Словарь терминов (глоссарий).

А

Артефакт(лат. Arte factum — сделанный искусственно) — итог изучения, вергющийся следствием трансформации зависимой переменной под влиянием побочных переменных. Артефакт имеется следствие неточностей либо недостаточного контроля условий проведения изучения. Одно да и то же явление возможно артефактом в рамках одной экспериментальной схемы и фактом в рамках второй, исходя из этого явления, не растолковываемые принятой теорией, довольно часто трактуются как артефакты.

Б

Балансировка— метод контроля действия внешних (дополнительных) переменных, при котором каждой группе испытуемых предъявляют разные сочетания свободной и дополнительных переменных.

Безукоризненный опыт— включает в себя следующие показатели: 1) опыт, в котором устранены все источники систематических смешений — совершенный опыт; 2) опыт, в котором нескончаемое число проб используется к нескончаемому числу испытуемых, разрешающий учесть нескончаемое число побочных переменных; 3) опыт полного соответствия, абсолютно копирующий действительность [Р. Готтсданкер, 1982направляться.

Валидность— соответствие конкретного изучения принятым стандартам (безукоризненному опыту).

Валидность внешняя— соответствие конкретного изучения природной действительности и /либо вторым подобным изучениям. Определяет возможность переноса и / либо обобщения результатов на условия исследования и другие объекты. Зависит от соответствия и репрезентативности выборки контролируемых в изучении дополнительных переменных, их вариативности в других условиях. Личной формой внешней валидности есть экологическая валидность, определяющая возможность распространить выводы конкретного изучения на настоящие условия, а не на иные лабораторные условия.

В

Валидность внутренняя— соответствие конкретного изучения совершенному; оценивает изменение зависимой переменной, определяется влиянием свободной переменной, а не вторыми обстоятельствами. Внутренняя валидность зависит от систематического трансформации влияния свободной и других переменных от изменения и неэквивалентности сравниваемых групп на протяжении опыта.

Валидность конструктная— характеризует точность реализации теоретической догадки в процедуре опыта. есть одним из проявлений внутренней валидности. Определяет область явлений, исследуемых в опыте. В психотерапевтической диагностике конструктная валидность характеризует степень измеряемого свойства в итогах тестирования.

Валидность критериальная— отражает соответствие прогноза и диагноза, взятого на базе данных тестирования, деятельностным и жизненным показателям; включает в себя текущую и прогностическую валидность.

Валидность операциональная— соответствие операций экспериментатора теоретическому описанию переменных, контролируемых в изучении. Варьируемые экспериментатором условия должны соответствовать свободной переменной. Операциональная валидность есть одним из проявлений внутренней валидности.

Валидность содержательная(очевидная) — процедуры исследования и соответствие целей обыденным представлениям испытуемого о природе изучаемого явления. Имеет мо-тивационное значение для испытуемых и есть в некоторых изучениях одной из составляющих внешней валидности.

Валидность экологическая— вид внешней валидности, характеризует соответствие условий и процедуры лабораторного изучения «естественной» действительности.

Верификация— подтверждение экспериментальной догадки, термин предложен О. Контом.

Сотрудничество переменных— изменение зависимой переменной под влиянием нескольких свободных переменных в факторном опыте. Существуют 3 вида сотрудничества: нулевые, расходящиеся и пересекающиеся. Характеризуются разностью значений зависимой переменной при разных комбинациях уровней свободных переменных.

Воспроизводимость опыта— возможность повторить опыт вторым экспериментатором на базе авторского описания методики.

Выборка— множество испытуемых, выбранных для принятие участия в изучении посредством определенной процедуры (чаще — рандомизации) из главной совокупности. Количество выборки — число испытуемых, включенных в выборочную совокупность, Выборка разделяется на экспериментальную и контрольную группы.

Г

Гало-эффект(греч. Halos — круг, диск) — тенденция исследователя преувеличивать значение одного из параметров обстановки и распространять его оценку на другие параметры.

Главная совокупность— множество объектов эквивалентных по конечному множеству особенностей.

Догадка(лат. Hipothesis — полагаемое в базу, предположение) — утверждение о вергствовании явления, истинность либо ложность которого недоказуема дедуктивно, а возможно проверена лишь экспериментальным методом. Догадка экспериментальная — конкретизация теоретического предположения в терминах зависимой, свободной и дополнительной переменных. Контргипотеза — догадка, другая основной.

Гистограмма— столбчатая диаграмма, изображающая распределение случайных размеров (зависимой переменной) относительно уровней свободной переменной;

Гутмана шкалы— техника шкалирования, при которой задания в шкале находятся по возрастанию трудности. Предполагается, что испытуемый, не делающий i-e задание, ни при каких обстоятельствах не выполнит i+1 задание, т. е. для шкалы применима модель Раша. Каждое задание шкалы Гутмана имеет ответственную корреляцию с неспециализированным показателем и есть дискри-минативным. Недочётом шкал Гутмана есть узкий диапазон оценок.

Д

Двойной слепой опыт— опыт, что проводится помощником экспериментатора, не опытным подлинных целей изучения. Испытуемому кроме этого не известны цели опыта. Проводится для контроля эффектов Хотторна и Пигмалиона.

Дискриминативность заданий— свойство тестового задания различать испытуемых довольно «большого» и «минимального» значений шкалы. Для его оценки используют коэффициент дискриминации, что характеризует критериальную валидность задания по отношению к суммарному тестовому результату.

Дисперсионный анализ— статистический способ для оценки влияния свободных переменных и их сочетания на зависимую переменную. Используется для обработки данных факторных опытов. Основан на разложении сравнении и общей дисперсии ее отдельных компонентов посредством критерия Фишера.

Е

Естественный опыт— опыт, проводимый в условиях простой судьбе испытуемых. Понятие предложено А. Ф. Лазурским. Характеризуется большим уровнем экологической валидности и низким уровнем внутренней валидности.

З

Задача экспериментальная— задание, которое дано испытуемому в инструкции.

И

Идиографический подход(греч. idmaiC,— особенное отличие, особенность, уращ — запись) — подход, ориентирующий исследователя на описание неповторимых, единичных объектов, процессов и неповторимых событий. Противопоставляется номотетическому подходу.

Измерение— процедура установления взаимооднозначного соответствия между множеством объектов (состояний) и множеством знаков (чисел). В более узком значении – вид эмпирического изучения, на протяжении которого исследователь выявляет качественные и количественные характеристики объекта (множества объектов) посредством внешних средств (устройств, тестов и пр).

Инструкция— описание задачи, которое предъявляет экспериментатор испытуемому перед опытом. Включает в себя (по необходимости) объяснение сущности изучения, действий и цели испытуемого на протяжении исполнения заданий, условий задачи, правил оценки результата, примеры ответа заданий и т. д.

Интроспекция(лат. Introspecto — наблюдать вовнутрь) — способ психотерапевтического изучения в отвлечённой психологии (конецХ1Х — начало XX в.), самонаблюдение субъекта за своим психологическим состоянием, разрешающее конкретно постигать психологическую действительность (Титченер Д.). В. Вундт разглядывал интроспекцию как произвольное наблюдение испытуемого за собственной психологической действительностью на протяжении психотерапевтического опыта и противопоставлял ее «внутреннему восприятию» в естественных условиях.

Ипсативное оценивание(от лат. Ipse — сам) — оценка величины свойства у испытуемого в безразмерном виде, т. е. или по отношению к собственному разбросу свойства на выборке, или по отношению к выраженности особенностей у данного испытуемого.

К

Квазифакт(лат. Quasi — напоминающий, подобный) — итог интерпретации единичных, неповторимых наблюдений, приобретаемый способом «изучения единичного случая».

Квазиэксперимент— замысел изучения, при котором экспериментатор отказывается от полного контроля за переменными ввиду его неосуществимости по объективным обстоятельствам. Любой настоящий опыт можно считать квазиэкспериментальным, поскольку он отклоняется от «совершенного».

Контекст-анализ— способ систематизированной количественной оценки содержания текстов. В первый раз применен К. Юнгом при анализе результатов ассоциативного опыта. Обширно употребляется в психотерапевтической диагностике (прожективные методики), особой психологии, психолингвистике и т. д.

Контрбалансировка(либо позиционное уравнивание) — метод контроля результата порядв методом чередования действий. Любая несколько испытуемых приобретает одинаковый комплект действий, изменяется только их последовательность в серии. Любой комплект действий предъявляется однообразное число раз. Различают реверсивные (обратные) уравнивания, полное уравнивание, латинский квадрат, полный сбалансированный квадрат.

Контроль переменных— вся совокупность стратегий организации, проведения и планирования опыта, используемых для максимализации его внутренней и внешней валидности. При межгрупповых замыслах каждые сочетания предъявляются различным группам испытуемых. Кроссиндивидуальные замыслы предусматривают предъявление каждому испытуемому либо каждой группе всех уровней переменных в их сочетаниях, но в определенной последовательности (при равном числе каждого сочетания).

Корреляционное изучение(либо пассивно-замечающее) — направлено не на установление причинно-следственных взаимоотношений между переменными, а на обнаружение статистической значимости между двумя и более переменными. Используется при неосуществимости манипуляции переменными. Не имеет возможности доказать наличие причинно-следственных взаимоотношений, но может доказать их отсутствие.

Кросскультурное изучение— изучение, направленное на обнаружение культурной детерминации общегрупповых индивидуальных различий и особенностей поведения. При кросскультурном изучении используются схемы межгруппового сравнения естественных либо отобранных групп.

Лаикерта шкала— один из вариантов конструкции опросников установок. Предложена Р. Лайкертом в 1932 г. Утверждения отоираются на базе корреляции с неспециализированным результатом. Валидизируются способы контрольных групп.

Л

Латинский квадрат— квадратная матрица пхп, любая его столбец и первая строка являются перестановками элементов из множества действий (число их равняется п). Употребляется при планировании межуровневых опытов, где требуется оценить действие порядка предъявления уровней свободной переменной. Контролируются эффекты однородного и неоднородного переноса. Сохраняются эффекты последовательности и центрации.

М

Способ(греч. – путь, теория, учение) — метод научного познания объекта либо практической деятельности, реализующий познавательную позицию субъекта к объекту изучения.

Методика— последовательность и система действий изучения, средств (инструментов, устройств, обстановки), разрешающая решить исследовательскую задачу. Посредством методики фиксируют характеристики поведения и воздействуют на объект. В большинстве случаев, для регистрации сходных сторон объекта существует множество методик (методическая избыточность), что снабжает обоюдную верификацию данных, приобретаемых разными методиками.

Методика – совокупность способов и принципов организации, построения теоретической и практической деятельности, и учение об данной совокупности. Понятие «методика» имеет два главных значения: а) совокупность определенных приёмов и способов, используемых в той либо другой сфере деятельности (в науке, политике, мастерстве и т.п.); б) учение об данной совокупности, неспециализированная теория способа, теория в действии.

Меры изменчивости— статистические показатели разброса значений переменной относительно меры центральной тенденции. Главные меры изменчивости: среднее линейное отклонение, дисперсия, стандартное отклонение, коэффициенты вариации и асциля-ции.

Меры центральной тенденции— статистические показатели, характеризующие самоё выраженное, репрезентативное значение переменной. Главные: средняя арифметическая, средняя геометрическая, средняя гармоническая, медиана, мода.

Метафора— перенос значения слова с одного класса объекта на другой класс на базе аналогии. Метафора есть методом семантического моделирования объектов в изучении методом переноса особенностей известного объекта на малоизвестный.

Н

Наблюдение— способ пассивного и яркого изучения действительности. Целью наблюдения есть установление факта существования явлений для их последующей типологизации, классификации и пр.

Надежность— 1) воспроизводимость результатов изучения; 2) точность измерения; 3) устойчивость результатов, приобретаемых посредством определенной методики, во времени и по отношению к разным помехам (побочным переменным). В узком тестологи-ческом смысле надежность понимается как согласованность результатов тестирования испытуемых в различные моменты времени, при первичном и вторичном тестировании и с применением различных по эквивалентности, по содержанию заданий. Надежность характеризует тесты особенностей, но не состояний.

Номотетический подход – подход, ориентирующий исследователя на поиск неспециализированных законов, каковые обрисовывают развитие и существование объектов. Приверженцы номотетического подхода вычисляют его единственно научным. Они разглядывают поведение конкретных объектов как проявление неспециализированных законов. Номотетическому подходу противопоставляется идиографический.

Обычное распределение— распределение плотности возможности р(х) значений зависимой переменной по отношению к свободной под влиянием множества не взаимодействующих факторов. Кривая уравнения обычного распределения представляет собой симметричную, одномодальную кривую, симметричную относительно ординаты, совершённой через точку 0. Обширно употребляется в психометрии.

Нуль-догадка— часть статистической догадки, складывающейся из исследовательской догадки (Н1 — догадка о различиях) и нуль-догадки (Н0 — догадка отсутствия различий). В ней утверждается, что: 1) свободная переменная не воздействует на зависимую; 2) различий между результатами сравниваемых групп нет; 3) связь между параметрами незначима.

О

Обобщение(генерализация) — метод формулировки нового знания в виде законов, закономерностей, показателей. Обобщения достигают методом выделения наиболее значимых особенностей предметов, абстрагирования и явлений (отвлечения) от несущественных особенностей. Посредством обобщения возможно нескончаемое множество данных единичных наблюдений заменяется конечным множеством научных фактов.

Объективность— черта знания, снабжающая его доступность для проверки научным способом, достигается выработкой согласованного подхода экспертов по поводу метода и объекта изучения.

Омонимы— два слова, совпадающие по звучанию, но различающиеся по значению. Термины, значения которых отличаются в различных теориях, и слова и научные термины обыденного языка довольно часто являются омонимами.

Отбор— метод создания экспериментальной и контрольной групп, снабжающий внешнюю валидность опыта. Отбор сочетается с распределением испытуемых по группам, снабжающим внутреннюю валидность.

Отсеивание(скрининг) — предварительный отбор испытуемых по заданным показателям, к примеру: уровню интеллектуального развития, состоянию психологического либо соматического здоровья и т. д.

Неточность измерения— статистический показатель, характеризующий ложность измерения зависимой переменной. В качестве оценок неточности измерения употребляются меры разброса, в частности — неточность средней.

П

Парадигма(греч. Пример) — научный стандарт, общепризнанный на определенном этапе развития науки подход к изучению действительности, включает в себя цели науки, методики и методы, совокупность параметров для оценки результатов изучения, базисные знания (методики, теории и факты). Эволюция научного знания сводится к формированию, революционной смене и развитию парадигм (Кун Т.).

Переменные— параметр действительности, что может изменяться и / либо изменяется в экспериментальном изучении. Различают: свободные переменные — изменяемые экспериментатором; зависимые переменные — изменяемые под влиянием трансформаций свободной; внешние (побочные) — недоступные управлению, но воздействующие на зависимую, источник погрешности; латентные — недоступные конкретно измерению, фиксируются методом анализа совместной вариации зависимых переменных; дополнительные — учитываемые в опыте внешние переменные и т. д.

Пилотажное изучение— изучение, предваряющее новую серию, на протяжении которого проверяется уровень качества плана и методики. Выявляются побочные переменные и уточнятся экспериментальная догадка. В большинстве случаев проводится по упрощенной схеме, на низком уровне и минимальной выборке достоверности принятия Н0.

Замысел изучения(англ. Design — проект) — проект исследовательских операций со намерено отобранными группами. Включает в себя определение состава групп, тела групп, отбор переменных, чередование действий, шкалы измерения свободной переменной и т. д.

Плацебо-эффект— реакция испытуемого на «безлюдные» (нулевые) действия, соответствующая реакции при наличии настоящего действия. Найден Фельдманом в 1956 г.: больные испытывали облегчение за счет веры в лечебное средство, а не благодаря его применения; появляется при выбросе бета-эндорфинов — антидепрессантов и естественных анальгетиков. В экспериментальной психологии «плацебо» — «безлюдное» действие, отсутствие действия, о котором не предотвращён испытуемый.

Позиционное уравнивание— см. контрбалансировка.

Показатели(параметры) поведения — количественные характеристики поведения испытуемого, проявления зависимой переменной.

Полевые изучения— изучения в естественных условиях, максимально увеличивающие внешнюю и экологическую валидность. Термин используется в социологии и социальной психологии.

Популяция— естественное множество индивидов, владеющих определенным комплектом

особенностей, потенциальные участники изучения, часть главной совокупности.

Последовательность— порядок экспериментальных действий; чередование уровней свободной переменной в опытах по личным схемам. Существует три схемы: 1) случайная последовательность действий; 2) регулярное чередование; 3) позиционное уравнивание (контрбалансировка).

Последовательности эффект— систематическое действие на итог опыта побочных переменных, которые связаны с порядком предъявления испытуемому экспериментальных действий. Отсутствует в опытах межгруппового сравнения. Имеет наиболее значимое значение в личных опытах.

Предубеждения экспериментатора— установка исследователя по отношению к испытуемому, воздействующая на интерпретацию поведения последнего на протяжении опыта.

Проективные методики(лат. вергнуто— выбрасывание вперед) — совокупность психотерапевтических методик диагностики личности посредством анализа его высказываний и действий по поводу слабоструктурированного материала.

Психодиагностика — 1) область психологии, изучающая и разрабатывающая способы определения лично-психологических различий; 2) отрасль практической психологии, занимающаяся оценкой психотерапевтических различий между людьми.

