В известном смысле Сарвангасана есть продолжением Випарита-карани-умны, не смотря на то, что воздействие этих упражнений очень различно, тот, кто в совершенстве освоил Випарита-карани и Халасану, в полной мере сбодно овладевает Сарвангасаной.
Техника исполнения. Принять Халасану с вытянутым вертикально вверх позвоночником и переплетеными в замок пальцами рук. Расцепите. кисти и, не давая локтям разойтись в стороны, подпереть руками туловище, как бы вытягивая позвоночник вверх, — прочь от плеч (рис.2-33.1).
рис.2-33.1
Тело опирается не на шею, а на локти и плечи. Шея свободна. Подбородок упирается в грудину, но не за счет втягивания шеи — шея, напротив, удлиняется, вытягиваясь прочь от ключиц, — а за счет «накатывания» на подбородок грудной клетки.
Сделать вдох и с выдохом медлительно поднять прямые ноги. Смотреть за тем, дабы вся поясницы, ноги и таз были вытянуты в одной плоскости вертикально вверх. Попытаться переместить кисти рук мало вниз, к лопаткам, как возможно больше вытягиваясь всем телом, в особенности —позвоночником, вверх (рис.2-33.2).
рис.2-33.2
Фаза фиксации — в положении рис. 2-33.2 дышать вольно нижними частями легких (брюшное дыхание) с легкой Мула-бандхой. Возможно совмещать Сарвангасану с практикой Ашвини-умны, пристально отслеживая наряду с этим ощущения, появляющиеся в теле.
Существует пара вариантов исполнения Сарвангасаны. Любой может выбрать себе тот, что ему больше подходит. На рис.2-33.3-5 представлены кое-какие из усложненных вариантов Сарвангасаны в соответствии с увеличением степени сложности.
рис.2-33.3
рис.2-33.4
рис.2-33.5
ВНИМАНИЕ! Делая Сарвангасану, нужно смотреть за тем, дабы не было концентрированной нагрузки на шейном отделе позвоночника. В противном случае вероятны важные травмы с на большом растоянии идущими последствиями. Травмам для того чтобы рода в громаднейшей степени подвержены отлично тренированные новички. Их обманывает кажущаяся легкость данной асаны.
В случае, если устойчивая Сарвангасана удерживается без ощущения и проблем неудобства в течение 5 мин., можно считать, что она освоена. Больным и не сильный направляться оставаться в данной позе полминуты либо 60 секунд и непременно отдыхать перед каждой новой попыткой.
Неспециализированная длительность практики Сарвангасаны, делаемой в терапевтических целях, возможно увеличена до 10 мин..
Тот, кому Сарвангасана не под силу, пускай делает Випарита-карани в одном из вариантов и отрабатывает Халасану. Понемногу Сарвангасана окажется.
ВНИМАНИЕ! Сарвангасана относится в основном к разряду умён, чем к асанам. Исходя из этого долгое ее удержание связано с вышеупомянутыми возрастными ограничениями.
Воздействие. Сарвангасана не меньше благотворна, чем Ширшасана. Она оказывает необычное действие на железы, относящиеся к Висма-грантхи.
Значение же этих желез в функционировании всего организма, как уже говорилось, огромно. Результатом нарушения функций щитовидной и паращитовидных желез делается в итоге разрушение костей скелета, рассогласование всех функций, полный разлад всех телесных механизмов и, в конечном итоге, — мучительная преждевременная смерть. Огромное значение желез Висма-грантхи было известно древним медикам, практиковавшим Аюрведу. Недаром в состав одного из аюрведических средств, считавшегося чудодейственным, в качестве базы входили особенные соединения йода.
Щитовидную железу именуют кроме этого «железой юности». Это говорит о ее значении для сохранения юности тела ( тут нелишне отыскать в памяти связь между вторым и пятым вихрями, о котором говорилось в первой части книги).
Старческая дряхлость — не естественное состояние, а заболевание. Это обосновывают нам не только йогины, сохраняющие силу и юность до конца жизни и уходящие из судьбы в осознанно выбранный ими момент, но и многие старики, остающиеся здоровыми и сильными благодаря обычному образу судьбы.
Регулярная практика Сарвангасаны оказывает изумительно благотворное сбалансированное действие на всю область Висма-грантхи. Такие болезни, как тиф, холера, оспа, пневмония, проказа, желудочно-кишечные болезни, естественным образом обходят того, кто каждый день практикует Сарвангасану. Запор, несварение, селезёнки и расстройства печени, смещение матки и менструальные расстройства у дам излечиваются ею прекрасным образом. Она ликвидирует неспециализированную слабость, головокружения, геморрой и грыжу.
Шашакасана — заячьи уши
В данной асане голени приставляются к голове наподобие ушей зайца, из этого наименование.
Техника исполнения. Сесть в Ваджрасану. Вдохнуть, взяться руками за пятки, и, стоя на коленях, с медленным выдохом поднять ягодицы вверх, а голову поставить теменем на пол перед коленями. Колени прижаты к голове (рис.2-34.1).
рис.2-34.1
Остановив дыхание, оставаться в этом положении от 5 до 10 секунд. Медлительно вдыхая, возвратиться в Ваджрасану. Повторить 4—5 раз.
Существует усложненный вариант выхода в Шашакасану — через Супта-пащчиматанасану. Лежа на пояснице, направляться поднять ноги вертикально вверх, а после этого прижать их бедрами к груди, стараясь по возможности не сгибать в коленях. Позвоночник наряду с этим обязан оставаться прижатым к полу на как возможно большей части собственной длины (рис. 2-34.2)
рис.2-34.2
Растянуть позвоночник, забрав себя руками за ступни и отталкивая таз прочь от головы нажатием на ноги (рис.2-34.3). После этого медленным перекатом поставить колени на пол рядом с ушами. Таковой метод выхода в Шашакасану пускай практикуют только те, кто в полной мере освоил Халасану и Пащчиматанасану.
рис.2-34.3
Воздействие. Эта асана прорабатвает мышцы и нервы поясницы, усиливает пищеварительный пламя и развивает органы, относящиеся к Висма- и Ахам-грантхи.
Тот, кому пока не под силу Ширшасана и Падахастасана, может частично заменить их Шашакасаной.