Омский национальный университет им. М. Ф. Достоевского
ИМИТ
Кафедра философии
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
______________ Т.Ю. Стукен
«_____» ______________ 20__г.
Программа дисциплины
ЛОГИКА
цикл ГОС ВПО ГСЭ.Ф 04
входит в число необходимых дисциплин
федерального компонента
к следующим образовательным опытным программам
подготовки экспертов
Специальность | Код профессии | Форма обучения |
Юриспруденция | 030501.65 | Очная |
Омск – 2009 г.
Программа дисциплины «Логика»
создана д.филос.н., доктором наук Разумовым В.И.
Программа рассмотрена на совещании кафедры философии
протокол № _____ от «_____» ___________________ 20__ г.
Программа создана в соответствии с Национальным образовательным стандартом высшего профобразования РФ по следующим профессиям:
Зав. кафедрой философии В.И. Разумов
Декан юридического факультета М.С. Фокин
1. Распределение общего объема часов по видам учебной работы
Курс | Семестр | Количество часов (по видам работы) | ||||||||||
Аудиторные занятия | Независимая работа студентов | |||||||||||
Всего | А также | Всего | а также | |||||||||
Лекции | Практические занятия | Семинары | Лабораторные занятия | Другие виды занятий | Курсовая работа (проект) | реферат | Личные задания | Другие виды СРС | ||||
Неспециализированная трудоемкость дисциплины: 68 часов.
Форма промежуточного и итогового контроля: опрос на семинарских занятиях, оценка письменных выступлений и работ перед аудиторией, тестирование, экзамен
2. задачи и Цели дисциплины.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В сфере профессиональной деятельности юрист обязан мочь логически грамотно формулировать задачи для собственной деятельности, составлять документы, подготавливать и проводить выступления.
Становление предмета в истории интеллектуальной культуры.
Формальная логика изучает многообразие форм мышления, каковые возможно поделить по значению на подлинные и фальшивые, а по организации процесса размышления – на верно и неправильно выстроенные рассуждения. В старейших очагах цивилизации человечество отыскало разнообразные методы для работы и получения со знаниями. Мифопоэтические либо дорациональные приемы мышления воплощались в архитектуре, орнаментах, музыке, танце, поэзии, знаках. Становление гражданского его институтов и общества столкнулось с проблемой правильного и строгого выражения законов, судебных ответов, соглашений. Первоначально софисты, именующие себя преподавателями мудрости, берутся обучать соотечественников мастерству побеждать споры, тяжбы, умело составлять соглашения. Сократ, Платон, а особенно Аристотель разрабатывают логику как строгую, имеющую собственные законы, науку, которая изучает верные формы рассуждения, разрешающие приобретать подлинные выводы. В собственном последующем развитии логика употребляется в роли главного инструмента для опровержения и доказательства идей, толкования текстов философами, богословами, учеными, и с целью решения и формулировки разнообразных практических задач.
С Нового Времени развитие логики идет в следующих главных направлениях:
– Усовершенствование логики Аристотеля как базы правильных наук (Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Л. Эйлер);
– Развитие индуктивной логики как интеллектуальной базы умелого естествознания (Ф. Бэкон, Дж. Ст. Милль);
– Обоюдное проникновение логики и формирование и математики математической логики (Дж. Буль, Г. Фреге, Г. Кантор, Д. Гильберт, Б. Рассел, А.А. Колмогоров, Д.А. Бочвар);
– Применение логики в электротехнике, электронике, кибернетике, компьютерах (К. Шеннон, Н. Винер, Д.А. Поспелов).
В стандартной трактовке законов тождества, исключения и противоречия третьего утверждается неспециализированная идея о том, что ни одна вещь не имеет возможности принадлежать в один момент его дополнению и классу (классу с противоречивыми показателями). Современное толкование логических законов строится на их выведении из таких основных особенностей действительности, как двойственность, обратимость, альтернативность. Это разрешает дать законам формальной логики теоретико-множественные определения. Появляется возможность применить названные выше законы к анализу фактически любой ситуации. Это разрешает сказать о формировании «практической логики» (В.А. Светлов).
Среди множества форм мышления логика выделяет три главных – понятие, умозаключение и суждение. Платон и Сократ заложили фундамент учения о понятии как элементе философского размышления, которое совершенно верно и конкретно высказывает определенную идею. Это учение приобретает развитие в работах отечественных логиков Е.К. Войшвилло и Д.П. Горского. Знание об содержании и объёме понятий и регулирующих их соотношение законе, о видах понятий, главных операциях по работе с понятиями есть базой для ответа задач классификации, а в практической судьбе это употребляется в поиске оптимальных сортировки и решений распределения разнообразных объектов. К примеру, в ответе задачи определения цен на товары мы должны предпринять логическую операцию деления соответствующих им понятий так, дабы покупатель и продавец владели однообразными основаниями для верных соотнесений для того чтобы рода: такая-то цена – такой-то товар.
В случае, если эквивалентом понятий в естественном языке являются слова, то суждения появились на базе предложений. Посредством суждений устанавливается связь между объектом (субъект суждения) и его функцией (предикат суждения). отношения и Виды суждений между ними разрешают устанавливать два главных логических значения высказываний «ложь» и «истина» и давать оценку правильности построения высказываний. Применение понятия «модальность» и модальных операторов разрешает приблизить возможности логики к естественному языку. Фактически умение оперировать суждениями оказывает помощь строго задавать функции принадлежности, что нужно, к примеру, в установлении взаимоотношений собственности, при распределении договорных обязательств, установлении меры ответственности. Умение оперировать суждениями выясняется крайне важным при составлении разнообразных руководств, нормативно-правовых документов. Суждения образуют базу для следующей формы логического мышления – умозаключений.
Аппарат умозаключений был задуман еще Аристотелем чтобы, пользуясь конечным числом в полной мере определенных методов рассуждения (модусов силлогизмов), на базе подлинных посылок (суждений) приобретать подлинный вывод. Умозаключение лежит в базе формулировки любого корректного вывода и образует базу логической аргументации. Наличие большого числа верных модусов силлогизмов открывает громадные возможности для поиска оптимального ответа и значительным образом разнообразит письмо и речь, потому, что, пользуясь различными модусами силлогизмов, одинаковая идея может формулироваться разным образом, а также очень необычно (Л. Кэррол). Мастерство работы с умозаключениями незаменимо при оценке и составлении соглашений, при формулировании собственной позиции в письменном либо устном виде в судебной инстанции, арбитраже.
С целью распространить логические способы на настоящие практические обстановки, где количество данных, которыми мы располагаем, не редкость полным крайне редко (полная индукция), мы пользуемся индуктивными способами. Эти приемы разрешают делать неспециализированные выводы, основываясь на ограниченном опыте. Создано пара видов индукции, среди которых серьёзное место занимают способы установления причинных связей.
Мысль заменить выражения и отдельные слова естественного языка была реализована еще Аристотелем. Чтобы развивать аппарат формальной логики и приближать ее ясные возможности к живому языку, разрабатывается логика высказываний (Б. Рассел, Д. Гильберт, Р. Бернайс, Дж. Россер, Я. Лукасевич). Данный раздел логики разрешает выразить ситуацию и проблему на формальном языке так, что следующим шагом возможно построение математической и имитационной модели (И.С. Ладенко).
Собственный яркое практическое назначение логика проявляет в теории опровержения (и аргументации доказательства). Во всемирной культуре сложилась традиция, в пределах которой осуществляется совместное дискуссии любого вопроса (В.Ф. Асмус, В.А. Светлов). опровержение и Всякое доказательство должно содержать в себе утверждаемое положение (тезис либо антитезис), доводы (подтверждающие либо опровергающие тезис положения, факты), демонстрацию (метод связи тезиса с доводами). опровержение и Доказательство смогут проводиться прямым и косвенным методами. С учетом ориентации на аудиторию направляться знать и мочь воображать поля аргументации. Фактически это проявляется в умении моделировать и более либо менее вольно перемещаться в пространстве спора, выявляя его логические, семиотические, психотерапевтические и административные нюансы. Знание главных неточностей, видящихся в опровержениях и доказательствах, избавит вас от укоров в незнании баз логики и разрешит направить такие упреки вашим оппонентам.
В рабочий жизни, а в особенности в быту, появляются споры. В принципе спор возможно разглядывать особенным случаем опровержения и доказательства, выделяющимся тем, что он не подчинен строгим организационным правилам. К примеру, применять опровержения теории и приёмы доказательства уместно в зале суда, но при дискуссии бытового вопроса с соседями события будут совсем другой. Логика спора имеет правила и свои законы, начиная от квалификации того либо иного вида спора до применения особенных логических и психотерапевтических приемов, разрешающих убеждать в собственной правоте, используя знания логики (С.Н. Поварнин, А.А. Ивин).
Учебная и научно-исследовательская работа студентов, включая подготовку рефератов курсовых и дипломной работы, оказывается существенно действеннее при условии знания ими баз логики (А.Л. Никифоров, Ю.А. Петров). Это употребляется, в первую очередь, в создании образования классификаций и навыках понятий, при развертывании совокупности доказательств, в ходе формулирования выводов, открытии либо дискуссии правил, закономерностей. Помимо этого, в современной логике созданы схемы и методы, благодаря которым возможно структурировать любой исследовательский процесс. Это разрешает не только уменьшить и упорядочить движение подготовки, проведения работы, подведение итогов и организацию материала в виде завершенного интеллектуального продукта (текст реферата, курсовая, дипломная, научная статья), но и привносит в любой из этих этапов познания эвристический компонент.
Интеллектуальная традиция Европы сформировалась на базе логики Аристотеля. Мировая культура знает другие, не исключающие, а дополняющие формальную логику приемы построения верных рассуждений, разрешающих приобретать подлинный вывод. Изучение уникальных логических совокупностей Индии, Китая делает мышление разнообразным, разрешает обнаружить неожиданные и нестандартные решения проблем. Важную помощь в ответе задач управленческого консультирования, анализе услуг и рынка товаров может оказать интерпретация логических представлений древних в терминах современного системного подхода, некоторых разделах прикладной математической кибернетики и математики, в частности в теории графов.
3. Тематический замысел
(с распределением неспециализированного бюджета времени в часах)
Курс | Семестр | Раздел дисциплины, содержание | Всего | Аудиторные занятия (часов) | Независимая работа студента | Формы контроля (промежуточного, текущего, итогового) | ||
Лекции | Семинарские (практические) занятия | Лабораторные занятия | ||||||
Логика и язык права. | ||||||||
норма и Суждение. | ||||||||
Вопросно-ответные обстановки. | ||||||||
Понятие. классификация и Определение. | ||||||||
Дедукция, аналогия и индукция. | ||||||||
Логические базы аргументации. | ||||||||
Формы развития знания: неприятность, догадка, судебно-следственная версия, теория. |
4. Содержание дисциплины
№ п/п | Тема по программе | Тема лекции | Тема семинара |
Логика и язык права. Логические формы. Понятие | Становление логики и языка права. Логические формы. Понятие | Логические формы. Понятие. Участие логики в становлении опытного языка юристов | |
норма и Суждение. Суждение. Определение. Вопрос | Суждение. Определение. Вопрос. Логические инварианты выражений нормы | Суждение. Определение. Вопрос. Логические инварианты выражений нормы | |
Вопросно-ответные обстановки. сравнения суждений и Сложные суждения | Вопросно-ответные обстановки. сравнения суждений и Сложные суждения | сравнения суждений и Сложные суждения. Вопросно-ответные обстановки. | |
Понятие. классификация и Определение. | Понятие. классификация и Определение. Главные операции над понятиями как классами | Понятие. классификация и Определение. Главные операции над понятиями как классами | |
Дедукция, аналогия и индукция. Базы теории доказательства | Дедукция, аналогия и индукция. Базы теории доказательства. Классификация дедуктивных умозаключений. Виды индукции | Дедукция, аналогия и индукция. Базы теории доказательства. Классификация дедуктивных умозаключений. Виды индукции | |
Логические базы аргументации. Виды и опровержения и логические схемы доказательства | Логические базы аргументации. Виды и опровержения и логические схемы доказательства | Логические базы аргументации. Виды и опровержения и логические схемы доказательства | |
Формы развития знания: неприятность, догадка, судебно-следственная версия, теория. Использование дедуктивных и индуктивных умозаключений в праве. Модальность | Формы развития знания: неприятность, догадка, судебно-следственная версия, теория. Использование дедуктивных и индуктивных умозаключений в праве. Модальность | Формы развития знания: неприятность, догадка, судебно-следственная версия, теория. Использование дедуктивных и индуктивных умозаключений в праве. Модальность |
5. Требования к формам освоения и уровню программы текущего промежуточной аттестации и контроля успеваемости
Задачи студента, изучающего формальную логику.
— эксперт обязан овладеть логической культурой опытного мышления:
– знать принципы процессов и общие законы рассуждения, доказательства, опровержения, спора и применять их в отстаивании собственной позиции.
– мочь в письменном и устном виде логически корректно оформлять предложения и свои идеи;
— знать и осознанно применять логические изюминки корректного построения опытных выводов и рассуждений.
Текущий контроль знаний предусматривает систематическую диагностику качества приобретаемых студентами знаний и проводится систематично.
Текущий контроль проводится в виде устного опроса, исполнения тестов, защиты личных заданий, делаемых на практических занятиях, и во внеаудиторное время, выступления на семинарских занятиях.
На семинарском занятии студент обязан показать собственные знания по обсуждаемой проблеме, мочь применять данные, взятую на лекциях и из рекомендуемой литературы, мочь устно в краткой форме излагать собственную позицию по вопросу, творчески доходить к ответу поставленных учителем задач.
В целом перечисленные виды работ разрешают установить уровень освоения студентами материала дисциплины, и отследить уровень качества взятых ими знаний.
Вероятны смешанные формы промежуточного контроля, в то время, когда в формировании итоговой оценки участвуют в разных пропорциях (по усмотрению учителя) составляющие текущих процедур контроля.
Промежуточной аттестацией по учебной дисциплине «Логика» есть экзамен.
Экзамен проводится в письменно-устной форме. Студенты готовят ответ на вопросы, содержащиеся в экзаменационном билете. Дополнительные вопросы смогут быть заданы по всем рассмотренным на занятиях темам.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА
1. Происхождение основные этапы и логики в ее становлении. Определение предмета формальной логики. Сообщение логики с наукой, образованием, техникой.
2. Понятие о логической форме. Понятие, суждение, умозаключение как наиболее значимые формы логического мышления.
3. его связь и Понятие со словом, именем, классом. Объем и закономерность и содержание понятия, высказывающая их соотношение.
4. Виды понятий, определения каждого из видов, примеры.
5. несовместимость и Совместимость понятий. Сравнение понятий по количеству посредством круговых схем Эйлера.
6. Деление понятий: дихотомическое и по видообразующему показателю. Правила деления. Неточности деления.
7. Понятие класса в логике, множество и класс. Универсальный класс, класс, дополнение. Понятия нужного и достаточного условия.
8. Триадическая схема анализа и образования понятия в совокупности: универсум, класс, дополнение. Образование понятия в триадической схеме (пример).
9. Операции над классами. Объединение (сложение), пересечение (умножение), разность (вычитание), дополнение (отрицание) классов. Представление в схемах и соответствующих формулах.
10. Законы логики классов: определения, формулы.
11. Определение (дефиниция) понятий. правила и Виды определения. Неточности в определениях. Метод определения понятия.
12. Логика высказываний. Определение логических логической формулы и символов. Понятие верно выстроенной, тожественно-подлинной, тождественно-фальшивой, выполнимой формул и их сообщение с законами логики.
13. Суждение как форма логического мышления. предложения и Суждения. Логическая структура суждений. Суждения атрибутивные, отношения, экзистенциальные (существования).
14. Классификация суждений по количеству и качеству. Логические формы общеутвердительных, общеотрицательных, частноутвердительных, частноотрицательных суждений и их символическая запись.
15. Распределенность терминов в суждении. Представление свойства распределенности терминов в таблице и круговых схемах. Выделяющие и исключающие суждения.
16. логические союзы и Сложные суждения. Конъюнкция, правила вывода и условия истинности, характерные конъюнкции.
17. Дизъюнкция, правила вывода и условия истинности, характерные дизъюнкции.
18. Материальная импликация, правила вывода и условия истинности, характерные материальной импликации. каузальность и Материальная импликация.
19. Эквиваленция, правила вывода и условия истинности, характерные эквиваленции.
20. двойное отрицание и Отрицание, правила вывода и условия истинности, характерные двойному отрицанию и отрицанию. Понятие о правилах вывода в логике высказываний.
21. Законы логики, определения, символическая запись, примеры применения.
22. Сравнение суждений. Логический квадрат как инструмент сравнения суждений.
23. Понятие логического следования. Умозаключение, классификация видов дедуктивных умозаключений.
24. Отношения в логике. Умозаключения из суждений с отношениями рефлексивности, симметричности, транзитивности: определения, символическая запись.
25. Умозаключения по логическому квадрату. Запись умозаключений на базе логического квадрата в виде формул. Примеры.
26. Яркое умозаключение. Умозаключения превращения, символическая запись, примеры.
27. Умозаключения обращения (с ограничением и без ограничения), символическая запись, примеры.
28. Умозаключения противопоставления предикату (контрапозиции), символическая запись, примеры.
29. Несложный окончательный силлогизм. Логическая структура: понятие о терминах, посылках, фигурах, модусах. Теорема силлогизма. Правила силлогизма.
30. Первая и вторая фигуры несложного окончательного силлогизма и их модусы. Правила первой и второй фигур.
31. Третья и четвертая фигуры несложного окончательного силлогизма и их модусы. Правила третьей и четвертой фигур.
32. Силлогизмы, образованные на базе несложного окончательного силлогизма. Энтимемы и энтимематические изречения.
33. сориты и Полисиллогизмы, правила образования, примеры. Понятие эпихейремы.
34. Умозаключения из сложных суждений, их виды. Чисто условный силлогизм, символическая запись модусов, примеры.
35. Условно окончательные силлогизмы, символическая запись верных и незаключающих модусов, примеры.
36. Окончательные разделительные силлогизмы, символическая запись верных и незаключающих модусов, примеры.
37. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения. Задачи, их виды, примеры и символическая запись. Понятие о полилеммах.
38. Индукция в логике и ее виды. Пять способов установления причинно-следственных связей. Логические схемы, примеры.
39. Логическая теория аргументации. Структура аргументации. Прямое подтверждение, схема проведения, пример.
40. Косвенные доказательства (апагогическое, разделительное). Схемы проведения, примеры.
41. Опровержение. Прямое опровержение, схема проведения, пример. Косвенное опровержение, схема проведения, пример.
42. Неточности в доказательстве и в опровержении. Классификация неточностей, примеры.
Критерии оценки ответа студента в ходе сдачи экзамена | ||||
Критерии | Оценка | |||
5 (превосходно) | 4 (отлично) | 3 (удовлетворительно) | 2 (неудовлетворительно) | |
Знание | Знания глубокие, всесторонние | Знание материала в пределах программы | Отмечены пробелы в усвоении программного материала | Не знает главное содержание дисциплины |
Познание | Полное познание материала, выводы доказательны, приводит примеры, дополнительные вопросы не требуются | Осознаёт материал, приводит примеры, но испытывает кое-какие затруднения с выводами, но достаточно полно отвечает на дополнительные вопросы | Суждения поверхностные, содержат неточности, не приводит примеры, ответы на дополнительные вопросы робкие | С большим трудом формулирует собственные мысли, не приводит примеры, не дает ответа на дополнительные вопросы. |
Логика изложения | Излагает материал логично, последовательно | Излагает материал не достаточно логично и последовательно | Логика изложения нарушена, формулирует ответ по окончании уточняющих вопросов | Непоследовательно, неуверенно излагает материал |
Использование опытной терминологии | Дает емкие определения главных понятий, корректно применяет опытную терминологию | Допускает неточности в определении понятий, не полностью применяет опытную терминологию | Путает понятия, редко применяет опытную терминологию | Затрудняется в определении главных понятий изучаемой дисциплины, не корректно применяет опытную терминологию |
Соблюдение норм литературного языка | Выполняет нормы литературного языка, преобладает научный стиль изложения | Выполняет нормы литературного языка, допускает единичные неточности | Допускает множественные речевые неточности при изложении материала | Косноязычная обращение искажает суть ответа |
6. Учебно-методическое обеспечение
Главная литература:
Шипунова, Ольга Дмитриевна.
Логика и теория аргументации : учеб. пособие для студентов институтов, обучающихся по профессиям 020100 юриспруденция и 021100 Философия / О. Д. Шипунова. — М. : Гардарики, 2005. — 270 с. : рис., табл.; 22 см. — Библиогр.: с. 240, библиогр. в подстроч. примеч. 3000 направляться.
Экземпляры: всего:30 — НГА(1), ЮЧЗ(2), УГА(27)
Кириллов, Вячеслав Иванович..
Упражнения по логике : учеб. пособие [для вузов] / В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина ; [под ред. В. И. Кириллова] ; Моск. гос. юрид. акад.. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2007. — 183, [1] с. : ил.; 20 см. — Библиогр. в подстроч. примеч 3000 экз.
Экземпляры: всего:66 — НГА(2), ЮЧЗ(1), УГА(63)
Кириллов, Вячеслав Иванович..
Логика : учеб. для юрид. институтов / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. — Изд. 5-е, перераб. и доп.. — М. : Юристъ, 2006. — 253, [1] с. : табл.; 22 см. — (Institutiones) 7000 экз.
Экземпляры: всего:23 — УГА(23)
Дополнительная и рекомендованная литература
Анумат Эрих. законы раскрытия и Искусство преступлений логики. – М., 2001.
Арно А., Николь П. Логика, либо мастерство мыслить / Пер. с франц. В.П. Гайдамака. – М.: Наука, 1991. 413 с.
Берков В.Ф. Логика. упражнения и Задачи: Практикум. Учеб. пособие. – Мн.: НТООО «Тетрасистемс», 1998. 224 с.
Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Павлюкевич В.И. Логика: Учеб. для институтов. – Мн.: Тетрасистемс, 1998. 416 с.
Бочаров В.А., Маркин В.И. Базы логики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1997. 296 с.
Бузук Г.Л. Логика и компьютер. – М.: статистика и Финансы, 1995. 208 с.
Жоль К.К. Логика в символах и лицах. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. 256 с.
Иванов Е.А. Логика: Учебник. – М.: Изд-во БЕК, 1996. 309 с.
Ивин А.А. Логика: Учеб. пособие. – М.: Знание, 1997. 240 с.
Ивлев Ю.В. Логика: Учебник для институтов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Корпорация «Логос», 1998. 272 с.
Котарбинский Т. Курс логики для юристов // Избранные произведения: Пер. с польск. – М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1963. С. 607–772.
Куратовский К., Мостовский А. Теория множеств / Пер. с англ. М.И. Коротко. – М.: Мир, 1970. 416 с.
Курбатов В.И. Логика: Учебное пособие для студентов институтов. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. 320 с.
Кэрролл Л. Логическая игра. – М., 1991.
Логика: Методические указания (для студентов юридического факультета) / Сост. В.И. Разумов. Омск. гос. ун-т, 2003. 32 с.
Логика: Учебное пособие / Сост. М.Д. Купарашвили, А.В. Нехаев, В.И. Разумов, Н.А. Черняк. Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. 124 с.
Логический словарь: ДЕФОРТ / Под ред. А.А. Ивина и др. – М.: Идея, 1994. 268 с.
Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика: Пер. с англ.
С.А. Котляревского / Под ред. В.Н. Ивановского. – СПб.: ТИТ «Комета», 1995. 464 с.
Никифоров А.Л. Книга по логике, общедоступная и увлекательная. М.: ОАО «Издательский Дом «Городец»», 2006. 256 с.
Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике … – М.: Гнозис, 1996. 240 с.
Рузавин Г.И. Логика и аргументация: Учеб. пособие для институтов. – М.: спорт и Культура, ЮНИТИ, 1997. 351 с.
Светлов В.А. Практическая логика: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ИД «МИМ», 1997. 576 с.
Светлов В.А. Современная логика. Учебное пособие. – СПб: Питер, 2006. 400 с. (Сер. «Учебное пособие»).
Сорина Г.В., Меськов В.С. Логика в совокупности культуры // Вопросы философии. – 1996. – № 2. – С. 93–103.
Челпанов Г.И. Учебник логики. – М.: Издательская несколько «Прогресс», 1994. 248 с.