Психометрия — область математической психологии, разрабатывающая математические базы психотерапевтических измерений.

Различия личные— основной источник нарушения внутренней валидности в общепсихологических групповых опытах. В замыслах межгруппового сравнения нужно уравнять группы по контролируемым показателям или учесть эти показатели в качестве дополнительных переменных при факторном планировании.

Р

Рандомизация— стратегия случайного отбора либо распределения испытуемых, при которой все субъекты имеют равные шансы попасть в группу. Используется при отборе участников популяции в экспериментальную выборку, и при распределении испытуемых по экспериментальным и контрольным группам. Снабжает внутреннюю валидность, осуществляет контроль эффект смешения.

Распределение— стратегия создания экспериментальных групп из отобранных испытуемых (либо добровольцев, либо настоящей группы). Употребляется для увеличения внутренней валидности изучения. Существуют пара отражений: попарного распределения, рандомизации, рандомизации с предварительной стратификацией и пр.

Раша модель— стохастическая модель теста, предложенная Г. Рашем в 1960 г., основана на представлении о том, что возможность ответа на задачу теста есть функцией (аддитивной либо мультипликативной) от «силы задания» (трудности) и интенсивности свойства (свойства). Шкалы Г. Раша являются шкалами взаимоотношений.

Редукционизм(лат. вергнуто — понижение, сведение) — объяснение сложных процессов через особенности более несложных процессов, низших по уровню организации материи. Но сейчас выделяют и «редукцию вверх» — сведение более несложных процессов к процессам наибольшего уровня (к примеру: психологического к культурным).

Репрезентативность выборки— соответствие особенностей исследуемой выборки особенностям главной совокупности. Она достигается случайным выбором объекта из совокупности (процедура рандомизации), подбором пар, члены которых эквивалентны и относятся в различные группы, либо комбинацией этих способов.

С

Семантический дифференциал(греч. Semanticos — обозначающий и лат. Differentia — разность) — методика количественного и качественного группового сознания и анализа смыслов. Используется в психолингвистике, психосемантике, психодиагностике. Методика семантического дифференциала предложена Ч. Осгудом в 1957 г. для измерения личных различий в интерпретации понятий.

Синонимы— слова, разные по звучанию, но сходные или эквивалентные по значению. В более развитых науках синонимы видятся редко. В ряде направлений и отраслей современной психологии синонимы употребляются часто.

Смешение семантическое(процедурное) — источник нарушения внутренней валидности. Позвано тем, что воздействие свободной переменной сопровождается влиянием связанных с ней фактов, каковые изменяются в зависимости от уровня переменной и каковые нереально в один момент проконтролировать. К их числу относятся факторы времени, последовательности предъявления, личных различий и т. д.

Смешение сопутствующее— источник нарушения внутренней валидности, обусловленный неизбежным сочетанием в опыте главного действия с сопутствующим ему. Одним из проявлений сопутствующего смешения есть плацебо-эффект.

Стратегии построения групп— распределения отбора и способы выборки испытуемых по группам в опытах межгруппового сравнения для сглаживания личных различий (внешняя валидность) и представления популяции (внутренняя валидность). Различают рандомизацию, стратиметрическую рандомизацию (для распределения и отбора) и подбор эквивалентных пар (лишь для распределения по группам).

Схема экспериментальная(в противном случае — экспериментальный замысел) — порядок предъявления группам испытуемых либо отдельным испытуемым (испытуемому) разных уровней свободной переменной (переменных). Существуют личные замыслы, в то время, когда одному испытуемому предъявляются все сочетания и уровни свободных переменных.

Сциентизм— мировоззрение, основанное на завышенной абсолютизации и оценке современного уровня развития научных знаний и научного метода, и возможностей, предъявляемых современной наукой для ответа практических задач.

Т

Терстоуна шкала— вид опросника установок. Предложена Л. Терстоуном и Е. Чейвом в 1929 г. Утверждения, входящие в шкалу, отбираются на базе экспертного оценивания по 11-балльной шкале. Включаются те утверждения, довольно которых оценки специалистов согласуются. Показатели выраженности установки у испытуемого — медианная шкальная оценка, эта в 11-балльной шкале. Тест(англ. Test — проба, опробование) — научно-практический способ психотерапевтического измерения, складывающийся из конечной серии кратких заданий, направлен на диагностику личной выраженности состояний и свойств. Термин предложен Дж. Кеттеллом в 1890 г.

Ф

Факт(лат. Factum — сделанное, свершившееся) — точно доказанное эмпирическое знание, зафиксированное в форме научного высказывания. В узком смысле — знание о существовании объекта, явления, процесса, распознанное научным способом, итог теоретической интерпретации эмпирических данных.

Фактор— параметр внешних условий или изюминок объекта, воздействующий на трансформацию зависимой переменной. Употребляется при описании факторных опытов. Различают факторы времени, факторы и факторы задачи личных различий [Р. Готтсдан-кер].

Факторный анализ— множество математических способов, разрешающих распознать скрытые показатели, и их связи на базе анализа матриц статистических связей (корреляций, «расстояний») между измеряемыми показателями. Главная задача факторного анализа — сведение множества тестовых измерений к маленькому числу базисных (редукция числа переменных) с определением меры детерминации первичных переменных базисными.

Фаллибилизм— методологический принцип, в соответствии с которому теории не только бывают ошибочными, а ошибочны в любой момент. Ошибочность имеется свойство любой теории. Задача исследователя-теоретика либо экспериментатора сводится к обнаружению ошибочности теории.

Фальсифицируемость— свойство любой научной теории быть опровержимой. В соответствии с К. Попперу, любое научное высказывание, в отличие от ненаучного, возможно опровергнуто (фальсифицировано). Научное высказывание должно быть не только доказано, должен быть выяснен комплект утверждений, несовместимых с ним. Теория опровергается тогда, в то время, когда найден воспроизводимый эффект, противоречащий выводам из теории.

Э

Опыт— спланированное и управляемое субъектом изучение, на протяжении которого экспериментатор (субъект) воздействует на изолированный объект (объекты) и регистрирует изменение его состояния. Проводится с целью проверки догадки о причинно-следственной связи между действием (свободной переменной) и трансформациями состояния объекта (зависимой переменной). В психологии опыт — совместная деятельность испытуемого и экспериментатора по изучению психологических изюминок испытуемого методом наблюдения за его поведением при проведении экспериментальных заданий.

Опыт критический— опыт, направленный на диагностику догадок, являющихся следствием двух других теорий. Результатом критического опыта есть опровержение одной теории и принятие второй.

Опыт лабораторный— опыт, что проводится в намерено сконструированных исследователем условиях, с выделением свободной переменной, и учетом либо элиминацией влияния побочных переменных. Значительно чаще психотерапевтический лабораторный опыт проводится в намерено оборудованных помещениях, при помощи аппаратуры и компьютерной техники (управляемый лабораторный опыт).

Эффект первичности,либо «эффект первого впечатления»,— влияние первого впечатления от личности испытуемого на оценку и интерпретацию экспериментатором его личностных особенностей и дальнейшего поведения. Детально изучен С. Эшем (1940 г.).

Эффект переноса— преимущественное влияние одного из уровней свободной переменной при их последовательном чередовании. Различают однородный и неоднородный, симметричный и несимметричный переносы. Однородный и симметричный переносы устраняются при позиционном уравнивании и регулярном чередовании (личный опыт), и при реверсивном уравнивании (кроссиндивидуальный опыт). Несимметричный перенос усредняется применением случайной последовательности.

Эффект последовательности— (см. последовательности эффект) — влияние последовательности предъявления действий в интра- и кроссиндивидуальных опытах.

Эффект Пигмалиона— модификация поведения испытуемого в опыте под влиянием неосознанных действий экспериментатора, стремящегося подтвердить собственную догадку либо мнение о личности испытуемого. Контролируется посредством двойного слепого опыта. есть следствием нарушения внутренней валидности.

Эффект последовательности— эффект асимметричного переноса в многоуровневом опыте, в то время, когда род действий имеет пара уровней. Зависит от удаленности предъявляемого испытуемому уровня действия от финишей последовательности. Разъясняется адаптацией испытуемого к предшествующему действию более низкого либо более большого уровня, чем предъявляемое.

Эффект Хотторна— следствие влияния отношения испытуемых к изучению на их продуктивность и поведение. Найден в 1924 г. при проведении социально-психотерапевтических изучений на Хотторнском заводе компании «Вестерн Электрике» в г. Чикаго. Он же — эффект Мейо.

Эффект центрации— частичное проявление результата последовательности, усиливающий воздействие свободной переменной. Разъясняется тем, что уровням, предъявляемым в середине последовательности, предшествуют и более низкие и более большие уровни (при их случайном либо позиционно-уровневом чередовании).

Как добавлять термины в Глоссарий


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: