Роль семьи в становлении личности
Семья — это наиболее значимый университет социализации личности. Конкретно в семье человек приобретает собственный первый опыт социального сотрудничества.
Социализация в семье происходит по двум направлениям:
• в ходе целенаправленного воспитания (домашнее воспитание);
• на протяжении социального научения, другими словами непроизвольного (стихийного) усвоения социального опыта в условиях семьи.
Социальное научение в семье происходит, с одной стороны, в ходе яркого сотрудничества ребенка с родителями, братьями, другими родственниками и сёстрами. А с другой — оно осуществляется за счет наблюдения изюминок социального сотрудничества участников семьи между собой.
Домашнее воспитание — это сложная совокупность, складывающаяся в условиях конкретной семьи и осуществляемая силами родственников и родителей. На темперамент домашнего воспитания воздействуют следующие факторы:
S наследственность, и состояние организма детей и родителей;
S материально-экономическая обеспеченность семьи;
S уклад жизни и социальное положение в семье;
S структура семьи и ее количественный состав;
S жилищные условия и место проживания семьи;
S отношения в семье к ребенку и другие факторы.
Задачи домашнего воспитания:
S создать благоприятные условия для развития ребенка;
S стать социально-экономической и психотерапевтической защитой для развития ребенка;
S передать сохранения семьи и опыт создания, воспитания в ней отношения и детей к старшим;
S научить детей нужным умениям и прикладным навыкам, направленным на помощь и самообслуживание родным;
S воспитать чувство собственного преимущества, ценности собственного «Я».
Правила домашнего воспитания:
S внимание и гуманность к растущему человеку;
S вовлечение детей в жизнедеятельность семьи на условиях «равноправных» участников;
S доверительность и открытость взаимоотношений с детьми;
S оптимистичность, жизнерадостность взаимоотношений в семье;
S последовательность в справедливость и своих требованиях;
S оказание помощи ребенку, отзывчивость.
Главные направления домашнего воспитания:
• Физическое воспитание — основано на здоровом образе судьбы в семье и включает верную организацию распорядка дня, зарядки и спортом, закаливание организма и т.д.
• Интеллектуальное воспитание — предполагает заинтересованное участие своих родителей в обогащении детей знаниями, в развитии их познавательных заинтересованностей, склонностей, свойств.
• Нравственное воспитание — где на первый замысел выступает воспитание непреходящих моральных сокровищ: любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, долга и достоинства.
• Эстетическое воспитание — призвано развивать дарования детей и художественные таланты либо, как минимум, вырабатывать представления о красивом.
• Трудовое воспитание — закладывает базу будущей праведной и хорошей судьбе детей, потому что жизненный путь человека, не приученного трудиться, заканчивается, в большинстве случаев, не хорошо.
особенности и Типы семей их влияния на детей
В зависимости от состава родственников выделяют следующие типы семей:
• несложная семья — супружеская пара с детьми, не пребывающими в браке;
• расширенная, либо сложная семья — в случае, если кое-какие из детей пребывают в браке; может включать в себя три и более поколений, живущих совместно и связанных неспециализированным хозяйством;
• полная семья — в состав которой входят оба супруга;
• неполная семья — в которой один из супругов отсутствует.
Какая из названных семей оптимальнее подходит для воспитания, конкретно ответить нереально. В любой из них имеются недостатки и свои достоинства. К примеру, в несложной семье дети привыкают к большей самостоятельности, однако здесь стремительнее нарушаются традиции поколений если сравнивать с расширенной семьей. Если сравнивать с полной семьей, в неполной семье
воспитание усложняется за счет понижения перегрузки родителя и материального уровня семьи, с которым остались дети. Но, дети в таких семьях проникаются сочувствием к оставшемуся родителю, становятся эмоционально более родными и важными.
Разнообразие семей подразделяют кроме этого по типу взаимоотношений в них между взрослыми и детьми:
• Семьи, любящие детей. В таких семьях отношения между детьми и родителями характеризуются порядочностью, открытостью, обоюдным доверием, равенством во взаимоотношениях. Детей в таких семьях обожают. Родители знают, чем они интересуются, что их тревожит, уважают их мнение, стараются тактично оказать помощь. Дети в таких семьях растут радостными, инициативными, свободными, дружелюбными.
• Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми обычные, но существует определенная расстояние, которую ни родители, ни дети стараются не переступать. Дети знают собственный место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что необходимо детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но слишком мало инициативными.
• Материально-ориентированные семьи, где основное внимание уделяются материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают наблюдать на судьбу прагматически, во всем видеть собственную материальную пользу. Их заставляют отлично обучаться, но довольно часто с единственной целью — непременно поступить в высшее учебное заведение. Духовный мир детей и родителей обеднен. Дети рано как бы взрослеют, но отношения с родителями, лишенные духовной базы, смогут развиваться непредсказуемо.
• Враждебные семьи. Детям тут не хорошо, т.к. присутствует неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытными, недружелюбными, не хорошо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не обожают школу, смогут уходить из семьи.
• Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а убежище для детей, которых тут не ожидали, не обожают, не приемлют. Родители, в большинстве случаев, ведут безнравственный образ судьбы, конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, крадут, дерутся. Влияние таких семей очень негативное, ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей в большинстве случаев берутся под опеку страны.