Работа на флоте считалась традицией в древней британской семье Скотт. По примеру собственных предков Роберт Скотт стал армейским моряком. Уже 18-ти лет он плавал мичманом на корабле «Бадиша», а через два года, в 1888 г., сдал экзамены на звание младшего лейтенанта. Так началась морская карьера будущего путешественника.
В то время, когда правительство Великобитании решило об организации антарктической экспедиции, то возглавить ее пригласили Роберта Скотта. Он был уже известен как умелый моряк. Помимо этого, молодого офицера интересовали научные изучения в полярных районах.
Роберт Скотт.
Экспедиция была отлично снаряжена; по особым чертежам выстроили судно «Дисковери», приспособленное для плавания и научной работы во льдах. Офицерский и научный состав экспедиции подобрали из известных военных учёных и опытных моряков, в прошлом изучавших полярные государства либо плававших в полярных морях.
В январе 1902 г. «Дисковери» благополучно достиг берегов Антарктиды и начал продвигаться на протяжении Великого ледяного барьера Росса в восточном направлении. У восточной окраины ледяного барьера путь судну преградила малоизвестная почва, названная Скоттом Почвой Короля Эдуарда VII. Дабы сделать пара фотоснимков ледяного барьера, его помощник и Скотт Шеклтон поднимались на высоту 200 м на привязанном воздушном шаре.
Готовясь к зиме, Скотт выстроил на берегу дом, на случай в случае, если льды раздавят судно. Из этого он предпринимал тренировочные поездки на псах в глубь материка, а в ноябре 1902 г. кроме того отправился на покорение Южного полюса. Но сильные морозы, метели, рыхлый снег, покрывавший глубокие трещины, очень сильно затрудняли продвижение вперед. Путешественники, напрягая последние силы, проходили в сутки всего лишь по 7—8 км. От непосильного напряжения гибли собаки. снежная слепота и Голод причиняли отважным исследователям нестерпимые мучения. Но они продолжали настойчиво двигаться вперед, пока путь им не преградил отвесный ледяной обрыв. Все попытки обойти препятствие были тщетными; было нужно возвращаться. На обратном пути пали последние псы и чуть влачившим ноги путникам было нужно самим тащить сани.
Летом «Дисковери» не удалось пробиться через окружавшие его льды и выйти на чистую воду. В течение второй зимовки исследовательские работы на материке длились. Лишь при помощи динамита в феврале 1904 г. «Дисковери» удалось освободиться из ледяного плена и возвратиться в Англию. Изданные научные труды экспедиции заняли 12 объемистых томов. Они явились солидным вкладом в науку и принесли участникам экспедиции заслуженную славу.
Идея о достижении Южного полюса сейчас не покидала капитана Скотта. Так как он был уже на половине пути к заветной цели!
Видный австрийский автор Стефан Цвейг писал о Р. Скотте: «Как сталь жестка его воля, это обнаружилось еще до совершения подвига… Он снаряжает экспедицию, но ему не достаточно средств. Это его не останавливает. Он жертвует своим состоянием совершает должное, уверенный в успехе… Ничто земное не имеет возможности поколебать его воли».
В июне 1910 г. экспедиционное судно «Терра-Нова» отправилось в плавание к Антарктиде. На его борту — 65 участников экспедиции. Для путешествия по материку забрали 33 собаки, вывезенные из Сибири, 15 лошадей не высокий маньчжурской породы, купленных в Северном Китае, и двое моторных саней. Скотт не знал, что Амундсен одвременно с этим вместо Северного полюса направился па Южный полюс. Это стало ему известно, в то время, когда «Терра-Нова» случайно встретилась в Китовой бухте с норвежской экспедицией.
Предварительно по маршруту похода были сделаны промежуточные склады.
По окончании тщательной подготовки в ноябре 1911 г. полюсная партия выступила в поход. Свирепствовали сильные морозы и затяжные метели, рыхлый снег сменялся туманами и дождями. На полпути к полюсу было нужно лошадей убить. Как ни выносливы были лошади, они не могли двигаться по ледниковому покрову, местами практически сплошь разбитому глубокими трещинами. Совершенно верно так же моторные сани были совсем негодными для похода по льду и скоро вышли из строя. Собачьи упряжки Скотт послал назад, дабы на них в условленный срок встретили полюсную партию на обратном пути.
Корабль южно-полярной экспедиции Роберта Скотта «Терра-Нова».
Друг за другом уходили назад обессиленные вспомогательные партии. Неизвестно было, дойдут ли они до базы; сил становилось меньше, а до полюса еще много километров пути. К тому же какого именно пути! Начались крутые подъемы на плоскогорья. Скотт распорядился сложить все снаряжение на одни сани, в каковые впряглись люди. Наконец последнее прощание с возвращающимися на базу товарищами — ив ледяной пустыне остаются пятеро: Скотт, Уилсон, Отс, Боуэрс и Эванс.
Путешественников терзает идея: «Неужто Амундсен опередит их?» До полюса остается каких-нибудь два перехода.
«Сейчас уже должны дойти»,— записывает Скотт в собственном ежедневнике. И вот, в то время, когда измученные и истощенные от недоедания путники 17 января 1912 г. добрели до полюса, их постигло горькое разочарование: они заметили развевающийся по ветру остатки лагеря и норвежский флаг Амундсена. Как подкошенные они опустились на снег. «Вся история как на ладони,— записал Скотт,— норвежцы нас опередили и первыми достигли полюса. Страшное разочарование, и мне больно за моих верных товарищей».
Необходимо было скорее возвращаться. Но силы покинули путешественников. Нервный подъем, вызванный честолюбивыми рвениями, сменился ожесточённой реакцией именно тогда, в то время, когда требовалось напряжение всех физических и моральных сил.
На обратном пути произошло самое ужасное: запасы пищи кончились. Обессиленные люди не могли тащить сани. Все были больны, обморожены. А трудности пути все возрастали. Ежедневные переходы становились все меньше и меньше. Нередкие бури заставляли отлеживаться в палатке и расходовать последние остатки пищи. Вначале погибли двое спутников Скотта, после этого друг за другом погибли остальные. Они умирали, как храбрецы: ощущая приближение смерти, бесстрашный Отс, дабы не быть в тягость товарищам, ушел из лагеря. Путешественники погибли в 11 милях от склада с продовольствием, где их ожидали верные друзья и собачьи упряжки.
Капитан Скотт до последнего дня судьбы вел ежедневник и писал письма жене и приятелям. Эти документы раскрывают перед нами картину смерти отважных и мужественных людей.
Последнии секунды судьбы Скотта были отравлены тревогой за судьбу семьи. Это отразилось в письмах к жене, матери, приятелям. В одном из писем он взывает о помощи: «Для всевышнего, не покиньте отечественных родных». В другом письме он писал: «Умирая, прошу вас, дорогой мой дорогой друг, быть хорошим к моей жене и ребенку. Окажите мальчику помощь в жизни, в случае, если государство не захочет этого сделать. Мысли мои — о моей жене и сыне. Сделаете ли вы для них, что сможете, в случае, если страна не сделает?»
Оставшиеся на побережье участники экспедиции Роберта Скотта спустя только восемь месяцев смогли разыскать палатку с телами погибших храбрецов.