Речь как инструмент мышления

Основная функция речи человека пребывает в том, что она есть инструментом мышления. В слове как понятии заключено значительно больше информации, чем может нести в себе простое сочетание звуков.

Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью, в первую очередь доказывается психофизиологическими изучениями участия голосового аппарата в ответе умственных задач. Оказалось, что все виды мышления человека связаны с необходимостью применения более либо менее развернутых рассуждений, сопровождаются усилением речедвигательной импульсации, а привычные и повторные мыслительные действия – ее редукцией.

Слово кроме этого относится к речи, как и к мышлению в целом. Слово – это не ярлык, наклеенный в качестве личного заглавия на отдельный предмет.

Оно постоянно характеризует предмет либо явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления.

Но слово – это кроме этого средство общения, исходя из этого оно входит в состав речи. Конкретно в значении слова завязан узел того единства, которое именуется речевым мышлением [19].

Воображение. Функции воображения

Воображение – особенная форма людской психики, стоящая раздельно от остальных психологических процессов, занимающая промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением.

Загадочность этого феномена пребывает в том, что до сих пор практически ничего неизвестно о механизме воображения, а также о его анатомо-физиологической базе.

Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти вопросы ничего конкретного ответить запрещено.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует собственную деятельность и руководит ею. Воображение выводит человека за пределы сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Владея богатым воображением, человек может «жить» в любом времени, что не дано никакому второму живому существу.

Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых упрочнением воли, будущее представлено в фантазиях и мечтах.

Воображение есть базой наглядно-образного мышления, разрешающего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без яркого вмешательства практических действий. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют действительности, в них имеется элементы вымысла и фантазии [14].

Воображение возможно следующих видов: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек самостоятельно, упрочнением воли, вызывает у себя соответствующие образы.

Образы пассивного воображения появляются спонтанно, кроме желания и воли человека.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем реальность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется.

В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести действительность в том виде, какова она имеется. Такое воображение больше напоминает восприятие либо память.

С феноменом воображения в практической деятельности людей связан процесс художественного творчества. Источником любого направления в мастерстве возможно лишь жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазий.

С продуктивным воображением в мастерстве мы видимся в тех случаях, в то время, когда воссоздание действительности реалистичным способом живописца не устраивает. Его мир – фантасмагория, иррациональная образность, за которой в полной мере видны реалии.

Другие виды воображения – это сновидения, галлюцинации, мечты, грезы.

Сновидения возможно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Настоящая роль их в жизни человека не установлена, не смотря на то, что как мы знаем, что в снах человека находят удовлетворение и выражение многие крайне важные потребности, каковые не смогут реализоваться.

В то время, в то время, когда человек не решает никаких неприятностей, начинает трудиться воображение.

Установлено, что человек по собственному жажде не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В жизни человека оно делает последовательность функций.

Первая пребывает в том, дабы представить реальность в образах и разрешить возможность пользоваться ими при ответе задач.

Вторая пребывает в регулировании эмоциональных состояний.

Третья связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов, в частности восприятия, внимания, речи, памяти, чувств.

Четвёртая – в формировании внутреннего замысла действий, способности делать их в уме.

Пятая функция – программирование и планирование деятельности, составление программ, оценка их правильности и процесс реализации.

Посредством воображения мы можем руководить многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на грядущую деятельность.

Существуют личные, типологические изюминки воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия, мышления человека.

Воображение человека выступает как отражение особенностей его личности, его психотерапевтического состояния сейчас времени.

Вопросы для самоконтроля

1. Мышление как верховный познавательный процесс.

2. В чём содержится главная функция мышления?

3. Назовите виды мышления.

4. Что относится к процессам мышления?

5. Охарактеризуйте мыслительные операции.

6. Чем отличается воображение от мышления?

7. Назовите функции воображения.

Тема 8. Неспециализированное понятие о внимании

Свойства внимания

Внимание – один из тех познавательных процессов, характерных для человека, в отношении сущности и права на независимое рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия.

Одни учёные утверждают, что свободного процесса внимания не существует, что оно выступает как сторона любого другого психотерапевтического процесса либо деятельности человека.

Другие считают, что внимание представляет собой в полной мере свободное психологическое состояние, своеобразный внутренний процесс, имеющий собственные особенности.

Верное решение проблемы внимания пребывает в том, дабы постараться соединить и учесть все точки зрения. Такая позиция подтверждается известными анатомо-физиологическими данными, главными из которых являются следующие:

— механизм доминанты как физиологический коррелят внимания возможно замечать на всей поверхности коры головного мозга независимо от того, какие конкретно территории конкретных анализаторов в них находятся;

— нейроны внимания возможно встретить на всей поверхности головного мозга.

Это говорит о том, что в центральной нервной совокупности нейроны внимания существуют самостоятельно, независимо от отдельных сенсорных анализаторов.

Внимание – психофизиологический процесс, характеризующий динамические изюминки познавательной деятельности.

Внимание – это направленность сознания на сосредоточенность и определённый объект на нём, это процесс сознательного либо бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы эмоций, и игнорирование второй.

Свойства внимания.

Устойчивость проявляется в способности в течение долгого времени сохранять внимание на каком-либо объекте.

Люди со не сильный нервной совокупностью либо перевозбужденные смогут скоро утомляться, становиться импульсивными.

Сосредоточенность внимания проявляется в разной степени концентрации внимания на одних его отвлечении и объектах от вторых.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой.

С переключением внимания связаны два процесса: отвлечение и включение внимания.

Все эти характеристики внимания связаны с этими особыми особенностями нервной совокупности человека, как лабильность, возбудимость, торможение. Эти свойства нервной совокупности конкретно определяют уровень качества внимания, в особенности непроизвольного, и их направляться разглядывать как природнообусловленные.

Распределение внимания – это свойство рассредоточивать внимание на большом пространстве, делать пара видов деятельности в один момент.

Свойство к распределению внимания зависит от состояния человека. При утомлении, в ходе исполнения сложных видов деятельности, область распределения внимания в большинстве случаев сжимается.

Количество внимания определяется числом информации, талантливой сберигаться в сознании человека одномоментно.

Функции и виды внимания

Внимание делает бессчётные функции в деятельности и жизни человека. Оно активизирует необходимые и тормозит ненужные сейчас психотерапевтические и физиологические процессы.

Со вниманием связаны избирательность и направленность познавательных процессов. Вниманием определяется детализация и точность восприятия, избирательность и прочность памяти, продуктивность мышления, т. е. результаты и качество функционирования познавательной активности.

Для перцептивных процессов внимание есть необычным усилителем, разрешающим различать подробности изображений.

Для памяти внимание есть причиной, талантливым удерживать необходимую информацию в краткосрочной и оперативной памяти.

Для мышления внимание выступает как необходимый фактор решения задачи и правильного понимания.

В совокупности межличностных взаимоотношений внимание содействует лучшему согласию, адаптации людей друг к другу, разрешению и предупреждению межличностных распрей.

Возможно выделить следующие виды внимания.

Природное внимание дано человеку в виде врождённой свойстве избирательного реагирования на внешние либо внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

Главный механизм, снабжающий работу для того чтобы внимания, именуется ориентировочным рефлексом, что связан с активностью ретикулярной формации и нейронов – детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание складывается в следствии воспитания и обучения, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объект.

Яркое внимание не управляется ничем, помимо этого объекта, на что оно направлено и что соответствует потребностям человека и актуальным интересам.

Опосредованное внимание регулируется посредством особых средств (жестов, слов, знаков, предметов).

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное непременно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует упрочнений чтобы удерживать на чём-то внимание.

Произвольное внимание в большинстве случаев связано с борьбой мотивов, наличием сильных, противоположно направленных заинтересованностей, любой из которых способен привлечь и удерживать внимание.

Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и упрочнением воли подавляет один из заинтересованностей, направляя внимание на удовлетворение другого.

Чувственное внимание связано с избирательной работой и эмоциями органов эмоций, а интеллектуальное внимание – с направленностью и сосредоточенностью мыслей.

При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное чувство, а в интеллектуальном внимании объектом интереса есть идея.

Развитие внимания содержится в том, что при помощи взрослого ребёнок усваивает последовательность неестественных стимулов – знаков, при помощи которых он дальше направляет собственное внимание и собственное поведение.

С возрастом внимание ребёнка улучшается, но развитие внешнеопосредованного внимания идёт значительно стремительнее, чем его развитие в целом.

С постепенным овладением активной речью ребёнок начинает руководить процессом собственного внимания, причём сперва – в отношении вторых людей, а после этого – в отношении самого себя.

Главные этапы развития детского внимания соотносятся с возрастными периодами от нескольких месяцев со дня рождения до школьных лет (описание этапов см. в книге Р.С. Немова «Психология». – М., 1995. – Т. 1).

Вопросы для самоконтроля

1. Внимание как один из познавательных процессов.

2. Какие конкретно свойства внимания вы понимаете?

3. Перечислите виды внимания, охарактеризуйте их.

Тема 9. Память

Функции и виды памяти

Впечатления, каковые человек приобретает об окружающем мире, оставляют определённый след, а не исчезают бесследно.

Восприятия, мысли, эмоции человека, действия, имевшие место в прошлом опыте, сохраняются в виде образов памяти (представления, понятия).

«Без памяти, – сказал Сеченов, – отечественные ощущения, восприятия, исчезая бесследно по мере происхождения, оставляли бы человека всегда в положении новорождённого».

Процесс запоминания, воспроизведения и сохранения прошедшего опыта именуется памятью.

В памяти различают четыре главных процесса:

— запоминание воспринятой информации;

— её сохранение;

— извлечение (воспроизведение), применение в деятельности того, что запомнилось;

— забывание.

«Без памяти, – писал С.Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения, отечественное прошлое было бы мертво для будущего».

Не не забывая о том, что с ним было, организм просто не имел возможность совершенствоваться дальше, т. к. то, что он купит, не с чем было бы сравнить, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память имеется у всех живых существ, но самый высокого уровня собственного развития она достигает у человека [16]. Такими мнемическими возможностями, какими владеет он, не располагает никакое второе живое существо в мире.

У человека имеется обращение как замечательное средство запоминания, метод хранения информации в виде технических записей и текстов.

У человека имеется три вида памяти, более замечательных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредованная.

Первая связана с волевым контролем, вторая – с применением логики, третья – с применением разнообразных средств запоминания.

Классификация теорий памяти

Существует много теорий памяти, к примеру:

— ассоциативная теория;

— гештальтизм, где в базу образования связей положена организация материала, которая определяет подобную структуру следов в мозге по принципу подобия форм;

— смысловая теория, где на первый замысел выдвигается смысловое содержание материала;

— общепсихологическая теория, где память выступает как особенный вид психологической деятельности, практических действий, подчиненных ответу задачи.

Существуют кроме этого физиологические, химические и химические теории памяти.

Основываясь на ассоциативной теории памяти, Г. Эббингауз вывел следующие закономерности запоминания.

1. Относительно простые события в жизни, каковые создают особенно сильные впечатления на человека, смогут запомниться сходу, прочно и на долгое время.

2. Более сложные и менее увлекательные события человек может волноваться десятки раз, но они в памяти не запечатлеваются.

3. При пристальном внимании к событию оно либо его главные моменты совершенно верно воспроизводятся.

4. Предварительное повторение материала экономит время на его усвоение.

5. При запоминании долгого последовательности оптимальнее по памяти воспроизводится его конец и начало (эффект края).

6. Повторение заучиваемого материала пара раз подряд менее продуктивно.

7. Новое повторение содействует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

8. С усилением внимания к заучиваемому материалу число повторений для выучивания наизусть возможно уменьшено, но отсутствие достаточного внимания не может быть компенсировано повышением числа повторений.

9. То, чем человек особенно интересуется, запомнится без громадного труда.

10. Редкие, необычные, необыкновенные явления запоминаются лучше, чем привычные.

11. Любое новое чувство, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Оно со временем может измениться.

12. Психолог Т. Рибо узнал, что память у человека теряется и восстанавливается по одному закону: при утратах памяти первым делом страдают самые сложные и сравнительно не так давно полученные впечатления, при восстановлении памяти, напротив, сперва возвращаются самые простые и ветхие воспоминания, а после этого сложные и недавние.

Изучения разрешили вывести последовательность законов памяти.

1. В запоминании, воспроизведении и сохранении материала задействованы разные методы переработки, перекодирования, такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение. Они снабжают смысловую организацию материала, определяющую воспроизведение и запоминание его.

2. При воспроизведении текста в памяти запечатлеваются не столько предложения и сами слова, составляющие текст, сколько содержащиеся в них мысли.

3. Установка на запоминание содействует ему (в случае, если человек ставит перед собой соответствующую мнемическую задачу, запоминание идет успешнее).

4. То, что в структуре деятельности занимает место ее цель, помнится лучше, чем то, что образовывает процесс данной деятельности.

5. В воспроизведении и запоминании громадную роль играются повторения. Г. Эббингауз доказал, что через 1 ч забывается уже 40% взятой информации, а через 6 дней остается меньше 20%.

6. Для хорошего запоминания материала не нужно сходу его учить наизусть. Лучше, в случае, если повторение распределить по времени так, дабы на конец и начало заучивания приходилось большее количество повторений, чем на середину.

Потому, что память участвует во деятельности человека и всех сферах жизни, то формы ее проявления очень многообразны.

Деление памяти на виды должно быть обусловлено изюминками деятельности.

Существует пара оснований для классификации видов людской памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, второе – по преобладающему в процессах запоминания, воспроизведения и сохранения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, краткосрочную, своевременную, долгосрочную и генетическую память. Во втором – говорят о двигательной, эмоциональной и других видах памяти.

Разглядим главные из названных видов памяти и дадим им краткую чёрта.

1. Мгновенная, либо иконическая память связана с удержанием правильной и полной картины только что воспринятого органами эмоций без какой бы то ни было переработки взятой информации. Эта память – яркое отражение информации органами эмоций. Мгновенная память представляет собой полное остаточное чувство, которое появляется от яркого восприятия стимулов. Это – «память-образ».

2. Краткосрочная память является способом хранения информации в течение маленького промежутка времени. В краткосрочной памяти сохраняется не полный, а только обобщенный образ воспринятого, его значительные элементы. Эта память трудится без предварительной сознательной установки на запоминание, но с установкой на последующее воспроизведение материала. Краткосрочная память связана с так называемым актуальным сознанием человека.

3. Оперативной именуют память, вычисленную на хранение информации в течение определенного, заблаговременно заданного срока в диапазоне от нескольких секунд до нескольких суток. Срок хранения сведений определяется задачей, поднявшейся перед человеком, и вычислен лишь на решение данной задачи. Затем информация может исчезать из оперативной памяти.

4. Долгосрочная память – это память, талантливая хранить данные в течение фактически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долгосрочной памяти, может воспроизводиться человеком какое количество угодно раз без потери. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации лишь закрепляет ее в долгосрочной памяти. Последняя предполагает свойство человека в любой необходимый момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долгосрочной памятью для припоминания часто требуется мышление и определённые волевые упрочнения, исходя из этого ее функционирование на практике в большинстве случаев связано с двумя этими процессами.

5. Генетическую память возможно выяснить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Главным биологическим механизмом запоминания информации в таковой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними трансформации генных структур. Генетическая память у человека – единственная память, на которую мы не можем оказать влияние при помощи воспитания и обучения.

6. Зрительная память связана с воспроизведением и сохранением зрительных образов. Она очень ответственна для людей любых профессий, в особенности для художников и инженеров. Хорошей зрительной памятью часто владеют люди, талантливые в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в собственном воображении по окончании того, как она прекратила влиять на органы эмоций. Этот вид памяти предполагает развитие у человека свойства к воображению. На ней основан, например, воспроизведения материала и процесс запоминания: то, что человек зрительно может себе представить, он, в большинстве случаев, легче запоминает и воспроизводит.

7. Слуховая память – это точное воспроизведение и хорошее запоминание разнообразных звуков, к примеру музыкальных, речевых. Она нужна филологам, людям, изучающим зарубежные языки, акустикам, музыкантам. Особенную разновидность речевой памяти образовывает словесно-логическая, которая тесно связана со словом, логикой и мыслью. Этот вид памяти характеризуется тем, что человек, владеющий ею, скоро и совершенно верно может запомнить суть событий, логику рассуждений либо какого-либо доказательства, суть читаемого текста и т. п. Данный суть он может передать собственными словами, причем достаточно совершенно верно. Этим типом памяти владеют ученые, умелые лекторы, учителя школ и преподаватели вузов.

8. Двигательная память является запоминанием и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью сложных многообразных перемещений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, навыков и умений. Совершенствование ручных перемещений человека напрямую связано с этим видом памяти.

9. Эмоциональная память – это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в людских отношениях. На эмоциональной памяти конкретно основана программа запоминания материала: то, что у человека приводит к эмоциональным переживаниям, запоминается им без особенного труда и на более долгий срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особенной роли в жизни человека не играются, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль по большей части сводится к удовлетворению биологических потребностей либо потребностей, которые связаны с самосохранением и безопасностью организма.

По характеру участия воли в ходе воспроизведения и запоминания материала память дробят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду воспроизведение и такое запоминание, которое происходит машинально и без особенных упрочнений со стороны человека, без постановки им перед собой особой мнемической задачи. Во втором случае такая задача непременно присутствует, а сам процесс запоминания либо воспроизведения требует волевых упрочнений.

Непроизвольное запоминание не обязательно есть более не сильный, чем произвольное – во многих случаях судьбы оно кроме того превосходит его. Установлено, к примеру, что лучше непроизвольно запоминается тот материал, что есть объектом внимания и выступает в качестве цели, а не средства осуществления; и тот материал, с которым связана занимательная и непростая умственная работа и что для человека имеет громадное значение.

Разглядим сейчас кое-какие особенности и связь двух главных видов памяти, которыми человек пользуется в повседневной судьбе: краткосрочной и долгосрочной.

Количество краткосрочной памяти личен. Он характеризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Им первым делом определяется механическая память, ее возможности.

С изюминками краткосрочной памяти, обусловленными ограниченностью ее количества, связано такое свойство памяти, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении лично ограниченного количества краткосрочной памяти человека снова поступающая информация частично вытесняет хранящуюся в том месте и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долгосрочное хранилище. Это, например, происходит тогда, в то время, когда человеку приходится иметь дело с таковой информацией, которую он не в состоянии запомнить и которая ему предъявляется непрерывно и последовательно.

Краткосрочная память играется громадную роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается самый громадный количество информации, сходу отсеивается ненужная и остается возможно нужная. Не происходит информационной перегрузки долгосрочной памяти излишними сведениями, экономится время человека.

Без хорошей краткосрочной памяти нереально обычное функционирование долгосрочной. В долгосрочную память может пробраться и на долгое время отложиться только то, что когда-либо было в краткосрочной. В противном случае говоря, краткосрочная память выступает в роли необходимого фильтра и промежуточного хранилища, что пропускает нужную, уже отобранную данные в долгосрочную память [17].

Переход информации из краткосрочной в долгосрочную память связан с рядом изюминок. В краткосрочную память попадают последние пять либо шесть единиц информации, поступивших через органы эмоций; они-то и попадают первым делом в долгосрочную память. Сделав сознательное упрочнение, повторяя материал, возможно удержать его в краткосрочной памяти и на более долгий срок, чем пара десятков секунд. Тем самым возможно обеспечить перевод из краткосрочной в долгосрочную память для того чтобы количества информации, которое превышает личный количество краткосрочной памяти. Данный механизм лежит в базе запоминания путём повторения.

Многие жизненные психотерапевтические неприятности, казалось бы, связаны с памятью, на самом же деле зависят не от памяти как такой, а от возможности обеспечить долгое и устойчивое внимание человека к запоминаемому либо припоминаемому материалу. В случае, если удается обратить внимание человека на что-либо, сосредоточить его внимание на этом, то соответствующий материал лучше запоминается и, следовательно, продолжительнее сохраняется в памяти.

Одним из вероятных механизмов краткосрочного запоминания есть временное кодирование, т. е. отражение запоминаемого материала в виде определенных последовательно расположенных знаков в слуховой либо зрительной совокупности человека. К примеру, в то время, когда мы запоминаем что-то такое, что возможно обозначить словом, то мы этим словом, в большинстве случаев, пользуемся, в мыслях произнося его про себя пара раз, причем делаем это либо осознанно, продуманно, либо неосознанно, механически.

При больных нарушений долгосрочная и краткосрочная память смогут существовать и функционировать как довольно свободные. К примеру, при таком больном нарушении памяти, которое именуется ретроградной амнезией, страдает по большей части память на сравнительно не так давно случившиеся события, но в большинстве случаев сохраняются воспоминания о тех событиях, каковые имели место в далеком прошлом. При втором виде заболевания, кроме этого связанном с нарушением памяти, – антероградной амнезии – в полной сохранности остаются и краткосрочная и долгосрочная память. Но наряду с этим нарушается свойство ввода новой информации в долгосрочную память.

Вместе с тем долгосрочная и краткосрочная память связаны и трудятся как единая совокупность. Чтобы информация из краткосрочного хранилища попала в долгосрочное, нужно, дабы с ней была совершена определенная работа еще в то время, в то время, когда она находится в краткосрочной памяти. Это работа по перекодированию, т. е. переводу на язык, понятный и дешёвый мозгу человека.

Критерии, принятые тут за основание деления памяти на виды, связаны с разными сторонами людской деятельности, выступающими в ней не порознь, а в органическом единстве. Так, память на мысли и понятия – словесно-логическая, в каждом частном случае она или непроизвольная, или произвольная; она же непременно будет или краткосрочной, или долгосрочной.

Разные виды памяти, выделенные по одному и тому же критерию, также взаимосвязаны. Так, двигательная, образная, словесно-логическая память не смогут существовать изолированно друг от друга уже по причине того, что между собой связаны прежде соответствующие стороны явлений и предметов внешнего мира, а следовательно, и формы их отражения. Краткосрочная память – это пропускник, минуя что нет ничего, что может пробраться в долгосрочную память.

Процессы памяти

Главными процессами памяти являются запоминание, забывание и сохранение, воспроизведение и узнавание.

Запоминание – процесс памяти, из-за которого происходит закрепление нового методом связывания его с купленным ранее. Запоминается то, с чем человек взаимодействует.

В зависимости от отсутствия либо наличия цели запоминания оно возможно произвольным либо непроизвольным. Как мы знаем, что непроизвольно мы запоминаем полно и прочно то, что имеет для нас особенно ответственное значение, что вызывает у нас эмоции и интерес.

Произвольное запоминание характеризуется наличием сознательной цели – запомнить материал. Громадную роль в произвольном запоминании играются мотивы, побуждающие запомнить, они подключают волевое упрочнение.

Сохранение как мнемический процесс – это удержание заученного материала в памяти. Громадное значение для сохранения материала в памяти имеет степень его участия в деятельности личности. Сохранение заученного материала зависит от последовательности факторов: от глубины понимания материала, от установки личности, от применения усвоенных знаний, от повторений [18].

Забывание – это естественный процесс. Оно имеет избирательный темперамент, физиологическая база забывания – торможение временных связей. Избирательность забывания проявляется в том, что подробности забываются скорее, продолжительнее сохраняются в памяти неспециализированные положения, выводы.

Забывание – процесс нужный, оно позволяет мозгу освобождаться от излишней информации.

воспроизведение и Узнавание являются процессами актуализации ранее воспринятого и закрепленного материала. Воспроизведение не редкость непроизвольным и произвольным. При непроизвольного человек не имеет намерения, цели отыскать в памяти ранее воспринятые события, явления, предметы. Произвольное воспроизведение – целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, эмоций, действий.

Личные различия памяти зависят от множества факторов: изюминок нервной деятельности, характера профессиональной деятельности человека, уровня развития отдельных процессов памяти, изюминок процесса обучения и т.д.

Продуктивность памяти определяется рядом качеств: быстротой (скоростью) запоминания, точностью воспроизведения, прочностью сохранения, готовностью к воспроизведению. Готовность к воспроизведению в сочетании со критичностью и скоростью мышления определяют находчивость и сообразительность.

По прочности быстроты сохранения и оценке запоминания выделяются следующие типы памяти.

1. Стремительное запоминание сочетается с медленным забыванием.

2. Медленное запоминание сочетается с медленным забыванием.

3. Стремительное запоминание сочетается с стремительным забыванием.

4. Медленное запоминание сочетается с стремительным забыванием.

В зависимости от того, что успешнее запоминается, выделяют три типа памяти:

1) наглядно-образный (представители этого типа лучше запоминают картины, лица, звуки, цвета).

2) словесно-логический (лучше запоминаются мысли, понятия, формулы).

3) промежуточный, либо гармоничный (представители этого типа одинаково отлично запоминают и наглядно-образный, и словесно-логический материал).

Вопросы для самоконтроля

1. В чём сущность психотерапевтических теорий памяти?

2. Перечислите виды памяти и дайте им чёрта.

3. В чём узнавания и сущность воспроизведения?

36 Язык и речь


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: