XIX век по праву именуют золотым веком русской литературы. Озаренная гением А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, блеском таланта целого созвездия наибольших писателей, русская литература быстро прошла громадный путь, выдвинулась в число величайших литератур мира и оказала заметное влияние на художественную культуру всего человечества. Она стала средоточием духовной судьбы русского общества, его совестью, защитницей заинтересованностей угнетенного, страдающего народа.
Как и на Западе, главными направлениями в русской литературе XIX в. были критический реализм и романтизм. Но появились они в иных публично-исторических условиях, взяли во многом иное идеологическое наполнение и были глубоко уникальны. реализм и Романтизм в России в большей мере были связаны с литературными направлениями и идейным наследием XVIII в., теснее и активнее взаимодействовали между собой, рождали множество смешанных, переходных, промежуточных форм.
Неспокойный, мятежный темперамент романтического мастерства идеально отвечал воздухе общенационального подъема, жажде преобразования и обновления судьбы, пробудившихся в русском обществе по окончании окончания Отечественной войны 1812 г. В стране началось движение сопротивления, сформировалось целое поколение борцов-революционеров. Это были «первенцы свободы» — декабристы, лучшие люди из аристократов, выступившие против «деспотизма» и самовластья.
Первоначально — еще в первое десятилетие XIX в. — романтические настроения нашли собственный выражение в поэзии В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова. В задушевно-мечтательной лирике и балладах Жуковского, по большей части переводных, в дружеских посланиях и изящных элегиях Батюшкова с их поэтизацией личной судьбе оформилась главная тема литературы романтизма: общества и противостояние личности, неудовлетворенность сущим и рвение уйти от него в какой?то другой, лучший мир — фантастического предания (Жуковский), условной, эстетизированной античности (Батюшков), в мир собственной души.
В будущем художественные правила этих зачинателей русского романтизма возьмут собственный развитие и продолжение в лирике Д. В. Давыдова, П. А. Вяземского, А. А. Дельвига, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова, а кроме этого в юношеском творчестве А. С. Пушкина. В их стихах выразилась драматическая напряжённость и противоречивость внутреннего мира незаурядной, свободной личности, враждебной официальным сферам. Культ удовольствия, упоение личной свободой (гусарские стихи Давыдова, студенческие песни Языкова, дружеские послания юного Пушкина и Вяземского) уживаются в их творчестве с жалобами на судьбу, с настроениями печали, уныния, безнадежности. Особенно глубоко и последовательно ужасная сторона позиции гордого одиночества запечатлена в поэзии Баратынского. Неизбежность потерь, охлаждение души, вечные несоответствия людской психики — главные темы его лирики.
Наоборот, в художественном творчестве писателей-декабристов: К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. А. Бестужева-Марлинского, А. И. Одоевского и вторых — центром внимания была не будущее личности, но будущее нации, не личное благо, но благо публичное. Романтизм декабристов носил революционно-гражданский темперамент, их произведения кликали на подвиг, славили радость борьбы за свободу. Декабристы думали, что основная задача мастерства — воспитание настоящих граждан. Им был близок художественный опыт классицизма с его прославлением гражданских доблестей, установкой на торжественно-патетическую обращение, тяготением к возвышенно-смелым жанрам. Но накал их гражданских эмоций был несравненно более сильным. В служении неспециализированному благу, в смерти за Отчизну видели они высшее счастье. Пламенная жажда свободы, жгучая неприязнь к тирании рождают страстный лиризм декабристской поэзии. Этой собственной стороной сближается она с романтизмом.
Центральной фигурой романтического перемещения в преддекабристскую эру был А. С. Пушкин. В его лирике («Погасло дневное светило», «Узник», «К морю» и др.)» в его южных поэмах («Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы») самый полно и ярко воплотился образ храбреца-индивидуалиста, разочарованного и одинокого, обиженного судьбой и рвущегося к свободе. И темперамент демонического мятежника, и сам жанр романтической поэмы сложились в творчестве Пушкина под ярким влиянием Байрона. Пушкин создал, но, уникальный, русский вариант романтической поэмы, оказавший огромное действие на отечественную литературу. Понемногу разочарование в духовно-нравственном виде храбреца-индивидуалиста, в возможности личности, кроме того самой выдающейся, направить по собственному произволу движение исторических событий стимулировало переход Пушкина на позиции реализма.
свойства и Новые черты проявились в русском романтизме последекабристской поры. С одной стороны, усилившееся рвение к коренному трансформации судьбы, а с второй, видимая неразрешимость публичных противоречий, неясность дорог исторического развития, невозможность прямой политической деятельности в эру господства реакции — все это побуждало к нравственно-философским раздумьям, сосредоточенному размышлению о мире, человеке, истории.
Дух самоанализа, философских исканий сказался как в произведениях писателей, вступивших в литературу задолго до событий 14 декабря 1825 г. (с особенной силой в поздней лирике Баратынского), так и в творчестве поэтов нового поколения: М. Ю. Лермонтова, А. И. Полежаева, Н. П. Огарева, продолживших традиции гражданского романтизма. Более того, в рамках романтического направления складывается особенное течение философского романтизма: несколько так называемых поэтов-любомудров (Д. В. Веневитинов, А. С. Хомяков, С. П. Шевырев), творчество гениального и необычного прозаика А. Ф. Одоевского, очень способного русского лирика Ф. И. Тютчева.
Все больше заявляет о себе романтическая проза. Известность приобретают повести писателя-декабриста А. А. Бестужева-Марлинского, исторические романы М. Н. Загоскина; позднее, уже в 1840?е гг., выходит итоговая книга В. Ф. Одоевского «Русские ночи», принадлежащая к числу превосходных явлений русского романтизма. В романтическом духе выдержаны ранние произведения Н. В. Гоголя: «Вечера на хуторе недалеко от Диканьки», «Тарас Бульба», «Вий». Единство украинского народа, общность, поэтичность и душевная красота простых людей, живущих в согласии с природой, выступают в них как романтическая противоположность ненормальному, обособленному существованию человека в современном цивилизованном обществе, захваченном духом эгоизма, приобретательства и корысти.
самоё ярким и полным воплощением романтических умонастроений 1830?х гг. стало творчество М. Ю. Лермонтова. В его лирике, драме «Маскарад», в «Песне про … торговца Калашникова», поэмах «Демон» и «Мцыри» глубоко раскрыта катастрофа одинокой личности, кинувшей вызов целому миру и переживающей постоянные внутренние борения. Главное несоответствие романтического мастерства — несоответствие между действительностью и идеалом — достигает у Лермонтова невиданной остроты и предельного напряжения.
в течении 1820–1830 гг. набирает силу новое литературное направление, взявшее потом наименование реализма. На первых порах противостояние реализма и романтизма не исключало их сотрудничества, их взаимопроникновения, причем кроме того в творчестве одного писателя. Только в 1840?е гг. борьба между ними обостряется, романтизм оказывается оттесненным на второй замысел и практически сходит со сцены.
Но традиции романтизма продолжительно еще отзываются в русской литературе: в лирике А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского, А. К. Толстого и вторых поэтов, причастных школе так именуемого «чистого мастерства», а позднее — в произведениях молодого М. Горького, в поэзии символистов.
У истоков реализма в русской литературе стоят И. А. Крылов-баснописец и А. С. Грибоедов — создатель бессмертной комедии «Горе от ума», проникнутой «глубокою истиною русской действительности» (Белинский). Но настоящим первооткрывателем «поэзии действительности» по праву считается А. С. Пушкин — создатель «Евгения Бориса» и «Онегина Годунова», «Повестей Белкина», «Медного» всадника «и Дубровского», «Капитанской дочки» и «Пиковой дамы». В его творчестве была преодоленной грань между «высокими», «поэтическими» и «низменными» сферами бытия, утвердился взор на общество как на исторически сложившуюся целостность, подчиненную объективным, не зависящим от человека законам. Под пером Пушкина-реалиста русская русская и старина современность предстали в неисчерпаемом многообразии, в столкновении противоборствующих сил, сложности и богатстве характеров, национально-исторических типов: «лишнего» человека (Онегин), решительной, страстной и самоотверженной женской натуры (Татьяна), «мелкого человека» (Самсон Вырин), вождя крестьянского восстания (Пугачев), эгоистического индивидуума, всеми силами стремящегося к обогащению и самоутверждению (Германн). Творчество Пушкина заложило фундамент развития пути русской литературы XIX в.
За Пушкиным к реализму приходят М. Ю. Лермонтов, углубивший в «Храбрец отечественного времени» правила психотерапевтического раскрытия личности, и Н. В. Гоголь, обнаживший в «Ревизоре», «Шинели», «Мертвых душах» трагикомическую сторону повседневного, будничного существования, усиливший обличительно-критическое начало нового художественного способа. Творчество Гоголя стало знаменем натуральной школы — первого объединения писателей-реалистов, сложившегося в 1840?е гг. (см. Натурализм).
Признанным вождем натуральной школы, начавшей открытую войну романтизму, стал В. Г. Белинский, что сыграл наиболее значимую роль в разработке теории реализма, обосновании его эстетических правил. Сплотившиеся около Белинского юные писатели поставили собственной, задачей допустимо
более правильное, яркое воссоздание повседневной судьбе обычных людей — со всеми её мелочами, подробностями, прозаическими, чёрными сторонами. Старательно и добросовестно изучая реальность, они открывали в собственных рассказах, повестях, очерках такие её грани, каких практически не знала прошлая литература: своеобразие быта, особенности речи, душевного склада крестьян, небольших госслужащих, муниципальный бедноты, жителей петербургских «углов». Лучшие произведения писателей, составивших натуральную школу, — «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Бедные люди» Ф. М. Достоевского, «Сорока-воровка» и «Кто виноват?» А. И. Герцена, «Обычная история» И. А. Гончарова, «Антон» и «Деревня-Горемыка» Д. В. Григоровича — подготовили расцвет реализма в русской литературе второй половины XIX в.
Середина 1850?х гг. — начало нового публичного подъема, время подготовки крестьянской реформы, около которой сходу же развернулась острейшая идейная и литературная борьба. Осуществленное в феврале 1861 г. «освобождение» крестьян, означавшее, что Российская Федерация ступила, наконец, на путь буржуазных преобразований, только подлило масла в пламя, возбудило тёплые, страстные споры о судьбе народа, о возможностях развития России. В стране сложилась революционная обстановка, с новой силой вспыхнуло движение сопротивления, во главе которого находились сейчас революционеры-разночинцы. Вождями русской революционной народовластии были Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов — приверженцы крестьянской революции, кликавшие Русь «к топору», а их главным печатным органом — редактировавшийся Н. А. Некрасовым издание «Современник». Публицистическая и литературно-крититическая Добролюбова и деятельность Чернышевского содействовала проникновению передовых, освободительных идей в русскую литературу, чутко откликавшуюся на потребности и важнейшие запросы публичной судьбе.
В раскаленной атмосфере общего возбуждения, в спорах и идейных разногласиях русскими писателями-реалистами было создано в течении 1860–1870?х гг. невиданное количество выдающихся, широкомасштабных художественных произведений, таких, как «Обломов» и «Обрыв» И. А. Гончарова, «Бесприданница» и «Гроза» А. Н. Островского, цикл романов И. С. Тургенева, «Что делать?» Н. Г. Чернышевского, «Прежнее и думы» А. И. Герцена, «История одного города» и «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «наказание и Преступление», «Идиот», «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, «Война и Анна» и «мир Каренина» Л. Н. Толстого, «Кому на Руси жить отлично» Н. А. Некрасова, составивших в собственной совокупности грандиозную панораму судьбы России во второй половине XIX столетия. В этих произведениях — в полном смысле слова хороших — ярко проявились характерные черты русской литературы: бескомпромиссное рвение к правде, гражданственность и высокая идейность, народность. Тогда же совсем сложился сам тип публично-психотерапевтического романа, ставшего ведущим жанром русской литературы.
В противоположность романтикам, утверждавшим независимость личности от общества, писатели-реалисты изображали человека в многообразных связях с окружающим миром, в его социально-бытовой и психотерапевтической конкретности, создавая подчас иллюзию подлинности, достоверности. Они стремились распознать самые существенные стороны судьбы, воплотить антагонизм эпохи и важнейшие коллизии, представить самые типичные публично-психотерапевтические характеры, запечатлеть постоянные трансформации исторической действительности.
В основном писатели-реалисты показывали человека в конфликте со средой, разглядывали его как жертву несправедливого и ненормального публичного устройства (недаром реализм XIX в. именуют критическим). Вместе с тем в той же самой действительности они видели иные стороны, отвечавшие их совершенствам, питавшие их надежды на лучшее будущее, их хорошую программу (поэзия «дворянских гнезд» в повестях и романах Тургенева, верность патриархальным традициям в творчестве Л. Толстого, духовное величие русского народа в поэзии Некрасова и т. п.). Русский реализм, следовательно, был не лишь критическим, но и утверждающим.
По большому счету, задача художественно-аналитического изучения современности, первостепенная для реалистов на Западе, была подчинена в русском реализме (сближавшемся в этом отношении с романтизмом) задаче человека и преображения мира. Изучение судьбы и её законов выступило с данной точки зрения как нужное условие, как предпосылка будущего обновления — социального и нравственного. Лучшие храбрецы русской литературы чувствуют себя яркими участниками исторического перемещения, им характерно чувство персональной ответственности за судьбы Отчизны, всего человечества, они испытывают потребность в активном, практическом действии. Из этого — тяготение русских писателей-классиков к постановке общенациональных, общечеловеческих неприятностей, особенное внимание к мировоззренческим конфликтам и идейным спорам, духовным самоопределению и исканиям личности, обостренный интерес к глубинам людской психики, несоответствиям сознания, возможностям, таящимся в природе человека. В отличие от западноевропейского, русский критический реализм сохраняет значение господствующего литературного направления впредь до финиша XIX столетия. Но его вид понемногу изменяется. Эволюционирует творчество корифеев-«шестидесятников» (М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого), являются все новые поколения писателей: в 1860?е гг. — Н. С. Лесков и Г. И. Успенский, в 1880?е гг. — В. Г. Короленко, В. М. Гаршин, А. П. Чехов, еще позднее, в самом финише века, — М. Неприятный, И. А. Бунин, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев. Изменяется и публичная обстановка в стране, духовно-нравственный климат эры.
Революционная обстановка 1859–1861 и 1869–1879 гг. сменяется периодом реакции. Появляется настроение разочарования, уныния, пессимизма. Реформы не принесли благотворных изменений, не облегчили страданий народа; по окончании убийства народовольцами Александра II опять наступила полоса реакции. Вместе с тем в воздухе пахло грозой, назревали новые, грандиозные социально-сдвиги и исторические потрясения.
Писателям, вступившим в литературу в 1880?е гг., явственна тоска по «неспециализированной идее», тяга к переоценке идейного наследия прошлой эры. Им характерно внимание к «мелочам судьбы», рвение разобраться в хаотической путанице и видимой бессмыслице современной действительности. В собственных произведениях, в основном малых жанров (роман в это время отходит на второй замысел), они стремятся воссоздать тревожную воздух общего неблагополучия, выяснить степень готовности рядовых людей из самых различных слоев общества к духовно-нравственному пробуждению, личностному самосознанию. Проникнутое ощущением, что «больше жить так нереально» (Чехов), возвышенно-романтическими предчувствиями какой?то другой, лучшей жизни, их творчество стало предвестием литературы нового, XX столетия.