. Философию же интересует мир в целом. Она не имеет возможности примириться с частностью, потому что устремлена к целостному постижению универсума. Философия вспоминает о мировом целом, о всеохватывающем единстве всего сущего, она ищет ответ на вопрос: Что имеется сущее, потому, что оно имеется? В этом смысле справедливо определение философии как науки о первопричинах и первоначалах.

¦ Частные науки обращены к процессам и явлениям действительности, существующим объективно, независимо ни от человека, ни от человечества. Их не интересует ценностная шкала людских смыслов, они безоценочны. Собственные выводы наука формулирует в теориях, формулах и законах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к каким может привести то либо иное открытие. Фигура ученого, строй его мыслей и темперамент, темперамент жизненных предпочтений и исповеданий кроме этого не вызывают особенного интереса. Закон тяготения, квадратные уравнения, совокупность элементов Менделеева, законы термодинамики объективны. Их воздействие реально и не зависит от точек зрения, личности и настроений ученого. Но для современников науки ответственны ценностно-целевые нюансы.

Мир в глазах философа — не просто статичный пласт действительности, но живое динамичное целое. Это многообразие сотрудничеств, в котором переплетены следствие и причина, спонтанность и цикличность, деструкция и упорядоченность, силы добра и зла, хаоса и гармонии. Философствующий разум обязан выяснить собственный отношение к миру. Исходя из этого главный вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру, сознания к материи).

¦ Представители отдельных наук исходят из определенных представлений, каковые принимаются как что-то данное, не требующее обоснования. Ни один из узких экспертов в ходе яркой научной деятельности не задается вопросом, как появилась его дисциплина и как она вероятна, в чем ее личная специфика, отличие и методы от других. В случае, если эти неприятности затрагиваются, естествоиспытатель вступает в сферу

философских вопросов естествознания. Философия же первым делом пытается узнать исходные предпосылки всякого знания, среди них и фактически философского. Она направлена на обнаружение таких точных баз, каковые имели возможность бы являться точкой отсчета и критерием для оценки и понимания всего остального (отличия истины от мнения, эмпирии от теории, свободы от произвола, насилия от власти). Предельные, пограничные вопросы, которыми отдельная познавательная область или начинается, или заканчивается, — любимая тема философских размышлений. ¦ Наука занимает собственный хорошее место как сфера людской деятельности, основной функцией которой есть систематизация и выработка объективных знаний о действительности. Она имеется одна из форм публичного сознания, направленная на предметное постижение мира, предполагающая получение нового знания. Цель науки всегда была связана с описанием, предсказанием и объяснением явлений и процессов действительности на базе открываемых ею законов. Совокупность наук условно делится на естественные, публичные и технические. Считается, что количество научной деятельности, рост научной информации, открытий, числа научных работников удваивается в среднем приблизительно каждые 5-10 лет. А в развитии науки чередуются обычные и революционные периоды, так именуемые научные революции, каковые приводят к трансформации ее структуры, правил познания, категорий, форм и методов организации.

Философия основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное действие на социальное бытие при помощи формирования новых совершенств, культурных ценностей и норм. К ее главным исторически сложившимся разделам относятся онтология, гносеология, логика, диалектика, эти-

ка, эстетика. К ним возможно добавить и такие разделы, как философская антропология, аксиология, теория культуры, социальная философия, история философии, философия религии, методика, философия науки и пр. Главные тенденции философии связаны с осмыслением таких неприятностей, как место и мир в нем человека, судьбы современной цивилизации, многообразие и единство культур, природа людской познания, язык и бытие.

В ЧЕМ СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ФИЛОСОФИИ?

¦ Философия пытается отыскать предельные основания и регулятивы всякого сознательного отношения к действительности. Исходя из этого философское знание выступает не в виде логически упорядоченной схемы, а принимает вид развернутого дискуссии, детального формулирования всех трудностей анализа, оценки и критического сопоставления вероятных дорог ответа поставленной неприятности. Из этого узнаваемая сентенция: в философии ответствен не только результат , но и путь к этому результату. Потому что путь (способ) и есть своеобразным методом обоснования результата. В то время, когда И. Ньютон восклицал: Физика, опасайся метафизики! (философии), он протестовал среди них и против того, что в философии нереально отыскать только один единственный удовлетворяющий опыт на поставленный вопрос. И в случае, если наука реализует достаточно строгую форму организованности, то философия не может похвалиться аналогичной однозначностью. Она всегда сталкивается с выстраиванием опровержений вариантов и множества обоснований. В ней нет таких истин, каковые не вызывали бы возражений. Известное изречение: Подвергай все сомнению! — вот кредо философствующего разума.

¦ В науке по традиции принимается кумулятивное перемещение вперед, т.е. перемещение на базе накопления уже взятых результатов (так как не будет же ученый заново открывать законы классической механики либо термодинамики). Тут уместен образ копилки, в которой, как будто бы монетки, скапливаются крупицы подлинных знаний. Философия, наоборот, не имеет возможности ограничиваться заимствованием уже взятых результатов. Запрещено, скажем, удовлетвориться ответом на вопрос о смысле судьбы, предложенным средневековыми мыслителями. Любая эра будет по-своему снова и снова ставить и решать данный вопрос. Развитие философии не укладывается в рамки смены концепций, парадигм и теорий. Специфика философии проявляется в том, что она использует собственный особенный способ рефлексии, способ оборачивания на себя. Это как бы челночное перемещение, предполагающее возвращение к исходным предпосылкам и обогащение новым содержанием. Для философии характерна переформулировка главных неприятностей в течении всей истории людской мысли. Условно это ее свойство возможно обозначено как обратимость либо рефлексивность философии.

¦ Наука опирается на факты, их экспериментальную диагностику. Философия отстоит от сферы повседневности и уносится в мир интеллигибельных сущностей. Intelligibilis — умопостигаемый, обозначает существование объектов, постигаемых лишь умом и недоступных чувственному познанию. Вопросы Что имеется красота, истина, добро, справедливость выходят за рамки эмпирических обобщений. Красота не есть тот либо другой красивый кувшин, цветок, кристалл либо самая красивая из девушек. Философское познание красоты ориентировано на постижение этого явления с позиций общего. Оно как бы выходит за пределы эмпирической данности, преодолевает их и, выражаясь ее собственным языком, трансцендирует к сущностному определению.

Популярно разъясняя специфику философии, английский логик, социолог и философ Бертран Рассел утверждал, что философия есть чем-то промежуточным между наукой и теологией. Подобно теологии, она пребывает в спекуляциях по поводу предметов, довольно которых правильное знание появилось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к людской разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции либо откровения [1]. Философия, согласно его точке зрения, как бы Ничейная Почва между теологией и наукой, открытая, но, для атак с обеих сторон. На многие философские вопросы: Что имеется мудрость, добро и красота, в чем смысл жизни? нельзя найти ответ в научной лаборатории. Не устраивают версии богословов ссылаясь на авторитет и акт творения Священного писания. Такие вопросы, неразрешимые с позиций науки и теологии, выясняются уделом философии.

1 Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Т. 1. — Новосибирск. 1994. С. 11.

¦ Очень очевидны различия в понятийном аппарате. Язык философии значительно отличается как от языка науки с его четкой фиксацией предмета и термина, так и от языка поэтического, в котором действительность только образно намечается, и от языка обыденного, где предметность обозначается в рамках утилитарных потребностей. Философия, предполагая разговор о мире с позиций общего, испытывает недостаток в таких языковых средствах, в таких универсальных понятиях, каковые бы смогли отразить бесконечность и безмерность мироздания. Исходя из этого она формирует собственный личный язык — язык категорий, предельно широких понятий, владеющих статусом необходимости и всеобщности. Они так широки, что не смогут мыслиться составляющими вторых, более широких понятий. следствие и Причина, случайность и необходимость, действительность и возможность и т.д. — примеры философских категорий.

¦ В случае, если конкретно-научные дисциплины смогут развиваться, не учитывая опыт вторых форм публичного сознания (физика, к примеру, может благополучно прогрессировать не учитывая опыта истории мастерства, а химия — несмотря на распространение религии, математика может выдвигать собственные теории не учитывая норм нравственности, а биология не оглядываться на императивы правоведения), то в философии все обстоит в противном случае. И не смотря на то, что она не может быть сведена (редуцирована) ни к науке, ни к каждый форме духовной деятельности, в качестве эмпирической исходного пункта и базы обобщенных представлений о мире в целом в ней принимается совокупный опыт духовного развития человечества, всех форм публичного сознания: науки, искусства, религии, права и др.

Философия — не наука, но в ней господствуют понятийность, ориентация на объективность, стремление и идея причинности к обнаружению самые общих, довольно часто повторяющихся отношений и связей, т.е. закономерностей. Философия — не мастерство, не смотря на то, что в ней образ — признанная гносеологическая категория, хорошее место занимает чувственное познание, употребляются интуиция и метафора. Философия — не религия, не смотря на то, что уносится в мир интеллигибельных сущностей, трансцендирует и довольно часто имеет дело с чувственно-сверхчувственным материалом.

¦ В науке ценностно-человеческий нюанс отнесен на второй план. Познание носит объективно безличностный темперамент. Ни личность ученого, ни его эмоции, эмоции, мотивационная сфера деятельности науку, в большинстве случаев, не интересуют. Творец со своей стороны не несет ответственности за последствия собственных открытий. В философии наровне с теоретико-познавательным нюансом особенную значимость покупают сокровищем ориентации.

В соответствии с тезису древнего автора Протагора, человек имеется мера всех вещей, философия и сейчас выдвигает собственные обоснования в ценностной шкале людских смыслов. Она внимательно интересуется судьбой научных открытий и теми социальными последствиями, к каким они смогут привести, утверждая в качестве безотносительной сокровище людскую судьбу. Тут личность творца, учёного и мыслителя не может быть равнодушна в исследовательском ходе. В философском творчестве постоянно происходит углубление человека в самого себя. Мыслитель пытается к более правильному и адекватному определению собственного места в мире. Это формирует все новые и новые оттенки миросозерцания. Исходя из этого в философии любая совокупность авторизована, и при освоении философских знаний достаточно значимой оказывается роль персоналий. Философия — это таковой род интеллектуальной деятельности, что требует постоянного общения с великими умами современности и прошлого: Платоном, Аристотелем, Августином, Кантом, Гегелем, Хайдеггером, Соловьевым, Бердяевым и др.

¦ В философии серьёзен и сильно выражен национальный элемент. Имеется русская философия, германская философия, британская, французская и, наконец, греческая философия. Но нет ни русской, ни германской химии, физики, математики.

Возможно ЛИ ФИЛОСОФИЮ ОПРЕДЕЛЯТЬ СЛОВОМ НАУКА?

¦ В учебных пособиях и многочисленных учебниках по диалектическому материализму, которыми так богата отечественная отечественная философская школа, философию определяли конкретно как науку о самые общих законах природы, мышления и общества. Причем законы мыслились как имеющие универсальный и общий темперамент.

Конкретизировались они с указанием на закон борьбы и единства противоположностей, взаимоперехода качественных и количественных трансформаций, закон отрицания отрицания. Но смущало то событие, что эта наука о самые общих законах в свое время ожесточенно боролась с генетикой, кибернетикой, теорией относительности, наделяла их бранными эпитетами. По отношению к кибернетике было сообщено, что она продажная девка капитализма, а по отношению к микрофизике, что она свихнулась в идеализм, наделив электрон свободой волей. В таком контексте философию скорее возможно было принять не за маму всех наук, а за злую мачеху.

Справедливости для напомним, что уже по мысли Ф. Энгельса философия обязана решительно отказаться от претензий на роль науки наук. Научное мировоззрение не испытывает недостаток больше ни в какой философии, стоящей над другими науками. Когда перед каждой отдельной наукой ставится требование узнать собственный место во общей связи вещей и знаний о вещах, какая-либо особенная наука об данной общей связи делается избыточной. И тогда из всей прошлой философии независимое существование сохраняет еще учение о его законах и мышлении — формальная логика и диалектика. Все другое входит в хорошую науку о истории и природе [1].

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 25.

Но в случае, если поднимать вопрос, как правомерно представление о философии как о науке (кроме того при оговорке, что это особенная наука, самая общая, интересующаяся всем миром в целом, а не личная, разглядывающая какой-либо фрагмент действительности), нужно обнаружение параметров научности. В их число включались: повторяемость в наблюдении; интерсубъективность знания (его независимость и всеобщность от личности уче-

ного); воспроизводимость опыта. Все перечисленные характеристики вряд ли приемлемы для философии с ее обилием авторизованных концепций и рвением к самовыражению в поиске общего. В науке же господствует представление, что в случае, если различные ученые, исследующие одну и ту же проблему однообразными способами, приобретают аналогичный итог, то он считается научным и принимается научным сообществом. Наука, претендующая на отражение мира в понятийной форме и с позиций закономерности, рассматривается как верховный этап развития людской познания, вольный от предрассудков способ постижения истины, совокупность эмпирически точного и логически организованного знания.

¦ Вместе с тем науки и исторические параллели философии достаточно очевидны. наука и Философия как звенья единой цепи в направленности людской интеллекта к постижению баз бытия, в сфере натурфилософии, космологии, онтологии не отличались друг от друга.

В ЧЕМ СОСТОИТ СТАТУС НАУЧНОСТИ?

¦ В отличие от веры, которая имеется сознательное признание чего-либо подлинным на основании преобладания субъективной значимости, научное знание владеет универсальностью и объективностью и претендует на общезначимость. Научное знание как форма познания истины и сознательного поиска многообразно: оно и фундаментальное и прикладное, и экспериментальное, и теоретическое. Но все научные знания должны отвечать определенным стандартам. Во всем настоящем массиве законов, концепций и теорий действует закон основания. В соответствии с ему ни одно положение не имеет возможности принимать во внимание подлинным, если оно не имеет достаточного ос-

нования. Данный закон есть логическим критерием отличения знания от незнания. Вторым критерием выступает предметно-практическая деятельность, которая переводит спор об истине в практическую плоскость.

¦ Наука видит действительность как совокупность причинно обусловленных процессов и естественных событий, охватываемых закономерностью. Это не поле действия одухотворенных сил, претворяющих в реальность желание и свою волю, и поэтому непредсказуемых. Наука выступает за естественный порядок, что возможно выражен законами естествознания и математики.

Отвечает ли подобным параметрам научности философия? Возможно ли высказать предположение, что философы разных направлений будут слово в слово повторять положения одной и той же теории, приходить к аналогичным выводам и получать воспроизводимости суждений? Вряд ли. Философские теории нельзя проверить при помощи опыта либо опыта, они только зависимы от личности мыслителя, любая философская совокупность авторизована.

¦ Сам статус научности, что многие века оспаривала философия, предполагает последовательность нужных показателей. Кроме отмеченного выше, параметрами отнесения той либо другой области людской освоения мира к сфере науки считаются:

— определение предмета изучения;
— выработка понятийного и категориального аппарата, этому предмету соответствующего;
— установление основных законов, свойственных данному предмету;
— открытие правил либо создание теории, разрешающей растолковать множество фактов.

Исходя из указанных параметров может ли быть философия причислена к ордену наук? Предмет ее — общее в совокупности человек — мир, т.е. обоснование факта самой закономер-

ности бытия. Вспоминая аристотелевскую постановку данной неприятности, необходимо заметить, что Аристотель прямо утверждал, что имеется некая наука, которая разглядывает сущее как таковое да и то, что ему свойственно само по себе. Предметом ее изучения являются причины и начала всего сущего, и ни одна из вторых наук не исследует неспециализированную природу сущего как такового. Мы не будем за Аристотелем объявлять философию божественной наукой и увидим, что те закономерности сущего, каковые пробует усмотреть и вычленить философия, не имеют жестко детерминистического характера, на манер лапласовского детерминизма. Современная философия видит в сущем его стихийно-спонтанное становление, которое может охватываться вероятностным и статистическим знанием.

¦ В случае, если проводить науки и соотношение философии, имея в виду структурные параметры, в частности то, что наука включает в собственную структур субъект, объект, средства познания и прогнозируемые результаты, то справедливости для направляться отметить: такая структурность не чужда и философии. Действительно, она обогащает данную структурность возможностью выхода за пределы частных неприятностей, ее субъект одарен возможностью устремляться в сферы трансцендентного. Средства, представленные категориальным аппаратом философии, отвечают самым высоким требованиям, поскольку владеют статусом необходимости и всеобщности. Итог включает в себя рефлексию не только по поводу успехи отдельной, личной неприятности, но одновременно и по поводу его значимости для общества, ценности для человечества.

ВЛАДЕЕТ ЛИ ФИЛОСОФИЯ, КАК И НАУКА, ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТЬЮ?

¦ философии и Разделение науки частенько проводится ссылаясь на то, что наука владеет яркой практической значимостью, а философия нет. На основании достижений и открытий науки возможно выстроить технические сооружения, рассуждения философии не имеют практического значения, ненужны, а время от времени и просто вредны. Любопытны поэтому возражения известного философа науки Ф. Франка, что был уверен, что философия также помогает практической цели. Тогда как наука дает способы изобретения физических и химических приспособлений, философия дает способы, благодаря которым возможно направлять поведение людей. Так, она достигает собственной практической цели кроме того еще более прямым методом, чем фактически наука.

Многие мыслители растолковывали эту парадоксальную обстановку тем, что философия потребовала близкого соответствия между опытом и всеобщими принципами здравого смысла. Наука же, чем больше углублялась в теоретическую область, тем более удаленными от обыденного понимания становились формулировки ее неспециализированных правил. (Отыщем в памяти дефиниции законов классической механики, либо основоположения коперниканской гелиоцентрической совокупности, второе начало термодинамики). Считается, что успех в науке в основном зависит от успешной замены мира здравого смысла миром абстрактных знаков, и что для ученого очень принципиально важно отказаться от обыденного языка и мочь пользоваться языком абстрактных знаков, увязывая их в единую совокупность. Так, философия, не обращая внимания на собственную якобы пугающую трансцендентность, однако появилась ближе к обыденному здравому смыслу, чем наука.

¦ Рвение к демаркации (философии) и разделению науки позвано жаждой высвободить науку от экзистен-

циальных предпосылок, идеологических наслоений и иррациональных мифообразований, квазинаучных явлений. Вместе с тем уязвимым пунктом одного из параметров науки — умелой проверки (верификации) — есть ее несамодостаточность. Это указывает, что смогут быть встречены такие факты, каковые не подтверждают данную теорию. Умелое знание не имеет возможности привести к полной уверенности, что теория подлинна, поскольку достаточно одного факта, противоречащего теории, дабы произошло ее опровержение, фальсификация. Классический пример: биологи были уверены, что все лебеди белые, пока в Австралии не нашли тёмных лебедей. Принимая к сведенью эти события, социолог и британский философ Карл Поппер внес предложение в качестве критерия научности принципиальную опро-вержимость теории, ее фальсификацию. В противном случае говоря, в отличие от научных теорий, в принципе фальсифицируемых, ненаучные построения, и в частности философия, неопровержимы. Их не имеет возможности опровергнуть какой-либо факт, потому что они в основном с фактами дела не имеют.

¦ В ответ на потребность осмыслить социокультурные функции и статус науки в условиях НТР во второй половине XX в. появилась новая юная дисциплина — философия науки. Но образ науки постоянно приковывал к себе внимание методологов и философов. Воссоздавая его, философия веком раньше оформилась в особое направление, названное философия науки. У ее истоков как направления современной философии стоят имена О. Конта, Дж. С. Милля, Г. Спенсера, Дж. Гершеля.

¦ наука и Философия совпадают и отождествляются в пределах позитивизма при условии, что философия отказывается от имиджа метафизики (с ее рвением к смысло-жизненным проблемам) и остается лишь поглощенной

контекстом физики — науки о природе. Подобная постановка неприятности, как и само происхождение позитивизма, не являлась беспочвенной. Стремительные удачи в самых разных областях знания: математики, химии, биологии и, конечно же, физики — делали науку все более и более популярной, приковывающей к себе общее внимание. Научные способы завладевали умами людей, престиж ученых увеличивался, наука преобразовывалась в социальный университет, отстаивая специфические принципы и свою автономию научного изучения. О самой философии пробовали сказать как об определенной совокупности, и лишь в этом качестве она пользовалась успехом.

О ВОЗМОЖНОСТЯХ НАУКИ и ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ФИЛОСОФИИ

¦ Взаимоотношения философии и науки являются острой проблемой для современных философов. Так, Ричард Рорти говорит, что постепенное отделение философии от науки произошло благодаря представлению, в соответствии с которому сердцем философии помогает теория познания, теория, хорошая от наук, в силу того, что она была их основанием [1]. Такая точка зрения подкрепляется ссылкой на историко-философскую традицию. Поставленный Кантом вопрос, как допустимо отечественное познание, стал программой для всего последующего рационализма — главного мироощущения европейской философии.

1 Рорти Р. зеркало и Философия природы. — Новосибирск, 1997. С. 97.

Ретроспективно просматриваются науки и взаимоотношений следующие корреляции философии:

— наука отпочковалась от философии;

— философия, стремясь сохранить за собой функции трибунала чистого разума, сделала центральной теоретико-познавательную и методологическую проблематику, проработав ее во всех направлениях;

— современная философия мыслится как вышедшая из эпистемологии.

¦ Наука не содержит в себя параметров социальной значимости собственных результатов. А это указывает, что ее успехи смогут использоваться как во благо, так и во вред человечеству. Получается, что размышлениями по поводу негативных последствий применения достижений науки обременена не сама наука, а философия. Именно она обязана сделать предметом собственного анализа рассмотрение науки как совокупного целого в ее антропологическом измерении, отвечать за науку перед человечеством. Выходит, что успехи науки не могут работать в обществе спонтанно и бесконтрольно. Функции контроля, упирающиеся в необходимость предотвращения негативных последствий наисовременнейших научных и технологических разработок, которые связаны с угрозой существования самого рода Homo sapiens, вынесены вовне, за пределы корпуса науки. Но осуществление их находится не только во власти философии. Нужна помощь университетов страны, права, идеологии, публичного мнения. Хорошая задача философии пребывает в том, дабы, делая функции арбитра, оценивающего совокупность результатов научных изучений в их гуманистической возможности, двигаться в соответствии с логике развития научных изучений, доходя до исходных пределов. Другими словами до той точки, где появляется сам тип аналогичных этико-мировоззренческих неприятностей.

¦ Философы науки уверены, что коренные трансформации в науке постоянно сопровождались более интенсивным углублением в ее философские основания, и каждый, кто желает добиться удовлетворительного понимания современной науки, обязан отлично освоиться с философской мыслью.

И не смотря на то, что философия исключает из собственного рассмотрения особые и частные неприятности наук, за ней стоит целый опыт духовного познания человечества. Она осмысливает те стороны личного и публичного мироощущения, те отдельные типы опыта жизнедеятельности людей, каковые не воображают особого интереса для частных наук. Но в отличие от отдельных наук, каковые иерархизированы и самостоятельно разведены по своим предметным областям, философия имеет грани пересечения с каждой из них. Это фиксируется сертифицированной областью, которая стала называться философские вопросы естествознания, чем подчеркивается огромное и непреходящее значение применения достижений естественных наук для философии. По сути собственной она не имеет возможности не подмечать фундаментальных научных открытий, а наоборот, обязана реагировать на них с готовностью осуществить подвижку во всем корпусе философского знания. Потому что с каждым новым открытием в гуманитарных науках и естествознании философия меняет собственную форму. Следовательно, рефлексируя по поводу развития науки, она в один момент проводит и саморефлексию, т.е. она сочетает рефлексию над наукой с саморефлексией.

¦ О науке принято сказать как об области, в которой естественные и технические познания неразрывно слиты в собственной совокупности и содействуют пониманию фундаментальных физических констант Вселенной. Двойственная задача науки: устремленность к самоидентификации научного образа мира, самосогласованности научных выводов, и направленность на познание нового и малоизвестного — стала особенно ясной, в то время, когда случился разрыв между философией и наукой. Тогда обнаружилась невозможность ее успехи при помощи какой-либо одной совокупности мышления. Многие вычисляли и уверены в том, что наука может дать лишь техническое познание, что она имеет техническую сокровище.

Философия для аспирантов

Для настоящего глубинного понимания Вселенной нужна философия, которая растолковывает важность открытых наукой принципов и законов, но вместе с тем не дает правильного практического знания. Это и имеется обычный метод истолкования пути, на котором философия и наука разошлись. Нет, но, никакого сомнения в том, что взаимосвязь и науки и взаимозависимость философии обоюдная и органичная. Раздел философии, имеющий наименование Современная научная ее эволюция и картина мира (см. § 4 данной главы), имеется секущая плоскость, разделяющая и в один момент соединяющая науку и философию. Образно выражаясь, современная философия питается достижениями конкретных наук.

¦ Тезис, фиксирующий влияния и взаимные токи и науки философии, в то время, когда развитие последней стимулируется развитием частных наук, а интеллектуальные инновации философского постижения мироздания являются строительными лесами эпохальных научных открытий, обосновывается с учетом следующих событий. Философия выступает формой теоретического освоения действительности, которая опирается на категориальный аппарат, вобравший в себя всю историю людской мышления. В той собственной части, которая именуется методика, современная философия предлагает дополнения в осмыслении аппарата конкретных наук, и ставит и решает проблему теоретических оснований науки и соперничающих моделей роста научного знания. Исследователи выделяют своеобразны эвристическую функцию философии, которую она делает по отношению к научному познанию и которая самый заметна при выдвижении принципиально новых научных теорий. Конкретно философские изучения формируют самосознание науки, развивают присущее ей познание собственных перспектив и возможностей, задают ориентиры ее последующего развития.

Чем философия отличается от науки, религии и искусства? Очень кратко


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: