Школа как культурно-образовательное пространство – это 15 глава

Модели образования— образы организации образования, складывющиеся на

базе национальных и публичных подходов к их функционированию. 1. М. о. как национально-ведомственной организации — совокупность образования организуется и контролируется страной; 2.Неинституциональная М. о. ориентирована на организацию образования вне социальных университетов. Это образование на «природе», посредством Internet, в условиях «открытых школ», дистанционное обучение и т. п.

Модель— искусственно созданный объект в виде схемы, таблицы, чертежа и т. п., к-рый, будучи подобен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более несложном, уменьшенном виде структуру, свойства, отношения и взаимосвязи между элементами исследуемого объекта, яркое изучение к-рого связано с к.-л. трудностями, громадными затратами энергии и средств либо легко недоступно, и тем самым облегчает процесс получения информации об интересующем предмете.

Мониторинг в образовании— отслеживание результатов; постоянное наблюдение

за к.-л. процессом в образовании с целью обнаружения его соответствия желаемому результату либо начальным версиям; диагностически обоснованная совокупность воспитания и эффективности непрерывного отслеживания обучения и принятия управленческих ответов, регулирующих и корректирующих деятельность школы. Способы: наблюдение, прогноз и оценка состояния развития к.-л. совокупности; совокупность отслеживания результатов. Свойства М.: полнота, релевантность (уместность), адекватность, объективность, точность, своевременность, доступность, непрерывность, структуированность и специфичность для каждого уровня М. Следующие виды М. в школе: по масштабу целей образования (стратегический, тактический, своевременный); по этапам обучения (входной либо отборочный, учебный либо промежуточный, выходной либо итоговый); по временной зависимости (ретроспективный, предупредительный либо опережающий, текущий); по частоте процедур (разовый, периодический, систематический); по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной); по организационным формам (личный, групповой, фронтальный); по формам объект-субъектных взаимоотношений (внешний либо социальный, взаимоконтроль, самоанализ); по применяемому инструментарию (стандартизованный, нестандартизованный, матричный и др.).

Монография— научное издание в виде книги либо брошюры, содержащее полное и

всестороннее изучение одной неприятности либо темы и принадлежащее одному либо нескольким авторам.

Монтень Мишель(1533-1592) — фр. философ-гуманист ренесанса.

Главные труды: «Испытания», «Ежедневник путешествий». Целью образования М. вычислял «знание себя, и того, что может научить отлично погибнуть и отлично жить», выработку собственных убеждений. Ратовал за науку, к-рая «изучает не книги, а вещи», за нужное в жизни образование. Быстро осуждал схоластическую совокупность обучения. Думал, что образование должно в первую очередь развивать ум обучающихся, воспитывать в детях привычку к независимой мысли и критическому отношению к авторитетам и любым взглядам. животные и Люди — дети одной матери Природы. Нужно прививать детям бережное отношение ко всему живому. Познание осуществляется через эмоции, ответственна роль опыта. воспитания и Главная задача образования — обретение моральных качеств. Огромное значение придавал воспитанию гражданских эмоций. В первую очередь нужно попытаться пробудить в ребенке желание быть верноподданным, безусловно преданным и безусловно храбрым слугой собственного Отечества. Основной неприятель человека — узость кругозора. Нужно «общаться с миром», видеться с др. людьми, среди них и с простолюдинами, ездить в чужие края. Программа теоретического образования включает физику, геометрию, историю. В последней нужно обучиться делать выводы о датах и явлениях. Громадное внимание нужно уделять играм и физическому воспитанию. М. выступает против жестокости средневековой школы: «В школе обязан царить дух доброжелательного отношения к детям». Моральные качества преподавателя значительно серьёзнее при его работе с детьми, чем ум. Ни при каких обстоятельствах не упоминал о религиозном воспитании, считая все религии выдумкой. Думал, что образование «повредит естественным красотам дамы».

Монтессори Мария(1870-1952) — итальянский педагог, приверженец свободного

воспитания. Главные пед. работы: «Дом ребенка», «Способ научной педагогики». М., выступая против управления становлением личности, вычисляла нужным представить ребенку условия для «самообучения и самовоспитания». Вводит независимые, личные занятия детей с материалами. Форма занятий — личный урок. Создала увлекательный дидактический материал для занятий детей. Воспитатель выступает только в роли наблюдателя за процессом раскрытия «внутренней жизненной силы» ребенка. База младшего школьника и обучения дошкольника, согласно точки зрения М., сенсорное воспитание, осуществляемое посредством организации экологии и занятий с дидактическим материалом. Органично применяла игру в ходе обучения. Умственное воспитание практически сводила к формированию органов эмоций.

Мор Томас(1478-1535) — англ. мыслитель, гуманист, родоначальник утопического

социализма. Главная работа: «Золотая книга, столь же нужная, как забавная, о наилучшем устройстве страны и о новом острове Утопия». Поддерживал отмену частной собственности и создания общества равных возможностей. На осторове Утопия всем детям без различия пола и соц. положения дается равное образование. Преподавание ведется на родном языке. Главные школьные предметы: чтение, письмо, математика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание, теоретическое земледелие. М. придерживался афинской совокупности физического воспитания, направленной на развитие сильного и прекрасного тела методом военных и гимнастики упражнений. Для всех утопийцев необходимы постоянные занятия земледелием, независимое изучение к.-л. ремесла. Физический труд необходим для всех, умственные занятия считаются величайшим удовольствием, к-рым, высвобожденные от физического труда, занимается часть населения — ученые, но , пока оправдывают возложенные на них надежды. В другом случае они возвращаются к земледелию и ремеслу. В свободное время утопийцы в музеях и библиотеках занимаются самообразованием для увеличения уровня собственных знаний.

Мораль— совокупность принципов и норм поведения человека по отношению к

обществу и др. людям; старейшая форма публичного сознания; соц. университет, делающий функции регулирования поведения человека. Особенность ее пребывает в том, что моральные правила, нормы, правила, к-рыми руководствуются люди в собственной жизнедеятельности, принимают форму безличностного ко всему, ни от кого не исходящего поведения, при чем исполнение их — внутренняя потребность человека, контролируемая публичным мнением. Слагается из трех главных сторон: 1. нравственная деятельность — поведение людей, особенным образом мотивированные поступки; 2. моральные отношения людей: характерный для нравственности метод регулирования поведения, проявляющийся в разных формах должествования, требований к человеку; 3. моральное (нравственное) сознание, отражающее эти отношения в виде соответствующих представлений. М. выступает как база содержания нравственного воспитания личности.

Моральная дефективность— термин, к-рым в 10-20-е гг. XX в. в зарубежной и

отечественной психол.-пед. науке обозначались фактически все дети с девиантным и делинквентным поведением: от детей с нарушениями характера, эмоционально-волевой сферы до агрессивных детей, пед. запущенных, беспризорных и т. п. В.Н. Сорока-Росинский (Викниксор в «Республике Шкид» Л. Пантелеева и Г. Белых) был директором школы для таких морально-дефективных детей. В середине 20-х гг. применение данного термина было признано нецелесообразным.

Моритерапия— см. Психотерапия.

Мотив(от лат. movere — приводить в перемещение, толкать) — внутреннее побуждение

личности к тому либо иному виду активности, которое связано с удовлетворением определенной потребности; субъективная обстоятельство (осознанная либо неосознанная) того либо иного поведения, действий человека; психологическое явление, конкретно побуждающее человека к выбору того либо иного метода действия и его осуществлению. В качестве М. смогут выступать инстинкты, влечения, направленные на определенный объект чувства, установки, совершенства, элементы мировоззрения и др. От М. направляться отличать мотивировку. Главная часть М. формируется в ходе социализации личности, ее воспитания и становления.

Мотив власти — рвение человека проводить собственную волю вопреки сопротивлению др. людей, в базе лежит потребность ощущать себя сильным и проявлять собственный могущество в действии.

Мотив успехи — потребность личности всеми дешёвыми средствами достигнуть желаемого результата. Главные типы М.д. складываются от 3 до 13 лет и формируются под влиянием своих родителей, в особенности матери, и др. окружающих ребенка людей. Таковой М. довольно часто определяет поведение отлично успевающих школьников, в особенности в случаях появляющихся затруднений.

Мотив избегания неудачи— рвение человека в любой ситуации функционировать так, дабы избежать неудачи, в особенности в том месте, где результаты его деятельности воспринимаются и оцениваются др. людьми. М. и. н. — установка личности, противоположная мотивации успехи. Для личности с преобладанием М.и.н. основное — не допустить неточности, избежать неудачи, кроме того ценой большого трансформации начальной, основной цели, ее полного либо частичного недостижения. Данный М. во многом определяет и растолковывает поведение слабоуспевающих детей, находящих бессчётные обстоятельства при объяснении невыполнения либо нехорошего исполнения заданий.

Мотивы атарактические— горе, ссора, уход от неприятности.

Мотивы гедонистические— чувство наслаждения.

Мотивы просоциальные — мотивы поведения человека, которые содержат в себе выраженное и осознаваемое рвение делать людям добро. М.п. формируются в ходе воспитания и под влиянием экологии.

Мотивы сублиссивные— влияние компании, возможность выделиться, ощутить себя взрослым.

Мотивационная среда— совокупность условий, определяющих направленность и величину упрочнений, прилагаемых с целью достижения целей совместной деятельности. В зависимости от характера М.с. у участников вырабатываются такие линии поведения: инициативная, исполнительская, потребительская, отсутствующая. Это явление преподавателю нужно учитывать при организации любой деятельности детей. Так, необязательный темперамент деятельности усиливает М.с, принудительный — ухудшает.

Мотивационная установка— латентное (скрытое) состояние готовности к удовлетворению потребности; запланированное, но отсроченное задание для себя либо намерение, к-рое будет осуществлено при появлении нужной обстановке, предлога.

Мотивация— совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих

содержание, характер и направленность деятельности личности, ее поведения.

Мотивировка— сознательное вербальное объяснение человеком обстоятельств собственных

действий. М. может не совпадать с подлинным мотивом, в особенности тогда, в то время, когда, совершив неблаговидный поступок, человек не желает утратить уважение окружающих.

Мудрость — верховная ступень знания, опирающаяся на жизненный опыт, разрешающая

человеку выносить взвешенные суждения и давать нужные советы по крайне важным вопросам.

Мультимедиа— разработка, снабжающая работу с неподвижным изображением,

видеоизображением, анимацией, звуком и текстом. К компьютеру подключаются внешние источники информации, в большинстве случаев, цифровые (цифровые фотоаппараты, сканеры), но кое-какие из них смогут быть и аналоговыми (камеры, музыкальные синтезаторы, микрофоны и т.п). Все данные по окончании соответствующей обработки и, быть может, с добавлением текста, спецэффектов и анимации записывается в мультимедийный файл. М. формирует сотрудничество визуальных и аудиоэффектов.

Мульткультурное образование— мысль, инновационное движение и процесс в

образовании. М.о пытается дать равные возможности получения образования для всех, включая обучающихся различных расовых, этнических и соц. групп, методом системного трансформации школьной среды так, дабы она отражала группы и разнообразные культуры, существующие в обществе и в национальной структуре учебного класса.

Мутизм (от лат. mutus — немой) — отказ от речевого общения при отсутствии

органических повреждений речевого аппарата. М. возможно результатом действия на психику неожиданного раздражителя (испуг, обида, конфликт, непосильное требование). Часто обстоятельством есть неправильное сотрудничество с ребенком, в то время, когда игнорируется его индивидуальность и личностная самобытность. М. появляется чаще у застенчивых, робких, физически ослабленных людей. Если не связано с психологическими болезнями, устраняется психотерапевтическими методами. Долгий М. может привести к ЗПР (задержка психологического развития).

Мышление— познавательная деятельность личности, характеризующаяся

обобщенным и опосредованным отражением действительности. Выделяют М. теоретическое и практическое; интуитивное и словесно-логическое; наглядно-действенное и наглядно-образное; формально-логическое и творческое и т. д. Возможно осознавать как интеллект в действии.

Мышление дивергентное— особенный вид мышления, к-рый предполагает, что на одинаковый вопрос м.б. множество одинаково верных и равноправных ответов. Считается, что М.д. есть одним из компонентов творчества.

Мышление дискурсивное — мышление рассудочное, обоснованное суждениями и опосредованное прошлым опытом. М. д. начинается у человека на базе овладения речью, знаниями и главными логическими операциями.

Мышление конвергентное— вид мышления, к-рый предполагает, что существует только одно верное решение проблемы. В нек-рых случаях употребляется как синоним консервативного либо ригидного мышления.

Мышление критическое— свойство разбирать данные с позиций логики, разных научно-личностного понимания и обоснованных подходов для того, чтобы выносить решения и обоснованные суждения и использовать полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным обстановкам, проблемам и вопросам. Этому процессу свойственна открытость новым идеям. Формирование М. к. — одна из актуальнейших задач современного обучения.

Мышление педагогическое — понимание и определённое видение преподавателем ученика, самого себя, окружающего мира, выступающее основанием для решения и вычленения задач в пед. сотрудничестве.

Мышление интуитивное — один из видов мышления. Характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.

Мышление наглядно-действенное— один из видов мышления, характеризующийся тем, что ответ задачи осуществляется посредством настоящего, физического преобразования обстановки, опробования особенностей объектов в условиях зрительного наблюдения за обстановкой и исполнения действий с представленными в ней предметами. У ребенка М. н.-д. образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека М. н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.

Мышление наглядно-образное— мышление, на протяжении к-рого обстановка в ходе ответа задачи воплощается в образе. Посредством М. н.-о. самый полно воссоздается все многообразие разных фактических черт предмета без исполнения настоящих практических действий с ними. В образе возможно зафиксировано в один момент видение предмета с нескольких точек зрения. Серьёзной изюминкой М. н.-о. есть установление непривычных, немыслимых их свойств и сочетаний предметов. В этом собственном качестве М. н.-о. фактически неразличимо с воображением.

Мышление практическое— вид мышления, который связан с постановкой целей, выработкой замыслов, проектов в яркой практической деятельности и довольно часто развертывающийся в условиях недостатка времени.

Мышление практическое педагогическое— анализ конкретных пед. обстановок с применением теоретических закономерностей развития пед. сотрудничества и принятие на базе этого настоящего пед. решения, к-рое в будущем воплощается.

Мышление синкретическое(от греч. synkretismos — соединение) — детское и примитивное мышление, в к-ром разнородные представления недифференцированно связываются приятель с др. До 7—8 лет синкретизм пронизывает практически все суждения ребенка. Это выражается в рвении обнаружить связи между самыми разнородными явлениями, создавать немыслимые догадки о обстоятельствах событий и т. д. Напр., ребенок 6 лет может заявить: «Солнце не падает, в силу того, что жарко». Со становлением группировок умственных операций происходит овладение этими связями, и синкретизм исчезает из области ярких суждений о внешнем мире. Но до формирования формальных операций в 11—12 лет синкретизм сохраняется в области вербальной мысли, оторванной от яркого наблюдения. Две главные формы вербального синкретизма —синкретизм рассуждения, проявляющийся во обоюдном искажении высказываний, разглядываемых совместно, и синкретизм понимания, к-рый содержится в том, что познание текста либо фразы начинается не с анализа подробностей, а с создания схемы целого, дающей суть отдельным словам.

Мышление словесно-логическое — один из видов мышления, характеризующийся применением понятий, логических конструкций. М.с.-л. функционирует на базе языковых средств.

Мышление теоретическое— вид мышления человека, оперирующего с понятиями, содержащими в себе теоретические знания и разрешающими человеку познавать закономерности явлений, делать разные виды обобщений.

Мышление преподавателя диагностическое— анализ отдельных линия ребенка, его действий, их мотивации и поступков и связывание их воедино с учетом прогнозирования развития личности.

н

Наблюдательность— уровень качества личности, заключающееся в большом уровне

развития свойства концентрации внимания на том либо другом объекте; свойство подмечать и принимать подробности, явления малозаметные, но значительные для анализа.

Навык— воздействие, доведенное до автоматизма; воздействие, организованное методом

многократного повторения, характеризующееся отсутствием и высокой степенью освоения поэлементной сознательной регуляции и контроля. В ходе обучения нужно производить навыки, в особенности общеучебные, межпредметного значения: письменной и устной речи, решения задач, счета, измерений и т. п.

Надежность— черта исследовательской методики, отражающая точность

измерений, и устойчивость результатов к действию посторонних случайных факторов.

Надежность опыта— устойчивость результатов опыта при его

многократном проведении.

Надсознательное— не поддающийся сознательно-волевому контролю и формально-

логическому осмыслению уровень психологической активности личности при ответе творческих задач, неприятностей, обстановок. К. С. Станиславский подобную психологическую активность именовал сверхсознанием, подразумевая верховный этап творческого процесса, свободного как от сознательного, так и от бессознательного. В будущем П. В. Симонов трактовал сверхсознание как механизм творческой интуиции. Так, бессознательное — это неосознавание того, что уже отражено в психике, а надсознательное — неподдающийся осознанию творческий, неалгоритмизируемый процесс создания нового знания.

Намерение— стойкая идея о возможности либо необходимости делать

определенное воздействие либо деятельность. При подкреплении волей делается рвением.

Направленность личности— сложное личностное образование, определяющее

действий тенденций человека и особенности поведения, его отношение к др. людям, к себе, к собственному будущему. Проявляется в изюминках заинтересованностей личности, потребностях и пристрастиях, в целях и установках. В базе — появляющаяся в ходе воспитания и жизни человека устойчиво главная совокупность мотивов, ориентирующая деятельность личности и довольно свободная от обстановок. В Н. л. в большинстве случаев выделяют мировоззренческую (публично-политическую), опытную, бытовую направленность.

Направленность педагогическая— совокупность эмоционально-ценностных

взаимоотношений, задающая иерархическую структуру главных мотивов личности преподавателя, побуждающих учителя к ее утверждению в пед. деятельности и общении; мотивация к профессии преподавателя, основное в к-рой действенная ориентация на развитие личности ученика (она не исчерпывается любовью к детям). Устойчивая Н. п. — рвение стать, быть и оставаться преподавателем, помогающее ему преодолевать трудности и препятствия в собственной работе. Н. п. проявляется во всей опытной жизнедеятельности преподавателя и в отдельных пед. обстановках, определяет его восприятие и логику поведения, целый вид человека. Формированию Н. п. содействует сдвиг мотивации преподавателя с предметной стороны его труда на психол. сферу, интерес к личности обучающихся.

Напряженность психологическая— психологическое состояние повышенной активности,

неадаптивности, вызванное экстремальными для данной личности предвосхищением и факторами связанных с ними негативных для нее обстановок, сопровождающееся ощущением тревоги, страха, душевного дискомфорта. Авторитарная педагогика порождает именно такую воздух, в к-рой напряженность испытывают все участники пед. процесса.

Наследственность— преемственная сообщение живых организмов, снабжающая

повторяемость в последовательности поколений сходных индивидуального обмена развития и типов веществ. Людская Н. определяет анатомо-физиологическуто структуру людской организма, свойственные ему формы обмена веществ, стадии его созревания, физические показатели, пол, цвет кожи, кое-какие лично-психологические изюминки и др. Н. обеспечивается самовоспроизведением материальных единиц Н. — генов, локализованных в своеобразных структурах ядра клетки — хромосомах. От того, как понимается Н. и ее влияние на развитие личности, складываются различные теории развития личности и пед. концепции ее формирования.

Настойчивость — волевое уровень качества личности, проявляющееся в решительности,

целеустремленности при осуществлении деятельности по достижению намеченной цели, в преодолении препятствий и трудностей. Нецелесообразная, тщетная Н. преобразовывается в упрямство.

Настроение— устойчивое, довольно долгое психологическое состояние личности

либо группы людей, создающее неспециализированный отрицательный либо хороший эмоциональный фон протекания всех психологических процессов и осуществляемой деятельности, в частности усвоение учебного материала. Умение осуществлять контроль собственный Н. есть профессионально значимой свойством преподавателя и выступает в качестве одной из самовоспитания и задач воспитания.

Научение(применительно к человеку) — процесс приобретения любых знаний,

навыков, опыта и умений, в большинстве случаев, без заблаговременно поставленной познавательной цели, и неосознанного его закрепления и уяснения материала. Время от времени Н. понимается как следствие учения, но отличается от учения тем, что в обучении осуществляется приобретение опыта и знаний в целенаправленной деятельности, направляемой познавательными мотивами. Понятие «Н.» первоначально появилось в зоопсихологии в работах амер. психолога Э. Л. Торндайка и др.

Научение социальное — термин, введенный бихевиористами (см. Бихевиоризм) и обозначающий приобретение организмом новых форм реакций методом подражания поведению др. живых существ либо наблюдения за ними. Н. с. разъяснялось наряду с этим исходя из главных понятий бихевиоризма (стимул, реакция, подкрепление) и экспериментально изучалось на животных.

Научная организация труда (НОТ) — совокупность организации трудовых процессов на

базе широкого передового достижений опыта и использования науки с целью увеличения эффективности деятельности трудового коллектива.

Неврастения— невроз, проявляющийся в повышенной раздражительности,

утомляемости, потере свойства к долгому умственному и физическому напряжению.

Негативизм(от лат. negatio — отрицание) — уровень качества личности, проявляющееся в

намеренном противопоставлении себя любым ожиданиям и внешним требованиям. В большинстве случаев, формирование Н. связано с изюминками воспитания в детском, юношеском возрасте. Появляется чаще у детей в ответ на игнорирование их потребностей. Может стать одной из сторон патологического формирования характера при постоянном закреплении. Н. как ситуативная реакция либо как личностная черта (за исключением клинических случаев тщетного сопротивления) обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении, в защите собственного «Я», и есть следствием организованного его отчуждения и эгоизма субъекта от интересов и нужд др. людей. Существуют две формы Н.: пассивный, к-рый выражается в отказе выполнить предъявляемые требования, и деятельный, при к-ром производятся действия, противоположные требованиям. Самый выражены реакции Н. у детей в периоды возрастных кризисов. Они находят собственный выражение в демонстративном поведении, упрямстве, конфликтности. Психокоррекционные способы работы с этими детьми разрешают устранить Н. как форму поведения. Н. может выступать яркой обстоятельством распрей с преподавателями, окружающими, нарушения дисциплины.

Нейротизм — эмоционально психотерапевтическая неустойчивость, подверженность

психотравмам.

Ненасилие— философско-этическая концепция, исключающая принуждение и умышленное

причинение вреда для успехи соц. либо личных целей. Согласно точки зрения М. Ганди, включает в себя хорошую силу в виде истины, справедливости, любви. Достигается при помощи свободного и важного выбора, умения выполнять ненасильственное воздействие как инициативное, так и в ситуации противодействия принуждению (ненасильственное сопротивление). В базе ненасильственного действия лежит свойство человека предоставлять свободу др. и самому себе. Вольный выбор — это такая деятельность, за результаты к-рой человек принимает ответственность на себя.

НИТ— новые информационные разработки, совокупность алгоритмических,

программных и технических средств и передачи информации и методов обработки на базе электронно-вычислительной техники.

НЛП(нейролингвистическое программирование) — наука, разрабатывающая методы

моделирования людской совершенства; применение моделей, фреймов (практически — рамок), способов и техник НЛП для личности человека и существенного совершенствования психики. Может употребляться для коррекции неуспеваемости обучающихся, увеличения их приспособляемости и гибкости к учебному материалу и школе.

Новшество(инновация) в образовательной совокупности — см. Инновация

педагогическая.

Новообразование возраста психотерапевтическое центральное— та

свойство, к-рая складывается у ребенка на протяжении осуществления ведущей деятельности.

НОУ-ХАУ(«знаю как») — научные, методические, организационные,

коммерческие знания, технологии производства, пребывающие в большой части из известных приемов, навыков, методик и т. д.

Нравственная структура личности— знания, отношения и чувства, поведение,

воплощающиеся в нравственный идеал, нормы и этические ценности, этические оценки и моральную мотивацию. Нравственным есть тот человек, для к-рого нормы морали выступают как его привычные формы и собственные убеждения поведения.

Что такое Тайна с Виталием Сундаковым (эфир т/к Тайна ТВ)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: