ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ
Социально- психотерапевтическое определение труда.
Рассмотрены неспециализированные характеристики трудовой деятельности. Продемонстрированы задачи и предмет психологии труда, связь психологии труда с другими науками.
Разделение труда по специальностям и профессиям.
В разделе обрисована краткая история разделения труда в обществе. Раскрыт суть разделения трудовой деятельности на профессии. Продемонстрировано, что различные профессии складываются из неспециализированных компонентов (цели, оснащение, права и обязанности).
Классификация профессий.
Продемонстрировано, для чего нужна классификация профессий. Обрисованы классификационные показатели профессий.
факторы и Классификация профессий, воздействующие на успешность в трудовой деятельности.
Рассмотрены особенности трудовой деятельности в профессиях различного типа.
Продемонстрировано как происходит выработка трудовых умений и навыков. Обрисованы волевые качества и мотивы, сопровождающие успешную трудовую деятельность.
Определение в мире профессий.
Раздел раскрывает значение опытного отбора с целью достижения наивысшей эффек-тивности в трудовой деятельности человека. Обрисованы виды опытной ориентации. Раскрыто требования и назначение к профессиограмме.
Социально–психотерапевтические показатели труда.
Труд рассматривается как активность, для которой свойственны психотерапевтические показатели.
Базы психологии труда и техники безопасности.
Дано определение понятия «охрана труда». Рассмотрены причины аварий и виды опасности-ных обстановок. Приведен нужный минимум терминов, вводящих в проблему «охраны труда».
Разделение труда
В современном обществе ни один человек, занятый тем либо иным трудом, не делает, не создаёт всего того, что ему самому требуется для развития и существования. К примеру, прядильщица на текстильной фабрике, обслуживая соответствующие автомобили, создаёт в огромных количествах нить, которая сама по себе ей не нужна. Но ей необходимы многие другие ценности, каковые создают уже другие люди (хлеб, книги, лечение, мебель).
В большинстве случаев ни один человек не участвует в производстве какого-либо продукта от начала до конца. Перед тем как покажется, к примеру, ткани, должны поработать хлопководы, заготовители, прядильщики, ткачи, и те, кто конструирует, кто делает, налаживает и ремонтирует соответ-ствующие автомобили и станки, и те, кто сооружает производственные помещения, организует производственный процесс, снабжает сырьем и снабжает сбыт продукции. Труд по изготовлению ткани разделен между многими людьми.
Перед тем как покажется книга, трудится не только ее создатель, но и работники лесной и бумажной индустрии, потом – редакторы, корректоры, печатники, переплетчики и многие другие. Труд по созданию книги кроме этого разделен между многими людьми.
Итак, в ходе труда человек ничего не делает конкретно для себя, он все делает для других — для общества. А все, что ему самому необходимо для жизни, он приобретает от вторых людей — от общества — в обмен на собственный труд, на продукты собственного труда.
Значительно чаще в обмен на собственный труд человек приобретает деньги, а в обмен на деньги приобретает продукты — результаты труда вторых людей.
Разделение труда –этообособленность видов трудовой деятельности.
Краткая история разделения труда в обществе
Разделение труда не всегда было и не всегда будет таким, как сейчас. Оно сложилось на протяжении развития общества и изменяется . С фактами разделения труда вы виделись в направлениях истории, географии. Первобытный человек, дабы выжить в борьбе за существование, должен был мочь делать все нужное для собственной жизни — добывать пищу, изготавливать одежду, оборудовать жилище, защищаться от врагов и опасностей, растолковывать обстоятельства собственных неудач и успехов, предвидеть движение событий и создавать условия для успеха.
По многим причинам в людской обществе понемногу случилось первое большое разделение труда. Одни люди либо целые племена стали заниматься намерено в основном скотовод-ством, другие — земледелием. Эксперты-специалисты и скотоводы-земледельцы не могли обойтись приятель без приятеля, потому что у одних могли быть в избытке продукты скотоводства (мясо, молоко, шерсть, шкуры и т.п.), но не было либо было мало продуктов земледелия (зерна, волокна, соответственно и ткани и т.п.), у других же имел возможность появиться избыток продуктов земледелия, но не было достаточного количества продуктов скотоводства. Так появился обмен продуктами труда, сокровищами. На протяжении этого обмена в будущем появились кое-какие промежуточные средства обмена — деньги.
Потом понемногу подобным же образом случилось второе большое разделение труда — выделились ремесла, на базе которых появилась в будущем промышленность. Это кроме этого было связано с обоюдным обменом производственными сокровищами между различными специалис-тами — ремесленниками, скотоводами, земледельцами. Деятельность по обмену стала такой сложной и хлопотной, что отвлекала производителя сокровищ от его прямого дела. Поэтому появилось третье публичное разделение труда: выделились эксперты по обмену — торговцы, торговцы.
В ходе развития людской общества понемногу случилось отделение производства духовных сокровищ (научных, художественных) от производства материальных. Показались эксперты по публичному управлению, научному, художественному и религиозному осмысливанию судьбы. Это кроме этого предполагает обмен. К примеру, художники и учёные должны отдавать созданные ими ценности в обмен на материальные средства существования, каковые они сами не создают, но жить без которых не смогут.
Было бы неправильным думать, что в обществе идет лишь процесс разделения, «измель-чения» видов деятельности. В том месте, где это нужно, происходит и их слияние, объединение.
К примеру, раньше считалось обычным, что на суднах один человек был у штур-вала, а второй — у двигателя; сейчас же, благодаря более идеальной технике, судном руководит один человек. Время от времени виды труда, появившись и просуществовав некое время, отмирают.
Итак, процесс разделения труда – это далеко не разделение, а развитие более идеальных и действенных видов труда.
Так, нужно различать два следующих положения:
1. Разделение труда в обществе является множеством обособленных видов дея-тельности.
2. Развитие разделения труда происходит не обязательно в направлении их дробления и дальнейшего обособления.
профессия и Специальность
С каждым трудовым постом связаны не только предмет, цели труда, и профессия тради-ционно сложившиеся оснащение, оборудование, но и определенная совокупность прав, обязанностей, норм поведения, требований к подготовке, личным качествам и культуре работника. Профессия постоянно даёт определенные права, возможности и предъявляет определенные требования. Вместе с обязанностями и правами тот либо другой пост (должность) определяет место человека в обществе.
В целом трудовой пост характеризуется следующими компонентами (частями):
а) предмет, цели труда;
б) совокупность технического оснащения, орудия труда (автомобили, инструменты, и другие средства и книги информации);
в) совокупность требований к личным качествам и подготовке работника;
г) совокупность требований к поведению, служебным обязанностям (в отношении вида, качества и количества продукции, сроков выполнения заданий, бережного отношения к оснащению, коррект-ного отношения к сотрудникам по работе, соблюдения норм служебного поведения);
д) совокупность прав (в отношении зарплаты , здоровых и надёжных условий работы, возмож-ностей бесплатного увеличения опытной квалификации, участия в управлении судьбой трудового коллектива).
Любой таковой трудовой пост со всей совокупностью его требований к человеку возможно назвать профессией, ею нужно овладеть, а для этого – обучаться. В то время, когда человек овладел профессией, т.е. усвоил навыки и соответствующие знания, развил в себе нужный минимум личных качеств, овладел культурой служебного поведения, говорят: «он эксперт», «у него имеется специальность».
Специальность – это нужная для общества ограниченная (благодаря разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность взять вместо приложенного (затраченного) труда развития и необходимые средства существования.
Профессия– это несколько родственных профессий, род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, и свидетельство наличия у него умений и знаний, опыта, разрешающих квалифицированно делать этот вид работ. К примеру, нет доктора универсала, имеется педиатр, либо стоматолог, либо врач и т.д. Все эти профессии теоретически («в уме», «в мыслях») объединяются в группу, обозначаемую как профессия — «доктор». Нет учителя по большому счету, а имеется преподаватель математики, литературы русского и учитель языка и т.д., в мыслях относимые к группе «педагогическая профессия».
Понятие о типах профессий
В зависимости от изюминок главного предмета труда профессии объединяются в пять типов.
1. Предмет труда в типе профессии «человек – природа»: живые организмы, биологи-ческие, микробиологические процессы.
Примеры отдельных профессий, профессий: агроном, биолог, зоотехник, ветврач.
2. Предмет труда в типе профессии «человек — техника»:технические совокупности, техни-ческие предметы, энергия.
Примеры отдельных профессий, профессий: слесарь, токарь, монтажник конструкций, радиомеханик, инженер–технолог.
3. Предмет труда в типе профессии «человек — человек»:люди, группы, коллективы.
Примеры отдельных профессий, профессий: официант, продавец, медсестра, препо-даватель.
4. Предмет труда в типе профессии «человек – знаковая совокупность»:условные символы, шифры, коды, языки, формулы.
Примеры отдельных профессий, профессий: корректор, программист, бухгалтер, экономист, ученый–теоретик.
5. Предмет труда в типе профессии «человек – художественный образ»:художественные образы, их части, элементы, свойства.
Примеры отдельных профессий, профессий: маляр, живописец-оформитель, музыкант, композитор, литератор, художник.
В учебной и внеурочной деятельности кроме этого возможно выделить элементы предмета соответствующего труда.
1. Вид учебной и внеурочной деятельности в типе профессии «человек – природа»:лабораторные, практические работы по биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, на приусадебном участке; уход за животными.
2. Вид учебной и внеурочной деятельности в типе профессии «человек — техника»:лабораторные, практические работы по физике, химии; исполнение работ на уроках технического труда; работа в технических кружках; техническое моделирование; ремонт бытовой техники.
3. Вид учебной и внеурочной деятельности в типе профессии «человек — человек»:разбор черт литературных храбрецов, исторических личностей, разбор помыслов, поведения окружающих; исполнение работ на уроках обслуживающего труда; исполнение публично-организаторской работы среди сверстников, шефской воспитательной работы среди младших школьников, в спортивных играх.
4. Вид учебной и внеурочной деятельности в типе профессии «человек – знаковая совокупность»:исполнение письменных работ по различным предметам; чтение, ведение записей, выписок, дневников; коллекционирование; упорядоченное хранение и накопление разнообразные сведений (вырезок из газет, выписок, карточек); перевод с одного языка на другой; исполнение вычислений, подсчетов, чертежей, схем.
5. Вид учебной и внеурочной деятельности в типе профессии «человек – художественный образ»:разбор художественных изюминок произведений литературы, искусства; исполнение заданий на уроках рисования, пения; участие в эстетическом оформлении класса, школы, домашней обстановки, личных вещей; участие в художественной самодеятельности, в соответствующих кружках, студиях.
волевые качества и Мотивы
Мотив – внутренняя устойчивая психотерапевтическая обстоятельство поведения либо поступка человека.
Психологи распознали пара мотивов, каковые воздействуют на успешность в учебной деятельности. Это познавательные и социальные мотивы.
Познавательные мотивы – это познавательные интересы, потребность в овладении и интеллектуальной активности новыми умениями, знаниями и навыками.
Социальные мотивы – это потребность в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, потребность ученика занять определенное место в совокупности дешёвых ему публичен-ных взаимоотношений. Социальные мотивы учения смогут побуждать деятельность при помощи сознательно поставленных принятых решений и целей.
Кроме этого выделяют волевые качества и мотивацию достижения личности. Разглядим эти понятия подробней.
Мотивация – это психотерапевтическое состояние человека, которое включает в себя жажды, влечения и желание удовлетворить некую потребность. Для успешной учебы нужно вырабатывать мотивацию успехи.
Мотивация успехи – это рвение человека к достижениям, итогам в собственной учебной деятельности. Мотивация успехи делится на внешнюю — обучаюсь, не в силу того, что весьма интересно, а в силу того, что это необходимо, и внутреннюю — обучаюсь, в силу того, что весьма интересно, мне нравится обучаться.
Волевые качества личности конкретно воздействуют на учебную деятельность.
К волевым качествам относятся:
Целеустремленность -это подчинение человеком собственного поведения устойчивой жизненной цели, решимость и готовность дать все способности и силы для ее успехи, планомерное, неуклонное осуществление цели.
Настойчивость — одно из нужных условий успешного успехи цели. Направлено на то, дабы неуклонно, вопреки трудностям получать удач кроме того при средних свойствах. Настойчивость начинается под влиянием самовоспитания и воспитания, рвения доводить начатое дело до конца, готовности приложить упрочнения, дабы подчинить собственный поведение будущему результату, время от времени вопреки конкретно действующим в настоящую 60 секунд побуждениям.
Самостоятельность — подчинение поведения убеждениям и собственным взглядам.
В ходе независимой работы обучающийся выступает как активная творческая личность, как созидатель собственной культуры, эрудиции, образования, готовности к будущей деятельности. Активность личности обучающегося проявляется в постановке целей независимой работы, ее планировании, определении способов, самомобилизации и самоконтроле, оценке результатов.
Самостоятельность требует интенсивного мышления, решения разных познавательных задач, ведения записей, запоминания и осмысливания учебной и других данных.
В наше время возросло значение ответственности самого обучающегося как за собственную учебную деятельность, так и за развитие собственного кругозора, знаний, как конкретно-предметных, так и неспециализированного содержания.
Центральным условием эффективности самостоятельности есть глубокое осознание ее способов и целей, осознание самого себя как личности, которая сама направляет, организует и осуществляет контроль процесс учения, устанавливает, исходя из современных требований к эксперту, хорошие его стороны и недочёты.
Дисциплинированность -сознательное подчинение собственного поведения публичным правилам. Хорошее отношение к обязанностям, чувство ответственности за собственный поведение, знания о задачах и целях деятельности, умение руководить собой в соответствии с предъявляемыми требованиями, привычки и навыки соблюдения установленного порядка.
Развитие дисциплинированности личности обучающегося в большинстве случаев проходит последовательность этапов.
Первый этап – широкое развитие дисциплинированности, которое связано с адаптацией к условиям обучения в школе либо институте, вхождением в новую социальную роль.
Второй этап – специальное развитие дисциплинированности, которое связано с овладением правилами и нормами учебной деятельности, накоплением соответствующего опыта.
Третий этап – упрочение, которое связано с установками на старательное учение, с более глубоким пониманием значения личной дисциплины.
Выдержка(самообладание) — это свойство всегда контролировать собственный поведение. Разрешает человеку сдерживать активность, мешающую достижению цели, обладать собой.
Самоорганизация –осознаваемая изюминка интеллекта и воли, реализуется через упоря-дочивание поведения и деятельности.
Одним из показателей развития самоорганизации есть соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т.д.) личным изюминкам личности. Несовпадение избранной профессии и имеющихся свойств, деятельности стиля и принятие жизни, не обеспеченных личными качествами, публичным положением, — все это отсутствие либо не сильный самооргани-зация личности.
Решительность -это свойство вовремя принимать обоснованные и устойчивые ответы и без лишних задержек переходить к их исполнению.
Любой человек может оказаться в условиях, в то время, когда его немедленные, инициативные действия смогут иметь громадное значение для успеха неспециализированного дела. Решительность ярко проявляется в деятельности, в то время, когда поступок связан с необходимостью выбора и известным риском из несколь-ких альтернатив. Решительность свидетельствует кроме этого свойство брать на себя ответственность за принятие ответа, своевременность действий. Нравственная оценка решительных поступков зависит от их конкретного социального содержания.
Самообладание–внутренняя сознательно-волевая регуляция, свойство человека осуществлять деятельность в дезорганизующих ее обстановках. Для развития самообладания имеет значение деятельности и определённый режим жизни, систематические разумные требования к себе.
Факторы формирования воли кроме этого делятся на внешние и внутренние.
Внешние факторы формирования воли:
— личность окружающих должна быть волевой;
— нужна средняя степень контроля и опеки, помощи и опеки.
— должны быть даны упражнения на взятие ответственности и планирование деятельности на себя;
— упражнение на самообладание в конфликтных обстановках;
— должна быть последовательность усложнения действий – от несложного к сложному;
— преподаватель обязан оценивать волевое поведение ученика и хвалить его при принятия ответа либо иного проявления воли.
Внутренние факторы формирования воли:
— развитие определенного уровня мировоззрения, устремлений и идеалов;
— чувство и нравственность долга;
— ясность, конкретность целей, каковые человек ставит перед собой, и познание способов их успехи;
— эмоциональность;
— верное соотношение далеких и родных мотивов.
Опытный отбор
Одна из главных задач в области психологии труда – это применение и разработка опытного отбора экспертов. Когда человек начал использовать в ходе труда сложную технику (паровозы, машины, летательные аппараты, телефонные станции), сразу же появилась прогнозирования оценки и проблема профессионалов опытной пригодности учеников.
Опытный отбор оказывает помощь преодолеть профессии и несоответствие человека, добиться наивысшей эффективности трудовой деятельности и достигнуть громаднейшей удовлет-воренности от труда.
Опытный отбор – научно обоснованный допуск людей к какому-либо выяснен-ному виду труда.
Профессионально серьёзные качества (ПВК) – это качества, воздействующие на эффективность деятельности и на успешность ее освоения.С понятием ПВК тесно связано понятие опытной пригодности. Главная цель любого вида профотбора (медицинского, педагогического либо психотерапевтического) – определение пригодности к профессии.
Профпригодность –это соответствие личных качеств человека требованиям профессии, свойство работника действенно осуществлять деятельность. Она не редкость безотносительной и относительной. Безотносительная профпригодность характеризуется некоторыми природными изюминками, каковые еле поддаются формированию. Эти изюминки зависят, в первую очередь, от изюминок нервной совокупности. Относительная профпригодность включает качества, каковые поддаются формированию при желании мотивации и соответствующих (условиях) человека. Давая заключение о профпригодности, психологи опираются на данные, взятую на протяжении процедуры профотбора.
Опытная ориентация
Опытное развитие личности включает пара этапов, среди которых серьёзное место занимает процесс выбора профессии.
Процесс выбора профессии – это в любой момент принципиальный момент в жизни человека, и он требует определенной психотерапевтической помощи. Такую помощь и призвана осуществлять совокупность профориентационной работы.
Подпрофориентациейпонимается совокупность мероприятий, которая подготовит человека к труду и окажет ей помощь в выборе профессии в соответствии с ее заинтересованностями, способностями и склонностями и с учетом потребностей рынка труда.
Цели профориентации выражаются в рациональном применении труда, улучшении качест-венного состава работников; в сохранении здоровья; развитии и выявлении способностей и интересов личности, самые соответствующих будущей опытной сфере.
Опытное просвещение имеет собственной целью выработку у обучающихся знаний о мире профессий, условий и способов осуществления опытного выбора. Выделяют две
формы опытного просвещения: профессиональную пропаганду и профессиональную информацию.
Опытная информация является ознакомлением молодежи с специальностями и основными профессиями. Школьникам предлагаются сведения о содержании труда, условиях среды, совокупности материального стимулирования, режиме отдыха и труда, возможностях развития данной профессии, сроках и формах обучения, возможностях должностного роста.
Опытная пропаганда имеет дело с профессиями, по которым отмечается недостаток кадров или ожидается расширение их подготовки в связи с повышением производства.
Информация по профессиям должна быть:
• всесторонней. В сводке знаний о профессии нужно обратить внимание на все стороны опытной судьбе, особенное внимание – на возможности роста в данной опытной сфере;
• точной. Сведения о профессиях должны быть взяты из надежных источников, которыми смогут быть печатные издания, сведения, полученные от специалистов, эти психотерапевтического анализа деятельности и т.п.;
• объективной. Нужно давать настоящую картину профессии со всеми ее трудностями и достоинствами. Недопустимым есть излишнее рекламирование тех либо иных сторон, приписы-вание профессии несуществующих преимуществ.
При организации опытной информации нужно учитывать то событие, что привлекательность профессии воспринимается различными людьми по-различному. Профессиональ-ная консультация предполагает мероприятия по психотерапевтическому изучению человека с целью оказания ему помощи в выборе сферы профессиональной деятельности. Выделяют три главных функции опытной консультации:
– информационную предполагающую сообщение школьнику информации о конкретных изюминках профессии, способах и путях реализации собственных опытных замыслов;
– диагностическую— степени состояния развития и обследование здоровья психотерапевтических черт личности в соответствии с требованиями профессии;
– коррекционную, заключающуюся в советы человеку, выбирающему профессию, соответствующей сферы профессиональной деятельности и конкретных профессий в ней, и коррекции опытных замыслов при особенностей требований личности и рассогласования профессии.
Профессиограмма
Остановимся более детально на профессиограмме. Что такое професиограмма?
Профессиограмма — это научно обоснованные требования профессии к качествам личности эксперта, каковые разрешают действенно трудится в данной профессии, приобретать нужный для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Профессиограмма – это обобщенная эталонная модель успешного специалиста, не смотря на то, что время от времени отмечается, что в профессиограмме нужно учитывать и варианты исполнения профессиональной деятельности на «среднем» уровне. Из профессиограммы человек приобретает сведения об объективном содержании труда, о психотерапевтических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем профессиограмма– это не твёрдая стандартная схема, а эластичная ориентировочная база развития эксперта.
Построение профессиограммы есть задачей экспертов-психологов. Вместе с тем любой трудящийся человек в полной мере в состоянии иногда обдумывать круг опытных задач, каковые он выбирает для себя и оценивать состояние собственной личностной готовности к этим задачам.
В целом профессиограмма обязана отвечать следующим требованиям:
— четко выделять основные результаты и предмет труда (на что направлены главные упрочнения человека в труде);
— подчеркивать направленность каждого труда на благо конкретного человека: все, а также технические профессии должны, не смотря на то, что и в опосредованной форме, облегчать жизнь конкретного человека;
— выделять не стороны профессии и отдельные компоненты, а обрисовывать ее целостно в совокупности черт, очень подчеркивая наряду с этим стержневые, приоритетные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;
— показывать вероятные линии развития человека средствами профессии;
— показывать возможности трансформации в самой профессии (каким возможно эксперт завтрашнего дня, ближайшего будущего);
— иметь направленность на решение практических задач (опытное обучение, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.);
— обрисовывать нужные некомпенсируемые психотерапевтические опытные качества, и психотерапевтические особенности человека, каковые не смотря на то, что и отсутствуют у него, но смогут быть развиты.
Трудограмма — это описание труда в профессии, более подробное содержание профессио-граммы. Трудограмма включает в себя:
1. Назначение, «миссию» профессии, ее роль в обществе (производство материальных товаров либо идей, оказание услуг в различных социальных сферах; сбор, передача и хранение информации и др.), направленность на человека.
2. Распространенность профессии (обычные для данной профессии учреждения).
3. Предмет труда в профессии – стороны окружающей действительности, на каковые воздействует человек на протяжении труда (материальные предметы, совершенные предметы – культура, информация, личное либо публичное сознание людей, предметы натуральные в контексте природы и неестественные, созданные человеком.).
4. Профзнания как совокупность сведений о сторонах труда в профессии.
5. Деятельности, действия, приемы, умения, методы работы, технологии, техники, применяе-мые в данной профессии для успешного успехи результата;
6. Средства труда — стороны окружающей действительности, каковые человек применяет для действия на предмет труда при реализации собственных целей, для получения нужного продукта труда. К средствам труда относятся настоящие инструменты, устройства, компьютеры, оргтехника, и системы правил и знаковые средства логического мышления, моральной и эстетической оценки и др. средства и Предмет труда смогут изменяться местами кроме того в рамках одной профессии.
7. Условия труда; режим отдыха и труда; черта социального окружения; санитарно-гигиенические факторы труда; интенсивность, продолжительность нагрузки и темп труда; рабочее место, рабочий пост.
8. кооперация и Организация труда: формы личной, совместной, групповой деятель-ности, преобладающие в данной профессии; виды позиции и профессионального общения в нем, обмен продуктами и средствами труда между его участниками; нормы исполнения и сроки; иерархия и субординация подчинения, должности и социальный статус в рамках профессии.
9. Продукт труда (либо его итог) — те качественные и количественные трансформации, каковые человек привносит в предмет труда; критерии оценки результата труда, степень заданности результата труда, его более либо менее твёрдая регламентация (от аккуратного труда к творчеству).
10. Вероятные квалификационные разряды и уровни профессионализма в данной профессии, категории и их оплата.
11. Права представителя данной профессии: безопасность, наличие благоприятного микрокли-мата в опытной среде; отпуска оплаты и размеры труда, охрана труда.
12. Обязанности представителя данной профессии: соблюдение опытной и служеб-ной тайны в работе с людьми. Должностные функциональные обязанности (что и как обязан делать человек данной профессии в условиях конкретной должности в том либо другом учреждении).
13. Хорошее влияние данной профессии на человека; возможность личностной самореали-зации, направления и вероятная динамика внутреннего роста; возможность развития инди-видуальности и личности средствами данной профессии, принадлежность к определенной опытной общности, социальному кругу.
14. Негативные стороны профессии; территории и типы ошибок и трудностей, наличие экстремаль-ных и стрессовых обстановок, недостаток информации либо информационная перегрузка; возможность аварийных обстановок, опытной деформации личности и другие психотерапевтические вредности; отсутствие опытного роста; виды нареканий («штрафов») за низкую эффективность, за нарушение этических норм.
Психограмма — описание человека труда в профессии, более подробное содержание профессиограммы.
Психотерапевтические качества, желательные для действенного исполнения профессиональной деятельности, общения, для опытного роста, преодоления экстремальных обстановок в труде. Ко мне относятся характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специа-страницы:
1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации чело-века, психотерапевтические позиции.
2. Опытные притязания, опытная самооценка, самоосознание себя как специалиста.
3. Эмоции, психологические состояния, эмоциональный вид.
4. Удовлетворенность человека трудом, его результатом и процессом.
5. Психотерапевтические знания о труде, о профессии.
6. Психотерапевтические действия, методы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на вторых людей).
7. Опытные свойства, опытная обучаемость, открытость к профессио-нальному росту.
8. Опытное мышление, а также творчество, возможность обогатить опыт профессии.
9. Опытное саморазвитие, умение проектировать и реализовать замыслы собственного опытного роста.
10. Психотерапевтические противопоказания (другими словами психологические качества, полностью либо отно-сительно несовместимые с профессией).
11. Линии распада и профессионального роста личности специалиста и профессиональной деятельности, пути их реабилитации.
В заключении к профессиограмме целесообразно указать вероятные дороги переобучения и профессионального обучения, тренируемости отдельных реабилитации и психологических качеств, переквалификации повышения и пути квалификации, переориентации в рамках данной профессии и переподготовки на другую профессию либо специальность.
Стандарт эксперта – это не твёрдая схема квалификационной характеристики либо профессиограммы, а живая модель личности, которая возможно использована как эталон в опытном обучении, при диагностике и др. Потому, что в профессиограмме заложены требования общества к эксперту, то профессиограмму возможно применять как базу стандарта эксперта, принятого в данном обществе в данное историческое время.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ
Социально- психотерапевтическое определение труда.
Рассмотрены неспециализированные характеристики трудовой деятельности. Продемонстрированы задачи и предмет психологии труда, связь психологии труда с другими науками.