Савроматская культура. наконечники копий 4 глава

Как отмечали средневековые авторы, «они ни при каких обстоятельствах не прикрываются никакими строениями… У них нельзя найти кроме того покрытого тростником шалаша». Все население обитало в кибитках, в которых «жены ткут жалкую одежду, дремлют с мужьями, рожают детей и кормят их до возмужалости». Действительно, Аттила, заметив в уничтоженных городах грандиозные дворцовые постройки местных вельмож, посчитал, что в собственной ставке сперва в Северном Причерноморье, а после этого в завоеванной Паннонии (часть современной Венгрии), кроме этого нужно выстроить что-то подобное. В залах дворца он имел возможность бы отдохнуть от походов, принять царей завоеванных послов и народов.

Приск Понийский, обрисовывая таковой гуннский «город», очень выделяет в нём дома Аттилы, «выстроенные из бревен и отлично выструганных досок и окруженные древесной оградой». А, посмотрев за высокую ограду на территорию жены Аттилы Кре-ки, он прошел среди множества построек «…из которых одни были из красиво приложенных досок, покрытых резьбою, другие — из …бревен, засунутых в древесные крути…». В приемной зале он кроме того заметил саму Креку, возлежавшую на возвышении, около которого были разбросаны восточные ковры.

Погребений гуннского времени в отечественном крае отыскано мало, хотя здесь прошли ожесточенные схватки чужих кочевников с местным сарматским населением. Историки уверены в том, что сарматские солдаты просто не выдержали замечательного и неожиданного удара гуннских отрядов с их новой современным оружием и тактикой боя. Гунны, как писали очевидцы, осыпали соперника стрелами, а завершали дело тем, что, опешивших от

В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

Гунны

страшного обстрела солдат гунны добивали копьями и мечами. Помимо этого, они имели возможность устроить притворное отступление, увлекая соперника в степь, где позже уничтожали разрозненные и нестройные группы солдат, окружая их, не давая возможности отойти.

В погребениях солдат-гуннов отмечены находки долгих клинков. Они не имели железного навершия. Его у них заменяли круглые либо полусферические большие бусины из халцедона, янтаря либо пасты. Ножны были из узких древесных пластин, обтянутых кожей. Состоятельные гунны имели возможность украсить ножны узкими золотыми страницами, поверхность которых была покрыта отштампованным чешуйчатым рельефным орнаментом. Помимо этого, в погребениях гуннов было найдено пара однолезвийных клинков, каковые, считают, были необычной переходной формой к сабле. Отысканы кроме этого маленькие кинжалы. Такое клинковое оружие археологи относят к IV—V вв.

Главным же оружием гунна был лук. Он был сложно-составной, т.е. складывался из прочно подогнанных друг к другу срединной и концевых частей. На них крепились узкие костяные пластины накладок. Исследователи видят распространение для того чтобы замечательного лука среди степных кочевников, в первую очередь, в том, что усилилась защита всадника и коня. Пробить такие доспехи, применяя стрелы и луки ветхих конструкций, было нереально. Перед боем солдат покрывал верхнюю часть и голову коня толстой попоной, обшитой железными бляхами. Сам кроме этого наряжался в шлем и пластинчатый доспех. Само собой разумеется, луки ветхой конструкции против таковой мошной личной защиты были не действенны. Колчаны солдат-гуннов были хорошо набиты стрелами с трехлопастными, трехгранными и плоскими наконечниками с долгими черешками, каковые в полной мере имели возможность пробить с близкого расстояния предохранительную одежду соперника.

Уверены в том, что основной боевой единицей в гуннском войске являлась легкая конница, в которой наездники были вооружены луками и длинными мечами. Эти мобильные конные отряды, нежданно нападали из-за укрытий: «гунны обрушиваются не

в открытой войне…но подбираются коварными засадами» (Иордан).

Разгром гуннами сарматских племен был таким сокрушительным, что, не встретив в будущем важного сопротивления, гуннская орда не стала задерживаться на берегах Дона и Волги и скоро прошла в степи Причерноморья. К тому же, обитатели волго-донских степей, как и других районов, через каковые прошли гунны, были деморализованы их внешним видом, у которых «члены тела…мускулистые,…шеи толстые», каковые «имеют ужасный и ужасный вид…». Считают, что европейцев, ранее редко видевших обитателей далекого Востока, поразили, первым делом, широкие лица гуннов с приплюснутыми раскосыми глазами и носами. Вправду, гунны, по всем описаниям относятся к монголоидной расе. Аммиан Мацеллин отметил: «…отличительный показатель гуннов — их безбородость…они ста-реются безбородыми и лишенными всякой красоты подобно евнухам.» А Клавдий Клавдиан подмечает, что… «у них некрасивая наружность и постыдные на вид тела…» и необычная… «забава разрезывать лицо…»

Археологи отмечают, что гунны, в большинстве случаев, хоронили собственных убитых под маленькими земляными насыпями, каковые довольно часто не сохраняются до наших дней. Лишь случайность (земляные работы либо обвалы размытых склонов оврагов) время от времени обнажают захоронения IV—V вв. Помимо этого, у гуннов был распространен обряд сожжения погибшего родственника на ритуальном костре неподалеку от вырытой могилы. По окончании чего, оставшиеся в костре фрагменты костей и пепел высыпали в вырытую яму. Ясно, что выяснить культурную принадлежность для того чтобы захоронения археологам очень тяжело. Особенно, в случае, если рядом не положили сопровождающий могильный инвентарь. В тех же случаях, в то время, когда яма фиксировалась, возможно было встретить элементы обряда жертвоприношения: рядом с её краем гунну на «тот свет» клали шкуру коня, мясо коровы либо овцы.

В погребениях знатных солдат, их жён и приближенных возможно встретить изделия из золота. Выполнены они, на отечественный взор, мало примитивно: нет в них лёгкости, той филигран-

В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

Гунны

ной техники, которая отличала Рима и мастеров Греции. Но, украшенные вставками из цветного стекла либо полированных полудрагоценных камней, они, само собой разумеется, радовали блеском собственных обладателей. Комплект золотых украшений достаточно разнообразен. Это — диадемы, колты, серьги, браслеты, нагрудные пластины, кулоны, гривны, кольца и т.д. Видятся в могилах гуннов и простые бытовые вещи, предметы туалета, культа: пряжки, зеркала из металла, стеклянная посуда, керамика, фибулы-застежки и т.д.

Отлично сохранилось женское погребение, разрешённое войти в старый курган у г. Ленинска (раскопки В.П. Шилова). Дама из богатой семьи была захоронена в гробовище, которое было оковано по углам металлическими скобами. Похороны сопровождались жертвоприношением головы и отрубленными ногами быка, и мясом барана. На голове дамы отыскана долгая узкая золотая пластинка от налобной повязки. У левого плеча лежала часть золотого кулона со вставками из янтаря и красного сердолика. Камни по краю были оформленные золотой зернью. К нижней части кулона была прикреплена пластика из перламутра. На груди когда-то сверкали монисты из маленьких округлых золотых пластинок с петельками. Серебряный браслет надели на её левую руку, а на пальце был золотой пластинчатый кольцо с треугольными вставками из отполированного красного стекла. Воображает интерес находка в этом погребении обломка массивного китайского зеркала III в. н.э. Пребывали рядом с дамой и другие менее значимые предметы обихода.

В женском погребении гуннского времени в кургане у с. Верхнее Погромное археологи нашли золотую серьгу в виде калачика, пластинки золотой диадемы, инкрустированные ярко-красными гранатами, большую опаловую бусину. Занимательны случайные находки 1902 г. у станицы Верхне-Курмоярской из уничтоженного гуннского погребения, где, например, найдены изделия из золота — колты (височные подвески). Мастера-ювелиры украсили их вставками из полированного красного граната, окаймлённых небольшой зернью. Конечно, погребения несложных солдат-пастухов очень скромны.

Аттила начинает против Рима новую военную акцию. Громадное войско кочевников начинает скоро выдвигаться из Па-ноннии (ставки великого завоевателя) в южные районы западной Европы. Римские войска в кошмаре отступают, оставляя на посёлки и разграбление города. Казалось, ещё мало и гунны ворвутся на Апеннинский полуостров. А в том месте неподалеку и до Ватикана, до богатого Рима. Нервы римского императора сдают. Он умоляет папу Льва Великого встретить войско и убедить Аттилу уйти из северной Италии. Аттила надменно встретил папу, собираясь говорить с ним с позиции победителя. И, возможно, был легко ошарашен первой же фразой, которую с почтением сказал глава католической церкви: «Приветствую тебя, бич Божий, Аттила!» Итог переговоров: гунны уходят из Италии.

Но полководец Аттила не останавливается. Он направляет собственные войска дальше в сторону Франции. Так Аттила оказывается на Каталаунских полях в районе Шампани. Тут в 451 г. гунны терпят сокрушительное поражение от римлян. «В данной известнейшей битве самых могущественных племён пало …с обеих сторон 165 тысяч людей…» (Иордан). Аттила был должен отойти.

В 454 г. Аттила нежданно умирает. Предположений его смерти мало. Одна из них связана с очередным припадком «падучей» заболевании — эпилепсией. Но имеется сведения, что обстоятельством его смерти могло быть носовое кровотечение, которым он страдал всю жизнь. Оно обострялось на протяжении важного умственного либо физического напряжения и остановить его было нереально, в особенности, в случае, если рядом не было лекаря.

Похороны Аттилы были грандиозны и загадочны. Имеется сообщение у Иордана: «…труп Аттилы, пребывавший в трех гробах из золота, железа и серебра, был тайно ночью предан почва…В могилу сложили оружие, драгоценные фалары, сияющие многоцветным блеском камней… Для того же, дабы не допустить человеческое любопытство перед столь великими достатками, они убили всех, кому поручено было это дело». Более того, гунны кроме того погребение тела Аттилы с сопровождающими вещами,

В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

совершили по-особенному. Говорят, что они временно отвели в сторону воды какой-то французской реки, на дне которой вырыли широкую погребальную яму. По окончании положенных ритуалов, реку снова разрешили войти по собственному руслу. До сих пор археологам неизвестно место захоронения Аттилы.

Царствование Аттилы — триумфальное господство гуннов в Европе. Эти племена сыграли громадную роль в крушении Римской империи. Но со смертью Аттилы разрушился и гуннский племенной альянс. Трое его сыновей, не владея талантами и энергией собственного отца, не смогли спасти альянс от развала. Как пишет Иордан, «между наследниками Аттилы разгорелся спор за власть…, и до тех пор пока они дружно стремились повелевать, все же совместно и утеряли власть». Часть гуннского населения ушла в районы Волги и Дона, где обитала до прихода новой волны тюрко-язычных кочевников с Востока.

Хазарский каганат

Г

уннская держава распалась. Но ещё несколько год разрозненные отряды вооружённых гуннов будоражили Европу, напоминая её обитателям собственными грабежами недавний кошмар безжалостного нашествия. Спокойствия, которого так жаждала Европа, не было. Гунны как-будто открыли ворота из Азии в Восточную Европу для других азиатских народов, жаждущих добычи и крови. Возможно исходя из этого любой просвещённый человек средневековья, будь он монахом, дипломатом либо торговцем, правителем страны, торопились сообщить в собственных ежедневниках, заметках либо научных трудах имена новых народов, показавшихся на историческом горизонте, обрисовать их религию, обряды и обычаи, указать границы их распространения, жестокость и военные стычки к местному населению и т.д. Многие их наблюдения и сведения очень важны сейчас для истории Волго-Донских районов.

Среди десятков народов, упомянутых в хрониках, начиная с VI в., значительно чаще говорится о хазарах, отлично известных нам ещё со школьной скамейки по пушкинской «Песне о вещем Олеге»: «Как сейчас сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам». В самих же книжках по истории России сообщено лишь пара строчков, действительно, уже о последних днях существования Хазарского каганата в связи с походами славянского князя Святослава. Как мы знаем, что по окончании его походов Хазария прекратила существовать.

Интерес к истории хазарского страны в РФ появился в далеком прошлом. Но историки ветхой России имели очень ограниченные сведения о народе, обитавшем практически пятьсот лет на громадной территории Кавказа, Нижнего Поволжья и Подонья. Историческая наука ещё не обладала тогда достаточным количеством письменных источников. И, самое основное, многие сведения и факты о Хазарии не были обоснованы материалом раскопок археологических монументов. На данный момент, по окончании многих лет раскопок монументов хазарского времени, учёные смогут проследить развитие этого народа, этого раннесредневекового страны.

В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

Хазарский каганаг

Как мы знаем, что сириец Иоанн Эфесский в собственной «Истории» (VI в.) назвал неких трёх братьев, каковые якобы пришли со собственными соплеменниками в южные районы Восточной Европы. Это — Булгар, поселившийся на границах с Римской империей. Другие братья были на аланских почвах (территория нынешнего Дагестана), каковые именовали тогда Барсилией. «В то время, когда над той страной начал господствовать чужой народ, они были названы хазарами, по имени того старшего брата, которого имя было Хазарик» (Иоанн Эфесский).

Конкретно через Кавказ проходит хазарское население сперва в Прикаспийские степи, а после этого в районы Приазовья. походы против Грузии, Армении и Албании закончились тем, что все эти территории были скоро захвачены и подчинены хазарам. Подтверждает это реплика византийца Феофана Исповедника: «Хазары — великий народ, вышедший из Берсилии…они овладели всей почвой впредь до Понтийского моря». Границы Хазарии существенно раздвинулись. Хазарский каганат попадает в поле зрения Византии, правители которой позднее устанавливают с хазарами тесные контакты и довольно часто применяют их армейские отряды против через чур активных соседей, например, против славян.

Хазары продолжали собственные успешные завоевания на Кавказе, в особенности против персидских гарнизонов некоторых крепостей, к примеру, Дербента. После этого они устремились в азовские степи и на Таманский полуостров. В этом регионе болгарские племена образовали собственное государство — «Великую Булгарию». Долгое хазар и военное противостояние болгар стало причиной тому, что государство болгар распалось. Часть болгар спешно ушла на Дунай, где основала Дунайскую Болгарию. Остальные болгары вынуждены были покориться хазарам. Они влились в состав появившегося Хазарского каганата. В VIII в. Хазария занимала уже огромную территорию, граница которой проходила по степям Северного Причерноморья, захватывала Кубань и Крым, территорию нынешнего Дагестана и потом шла по правобережью Ити-ля (по Волге), занимая часть территории нынешней Волгоградской области.

Хазарское население занималось отгонным кочевым скотоводством. Как и ранние кочевники-сарматы, хазары, по окончании продолжительного нахождения на зимниках, весной начинали медленное передвижение на предгорные пастбища, на летники пастушеских семейств и стад, каковые смотрели за ними. Конечно, оставшееся на зимниках население (в большинстве случаев, самый беднейший слой) занималось простыми для скотоводов ремёслами и промыслами — обработкой кожный покров, пошивом одежды и упряжи, вязанием шерстяных изделий и т.д. Самый бедные семьи, иногда не имеющие скота, стали заниматься земледелием, небольшой торговлей.

Стоянки кочевников размешались по берегам водоёмов и рек. В тех местах был не только постоянный водопой для животных, но и трава для их выпаса, как летом, так и зимний период. Понемногу эти поселения-зимники увеличиваются. Их кроме того начинают усиливать оборонительными сооружениями: рвами, валами, стенками из камня либо глинобитных кирпичей. Со временем такие населённые пункты преобразовываются в городки и крупные посёлки со своей планировкой, молельными строениями, караван-кладбищами и сараями. Учёные считают, что это имело возможность случиться уже в VII—IX столетиях.

самые крупные города Хазарии на Прикаспийской равнине, Кавказе и Предкавказье по перечню арабского географа Ибн-Хордадбека, это — Варачан, Беленджер, Семендер, Хам-лидж, Байда, Савгар. Упоминается и город Итиль на реке Итиль (р. Волга), постройка которого относится к середине VIII в.

Одним из элементов культуры народа являются его религиозные представления. Хазары постоянно соблюдали все действия погребального ритуала. Время от времени видятся грунтовые хазарские могилы, но чаще погребение устраивалось под маленькой насыпью кургана. В могильную яму, рядом с погибшими, ставили сосуды с питьём и едой, а рядом клали куски жертвенного мяса. В женских погребениях нередкими находками бывают глиняные сосуды, и небольшие украшения, бусы, талисманы, зеркала, ко-поушки — маленькие медные ложечки для изъятия серных пробок из ушей.

146 6.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

Солдата в потусторонний мир имело возможность сопровождать холодное оружие (сабли, кинжалы, боевые топоры), лук с роговыми накладками, колчанные комплекты стрел, узкие долгие боевые ножи, время от времени — копья. Видятся фрагменты кольчуги, пластинчатого доспеха, элементы конской упряжи (удила, подпружные пряжки, стремена). Помимо этого, в мужских погребениях находят остатки кожаных поясов с приклёпанными штампованными бляхами из латуни либо серебра. А также… костяные кубики для азартной игры. В хазарских могилах у поселка Дорофеевский в Котельниковском районе встречены кроме того золотые солиды византийского императора Фоки. В курганах у с. Барановка Илов-линского района отыскан золотой солид времени византийских императоров Константина V, Льва IV и Льва III (751—754 гг.).

Уверены в том, что по виду погребального сооружения возможно выяснить кроме того, к какой этнической прослойке муниципального населения в собственности раскопанное погребение. Аланы укладывали тело в катакомбу. Болгары хоронили погибших соплеменников в несложных ямах. Хазарина помещали в подбойную могилу, над которой насыпали курган.

Для известный хазарина погребальный обряд был очень сложным. На ровном месте рылся ров по квадратному очертанию. По краям его насыпали вал. Считалось, что за его пределы душа ни при каких обстоятельствах не выйдет. Так как в противном случае она имела возможность навредить живым людям. Тут же имели возможность положить тушу лошади либо овцы. Богатая семья укладывала лошадь семилетнего возраста в полной упряже. Юная лошадь в кургане сказала только о бедности семьи — у них не было для похорон коня нужного возраста. В центре погребальной площадки пребывала яма с телом погибшего, над которым строили погребальную юрту. Её, по окончании чтения молитв, поджигали. Тюрки думали, что посредством дыма и огня душа может попасть в загробное царство Эрликхана.

Помимо этого, среди хазар был распространён обряд разрушения скелета человека через некое время по окончании похорон. Родственники верили, что так они оберегают себя от действий погибшего либо злого духа албаста. Ноги у трупа довольно часто связывали (особенно у злых, не хороших при жизни людей), что-

Хазарский каганат

бы они не поднялись и не пришли со собственными кознями. По окончании окончания процесса похорон на поверхности кургана родственники совершали тризну. Об этом свидетельствуют довольно часто встречаемые в насыпи небольшие фрагменты костей овцы, крупного скота и черепки битой посуды.

Около пос. Вербовского Калачёвского района раскопана курганная насыпь со следами ритуальных действий. Тут была вырыта поверхностная яма, в которой встречены большие фрагменты двух громадных сосудов станковой работы с орнаментом, характерным для хазарской керамики, и кости жертвенных животных. Погребённого нет. Быть может, он захоронен где-то поблизости от этого жертвенного места.

В Хазарском каганате со временем выделилась родовая аристократия, обладающая громадными стадами и подчинёнными им людьми. Как свидетельствует хазарский каган Иосиф, верховная власть в Хазарии принадлежала кагану, потомку ветхой тюркской семействе, и обычно она передавалась по наследству от отца к сыну. Причем, выбор претендента на престол проходил через рад твёрдых процедур. «В то время, когда они хотят поставить кого-нибудь хаканом, то приводят его и начинают душить шёлковым шнуром. В то время, когда он близок к тому, дабы испустить дух, говорят ему: «как продолжительно хочешь царствовать?» Он отвечает: «столько-то и столько-то лет» (Истахри, X в.). В то время, когда же приходил обещанный каган и срок старел, его убивали, выбирая нового кагана. Практически же, каган не руководил страной. Всеми национальными делами занимались бек, что считался царём, и соправители, в руках которых была сосредоточена вся власть.

направляться подчернуть, что с середины VIII века в пределах Хазарского каганата языком общения был тюркский язык. Исследователи отмечают, что большой процент населения были грамотными людьми, применяя при письме рунический алфавит.

Арабское нашествие на Кавказ, долгие, не всегда успешные для хазар, войны, подрывали экономику. Конкретно сейчас исследователи отмечают громадной оттекание населения (алан, болгар, хазар) с Кавказа в донецкие степи, и на Дон и Волгу. В этих районах позднее сложилась салтово-маяцкая

В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

Хазарский каганат

культура Хазарского времени, которая связана с центром провинциальными районами. Наименование культура взяла по двум раскопанным и отлично изученным большим городищам, каковые существовали в VI—IX столетиях. Это Маяцкое городище — на р. Негромкая Сосна, притоке р. Дон и Салтовское городище, неподалеку от реки Северский Донец. Материалы продемонстрировали, что обитатели сельских районов, наровне с занятием земледелием, занимались ремеслом и скотоводством. Десятки поселений разведаны археологами на Дону, к примеру, у Нижнего Чира, Суворовской, на р. Иловля, у Камышина. Следы нахождения хазарского населения отмечены и на территории Сталинграда.

Кочевье самого кагана пребывало в западном направлении от Каспийского моря (Гурганское, Хазарское море), т.е. степи, где кочевал скот кагана, размешались между реками Танаис (Дон), Итиль (Волга) и Маныч. В местных степях паслись под охраной солдат-пастухов отары овец и многочисленные табуны лошадей, которыми владел роду кагана. На зиму целый скот уходил на продолжительное зимовище к городу Итилю и размешался в его окрестностях. Сам город Итиль, если судить по записям, был на правом берегу р. Итиль. Скоро он стал столицей Хазарского каганата. Тут же образовывались станы-зимники ближайшего окружения болгар — богатых и кагана хазар. Летом их становища пребывали по берегам рек, впадающих в Дон: Чир, Цимла, Аксай, Мышкова, Карповка и др. Так археологи нашли хазарский культурный слой у р.п. Нижний Чир, у ст. Суворовской Суровикинского района.

Где совершенно верно пребывало место хазарской столицы Итиль до сих пор неизвестно. Догадок было довольно много. Якобы, город стоял где-то на правом берегу в устье р. Итиль, южнее нынешней Астрахани. Позднее, он был полностью размыт рекой при трансформации течения её русла либо при колебании уровня Каспийского моря. М.И. Артамонов пологал, что столица Хазарии могла быть где-то в районе Селитренного и Владимировки Астраханской области. С.А. Плетнёва высказала предположение, что город Итиль имел возможность пребывать на правом берегу Волги, мало южнее Сталинграда. Любопытна находка культурного слоя хазарского времени в

Астраханской области, которое в публикации стало называться Самосдельское поселение. Археологи вычисляют на данный момент, что именно оно есть местонахождением Итиля. Кроме того географически монумент как словно бы бы близок описаниям средневековых путешественников.

Документы тех сведения и лёт арабских купцов и дипломатов дают представление об виде хазарской столицы. В источниках указано, что сам город делился на две части. На острове стоял дворец кагана, крепостные здания и стены которого были выстроены из красного обожжённого кирпича. Комплекс построек на острове хазары именовали ал-Байда (либо Сарашен — Белая крепость). Остров был соединён с правобережным городом понтонным мостом. Его, при опасности, возможно было скоро оттащить в сторону. И тогда у соперника были громадные трудности в осуществлении штурма островной цитадели.

Сам город, огражденный высокой стеной из сырцовых кирпичей (обжигали кирпич лишь для государственных зданий и построек кагана), занимал достаточно громадную площадь по причине того, что постройки были разбросаны на некоем отдалении друг от друга. На площадях между зданиями пребывали сады. За крепостными стенками города, ютились глинобитные мазанки юрты и бедняков приехавших ненадолго кочевников. В городе были выстроены разные публичные сооружения, и, мечети, синагоги, церкви. Имелось медресе для обучения будущих исламских священников. Кое-какие кварталы Итиля занимали купцы и ремесленники. Где-то пребывало кладбище местных обитателей. Об этом говорят, к примеру, находки грунтовых погребений на территории Сталинграда.

Предполагается, что через Итиль проходил северный отрог Великого шёлкового пути. Помимо этого, расположение города на переволоке из Дона в Волгу и обратно, кроме этого давало громадной доход в казну кагана с таможенных сборов.

По приказу кагана строятся крепости Саркел (Белая крепость) и Семикаракорье, каковые защищали западные границы его владений. Саркел (по хазарски — Ш-р-кил) был большим городом-крепостью, торговым и ремесленным пунктом кагана-

В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

Хазарский каганат

та. Его выстроили в нижнем течении Дона. Но прежде, чем развалины города были на дне Цимлянского водохранилища (по окончании строительства Цимлянской ГЭС и Волго-Донского канала), его изучила новостроечная экспедиция под управлением М.И. Артамонова. Материал раскопок разрешил учёному с достаточной достоверностью реконструировать вид средневекового города, занятия его обитателей. Другими словами, сейчас с уверенностью возможно сказать о структуре всех других больших населённых пунктов Хазарского каганата.

Как мы знаем, что в девятом веке по просьбе кагана, император Византии Феофил отправляет в Хазарию для изыскания места строительства крепости Петрову Каматира, что посредством византийских инженеров строит большую крепость на островке, появившемся в изгибе протоки ветхого русла Дона. Удалось узнать, что крепость Саркел имела четырёхугольную форму, обнесённую, в нарушение указа кагана, кирпичной, а не сырцовой стеной: «на месте не было камня, годного для постройки» (Константин Богрянородный). В некоторых местах её ширина достигала 3,75 м (в других крепостях толщина стен достигала 7 м). Стенки подпирали бессчётные высокие квадратные башни. В северо-западной башне был въезд в крепость. Ниже крепостных стен строители соорудили высокие охранные валы, к каким примыкали глубокие рвы.

Крепость, действительно, прожила недолго. Но и за это время обитатели (по большей части, это были болгары, хазары и гузы) сумели основательно перестроить её внутреннюю часть, за счёт сноса некоторых внутренних защитных расширения и стен переходов. Население освободившиеся места занимало маленькими глинобитными зданиями, юртами (круглые зимние постройки кочевников, врезанные основаниями в почву, с очагом в центре). Тут были ограды для скота, широкий караван-сарай — места временной остановки купцов с караванными животными и тюками товаров: верблюдами, ослами и лошадьми. За пределами стен селились те обитатели, для которых уже не было места в крепости.

Тюркский гарнизон, защищавший крепость (уверены в том, что он составлял 300 человек), должен был, по приказу кагана, пристально осуществлять контроль безопасность ближайших торговых дорог на суше и реке. Сбор торговых пошлин с купцов кроме этого входил в обязанность главы гарнизона.

С подчинённого населения в.казну шла дань, сперва с населений украины и Боспора, после этого с побеждённых болгар, буртасов, эрзи, черемисов, сувар. Платили дань и кое-какие славянские племена: «хозары брали дань с полян и с северян, и с вятичей, брали по серебряной монете и по белке с дыма» («Повесть временных лет»). Ещё одна статья дохода для хазарской казны -торговля военнопленными, по сути, рабами. Их брали торговцы с Востока. Взимание с населения и купцов бессчётных пошлин разрешали кагану содержать громадное наёмное войско.

Находки в Саркеле продемонстрировали, что товар приходил из Византии, Крыма, Кавказа и Средней Азии. Так, поливная посуда зелёного, жёлтого и коричневого цвета из мастерских Ирана, среднеазиатских и крымских керамических центров, и керамические фляги для воды, пользовались популярностью у кочевого населения Причерноморья в VIII—X столетиях. Отысканы кроме этого византийские монеты, монеты и арабские дирхемы херсонского чекана. В культурном слое того времени найдены маленькие фрагменты бумаги. Но не из Китая, а из Самарканда, в котором отлично было развито производство бумаги из местных материалов, но, как вычисляют, по китайской разработке.

Стоить подчернуть, что славяне кроме этого оставили в Белой Веже (Саркел) собственный «след». В том месте отысканы кусочки янтаря и красного шифера, каковые, быть может, привезли торговцы из Киевского княжества. Возможно, оттуда происходят и шиферные пряслица, отлично узнаваемые в славянских почвах.

В мастерских Саркела, если судить по материалам раскопок, занимались изготовлением стеклянных и пастовых бус, небольших украшений, таких как стеклянные браслеты, колец. Отысканы кроме этого изделия из кости, накладки: и рога рукоятки для кинжалов и ножей, игральные кости и гребни. Развито в городе было кузнечное и бронзолитейное производство. Подтверждают это встреченные археологами фрагменты орудий для обработки почвы, и косы, серпы, топоры, ножи, ножницы, фрагменты нако-

В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

Хазарский каганат

нечников копий и стрел, холодного оружия, подробности конской узды.

Конечно, мастерские трудились и на окрестные сельские поселения и для степных кочевников-скотоводов. Они поставляли им изделия гончаров, кузнецов, ювелиров и ткачей.

зубастые харалужные наконечники копий


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: