Сели задать вопрос юного читателя, какие конкретно книги самые занимательные, он значительно чаще ответит: «Приключения», — а второй добавит: «И путешествия».
Литература о приключениях и путешествиях имеет долгую историю. Еще в литературе древних египтян, чуть ли не самой ветхой из тех, какие конкретно мы знаем, имеется повесть о путешественнике, потерпевшем кораблекрушение и выкинутом на необитаемый остров.
В новое время в Европе (XVIII и XIX вв.) показалось много таких романов-путешествий, материалы для которых давала сама жизнь. Дальнее плавание, кораблекрушение, жизнь на необитаемом острове, переселение в осваивание и Америку новых мест, столкновения с пиратами и индейцами — вот самые частые темы романов приключений XVIII—XIX вв.
Первый большой роман приключений — «Робинзон Крузо» (1719) — в собственности британскому писателю Даниэлю Дефо (см. ст. «Литература Англии XVII—XVIII вв.»). Эта книга — гимн труду. Герой романа Робинзон не погиб на необитаемом острове, сохранил собственный человеческое преимущество благодаря труду.
От «Робинзона Крузо» Дефо потянулась целая цепь робинзонад — историй о путешественнике либо моряке, попавшем на необитаемый остров и сумевшем сохранить жизнь и возвратиться в людскую общество. Робинзонаду вы встретите у Купера и Майна Рида, у Ж. Верна и Стивенсона.
Довольно много занимательных романов о переселенцах, об индейцах, морских романов, робинзонад написал один из наибольших американских романистов Фенимор Купер (1789— 1851). Будучи моряком, он плавал на купеческих и военных судах и романы о корсарах (пиратах) — «Блуждающая искра», «Корсар» — писал со знанием дела.
Одновременно с этим автор отлично знал быт фронтиера — всегда подвижной пограничной полосы между переселенцами из Европы и индейскими племенами. Среди переселенцев были люди, жившие охотой и ощущавшие себя в лесу как дома. Таков и Следопыт Купера. Индейцы уважали его за верность слову, скромность, необычную меткость в стрельбе и прозвали Следопыта «Соколиный глаз» и «Длинный карабин».
Купер создал эпопею об этом храбрец. В «Зверобое» рассказывается о его юности, в «Следопыте» и «Последнем из могикан» — о зрелых годах. В «Прериях» и «Пионерах» говорится о смерти и старости Следопыта.
В высказываниях русских революционеров, как об этом свидетельствовал М. Неприятный, мы встретим указания, что книги Купера служили для них хорошей школой воспитания эмоции чести, мужества.
Второй популярный писатель — Майн Рид (1818—1883) — написал пара романов для взрослых, но позже дал собственный перо детям. Майн Рид — ирландец. Его дед и отец были священниками, папа готовил будущего писателя к тому же поприщу. Но Майн Рид в отыскивании приключений предпочел отправиться в Америку. Он сталкивался в том месте с индейцами и охотниками, бродил по прерии, где ему виделись стада бизонов, учил одичавших лошадей — мустангов, занимался воспитанием детей у плантаторов, писал статьи в газетах. Один из первых романов Майна Рида именно изображает жизнь в прерии — это «Наездник без головы». Роман у нас отлично известен. Меньше знают «Морского волчонка» (в другом переводе — «На дне трюма»).
Храбрец его — мальчик из портового города, сын моряка. Он пытается сам сделаться моряком и просится на корабль. Ему отказывают — мелок еще. Тогда мальчик незаметно прокрадывается в трюм. По шуму н качке он догадывается, что судно снялось с якоря, и желает выбраться из трюма. Проход завален тяжелыми тюками. Мрачно. Но мальчик не теряет присутствия духа.
Всеми силами он пробует пробиться наверх. В постоянной работе проходит пара дней. Вот мальчик видит свет, слышит голоса, стучит ножом в доску и… теряет сознание. Свежий воздушное пространство приводит его в себя. Он на палубе, над ним склонились капитан и матросы. «Морской волчонок» — один из лучших романов Майна Рида: у него простой, быстро развивающийся сюжет, храбрец близок юному читателю.
Наровне с Майном Ридом в XIX в. показались и другие авторы приключенческих романов, в которых также были путешествия, робинзоны, пираты, индейцы.
Расширил рамки романа приключений, ввел в него новые темы известный французский автор Жюль Верн (1828—1905).
Детство его прошло в Нанте, недалеко от океана. К причалу Нанта приставали суда, пересекшие Атлантику либо обогнувшие Африку (Суэцкий канал в то время не был еще прорыт), и мелкий Жюль жадно впитывал рассказы матросов. Он кроме того пробовал бежать в Бразилию и уже пробрался на корабль, но его одновременно с нашли и привезли к себе.
Путешественником Жюль Верн не сделался, но и не сидел все время за рабочим столом как утверждали многие. Верн побывал в Норвегии, Ирландии, Шотландии, в Соединенных Штатах. На маленькой яхте с двумя матросами он выходил в море кроме того в нехорошую погоду. Позже Жюль Верн купил мелкий пароход, на котором плавал в Средиземном море. Довольно много дали писателю дружба и знакомство с путешественниками, инженерами, писателями, живописцами, композиторами в Париже, где он жил по окончании Нанта.
В романах Жюля Верна имеется все то, что было и у его предшественников, но в них вы столкнетесь и с новыми темами, и с новыми храбрецами. Больше всего писателя завлекает технический переворот, что происходил во второй половине XIX в.: вырастал громадной паровой океанский флот; Европа, а после этого и США покрывались сетью железных дорог. Пара позднее началось освоение воздуха. Все это отразилось в творчестве писателя, а кое-какие технические открытия — устройство подлодки, летательного аппарата тяжелее воздуха, космического корабля — он обрисовал, пускай не совсем совершенно верно, существенно раньше, чем человечество смогло их осуществить.
Лучшие романы Жюля Верна: «Пять недель на воздушном шаре», «Из пушки на Луну», «Около Луны», «80 000 километров под водой», «Пятнадцатилетний капитан», «Путешествие около света в 80 дней» и многие другие — отлично известны и юному и взрослому читателю в любой стране мира. Особенно увлекательны те из романов, где переплеталось пара тем и получалась сложная картина. Одно из таких броских произведений великого фантаста — «500 000 миллионов Бегумы». Наследство индийской княжны попадает в руки двух наследников: французского доктора Саразена и германского химика Шульца. Саразен на эти средства сооружает город, где смогут жить только те, кто трудится. Шульц, определив об этом, приходит в гнев. Он сооружает Штальштадт — пушечный город-завод. Рабочий, попав в том направлении, обязан забыть собственный имя — он значится под номером. Город похож на крепость. В центре — башня Быка, где живет герр Шульц и где он создаёт собственные загадочные испытания; того, кто в том направлении проберётся, ожидает смерть.
Шульц — это законченный тип расиста и немецкого империалиста. Он трудится над пушкой новой конструкции. Это ужасное орудие одним боеприпасом должно стереть с лица земли все живое в городе врача Саразена. Но проходит роковой срок, а город невредим: герр Шульц допустил промах в вычислении и боеприпас не упал на землю — он сделался ее вечным спутником. Шульц же стал жертвой собственной техники: один из его химических снарядов взорвался, и изобретатель был заморожен в собственной лаборатории.
В увлекательных произведениях Жюля Верна сосредоточено довольно много познавательного материала. Заберём роман «Дети капитана-Гранта». Капитан Грант должен быть где-то на 37-м градусе южной широты. И вот храбрецы проходят по данной широте Южную Америку, Австралию, Новую Зеландию; везде приключения, благодаря которым они, а заодно и читатель знакомятся с жителями и природой этих государств.
Храбрецы Жюля Верна те же, что и у Майна Рида: отважные моряки, путешественники, исследователи новых дорог. Но у него появляется и новая фигура — ученый-инженер. Капитан Немо («80 000 километров под водой») пробует высвободить собственный народ от британского ига. В то время, когда восстание было подавлено, он сооружает подлодку, не нуждающуюся в базе. Все нужное экипаж добывает из моря. Немо электрифицирует «Наутилус», изучает океанографию и ихтиологию, находит на дне океана развалины Атлантиды. Он передает грекам-повстанцам золото, отысканное на протяжении подводных скитаний.
Революционер, романтик и учёный, капитан Немо — один из любимых храбрецов отечественных читателей.
В «Острове сокровищ» романиста Роберта и английского поэта Льюиса Стивенсона (1850— 1894) больше всего интересуют их приключения и герои. В «Острове сокровищ» собрано то, что типично для морского романа: тут имеется и капитан — ветхий морской волк, и пираты, и необитаемый остров, и робинзон, и клад. Храбрец, от лица которого написан роман, — парень. Он не только говорит о приключениях, но и принимает в них постоянное участие.
В начале XX в. видное место в романе приключений занял детективный роман (либо рассказ), т. е. роман о преступниках и сыщиках. Уже Жюль Верн в романе «Путешествие около света в 80 дней» изображает сыщика, но неудачливого. Но к концу в один раз в. сыщик сделался заметной фигурой в капиталистическом обществе. Образ для того чтобы сыщика — Шерлока Холмса и создал британский автор Конан-Дойл (1859-1930).
Автор продемонстрировал Холмса хладнокровным в самые страшные моменты, внимательным кроме того к ничтожным мелочам, решительным и стремительным в действиях. Романтик собственного дела, он и берется лишь за тяжёлые случаи.
Не считая рассказов о Шерлоке Холмсе, у Конан-Дойля имеется романы. Особенно занимательна «Марракотова пропасть», в которой рассказывается о людях из Атлантиды. Они спаслись в подводных пещерах, и их потомки продолжают в том месте жить.
Рост науки и техники открывал перед человеком все новые горизонты. В литературе он создавал возможность научно-фантастического романа. Лишь у Жюля Верна возможно насчитать пятнадцать таких романов. Продолжателем его был Герберт Уэллс (1866—1946). Тема Уэллса в сущности одна — раздумья о вероятном будущем человечества. Так, в «Борьбе миров» на землю прилетают марсиане, имеющие несравненно более высокую технику, чем у жителей Почвы.
Марсиане не интересуются судьбой людей, они просто истребляют их, дабы захватить земные пространства. Выручают людей… вредные микробы. На Марсе они в далеком прошлом стёрты с лица земли, и у марсиан провалился сквозь землю иммунитет — защитные средства, вырабатываемые организмом против заразы. Все марсиане гибнут от эпидемии.
В романе «Остров врача Моро» ученый-физиолог формирует необычные существа: человека-лисицу, человека-пса, человека-леопарда и т.д. В итоге они его портят.
В романе «Машина времени» храбрец переносится на довольно много столетий вперед. На земле живут изнеженные господа, а в подземельях — рабы, каковые их обслуживают.
Уэллс не верит в будущее капиталистического общества и не воображает себе другого публичного устройства — оттого в его романах так нередки печальные финиши.