Развитие профессиональных способностей

Дабы развить в себе необходимые для профессии психологические качества, нужно в первую очередь полюбить собственный дело, вникать во все его тонкости, непрерывно обучаться. Само собой разумеется, серьёзны и природные эти. Люди рождаются с различными задатками. У одних они одни, у других — другие. Но задатки сами по себе не делают из человека мастера. Свойство к творческому труду, ум, наблюдательность, память — все это необходимо воспитывать. В труде человеческие свойства развиваются и совершенствуются.

Вот сталевар недавнего прошлого. Он пристально наблюдает через глазок в печь, где плавится металл. А позже говорит: «Температура плавки, пожалуй, через чур высокая». Как может делать выводы человек на глаз о температуре, в то время, когда она достигает 1000 градусов и больше? Выясняется, по узким оттенкам цвета. на данный момент, действительно, на помощь глазу пришли устройства. Но сущность в том, что труд может развить у человека необычные свойства.

Развитие профессиональных способностей

Закройщице кожи приходится решать тяжёлую задачу, дабы удачнее выкроить из куска кожи необходимые для обуви заготовки.

Раньше на табачных фабриках папиросы упаковывали вручную. В коробку нужно было положить 25 штук. В то время, когда это делали неопытные люди, времени у них на это уходило довольно много, перемещения их были неловкими и ошибались они довольно часто. А умелые упаковщики одним перемещением захватывали из громадной кучи папирос ровно 25 штук. В руке выработалось особенное чувство. Оно и подсказывало работнику, что захват сделан верно, что папирос забрано столько, сколько нужно.

Вот слесарь наблюдает, совершенно верно ли пригнаны друг к другу подробности. Позже говорит: «Не совсем совершенно верно, имеется просвет в 2 микрона». А микрон — так как это 1/1000 миллиметра. Какой же нужен опыт, какой глазомер, дабы заметить глазом неточность в 2 микрона!

А вот закройщица. Перед ней кусок кожи. Закройщице необходимо разметить, как удачнее разрезать данный кусок, дабы выкроить необходимые для обуви заготовки. Делает она это сперва в мыслях, а позже уже намечает на коже. Второму человеку и за полчаса не додуматься, а закройщица сходу решает эту непростую задачу. По какой причине? В силу того, что привычный труд организовал ее свойство в мыслях комбинировать разные формы. Труд развил у нее хорошее пространственное воображение.

Вот как совсем сравнительно не так давно шла работа по шлифовке колец для шарикоподшипников. Шлифовальщица брала в руки кольцо и контролировала на измерительном приборе, какой слой необходимо снять. Лишний слой снимал станок. Ясно, чем толще был данный слой, тем продолжительнее кольцо должно было шлифоваться на станке. Умелая работница совершенно верно знала, сколько времени должно обрабатываться каждое кольцо. Но как она контролировала это время? Наблюдала на часы либо секундомер? Нет, она вставляла кольцо в станок и останавливала станок ровно через столько секунд, сколько требовалось. Требуется 20 сек.— остановит через 20 сек., требуется 8 сек.— остановит через 8 сек. И все это без часов, не глядя ни на какие конкретно стрелки. Сами работницы говорили: «Время определим по чутью».

Какую работу ни забрать, у мастера собственного дела в любой момент имеется какие-то особенные свойства. У дегустатора вин либо чая особенно очень сильно начинается обоняние и вкус; у радистов — свойство различать звуки, шумы; у слесаря — осязание и глазомер; у летчика — стремительная реакция; у конструктора — пространственное представление и техническая фантазия; у машинистки — быстрота и ловкость перемещений кисти руки и пальцев.

Само собой разумеется, развиваются не только эти способности, но и многие другие.

Мы уже говорили, что люди рождаются с различными задатками; но мы говорили и о том, что способности человека возможно развить. Для этого имеется довольно много дорог. В отечественных условиях, в то время, когда лучшие рабочие с радостью передают собственный опыт отстающим, в особенности благоприятна земля для развития свойств, соответственно, и для постоянного роста мастерства.

Любой знает, что кроме того физически не сильный люди смогут стать сильными и выносливыми, если они будут систематически тренироваться. А как обстоит дело с отечественными психологическими свойствами: памятью, вниманием, наблюдательностью, мышлением, воображением? Выясняется, что и эти свойства смогут совершенствоваться. Многие считаюм, что те, у кого нет музыкального слуха, обречены сохранить данный недочёт на всегда. В это же время кроме того музыкальный слух возможно воспитать.

Жизнь говорит о том, что развитие и мастерство свойств, которых требует та либо другая профессия, достигаются усердным трудом, специальными упражнениями и опытом.

Имеется ученые, каковые изучают психологию разных профессий и желают осознать, в чем содержится тайна опытного мастерства. Они создают новые, более развития и совершенные способы формирования серьёзных опытных качеств. Приведем пара примеров.

Развитие профессиональных способностей

Автомобили способны делать то, что считалось чисто умственной работой. Они создают сложные вычисления. На фото — обучающиеся 10-го класса трудятся на суммирующих автомобилях.

Весьма интересно было узнать, как умелый сталевар при взоре на охлажденную пробу металла правильно делает выводы о его особенностях. Стали наблюдать за работой мастеров-сталеваров. Оказалось, что, взяв охлажденную пробу, они присматриваются к величине зерен-кристаллов, к плотности их посадки, их блеску и форме кристаллов. Они наблюдают, нет ли волокон либо бугорков и т. д. Долгая работа приучила сталевара всматриваться в охлажденный металл и улавливать в нем то, что никому в большинстве случаев не кидается в глаза. Это и имеется «опытный глаз». Таким же «опытным глазом» владеет и умелый рентгенолог, что скоро и совершенно верно выявит заболевание, в то время, когда всматривается в очертания теней на рентгенограмме. Существует и опытный слух, и опытный вкус, и опытное осязание. Все эти свойства развиваются благодаря опыту. Но накопление опыта требует большого времени. Ученые задумались, запрещено ли сократить время, нужное для приобретения опытного опыта. Оказалось, что возможно. Так, к примеру, учеников-сталеваров учили различать в охлажденных пробах металла зерна-кристаллы и подмечать в них все те свойства, каковые умелый сталевар определит благодаря обширному опыту. Обучение проводилось так, что ученикам показывали на допущенные ими неточности и заставляли их самих обнаружить эти неточности. Таковой метод обучения потребовал от учеников постоянного самоконтроля. Данный самоконтроль развивал в них опытную наблюдательность. Результаты не замедлили сказаться. Уже через пара месяцев ученики-сталевары обучились по охлажденной пробе металла правильно делать выводы о его особенностях. Им удалось за маленький срок купить практически такое же опытное умение, какое без особых упражнений приобретается только за много лет. Они умели, глядя на разлом, показывать с громадной точностью процентное содержание в стали углерода.

Так же формировалась свойство определять температуру плавки по оттенкам цвета. Дело в том, что при увеличении температуры окраска огнеупорного материала изменяется: стены и свод мартеновской печи становятся из красных розоватыми, а позже и ослепительно белыми. Умелые сталевары обучились определять эти оттенки цвета в следствии продолжительной практики. Ученые составили такие таблицы цветовых оттенков, каковые совершенно верно повторяли переходы красного в розоватый и розоватого в ослепительно-белый цвет при увеличении температуры в печи. Больше того, удалось сконструировать особенный прибор, что еще правильнее, чем таблицы, повторял оттенки свода и цветов стенок мартеновской печи. Данный прибор применили для «тренировки» учеников-сталеваров. В следствии за маленький срок по накалу свода и стенок печи они обучились определять температуру печи не хуже умелых сталеваров.

Такие же испытания проводились и для воспитания «эмоции ритма» у шлифовальщиц колец. Ритм в работе усиливает самочувствие работника совершает его труд не только более легким, но и более производительным. Достаточно заблаговременно рассортировать кольца, дабы создать узнаваемый ритм в работе. Каждое кольцо имеет собственный «припуск», от которого зависит продолжительность шлифовки. В то время, когда работница вставляла кольцо в станок то на 26 сек., то на 9, то на 17, то время шлифовки чередовалось в беспорядке. А в то время, когда рассортировали кольца по толщине, установился определенный порядок. Сперва шли кольца, потребовавшие долгой шлифовки. Они следовали одно за вторым, и у работницы вырабатывался хороший ритм. Не было лишних перемещений, меньше было неточностей в оценке времени. После этого следовали кольца также более либо менее однородные по толщине, и снова вырабатывался нужный ритм. Благодаря упражнениям в ритмической работе работницы обучились стремительнее шлифовать кольца. Так, у лучшей из них среднее время шлифовки снизилось с 49,4 сек. до 42. Работницы стали лучше ощущать ритм и время, и работа улучшилась.

Каждая свойство поддается такому же воспитанию: глазомер, тонкость осязания, умение различать формы, просматривать проекционные чертежи, свойство выдерживать ритм и нужный темп, верно соразмерять перемещения и т. д.

Особенно поучительны испытания, благодаря которым удалось развить свойство скоро и вовремя отвечать перемещением на тот либо другой сигнал.

Еще продолжительное время будут существовать такие виды труда, каковые требуют от человека стремительных и своевременных действий в ответ на те либо иные сигналы. В психологии в таких случаях принято сказать о скорости реакции.

Развитие профессиональных способностей

Будущие путейцы. Живописец Н. И. ОСЕНЕВ
Усвоить какой-либо производственный прием — значит не только осознать его, но и освоить.

Под реакцией разумеют ответное перемещение. Толчком для него в большинстве случаев помогает какой-нибудь сигнал. Значительно чаще таковой сигнал воспринимается зрением либо слухом. (Само собой разумеется, вероятны случаи, в то время, когда какой-нибудь второй орган эмоций принимает данный сигнал, к примеру орган осязания либо обоняния.) Требуется какой-то минимум времени, дабы, скажем, глаз сказал мозгу о сигнале, а мозг со своей стороны дал распоряжение руке либо ноге выполнить то либо второе перемещение. Приведем пример: человека дают предупреждение, что в момент, в то время, когда он заметит вспышку света либо услышит звук, то обязан в тот же миг совершить определенное воздействие. Посредством правильных устройств было обнаружено, что от момента восприятия сигнала до момента начала ответного действия проходит около 0,2 сек. В случае, если сигнал не простой, то это время пара удлиняется. Бывают случаи, в то время, когда человек не знает, какой сигнал покажется, но он знает, что в ответ на один сигнал необходимо совершить одно какое-нибудь перемещение, в ответ на другой сигнал — второе. В этом случае уходит еще больше времени на решение задачи — примерно полсекунды и больше. Во многих современных профессиях такая сигнализация видится часто, и столь же довольно часто человеку приходится в ответ на сигнал выполнять то либо иное перемещение. Особые упражнения смогут воспитать у человека свойство скоро реагировать. От чего зависят своевременные и стремительные ответные перемещения на сигнал? Выяснилось, от умения различать малые промежутки времени, к примеру отличить 0,25 сек. от 0,22. Только лишь это выяснилось, сразу же был отыскан и метод формирования свойства скоро реагировать.

Таковой путь воспитания нужных для умелой работы психологических качеств приносит необычные плоды. Само собой разумеется, это не единственное средство развития опытного мастерства, но оно отлично дополняет опытное обучение. Вот мастер передает собственный опыт новичку либо неопытному рабочему. Он растолковывает ему, что и как нужно делать, показывает лучшие приемы работы, раскрывает постигнутые им секреты мастерства. Казалось бы, что еще нужно. Делай, как мастер, подражай ему — и все будет в порядке, не так долго осталось ждать и сам начнешь трудиться не хуже. Но на практике дело обстоит не так легко. Усвоить новый прием — значит не только осознать его, но и ощутить на своем опыте. Мастер-тракторист говорит менее умелому трактористу: «Вслушайся пристально, данный звук весьма странный, тут неисправность». Тот слушает, слушает, но никаких особенных звуков либо шумов не различает. У него еще не развит «опытный слух» тракториста. Со временем он разовьется, но так как отлично было бы ускорить его развитие. Тут и приходят на помощь особые упражнения. Они оказывают помощь мастеру передавать собственный опыт. К примеру, дабы воспитать «опытный слух» тракториста, комбайнера, машиниста, водителя, радиста и т. п., нужно систематически приучать их слушать и различать те самые звуки, с которыми они сталкиваются на практике, и дать им возможность осуществлять контроль себя. А для этого необходимо мочь весьма совершенно верно воспроизводить все характерные звуки посредством какого-нибудь физического прибора. Тут имеется над чем поразмыслить и поработать конструктору. Вместе с психологом и мастером он формирует как бы модель, при помощи которой воспроизводится один из секретов мастерства. А дальше посредством данной модели начинается воспитание нужной опытной свойстве, и мало-помалу ученик начинает видеть глазами мастера, слышать его ушами, функционировать его руками. И все это присоединяется к усвоению теории, к практической работе, к в большинстве случаев использующимся приемам овладения профессией.

Все, что мы говорили о развитии и формировании свойств, имеет громадное значение для развития опытного мастерства. Возможно заявить, что нет таковой высокой ступени мастерства, над которой не возвышалась бы еще более высокая ступень. Нет предела совершенствованию.

Знакомясь с производством, с разными современными профессиями, крайне важно осознать и ощутить, как в любой работе соединяется упрочнение рук и ума. Этим методом возможно развить интерес к определенному делу, любознательность, серьёзные для жизни навыки мышления. Благодаря этим навыкам легче ориентироваться не только в том, что знакомо, но и в том, что не знакомо. Чувствительный к новому ум, умелые руки, слух и зоркие глаза, острая наблюдательность — вот качества, каковые должны быть организованы в школе, на производстве.

«Развитие и диагностика профессиональных способностей» Часть 1 я Ясюкова Л А Tелеканал «100 ТВ»


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: