Особые учреждения образования для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата трудятся у нас с 1964 г.
Главными целями коррекционной работы при ДЦП являются: • оказание детям медицинской, психотерапевтической, педагогической, логопедической и социальной помощи;
• обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, неспециализированного и опытного обучения.
Существует пара главных принциповкоррекционно-псдагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.
1. Комплексный темперамент коррекционно-педагогической работы
(постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психи
ческих нарушений в динамике длящегося развития ребенка,
предполагающий согласованность действий экспертов различ
ного профиля: невропатолога, психоневролога, доктора ЛФК, логопе
да, дефектолога, психолога, воспитателя).
2. Раннее начало действия, опирающегося на сохранные
функции (раннее обнаружение, еще в родильном доме либо детской
поликлинике, среди новорожденных всех детей с церебральной па
тологией и оказание им особой помощи).
3. Организация работы в рамках ведущей деятельности.
4. Наблюдение за ребенком в динамике длящегося психо
речевого развития.
5. Тесное сотрудничество с всем окружением и родителями ре
бенка.
Главными направлениями коррекционно-педагогической работыв раннем и дошкольном возрасте являются:
• развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного
и игрового общения с окружающими;
• стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, ки
нестетического восприятия и стереогноза);
• формирование пространственных и временных представлений,
коррекция их нарушений;
• развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (вни
мания, памяти, воображения); л
• формирование математических представлений; развитие
зрительно-моторной координации и функциональных допустимо
стей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом;
• гигиены навыков и воспитание самообслуживания.
Большое место в коррекционно-педагогическом воздей-
( гний при ДЦП отводится логопедической работе. Ее главными задачами являются:
• разиитие (и облегчение) речевого общения, улучшение речи
и разбор;
• нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного ап
парата;
• развитие речевого дыхания, голоса, просодики;
• формирование силы, длительности, управляемости го
лоса в речевом потоке;
• выработка синхронности дыхания, артикуляции и голоса;
• коррекция нарушений произношения.
У нас создана сеть специальных учреждение! для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: поликлиники, психоневрологические больницы и неврологические4 отделения, специальные санатории, школы-интернаты для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, дома ребенка, интернаты, разные реабилитационные центры. В этих учреждениях в течение долгого времени осуществляется не только восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений речи и познавательной деятельности.
В совокупность помощи детям дошкольного возраста входит нахождение в специальных детских садах, где осуществляются коррекционное обучение, подготовка и воспитание детей к школе. Серьёзным есть большое всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями, формирование жизненных компетенций, адаптация к условиям социальной среды.
Закрепление результатов у детей школьного возраста самый полно осуществляется в специальных школах-интернатах. Коррекционно-педагогическая работа,осуществляемая с детьми школьного возраста, состоит:
• в последовательном развитии коррекции и познавательной
деятельности ее нарушений;
• коррекции высших корковых функций;
• воспитании устойчивых деятельности и форм поведения.
В школах-интернатах для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата обучаются самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом, трудностями в обучении, и с легкой степенью интеллектуальном недостаточности.
В современной особой литературе, освещающей неприятности разработки средств помощи людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, видится термин «ассистирующие разработки» (AT). Данный термин употребляется для оболначс ния, во-первых, весьма широкого диапазона всевозможных испомо гательных, адаптационных и реабилитационных приспособ icimii (функциональные протезы новейшего времени), и, во-иторых, п/ю
цессов, которые связаны с выбором, использованием и размещением таких приспособлений для развития либо компенсации нарушенных, ослабленных либо потерянных возможностей и функций человека. Как отмечает З.М. Кордун, существующие ассистирующие разработки возможно поделить на пара условных групп:
• механические приспособления (палки, инвалидные коляски
и вторая подобная особая техника);
• устройства-помощники (резиновые поручни для опоры при
ходьбе; наклонные доски, заменяющие ступени, и т.п.);
• более сложные приспособления с применением электро
ники, компьютерной техники, средств современной связи и другие
(к примеру, инвалидное кресло, оборудованное встроенным двига
телем, особым компьютером для организации коммуникатив
ных процессов и мобильным телефоном);
• особое технология и методическое обеспечение его ис
пользования.
задания и Вопросы для самопроверки
1. Назовите виды патологии функций опорно-двигательного аппарата.
2. Какие конкретно направления социальной адаптации ребенка с нарушениями функ
ций опорио-двигателышго аппарата принято выделять?
3. Какие конкретно функции страдают при ДЦП? В чем специфика их формирова
ния?
1 Назовите своеобразные изюминки структуры интеллектуального и речевого нарушений при ДЦП.
5. Перечислите главные цели, направления и принципы коррекционной работы при ДЦП.