«С вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за
ней лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках.
Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба Яга с книжкой математики в руках. Заметила Царевича и говорит: «Знаю, для чего пришел. Но сперва помоги мне разобраться с задачей. Примеры я решать могу, а вот с задачами мне тяжело разобраться
Независимая работа
Задача : Кикимора проехала 240 км за 4 часа, а Леший это же расстояние за 3 часа. У кого из них скорость была больше и на какое количество?
– Прочтите задачу.
– О чём она? ( о сравнении скоростей)
– В прошлой задаче нам помогла схема. Какая ещё краткая запись может оказать помощь? ( Таблица)
– Ученик уже составил таблицу. Удостоверьтесь в надежности её.
S
V
t
Кикимора
240 км
4 ч
? км/ч
Леший
? км
3 ч
? км/ч
– Какие конкретно неточности вы увидели? ( не верно поставлены эти задачи)
– Исправьте их.
– Что ещё оказывает помощь решить задачу? (знание правила нахождения скорости)
– Проанализируйте задачу в паре.
– Можем ли мы, не решая задачу, сделать прикидку: чья скорость будет больше? ( Возможно. Скорость Лешего будет больше)
– По какой причине так думаете? ( Расстояние однообразное, а время Лешего меньше, чем Кикиморы)
– Опираясь на данный вывод, решите задачу в любой форме.
– Кому нужна помощь?
Некоторым детям возможно дать карточку с замыслом ответа:
Отыскать:
1) скорость Кикиморы
2) скорость Лешего
3) на какое количество больше скорость Лешего?
Ответ у доски.
Самопроверка.
Ответ задачи на перемещение в противоположные стороны.
— «Вот сейчас, — говорит Баба Яга, — могу дать тебе чудесный клубочек, что укажет дорогу к Кощею». «Нет, — говорит Иван-Царевич, — мне нужно скорее. Дай мне лучше ступу». «Что ж, бери. Да лишь вместо топлива трудится она у меня на математическом ускорителе. В случае, если вычислишь ее скорость верно, то сможешь взлететь. Слушай задачу (на доске вывешивается плакат с чертежом):
« Из дворца Кощея Бессмертного в один момент в противоположных направлениях вылетели Баба Яга в ступе и Змей Горыныч. Через 10 с. они были на расстоянии 650 м. Скорость Змея Горыныча равна 30 м./с. Отыщи скорость Бабы Яги». ( Ответ 35 м/с )
(Дети решают и записывают ответ задачи самостоятельно. После этого проводится фронтальная проверка ответа )
Обобщение.
Независимая работа
«Молодец, Иван-Царевич. Открою тебе два секрета Кощея. Игла, в которой заключена смерть его, хранится в шкатулке. И открыть ту шкатулку возможно, решив задания, написанные на ней»
–необходимо выбрать задачу по своим силам, решить её, а после этого отметить верное ответ на карточке.
Задача 1.Для посадки привезли саженцы яблонь на 3 автомобилях, по 19 саженцев на каждой, и саженцы слив на 4 автомобилях, по 20 саженцев на каждой. какое количество всего саженцев привезли для посадки?
Задача 2. Велосипедист проехал 54 км за 3 часа. Какое расстояние проедет за это же время мотоциклист, в случае, если его скорость на 22 км/ч больше скорости велосипедиста?
Карточки ответов
Задача 1
20 · 4 – 19 · 3 = 23 (с.)
19 · 3 + 20 · 4 = 137 (с.)
19 · 3 + 20 : 4 = 62 (с.)
Задача 2
54 : 3 + 22 = 40 (км)
(54 : 3 + 22) · 3 = 120 (км)
54 : 3 + 22 · 3 = 84 (км)
Ответ задачи на нахождение площади фигуры, дроби числа.
«Поблагодарил Иван Бабу Ягу, сел в ступу и улетел. Заметил Кошей
Бессмертный, что идет к нему Иван-Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело умное. Тем временем Иван-Царевич показался перед Кощеем, а тот и говорит ему так нежно: «За невестой пришел, хороший молодец? Давай мирно договоримся. Задам я тебе всего одну задачку. Решишь ее — забирай Елену Красивую, а не решишь — голова твоя с плеч долой». Делать нечего, дал согласие Иван. Говорит Кощей: «Видишь ты, что дворец у меня большой, но состоит он всего из трех комнат. Площадь зала, где мы с тобой стоим, имеет форму прямоугольника со сторонами 24 и 30 метров. Площадь второго зала образовывает 3/4 площади первого, а площадь третьего в 2 раза больше площади второго. Отыщи площадь всего дворца».
(На доске дети записывают краткое условие. По окончании устного разбора обучающиеся записывают ответ задачи по действиям с пояснениями).
I- ?, 24 х 30 (м2)
II-?3/4 от первой
III-?, в 2 раза больше, чем вторая
Ответ: 2 340 м2.
-Решил Иван-Царевич задачу, но не захотел Кощей Бессмертный выполнить собственный обещание. Выхватил тогда Иван клинок, и стали они сражаться. Ход за шагом все ближе подбирался Иван к прикоснусь. Вот уже и схватил он шкатулку с иглой. В тот же миг шкатулка открылась. Иван забрал в руки иглу и переломил ее. Кощей упал замертво, а в стенке открылась потайная дверь, и вышла Елена Красивая.
Стал Иван-Царевич говорить о собственных приключениях, о том, с какими трудностями было нужно ему встретиться на пути к невесте. Елена Красивая восхитилась Иваном, похвалила его и отправились они к себе, в собственный царство. Сыграли свадьбу и стали жить в согласии и мире.
8. Подведение итогов урока.
-Вот и закончилась сказка. Понравилась она вам? А чему она учит? (Ответы детей: учит взаимопомощи)
-А что возможно сообщить о тех людях, кто оказывает помощь вторым людям? Какие конкретно они?
— Хорошие, отзывчивые, чуткие, доброжелательные, милосердные
5. Работа в книжке стр. 16 №61
1. Прочтите задачу. Что известно?
-Как двигались лыжники? На что еще обратим внимание?(вышли в один момент) Это что может значить?
-Что сообщите о времени перемещения объектов?
-Как решим задачу?
(12+14) – скорость сближения
-Есть ли второй метод ответа задачи?
6. Физкультминутка.
Потрудились, отдохнем.
Поднимемся, глубоко наберёмся воздуха,
Влево. Вправо поворот
Три наклона, прямо подняться
Руки вверх и вниз поднять.
Руки медлено опустили.
Всем ухмылки подарили.
Негромко сели, к работе приступили.
2. Прочтите 2 задачу. Что известно в ней?