По окончании Великого Октября скульптура у нас стала одним из ведущих видов изобразительного мастерства. Уже в 1918 г. В. И. Ленин выдвинул замысел «монументальной пропаганды». Целью этого замысла, по мысли Ленина, было создание в различных городах Советской мемориальных досок и страны монументов, в рельефах и статуях увековечивающих образы борцов за счастье и свободу человечества. Предполагалось создание монументов Энгельсу и Марксу, Робеспьеру и Марату, Радищеву и Чернышевскому, Белинскому и Лермонтову, Пушкину и Шевченко.
Данный грандиозный замысел, так же как и пламенные речи Ильича на открытии первых монументов в 1918— 1919 гг., наметил главные задачи, стоящие перед скульпторами.
В первые годы по окончании революции, во время гражданской войны не было возможности делать монументы из жёстких дорогих материалов. Исходя из этого монументы того времени практически не сохранились. В 20-х гг. с переходом к мирной судьбе скульптура стала удачно развиваться. Одним из наибольших скульпторов этого периода был Н. А. Андреев. Данный гениальный живописец отозвался на призыв Компартии и создал последовательность монументов для площадей и московских улиц. Его монумент А. Н. Островскому стал неотъемлемым элементом Театральной площади. Тяжеловесно и тихо на гранитном постаменте сидит, склонив упрямую голову, безжалостный разоблачитель «чёрного царства». В неторопливых пальцах правой руки зажат карандаш. Ничего не ускользнет от его внимательного взора.
Лучшие силы собственного таланта Н. А. Андреев дал начатой еще в 1919 г. «Лениниане» — галерее скульптурных портретов Ильича. Блестяще выполненные, весьма живые, остро ясные, эти портреты, в большинстве собственном сделанные с натуры, изображают Ленина в самые разные моменты судьбы. Вот Ильич слушает, чуть прищурившись и склонив голову набок, вот он что-то обдумывает, оторвавшись на миг от рукописи, вот он сосредоточенно пишет. «Лениниана» завершается выполненной уже по окончании смерти Ленина мраморной полуфигурой «Ленин-вождь». Это — одно из лучших монументальных изображений вождя революции. ясность и Простота формы, броское тонкое чувство и воплощение образа материала — главные черты творчества Н. А. Андреева-скульптора.
В 20-е гг. начинается творчество И. Д. Иванова, легендарного под псевдонимом Шадр.
В 1927 г. на ЗАГЭС в Закавказье был открыт величественный монумент В. И. Ленину работы Шадра. Прекрасная фигура вождя как бы утверждала начало реализации грандиозного замысла электрификации страны. Творчество Шадра отличается революционной подлинным демократизмом и романтикой. Отлично известны его скульптурные портреты «Рабочий», «Крестьянин», «Сеятель», «Красноармеец», многократно репродуцировавшиеся и печатавшиеся на финансовых символах, облигациях и марках того времени.
Одна из лучших работ живописца — очень ясная, насыщенная пафосом революционной борьбы скульптура «Булыжник — оружие пролетариата. 1905 г.». Незабываемо волевое, напряженное лицо рабочего, могучим перемещением выворачивающего из мостовой камень, дабы с ним в руках защищать революцию.
О новой роли скульптуры говорит и сооружение бессчётных монументов — Тимирязеву в Москве работы С. Д. Меркулова, Володарскому в Ленинграде — М. Г. Манизера и других, такие произведения начала 30-х гг., как «Часовой» Л. В. Шервуда. Эта фигура, являясь подлинно реалистическим и живым образом красноармейца, одновременно с этим стала знаком обороны страны.
В 30-е гг. советская скульптура охватывает широкий круг тем и образов строящегося социалистического общества. Ведущую роль играет монументальная скульптура, которая все более тесно связывается с строительством и архитектурой. Столичное метро, канал им. Москвы, Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, павильоны на Интернациональных выставках в Нью Йорке и-Париже, множество новостроек — примеры скульптуры соединения и нового архитектуры 30-х гг.
Одно из самые значительных произведений этих лет—группа скульптур В. И. Мухиной «колхозница и Рабочий», венчавшая коммунистический павильон на Интернациональной выставке в Париже. Выполненные из сверкающей нержавеющей стали, эти фигуры подняли на невиданную высоту простого человека, продемонстрировали его творцом и подлинным хозяином собственной жизни. Отличны декоративные качества группы. Ее силуэт с любой точки зрения предельно ясен. «колхозница и Рабочий» Мухиной — это необычный гимн революции, счастью и свободе человека.
В 30-е гг. обширно развернулось творчество М. Г. Манизера. Скульптор создал бессчётные монументы в различных городах страны: «Жертвам 9 января 1905 г.» под Ленинградом, В. И. Ленину в Ульяновске и Петрозаводске, В. И. Чапаеву в г. Куйбышеве, Т. Г. Шевченко в Харькове, Каневе и Киеве.
Работам Манизера в любой момент свойственны ясность мысли, четкость выражения идеи. Особенно успешна скорбная фигура Катерины в многофигурной композиции монумента Т. Г. Шевченко (Харьков) и проникнутый революционным пафосом монумент В. И. Ленину в Ульяновске.
В эти годы скульптор С. Д. Меркулов формирует Сталина и монументальные фигуры Ленина для канала Москва—Волга, монументы С. Шаумяну в Ереване, многофигурную композицию «Расстрел 26 бакинских комиссаров».
В 1938 г. в Ленинграде был открыт монумент С. М. Кирову, выполненный Н. В. Томским. Скульптору удалось создать образ коммуниста-трибуна, несложного и самоотверженного бойца за счастье народа. В широком открытом жесте, в свободном шаге Кирова, в его решительном и добром лице чувствуется огромное обаяние предводителя народа, вождя и друга трудящихся. Монумент превосходно скомпонован, фигура увязана с окружающими и гранитным постаментом строениями. В данной работе светло выражены главные черты творческого лица Н. В. Томского: громадная человечность, лаконическая простота и реалистическая правдивость, характерные его лучшим произведениям.
В 30-е гг. советская реальность, выявляя внутреннее достаток людской личности, дала невиданный простор скульпторам-портретистам, изображающим учёных и вождей, колхозников и рабочих, деятелей культуры и героев труда.
Слияние публичных личных интересов и идей — эта черта нового человека делается главной темой, которую стремятся выразить В. И. Мухина, С. Д. Лебедева, Д. П. Шварц, 3. М. Виленский, 3. И. Азгур в скульптурных портретах собственных современников.
В эру ВОВ и послевоенные годы практически все скульпторы приняли участие в создании галереи портретов прославленных рядовых героев и полководцев-бойцов.
Многие, как, к примеру, И. Г. Першудчев, делали портреты прямо с натуры в фронтовой обстановке. Красивые армейские портреты, раскрывающие мужество и волю советских людей, создала В. И. Мухина.
Весьма ясен портрет полковника Юсупова. шрамы и Повязка, покалечившие лицо храбреца, не делают его некрасивым. Наоборот, эти следы перенесенных страданий лишь усиливают обаятельность образа мужественного советского солдата.
Одвременно с этим появляется и новый жанр скульптурного монументального портрета, который связан с распоряжениями правительства об установке скульптурных бюстов Храбрецов Героев и Советского Союза Соцтруда на родине награжденных. В это время популярность завоевали монументальные, богато декорированные бюсты храбрецов Отечественной войны работы скульптора Е. В. Вучетича.
Громадной известностью пользуется созданный Вучетичем в послевоенный период ансамбль в берлинском Трептов-парке. Он посвящен памяти бойцов, павших в битвах за освобождение населений украины от ига нацизма, и венчается грандиозной фигурой бойца-освободителя, с мужественной лаской прижимающего к себе ребенка.
Довольно много и плодотворно трудится в области монументального портрета и Н. В. Томский. Особенно увлекателен портрет М. Г. Горяева, выполненный Томским в тёмном базальте. Создатель весьма тонко применял возможности обработки материала, создав неповторимый образ молодого храбреца, практически юноши с припухшими мягким овалом и губами лица, через ласковые черты которого просвечивает несокрушимая уверенность и железная воля в правоте дела, за которое он сражается.
Занимательная галерея монументальных психологически броских портретов создана кроме этого белорусским скульптором 3. И. Азгуром.
В послевоенные годы возобновилось сооружение монументов известным деятелям Коммунистической партии и Советского государства, ученым, писателям, полководцам, музыкантам и художникам, прерванное во время ВОВ.
В 1951 г. был открыт монумент Максиму Неприятному у Белорусского вокзала в Москве, созданный по проекту покойного И. Д. Шадра бригадой скульпторов, возглавляемой В. И. Мухиной. Той же группой авторов был сооружен монумент великому пролетарскому писателю в г. Неприятном.
По проекту Н. В. Томского установлены монументы Н. В. Гоголю и М. В. Ломоносову в Москве и И. Д. Черняховскому в г. Вильнюсе. Энергичная, мужественная фигура советского полководца в развивающейся плащ-палатке возвышается на постаменте, напоминающем башню боевого танка.
В послевоенные годы в ряды монументалистов вошел узнаваемый ранее в большинстве случаев как скульптор-керамист С. М. Орлов. Совместно с Н. Л. Штаммом и А. И. Антроповым Орлов создал в 1954 г. монумент основателю Москвы Юрию Долгорукому. Величаво и празднично восседает Долгорукий на могучем коне. Вид старого князя органически слился с величественной возможностью города, заложенного им более восьми столетий назад. Фигура замечательно вылеплена и, не обращая внимания на обилие подробностей, оставляет весьма цельное и законченное чувство.
С. М. Орлова не просто так завлекают храбрецы русской старины. В их образах он может заметить не только историческое своеобразие прошлой эры, но и те черты русского народа, каковые породили храбрецов столетия назад и рождают их на отечественных глазах —при освоении целины, в арктических экспедициях, в трудовых подвигах.
Скульптуру А. П. Кибальникова отличают могучий темперамент, ясность скульптурных ответов и строгость композиции. Все эти качества мастера ярко проявились в красивом монументе В. В. Маяковскому, установленном в Москве и заслужившем высшую приз — Ленинскую премию.
Среди самые удачных произведений монументального жанра послевоенного периода направляться отметить монумент П. И. Чайковскому работы В. И. Мухиной в Москве, монумент Н. Г. Чернышевскому ленинградского скульптора В. В. Лишева, монумент А. С. Пушкину в Ленинграде, выполненный молодым скульптором М. К. Аникушиным, монумент Ф. Э. Дзержинскому Е. В. Вучетича и другие.
Весьма интересно начинается творчество ветшайшего русского скульптора С. Т. Коненкова. Не обращая внимания на преклонный возраст, С. Т. Коненков трудится с неослабевающей энергией. Круг тем, входящих в его творчество, очень широк: сказочные персонажи и тут, рожденные народной фантазией (лесовички, лешии), и изумительные по пластическому ответу женские фигуры, и нескончаемое разнообразие портретов.
Влюбленный в материал, с которым он трудится, С. Т. Коненков создал из камня и дерева неповторимый мир образов, как будто бы оживших под его руками. Подлинный патриот собственной социалистической Отчизны, С. Т. Коненков любовно изображает лучших людей эры — работников колхоза, ученых, воинов и писателей. Ветшайший скульптор — лауреат Ленинской премии, один из активных борцов за мир во всем мире.
Тема борьбы за мир против угрозы новой войны за последние годы купила в работах советских скульпторов особенное значение. Ей посвящены бессчётные произведения и совсем молодых авторов, к примеру С. К. Фивейского, и таких ветеранов скульптуры, как С. Т. Коненков.
Обобщением стремлений всего советского народа к миру звучит незабываемая композиция «Требуем мира», созданная бригадой скульпторов во главе с В. И. Мухиной.
Дама с голубем в протянутой руке символически высказывает чаяния всех людей доброй воли.
Успехи скульптуры отражают удачи советского народа в строительных работах коммунизма, показывают всему миру, чем живут и о чем грезят народы СССР.