Рассудочная деятельность

При помощи рассудочной деятельности осуществляется адаптивное поведение при первой встрече животного с многообразием внешнего мира. Данный тип поведения есть для животного самые трудным. Проявления рассудочной деятельности очень многообразны. Они четко заметны в избегании животным опасностей, преодолении препятствий, в частности открывании разных запоров, ловли дичи и т.д. Но рассудочная деятельность далеко не всегда проявляется в повседневной судьбе, большей частью животное предпочитает функционировать по привычному шаблону. В поведении человека шаблоны кроме этого играются огромную роль, довольно часто мы предпочитаем функционировать машинально, не вспоминая. Отыщем в памяти, к примеру, как тяжело нам приходится в чужой квартире, являющейся точной копией отечественной. Человеку, привыкшему ездить каждый день по одному и тому же маршруту на работу, не редкость только тяжело поменять его. Тяжело не редкость перестроиться с привычных и заученных понятий на новые и направляться.д. Другими словами, думать тяжело.
Инстинкты, рассудочная деятельность и обучение имеют различные нормы реакции. Понятие о норме реакции — главное положение генетики, с позиций которой рассматриваются взаимоотношения лично купленного и врожденного в формировании фенотипа. Наследуются не определенные показатели организма, а только определенные нормы его реакций. Генотип не изменяется под влиянием окружающей среды в ходе онтогенеза. Различия между определенными особями обуславливаются модификациями, каковые появляются в пределах различных норм реакций организмов. Фенотип формируется в следствии сотрудничества генотипически обусловленных норм реакций и тех внешних условий, в которых начинается животное. Это понятие выяснилось очень актуальным и при рассмотрении роли врожденных и лично купленных показателей в формировании поведения. Нормы реакций каждой из трех составляющих поведения и обуславливают относительную роль врожденных и купленных компонентов. В ходе филогенеза происходит значительное перераспределение удельной массы инстинктов, рассудочной деятельности и обучения. У высших животных рассудочная деятельность начинает играться все громадную и громадную роль в поведении.
Так, мы приходим к заключению, что в формировании адаптивного поведения, которое осуществляется посредством рассудка, ведущую роль играется очень широкая норма реакции животного на разнообразные факторы экологии. Инстинктивные акты поведения являются частным приспособлением животного к конкретным экологическим условиям. Эти две группы поведенческих актов не нужно смешивать.
Рассмотрение адаптивной сокровище разных категорий поведения выдвигает очень вопрос о рассудочной деятельности и взаимоотношении обучаемости в формировании поведения. Как рассудочная деятельность, так и обучаемость — очень широкие формы адаптации организмов к среде их обитания. без сомнений, что рассудочная деятельность — филогенетически более юная форма приспособления, чем обучаемость. В ходе личной судьбе особи обе эти формы адаптации тесно взаимодействуют между собой. Изучение для того чтобы сотрудничества имеет громадное теоретическое и практическое значение. Оно принципиально важно для понимания закономерностей личного развития самые сложных форм поведения.
Все эти три составляющие, не смотря на то, что и смогут быть расчленены в экспериментальных условиях, однако тесно взаимодействуют между собой. Но в каждом конкретном случае удельная масса каждого из них возможно разна.

Интеграция поведения

  • 9.2.1. Унитарные реакции
  • 9.2.2. Сложные интеграции поведения
  • 9.2.3. Формирование биологической формы поведения на примере охотничьего поведения волков
  • 9.2.4. Формирование различных форм поведения домашних псов на базе охотничьего поведения волка

При изучении поведения животных в лаборатории и природе ученые всегда сталкиваются с необходимостью выделения из неспециализированной сложной картины отдельных подробностей — некоторых элементарных составляющих. Кроме того хороший слюнный рефлекс у собаки сопровождается перемещением к пище, трансформацией дыхательной функции, трансформацией сердечной деятельности, включением секреторной и моторной функций кишечника, активизации функции эндокринных желез и т.д. Исходя из этого понятие рефлекса в качестве элементарной единицы поведения оказывается неприемлемым, и исследователям приходится принимать в качестве единичного достаточно сложный фрагмент поведения.

Унитарные реакции

Л.В. Крушинский (1960) ввел понятие унитарной реакции, которую он определяет как целостный акт поведения, формирующийся в следствии интеграции условных и абсолютных рефлексов, соотношение которых не строго фиксировано. Данный акт поведения направлен на исполнение одиночного приспособительного действия, которое при разных методах собственного осуществления имеет определенный шаблон конечного выполнения. Унитарная реакция поведения складывается из разных рефлексов, каковые смогут иметь различное соотношение врожденных и лично купленных компонентов.
Поясним это на следующем примере. Собака встречает пришедшего к себе обладателя с тапочками в зубах. Обстоятельств для того чтобы поведения возможно, по крайней мере, две: или собака намерено научена подавать тапочки, или она имеет врожденную наследственно обусловленную аппортировочную реакцию. Собаки второго типа испытывают потребность без всякого предварительного обучения носить в зубах разные предметы. Предметы эти смогут быть очень разнообразны, начиная от соломины либо стружки и заканчивая громадными камнями либо палками. Собаки, имеющие врожденную наклонность к аппортировке, обучаются носить и подавать дрессировщику предметы легко и скоро. В то время же как собаки, не владеющие данной реакцией, наоборот, осваивают этот навык с трудом и требуют своеобразных приемов учения. Исходя из этого процесс обучения собаки подаче тапочек кроме этого имел возможность идти совсем по-различному. Но конечный итог исполнения поведенческого акта (унитарной реакции) однообразен: собака подает тапочки.
Узнаваемые исследователи генетики поведения Скотт и Фуллер (1965) в качестве единицы поведения принимают пример поведения — они характеризуют его как особую и свободную часть поведения, имеющую сложную адаптивную функцию. Практически образец поведения и унитарная реакция являются фактически то же самое.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Сознание. Видеоурок по биологии 8 класс


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: