В. Н. Пташкина
Игры со словами на досуге
Пары слов
Эту игру изобрел Льюис Кэрролл, создатель книги «Алиса в Стране Чудес». Играются в нее так: на листе бумаги необходимо написать любое слово. Ниже на том же странице пишется второе слово с совершенно верно таким же числом букв. Сейчас необходимо постараться ход за шагом перевоплотить верхнее слово в нижнее. В каждом втором слове возможно изменять только одну букву.
Вот пара примеров:
поэт порт поза лоза луза луна | узда мзда мода вода водь* вонь конь |
Весточка
Берется какое-нибудь слово, и любой придумывает весточку, в которой первое слово начинается с первой буквы выбранного слова, второе – со второй буквы и т. д.
К примеру: выбрано слово сумка. Тогда возможно придумать такую весточку, отправленную из зоопарка: «Сейчас убежал медведь. Караул! Администрация». Возможно усложнить игру – так, дабы любой придумывал пара весточек различных жанров. Оттолкнувшись от того же слова (сумка), возможно придумать поздравительную весточку: «Радостны удачам молодого коллеги. Академики».
Навуходоносор (либо наборщик)
В данной игре необходимо из букв одного слова составить как возможно больше вторых. Слова должны быть лишь существительными, лишь нарицательными и лишь в начальной форме. Заберём слово Навуходоносор. Какие конкретно из него возможно составить слова? Слова: ухо, уход, движение, донос, шнобель, сор возможно выкроить из него прямо готовыми. А дабы составить слова ворона, водонос, рондо, соха, доха, донор, хорда, врун, дрова, необходимо буквы переставлять. В придуманном слове ни одна буква не должна повторяться чаще, чем в исходном слове. Из этого, кстати, второе наименование данной игры – «Наборщик»: как словно бы в типографии набирается текст из имеющихся литер.
Игра обогащает словарный запас. Вот пара слов, с которыми весьма интересно играться в «Навуходоносора»:
МАГАЗИН
ЛЕКАРСТВО
КИНЕМАТОГРАФ
КРЕПОСТНИЦА
МЯСОРУБКА
КАРАКАТИЦА
Игра «Балда»
Первый играющий именует какую-нибудь букву, и все попеременно додают к ней по одной букве, но так, дабы в конечном итоге оказалось, какое-нибудь существительное. Тот, на чьем ходу в первый раз окажется осмысленное слово, приобретает один «минус». Кто первый соберёт пять «минусов» (по числу букв в слове «балда»), тот проиграл. Чтобы никто не называл таких комбинаций букв, каковые нельзя продолжить до осмысленного слова, вводится еще одно правило. Любой игрок, которому пришла очередь делать движение, в праве задать вопрос прошлого игрока, какое слово он имел в виду. В случае, если тот не имеет возможности ответить, то он и приобретает «минус», а если он ответит (и это будет вправду осмысленное слово), то «минус» приобретает задающий вопросы. Играться в эту игру возможно по-различному: или разрешая додавать новые буквы лишь в конце слова, или разрешая додавать их и в конце, и в начале слова. (К примеру: а, ха, хар, харь, ахарь, пахарь).
Палиндромы
Так именуются предложения, каковые возможно просматривать с любого финиша.
- А роза упала на лапу Азора. (Эту фразу придумал А. Фет.)
- Около Миши молоко.
- Аргентина манит негра.
- Рвал дедушка лавр.
- Пламя – лоб больно.
- Театр тает.
- Искать такси.
- Леша на полке клопа отыскал.
- Ася, молоко около мяса.
У поэта С. Кирсанова имеется целое стих о лесе, которое заканчивается так:
Утро во рту.
И клей елки
Течет.
Само слово палиндром – греческое: эта игра была известна еще древним грекам. В византийском храме Софии в Константинополе на мраморной купели было вырезано палиндромное изречение:
НИСПОНАНОМИМАТАМИМОНАНОПГИН
Оно означало: «Омывайте не только лицо, но и ваши грехи».
Рифма
Игрок А говорит любое слово. Игрок Б говорит слово, рифмующееся с первым, игрок В додаёт еще слово в рифму, и без того потом. Кто первый не сможет назвать слово в рифму, приобретает «минус». В то время, когда у кого-нибудь наберется три «минуса», он выходит из игры.
Собираем «родственников»
Предлагается слово-корень, такое как стол, кот, дом. Требуется в допустимо маленькое время подыскать к нему как возможно больше производных слов: домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, бережливый и пр. Возможно затевать игру и со сложных по составу слов, скажем, с таких как подпрыгивать. Тогда из него нужно выделить базу и уже от нее создавать искомые слова: прыгать, прыгун, выпрыгнуть, допрыгнуть – как хватит словарного запаса. И тут, само собой разумеется, обязан трудиться «хронометр» – для «азарта». Играться возможно и «до пяти мин.», и пока не сдастся «самый богатый словами».
Алфавит
Необходимо подобрать 10 (либо как возможно больше) таких слов, в каковые вошли бы все до единой буквы русской азбуки (в любом порядке), любая по одному разу. В случае, если из отысканных слов возможно составить предложение, балл увеличивается. Сами играющие смогут устанавливать игры и правила, и судейства.
Пример для последовательности слов:
«Душ зябь клюв пыж съём фон цех чай щит эрг»; предложение: «Пиши: зять съел яйцо, чан брюквы … эх! Ожидаем фигу».
Это – игра. Но, кстати, радисты всей земли придумывают и отстукивают по волнам эфира приблизительно такие же предложения, испытывая, как четко передаются станцией все символы алфавита (чаще все звуки данного языка). От этих предложений нельзя требовать ни красоты, ни глубокого смысла: чем нелепей, тем забавнее!
Буриме
Задается две, четыре, восемь – какое количество сочтете вероятным – пары рифмующихся слов, скажем: лес – звезда и влез – гнезда. Играющие втайне друг от друга придумывают любой собственный четверостишие с этими рифмами.
Возможно брать конечные слова из строчков уже известных стихотворений:
Лугами – смеша – последовательностями – шевеля.
Но, пожалуй, лучше придумывать собственные, новые «чётки рифмы». Потребовать от высококачественных стихов тяжело, но указать на явные недочёты нужно.
Ведущие (преподаватель) формулирует задание: к примеру, собрать в букет цветы, в заглавии которых имеется хотя бы один мягкий символ. (Мальва, сирень, сальвия, бальзамин, колокольчик, жимолость, вьюнок.)