Систематизация римского права при юстиниане: итоги и значение

самый ценным монументом юриспруденции по праву считается Кодификация Юстиниана. Юстиниан — восточно-римский император (527-565 гг.) — одно из средств сохранения рабовладельческого строя видел в совершенном законодательстве. Лишь сильное и твёрдое законодательство способно держать в повиновении все чаще восстающих рабов, основательно расшатывающих устои рабовладельческой империи, полагал император. Помимо этого, при помощи кодификации Юстиниан грезил воссоздать бывшую единую Римскую империю.

Кодификация Юстиниана по размаху неизмеримо превосходила все прошлые. Ее отличали широкая творческая база, огромное количество источников, серьезность, последовательность их обработки.

В 528 г. Юстиниан I создал рабочую группу из 10 человек с участием магистрата Трибониана, константинопольского доктора наук права Теофилея. Комиссии было поручено первым делом систематизировать императорские конституции. Три прошлые кодификации императорских конституций существенно облегчили работу и уже 7апреля 529 публикуется собрание конституций называющиеся Кодекс Юстиниана, вобравший в себя все императорские распоряжения I-VI вв. Решается кроме этого последовательность спорных (около 50) вопросов методом принятия новых конституций.

После этого Юстиниан решил таким же образом систематизировать и без того именуемое «старое право» (jus vetus), другими словами произведения римских юристов, их комментарии к гражданскому и преторскому праву.

В 530 Юстинианом издал указ о создании рабочей группы из 15 человек во главе с Трибонианом, в составе двух докторов наук из Константинопольской Академии (Теофил и Кратин) и двух — из Беритской (Анатолий и Дорофей), и 11 юристов. Задача рабочей группы — написание Дигест, другими словами извлечений из произведений хороших римских юристов — была выполнена к 16 декабря 533 г. В один момент Трибониан, Теофил и Дорофей по поручению Юстиниана подготовили Институции, учебник для студенчества; они обрели юридическую силу 21 ноября 533 г.

В 534 г. вышла новая редакция кодекса — добавлено более 300 новых распоряжений. Уже по окончании смерти Юстиниана к трем главным частям корпуса были добавлены так именуемые «Новеллы», написанные доктором наук Юлианом из Константинополя в 556 г., — собрание императорских распоряжений, вышедших в 535-556 гг., по окончании издания кодекса. Сам Юстиниан назвал собственный творение «храмом римской юстиции», средневековые юристы присвоили ему наименование «Корпуса гражданского права».

Главной задачей кодификации, совершённой Юстинианом, было упорядочить использование римского права в Византии, а также согласовать его с новым византийским законодательством. Римский правовой материал был очищен от многих институтов и устаревших норм и дополнен новыми, отражающими процесс феодализации византийского общества.

Эта кодификация впредь до XI в. оставалась не только наиболее значимым источником действующего права Византии, но и была тем фундаментом, на котором совсем сформировалась ее правовая совокупность.

Законодательство Юстиниана завершило развитие римского права. По издании собственных сборников Юстиниан запретил юристам издание всяких их толкований, допустив только составление переводов и указателей с латинского на греческий, и этим прекратил предстоящее развитие юриспруденции.

Развитие юриспруденции в эру Средневековья. Соотношение светского и церковного правоведения.

Юриспруденция, столь пышно расцветшая в древнем Риме и после этого необычно продолженная византийскими правоведами, возродилась в Западной Европе в XII в. Начало этому процессу положило основание Ирнерием (1065–1125) школы глоссаторов в Болонье.

Целью данной школы являлось изучение по источникам фактически римского права без наслоившихся на него в последующем иных юридических норм. Когда торговля и промышленность активизировали хозяйственную деятельность, развили дальше личную собственность, имущественный оборот, было восстановлено и снова взяло силу авторитета шепетильно созданное римское частное право.

В западноевропейском средневековье не считая римского права действовало кроме этого право каноническое (церковное) и простое. Любая из этих трех ветвей права имела собственных приверженцев.

Приверженцы римского права (названные «легисты») не исчерпывались одним лишь его комментированием и штудированием, но занимались еще и тем, что приспосабливали таковое к экономическим и политическим трансформациям, каковые объективно происходили в феодальном обществе. Как соперники совокупности привилегий (чуждой римскому частному праву) они добились, к примеру, получения лицами из бюргерского сословия легальной возможности покупать недвижимость (а также имения феодалов). Очень многое было предпринято ими чтобы изъять дело правосудия из рук отдельных сеньоров, католической церкви и сосредоточить его в руках королевской, общегосударственной власти. В собственной помощи правителей, боровшихся с притязаниями папства и сепаратизмом феодалов на светскую власть, юристы разглядываемого направления доходили до признания воли и оправдания абсолютизма монарха силой более высокой и авторитетной, нежели право.

Приверженцы простого права также являлись союзниками королевской власти. Но у них в целом не было намерения вычислять эту власть безотносительной и подчинять ей закон. Согласно их точке зрения, долг правителя – повиноваться закону, стоящему над ним. Приверженцы простого права деятельно собирали, изучали и систематизировали юридически значимые нормы, традиции, обыкновения, каковые спонтанно зарождались в публичной судьбе, создавались судебной практикой.

Иные публично-политические позиции занимали правоведы, каковые отдавали предпочтение каноническому праву, регулировавшему отношения как в самой церковной организации, так и между мирянами и церковью. Юристы этого направления старались выстроить единый и действенный (по их понятиям) правовой комплекс, объединяя в нем последовательность предписаний Библии, решения церковных соборов, извлечения из булл и папских энциклик, отрывки из трудов «отцов церкви», кое-какие нормы римского и простого права. Первый свод канонического права – «кодекс Грациана» – составил в XII в. монах Грациан. Теоретической посылкой канонического права служило представление о том, что церковь законно владеет юрисдикцией делать выводы и вершить дела, носящие не только нравственно-религиозный, но и чисто светский темперамент.

Исторический экскурс. Кодекс Юстиниана. Чезаре Бокериа.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: