В изучениях отечественных и зарубежных клиницистов отмечается замедленное развитие психомоторных функций у детей с церебральным параличом, в особенности на ранних этапах пост-натального онтогенеза (Henderson, 1961; Семенова, Мастюкова, Смуглин, 1972; Мастюкова, 1973).
В работах К. А. Семеновой с соавторами выделены три главные стадии течения ДЦП: ранняя стадия — первые месяцы судьбы;
ранняя резидуальная — первые годы судьбы и поздняя резидуаль-ная с 2-4 до 16 лет.
Ранняя стадия характеризуется острыми нарушениями гемо-и ликвородинамики, появляющимися в ходе родов. Это вызывает у ребенка большие нарушения регуляции мышечного тонуса по типу экстензорной ригидности. Помимо этого, прогностическими симптомами ДЦП являются не только нарушения мышечного тонуса, но и наличие стойких позотонических (детских) рефлексов, задержка в развитии перемещений, наличие атипичных перемещений. Как правило отмечается задержка психологического и речевого развития. У некоторых больных проявления задержки в развитии психоречевых функций с возрастом сглаживаются, но у подавляющего большинства детей с ДЦП задержка психологического развития носит стойкий темперамент и проявляется на последующих стадиях. Ранняя резидуальная стадия ДЦП длимся в зависимости от тяжести и формы заболевания от нескольких месяцев до трех-четырех лет. Эта стадия есть непродолжительной при двойной гемиплегии и тяжелой спастической диплегии. Эта стадия характеризуется тем, что активность тонических рефлексов у ребенка остается а также может увеличиваться. Установочные рефлексы не формируются либо формируются их элементы. Произвольная моторика у ребенка быстро задерживается в собственном развитии. Помимо этого, увеличиваются патологические синергии, формируются патологические двигательные стереотипы.
Третью стадию условно именуют конечной стадией заболевания. Она характеризуется окончательным развитием патологического двигательного стереотипа, организацией деформаций и контрактур на базе неврологических синдромов, каковые развиваются в течение первых стадий заболевания. В данной стадии К. А. Семенова выделяет две подстадии:
— Конечная стадия первой степени характеризуется патологическими двигательными стереотипами, разрешающими ребенку самостоятельно либо с помощью передвигаться, овладевать письмом, теми либо иными элементами самообслуживания, трудовыми процессами. Обращение ребенка может развиваться нормально либо смогут иметь место негрубые речевые нарушения.
— Конечная стадия второй степени может наступить весьма рано, в первые месяцы судьбы ребенка. У ребенка скоро увеличиваются массивные, множественные артрогенные контрактуры, тяжелые деформации. В большинстве случаев, у детей отмечается выраженное недоразвитие интеллектуального и речевого развития.
Особенные трудности воображает ранняя диагностика ДЦП. Предположение о заболевании устанавливается, в большинстве случаев, во второй половине первого года судьбы. Но при тщательном психотерапевтическом обследовании ребенка с угрозой ДЦП возможно взять высокоинформативные информацию о вероятном развитии задержки психологического развития в первые три месяца судьбы.
Нами было совершено лонгитюдное обследование 45 детей в возрасте от 0 до 3 мес, у которых согласно мнению невропатологов была угроза происхождения ДЦП. У этих детей экспертами было диагностировано нарушение мозгового кровообращения различной степени тяжести. В анамнезе у этих детей наблюдались асфиксия, родовая травма либо асфиксия с родовой травмой в один момент. Оценки по шкале Апгар у детей варьировали от 4 до 8 баллов. Невропатологи выделили 3 группы детей по степени тяжести клинических проявлений: легкая, средняя, тяжелая, по 15 детей в каждой группе.
Психотерапевтическое обследование проводилось в 4 этапа: в возрасте от 0 до 3 месяцев, от 3 до 6 месяцев, от 6 до 9 месяцев и в 9-12 месяцев по специально разработанной нами схеме, складывающейся из четырех главных блоков:
— изучение ощущений;
— изучение предметных действий;
— изучение произвольной активности;
— изучение изюминок эмоциональных проявлений. В ходе психотерапевтической диагностики нужно обратить
внимание на развитие ощущений младенца, точность и тонкость которых неразрывно связаны с развитием его перемещений. К моменту рождения у ребенка отмечается несогласованное перемещение глаз, но к концу третьей семь дней здоровый младенец делает согласованный поворот обоих сведение и глаз их осей на фиксируемом предмете. Прослеживание предмета, движущегося перед глазами мла-
денца, выясняется дешёвым ему уже на 30-32 сутки. К концу второго месяца судьбы здоровый младенец может смотреть за предметами, движущимися в различных направлениях. Движущиеся предметы, в особенности броские, красочные, завлекают младенца больше, чем бесцветные. Первыми реакциями на звук у младенца являются вздрагивание век, рук, непроизвольные перемещения лицевых туловища и мышц в ответ на сильный хлопок в ладоши около уха младенца. На 10- 12-й сутки у младенца появляется реакция на звук людской голоса. На втором месяце звук может вызвать у младенца торможение кроме того пищевого рефлекса. Младенец замирает, услышав голос матери. К концу первого месяца судьбы у младенца вырабатываются условные реакции на запахи.
Весьма рано обнаруживаются реакции на тактильные и температурные ощущения.
В следствии изучения ощущений обследуемые младенцы были поделены на три главные группы по успешности исполнения заданий. В первую группу (12 детей, 26,6%) вошли младенцы, у которых не наблюдалось выраженных нарушений в развитии ощущений, не обращая внимания на недоразвитие двигательных функций, повышенный мышечный тонус и другие неврологические симптомы, показывающие на церебрально-органическую недостаточность по типу ДЦП. Причем корреляций между степенью выполнения тяжести и успешностью заданий клинических проявлений не получено (г-0,21). Ко второй группе были отнесены младенцы с задержкой в формировании сенсорных функций (22 ребенка, 48,8%). У них наблюдался комплекс оживления при предъявлении предмета, но, в отличие от прошлой группы, это проявлялось не в реакции сосредоточения на нем, а в хаотичных, хаотичных перемещениях конечностей. В третьей группе (11 детей, 24,6%) наблюдалась выраженная задержка в формировании зрительных и слуховых сосредоточений. Перемещения глаз не были согласованы с поворотом головы, а перемещения рук были хаотичны.