Солнечные лучи и растительный мир

Очень громадно значение солнечной лучистой энергии для растений.

Благодаря солнечному лучу вода будет в жидком состоянии и потому способна доставлять растениям питательные вещества из земли; лишь благодаря солнечному лучу температура окружающей среды увеличивается так, что в растениях смогут происходить процессы, снабжающие их размножение и рост.

Само растение время от времени весьма чутко реагирует на наличие солнечных лучей. Так, к примеру, отлично знакомый нам скромный цветок маргаритка весьма чувствителен к лучам Солнца. Ночью окружающие желтую середину цветка белые лепестки венчика хорошо смыкаются над серединой, образуя род палатки, и тем предохраняют внутренность цветка от охлаждения излучением.

Что же происходит утром при восходе Солнца? Лепестки начинают отгибаться, давая доступ лучам Солнца к цветку, и чем выше поднимается Солнце, тем больше они отгибаются и при наличии Солнца вечером они совсем перегибаются назад, принимая солнечные лучи в максимально вероятном количестве. Сейчас внешний вид цветка говорит о том, что он всем своим существом пытается навстречу солнечным лучам, и Солнце его вознаграждает.

Измерение температуры желтой части цветка говорит о том, что она на 6-8 градусов выше температуры белых лепестков. Температура цветов анютиных глазок может быть около на солнце 33 градусов при температуре воздуха 23 градуса, другими словами выше на 10 градусов.

Цвет поверхности имеет громадное значение для ее температуры. Так, желтые цвета оказываются теплее белых, фиолетовые и тёмные — теплее желтых и красных, красный же большей частью теплее зеленого.

Окрашивая дощечки краской разного цвета и подвергая их действию одного и того же количества солнечной радиации при безветренной погоде, были взяты следующие превышения температуры дощечек над окружающим воздухом:

белой — 10,8
розовой — 11,0
желтой — 14,8
красной — 15,7
зеленой — 16,2
тёмной — 16,9

Так, одно да и то же количество радиации Солнца создаёт в растительном мире разный температурный эффект, что может иметь громадное значение.

Для растений необыкновенную роль в ходе ассимиляции (усвоения) растением углерода играется видимая глазом часть солнечного спектра, в особенности его красная часть и частично светло синий.

Ассимиляционная деятельность растений — образование в них органических веществ — улучшается с повышением интенсивности света, но только до определенного предела. Для процесса ассимиляции углекислоты в клетках растущего растения нужно наличие зеленых хлорофильных телец, а последние образуются лишь при свете. Через чур громадная интенсивность света, в особенности при большой температуре, приводит к распаду хлорофилла, и листья растений погибают. Иначе, недочёт света действует на растения угнетающе, поскольку в темноте ассимиляция заканчивается.

Хлорофилл находится у многих растений только в страницах, так что они играют роль главных органов ассимиляции углекислоты. На страницах находятся микроскопические щелевидные отверстия, именуемые устьицами. Как они мелки, возможно делать выводы по тому, что, к примеру, на одном странице подсолнечника их помещается около 13 миллионов! Через эти устьица и происходит усвоение растениями углекислоты из воздуха.

Если бы растительность при помощи солнечных лучей не очищала-воздух от углекислоты, обогащая его кислородом, то воздушное пространство стал бы не так долго осталось ждать не пригодным для дыхания. Так как человечество выдыхает в год около 5 биллионов килограммов углекислоты, благодаря чего содержание углекислоты в воздухе должно было бы удвоиться в течение 600 лет.

Как велика роль растительности в регулировании содержания углекислоты в воздухе, видно из того, что 1 квадратный километр лесной площади применяет в год более 200 тысячь киллограм углекислоты, которую он берет из воздуха.

Разные виды растений неодинаково относятся к свету; растения возможно поделить на растения маленького дня, произрастающие на юге, и растения долгого дня, растущие в более северных районах.

Из растений отечественного Альянса к первым принадлежат соя, кукуруза, табак, чай; ко вторым — произрастающие на 50—60 градусах широты.

Помимо этого, растения возможно поделить на светолюбивы е-(гелиофиты)1, к числу которых в отечественных умеренных широтах принадлежат сосна, лиственница, береза, большая часть злаков, и тенелюбивые (сциофиты), как, к примеру, ель, пихта, папоротник, черника.

Громадный интерес воображает свойство растений приспособляться к световым условиям — так называемый гелиотропизм. Так, к примеру, настурция постоянно старается расположить собственные листья максимально благоприятно по отношению к солнечным лучам, подставляя их плоскость навстречу солнечному лучу.

Напротив, имеется кое-какие растения, произрастающие в безоблачных и сухих местах, каковые при самоё интенсивном солнечном свете ставят собственные листья ребром (боком) к лучам Солнца и тем уменьшают нагрев страницы, что влечет за собою уменьшение испарения.

Общеизвестно свойство цветка подсолнечника устанавливаться так, дабы солнечные лучи падали самый перпендикулярно к плоскости цветка.

Гелиотропизм имеет громадное значение для растений, поскольку он дает страницам возможность расположиться самый благоприятно по отношению к солнечным лучам.

Так, рост растений неразрывно связан с наличием солнечного света. Но известен факт, что растения возрастают в росте больше ночью, чем днем; по-видимому, свет помогает скорее стимулом, чем силой роста.

Растения являются хорошими собирателями и сохранителями солнечной лучистой энергии, превращая ее в химическую энергию, причем эта последняя может сберигаться неограниченно продолжительное время (к примеру, каменный уголь).

Подсчет говорит о том, что растения накопляют в виде химической энергии около 1—2 процентов падающей на листья лучистой энергии Солнца. Мы уже показывали, что поверхность Почвы (земля) частью отражает, а частью поглощает падающую на нее лучистую энергию. По отношению к солнечным лучам растительность ведет себя в противном случае, чем земля; листья растений не только отражают и поглощают, но в некоторых случаях и пропускают через себя достаточно большую часть радиации, что имеет громадное значение для последовательности процессов в растительном мире.

Пояса Земли. Видеоурок по окружающему миру 4 класс


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: