При негативном течении шоковый невроз может переходить в истерический. Таковой переход наблюдался у ¼ отечественных больных. Шоковый ступор, фуга либо сумеречное состояние смогут кроме этого смениться явлениями шокового невроза несложной либо ажитированной формы. Вероятны рецидивы чувства страха при повторении части обстановке, привёдшей к заболеванию.
Шоковый невроз, либо невроз испуга, у детей. Значительно чаще видится у детей младшего возраста либо детей инфантильных, с задержкой умственного развития. Заболевание смогут привести к новым, необыкновенного вида раздражители, не оказывающие патогенного действия на взрослых, к примеру человек в вывернутой шубе либо маске, резкий звуковой, световой либо второй раздражитель (гудок паровоза, неожиданное нарушение равновесия тела и т. п.). У более старших детей испуг часто позван сценой драки, видом пьяного человека, угрозой избиения хулиганами.
В момент испуга довольно часто отмечаются краткосрочные ступорозные состояния с мутизмом («оцепенение») либо состояния резкого психомоторного возбуждения с дрожанием. Потом обнаруживается ужас перед испугавшим раздражителем либо тем, что с ним связано. У мелких детей может наступить потеря ранее купленных навыков и умений, к примеру потеря функции речи, навыков опрятности, умения ходить. Время от времени дети начинают грызть ногти, онанировать.
Течение заболевания как правило благоприятное, нарушенные функции восстанавливаются. У детей старше 5—7 лет пережитый испуг может привести к формированию фобий, т. е. невроза навязчивых состояний.
Глава четвертая
ЛЕЧЕНИЕ НЕВРОЗОВ
НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА ЛЕЧЕНИЯ
При лечении неврозов доктору крайне важно установить контакт с больным и в ходе беседы попытаться узнать, какими психотравмирующими переживаниями приведено к заболеванию, какова микросоциальная среда больного. В случае, если психотравмирующая обстановка еще действует , нужно постараться ее устранить либо оказать помощь больному отыскать пути к ее устранению.
У больной М. заболевание неврастенией сказалось связанным с психотравмирующей обстановкой, появившейся на работе. Беседа доктора с сослуживцами стала причиной стремительному устранению данной ситуации, а из этого к стремительному и стойкому выздоровлению.
У второй больной невроз страха был связан с психотравмирующим влиянием ненормальностей в половой жизни. Беседа с мужем больной и назначенное ему лечение стали причиной устранению дисгамии и сыграли решающую роль в выздоровлении больной.
У третьего больного появившееся навязчивое состояние явилось следствием переживаний, вызванных конфликтом в семье между женой больного и матерью. Беседа доктора поочередно с обеими дамами стала причиной тому, что было принято разумное ответ, создавшее выход из ситуации .
У четвертой больной истерический паралич был связанным с психотравмирующими отношениями с соседями по квартире. Содействие, оказанное в трансформации жилищных условий, устранило обстоятельство заболевания.
Оздоровление среды, в которой живет больной неврозом, неотделимо от профилактики и лечения заболевания.
От доктора, занимающегося лечением больных неврозами, кроме глубоких особых медицинских знаний, требуется чувство такта, наличие жизненного опыта, эрудиция в вопросах этики, морали а также права. Отношения, складывающиеся между врачом и больным, имеют громадное значение для успеха лечения. Чем доктор авторитетнее, чем громадным он владеет мастерством выслушать больного, расположить его к себе, осознать его переживания и оказать на него логическое и эмоциональное действие, может сочетать сочувственно-дружественное отношение с твердостью, свойством противоборствовать неадекватным притязаниям больного, тем скорее он достигнет успеха.
Freud полагал, что при лечении неврозов, в особенности истерии, невроза навязчивых невроза и состояний страха, хороший эффект достигается только потому, что больной переносит собственные эмоции на доктора и тем самым делается очень податливым его действиям. Конфликт, лежащий в базе невроза, якобы заменяется новым, связанным с личностью доктора. Появляется новый перестроенный невроз, от которого больной и излечивается. Такая трактовка есть мало обоснованной. Но то, что те либо иные эмоции к доктору, к примеру симпатии, антипатии, уважения, смогут играть роль в ходе терапии, сомнению не подлежат.
Лечение неврозов часто носит этапный темперамент. На первой стадии устанавливается контакт с больным, выясняются его переживания, проводятся общеукрепляющие либо снижающие эмоциональную напряженность мероприятия; на втором этапе — лечение, направленное на устранение главных признаков невроза; на третьем этапе основное внимание уделяется активации личности (активирующая терапия), вовлечению ее в трудовую деятельность, социальной реадаптации. Быть может, однако, и отклонение от данной схемы. Так, к примеру, при истерических моносимптомах, в особенности появляющихся в боевой обстановке, лечение может начинаться с немедленного купирования появившегося нарушения функции.
При лечении больного неврозом выбор способа терапии зависит от изюминок заболевания (он разен при лечении неврастении и затяжного истерического паралича либо криптогенного навязчивого состояния), и изюминок личности больного, его отношения к тем либо иным лечебным процедурам (к примеру, гипнотерапии). Значительно чаще используется сочетание разных лечебных приемов, к примеру лечения убеждением либо внушением с фармакологическим действием, в противном случае говоря, используется комбинированная, комплексная терапия. Способы психологического действия сочетаются с биологическими способами. Последние в большинстве случаев не являются главными, но смогут иметь огромное значение с целью достижения выздоровления. Так, предоставление покоя и отдыха больному, к примеру в комплексе
санаторно-курортных мероприятий, общеукрепляющее медикаментозное лечение только серьёзны при лечении больных шоковыми неврозами и неврастенией; лечение транквилизаторами, уменьшающими чувство тревоги, эмоциональной напряженности, продемонстрировано больным неврозами страха либо фобиями.
Довольно часто неврозы появляются на фоне соматического заболевания либо вторично ведут к астенизации больного. Психогенно и соматогенно обусловленные симптомы смогут тесно переплетаться, к примеру в картине неврастении, давая сомато-психогенно обусловленные астенические состояния, и при фобиях у больных с сердечно-сосудистыми болезнями; астения, позванная травмой, заразой либо интоксикацией, может содействовать происхождению невроза. Во всех этих случаях необыкновенное значение имеют лечебные меры, направленные на устранение признаков соматического неблагополучия.
ЛЕЧЕБНЫЕ СПОСОБЫ
ПСИХОТЕРАПИЯ
Главным способом лечения неврозов есть психотерапия. Под ней в большинстве случаев понимается планомерное пользование «психологическими действиями» для лечения заболеваний, лечение «психологическим» методом. Это лечение именуется психотерапией не по причине того, что при нем оказывается влияние на психику больного (его может оказывать и аминазин и инсулин, и разные другие «непсихические» действия), а по причине того, что влияние это особенное, «психологическое». В чем сущность его и отличие от непсихических, к примеру физических либо химических, действий,— в этих определениях психотерапии остается нераскрытым.
Психотерапия, по-отечественному точке зрения1,— это лечение информацией. Лечебный эффект тут достигается не благодаря физическим либо химическим особенностям раздражителя, а той информации, которую он несет. В этом специфика психологического действия.
Лечебная информация может адресовываться к одному больному (личная психотерапия) либо в один момент к целой группе больных (групповая, либо коллективная, психотерапия). Она может исходить конкретно от доктора и осуществляться при наличии прямого контакта между ним и больным, может передаваться в звукозаписи (лечебные магнитофонные ленты, патефонные пластинки), по радио (к примеру, сеансы коллективной психотерапии в палатах поликлиник, санаториев), телевидению, немому либо звуковому кино (лечебные, психотерапевтические фильмы), методом печатного слова (библиотерапия). Нужно заявить, что технические средства еще и сейчас мало употребляются для психотерапии. Подобно тому, как создаются обучающие автоматы, возможно, смогут быть созданы для некоторых особых целей и психотерапевтические автоматы, к примеру для лечения наркоманий, перевоспитания личности. Усовершенствование разных способов ввода информации, к примеру на протяжении сна либо экстраанализаторным методом (т. е. конкретно в мозг, минуя органы эмоций), в далеком будущем может открыть новые возможности и перед психотерапией. Воздействие информации возможно как ярким, так и отставленным во времени.
Главным источником передачи информации есть обращение, исходя из этого время от времени психотерапию именуют речевой терапией. Такое обозначение ее есть не совсем правильным, поскольку информация может передаваться и безречевым методом, потому, что ее несет не только обращение доктора, но и сопутствующие ей мимика, жесты, интонация и целый внешний вид говорящего.
Разные виды психотерапии — это разные виды ввода, переработки либо действия информации. Главными видами психотерапии есть убеждение либо рациональная психотерапия, внушение, каузальная психотерапия ‘и самовнушение.
УБЕЖДЕНИЕ Либо РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Лечение убеждением—это лечение информацией, вступающей в взаимодействие и связь с имеющимися у больного представлениями и подвергающейся критической оценке и логической переработке. На основании этого смогут появляться новые взоры на вещи, новая оценка травмировавших психику событий, новые установки на будущее. Последние сейчас определяют значимость для больного тех либо иных сигналов, а из этого и реакцию на те либо иные раздражители.
При лечении по этому способу вырабатываются либо укрепляются нужные для здоровья больного новые представления либо тормозятся ветхие. Таким методом достигается изменение информационного значения некоторых раздражителей и утрата ими патогенных особенностей.
Снаружи это проявляется в том, что изменяется отношение больного к обстановке, породившей заболевание, болезненные переживания теряют собственную значимость, актуальность. Как указывалось выше, эмоциональная напряженность, а вместе с тем и психотравмирующее воздействие обстановки сохраняются, пока не принято решение, как функционировать дальше, не выбрана жёсткая линия поведения («стратегия поведения»). Одна из задач доктора при лечении убеждением и содержится в том, дабы оказать помощь больному выбрать верную линию поведения на предстоящее.
В ходе лечения убеждением доктор пытается не только поменять отношение больного к тому либо иному психотравмирующему событию, но и более глубоко оказать влияние на его личность — перевоспитать его, оказать влияние на черты характера либо укоренившиеся взоры, делающие его особенно чувствительным, легко ранимым в отношении некоторых действий. Это имеет огромное значение как для лечения, так и для профилактики новых и общего оздоровления личности обострений заболевания.
Лечение убеждением в той либо другой мере сочетается, а иногда и тесно переплетается с внушением наяву, в особенности в то время, когда оно носит мотивированный темперамент. Часто бывает целесообразно сочетать его с самовнушением либо разными способами фармако-психотерапии.
Горячим приверженцем лечения убеждением являлся швейцарский невропатолог Dubois, подробно создавший способ и назвавший его рациональной психотерапией (от лат. ratio — разум). «Что касается меня,— писал он,— то я постоянно полагал, что психотерапия обязана воображать собой перевоспитание и что направляться прибегать к тем же приемам, что и при воспитании, т. е. необходимо развивать и усиливать ум больного, научить его верно наблюдать на вещи, умиротворить его эмоции, меняя позвавшие их умственные представления. Для этого нет иного средства, не считая убеждения при помощи диалектики, которое возможно бы назвать сократовским способом».
Техника лечения. Техника лечения убеждением, no Dubois, сводится к беседам с больным, на протяжении которых доктор разъясняет ему обратимый темперамент имеющихся у него нарушений, призывает больного поменять собственный отношение к волнующим его событиям окружающей обстановки, прекратить фиксировать внимание на имеющихся у него патологических симптомах.
Dubois сказал больному, страдавшему «нервной бессонницей»: «Не думайте о сне — он улетает, как птица, в то время, когда за ним гонятся, сотрите с лица земли здравым размышлением ваши безлюдные заботы и закончите сутки на какой-нибудь простой мысли, которая даст вам тихо заснуть».
«Вы, сударыня, в добром здоровье, молоды и крепки,— показывал он пациент, страдавшей сердцебиением, связанным с домашними проблемами,— ваш организм в отличном состоянии, ваши сердцебиения нервные. Нет никаких показателей заболевания сердца. Как бы ни был нередок ваш пульс, опасности нет никакой. Один лишь ужас приводит нас в такое состояние. Поверьте мне, что если бы вы имели возможность избавиться от страха, все ваши расстройства прошли бы срочно. Помните нет ничего, что заставляет так очень сильно биться сердце, как чувство страха. Ну, допустим, вы проснулись с сердцебиением; оно могло быть позвано каким-нибудь ужасным сновидением, которое вы тут же забыли, а возможно, сделалось от кофе либо чая,— это все равно. В случае, если, когда вы почувствуете сердцебиение, вы на данный момент же поддаетесь страху и думаете, что вы уже умираете, вы создаете этим душевное беспокойство, которое заставляет ваше сердце усиленно биться. В случае, если перед этим пульс был 100, он участится до 120. Тоскливое чувство от этого лишь улучшается и, по-видимому, оправдывает волнение и ваш страх: в следствии пульс еще больше ускоряется и доходит до 140. Напротив, в случае, если, убедившись, что ничего нет, вы успокоитесь, пульс замедлится. Рассуждайте попросту так: я молода, сильна и здорова, у меня нет ни болезни сердца, ни другого органического страдания; от этих сердцебиений я не погибну! И сердце ваше прекратит учащенно биться, тоска пройдет и вы заснете тихо».
Сам Dubois, страстно убеждая собственных больных в неизбежности выздоровления, практически в большинстве случаев сочетал способ убеждения как с прямым внушением наяву, так и косвенным внушением. При лечении истощенных больных, помимо этого, он в большинстве случаев прибегал к рекомендованному Weir-Mitchell лечению постельным режимом в условиях изоляции от всяких внешних раздражителей (запрещение переписки, встреч, бесед с другими больными) в сочетании с усиленным едой. Так Dubois проводил последовательность лечебных мероприятий, центральным звеном которых являлись долгие систематические беседы с больным. В целом лечение в стационарных условиях занимало в большинстве случаев около 2 месяцев. Примером для того чтобы лечения может являться следующее наблюдение Dubois, которое мы приводим в сокращенном виде.
Больной 46 лет, юрист, обратился с жалобами на неспециализированную резкую слабость, из-за которой он не имеет возможности находиться без движений более 5 секунд и преодолеть более 100—г50 шагов, не имеет возможности ни просматривать, ни слушать чтение продолжительнее нескольких мин., и на последовательность диспепсических явлений. Заболевание началось по окончании больших служебных и домашних проблем и держалось в течение 9 лет. Попытки лечения в санаториях и на курортах, у гомеопатов и аллопатов, священников и знахарей, и повторные поездки на богомолье в Лурд результата не дали.
«Отлично,— говорю я ему,— оставайтесь и вы поправитесь; вот что следует сделать. 1. На б недель вы должны лечь в постель. Все такие болезненные состояния более либо менее связаны с настоящим истощением, исходя из этого имеются показания по крайней мере в течение известного времени свести к минимуму расход энергии. Для того чтобы рода полный отдых очень желателен и по причине того, что вы длительно теряете в весе. 2. Так как вы страдали диспепсическими расстройствами психогенного происхождения, темперамент которых я вам со временем растолкую, вы должны в продолжение 6 дней приобретать только молочное питание, и не вздумайте утверждать, что вы его не переносите. Молоко все переносят. По окончании этих 6 дней вы станете снопа в изобилии имеется все, что захотите, а в промежутках, помимо этого, молоко и нить, что вас совсем поставит на ноги. Вы не верите и радуетесь. Дорогой мой, будьте покойны. Я говорю вам то, что знаю из опыта. 3. Начиная с 7-го дня вас будут массировать. Громадной необходимости в этом нет, но массаж заменит вам перемещения и улучшит циркуляцию крови в мышцах и коже
Что касается вашей неспециализированной слабости, то мы к ней еще возвратимся. До тех пор пока усиливайте себя как сокращением потребления (постельный режим), так и повышением поступления (усиленное питание). Придерживайтесь моих предписаний и все будет отлично».
Уже на 3-й сутки этого лечения отдыхом я достаточно определил моего культурного, рассудительного больного, дабы приступить конкретно к психологическому лечению и, выступая решительно против его самовнушений, заговорил с ним так: «Вам нужно преодолеть всего-навсего шесть препятствий: вы не имеете возможность находиться на ногах, ходить, просматривать, имеется, как все люди, иметь верные кишечные отправления и, наконец, вы не имеете возможность пополнеть. Но все эти препятствия возможно стереть с лица земли либо, вернее сообщить, их нет совсем. Они существуют только в вашем представлении: это все равно, что черта мелом на полу, через которую не имеет возможности переступить загипнотизированный лишь по причине того, что дал себя в этом уверить. Осознайте это. Ваше выздоровление зависит от того, что вы твердо и бесповоротно в этом убедитесь!».
На 3-й семь дней больной сообщил мне: «Врач, трех преград уже нет, вернее сообщить, они были незначительные и я без напряжения перескочил через них. В первую очередь, к моему величайшему удивлению, я перенес усиленное питание и молоко. Я имел возможность имеется все и ни одно из блюд, каковые я раньше вычислял для себя неприемлемыми, нисколько мне не повредило. Представьте себе, на 7-й сутки по окончании молочной диеты я в первый раз за 12 лет съел рыбу с майонезом. После этого стул стал верным и отправления приспособились утром к определенному часу. Наконец, по окончании того как я продолжительное время напрасно старался пополнеть, за каждую семь дней я прибавлял в весе 2 кг. Что заставляет меня быть трусливым, это неспособность находиться и просматривать. Я сомневаюсь в благоприятных итогах в этом отношении».
«Осознаю вас,— отвечаю я ему,— это, само собой разумеется, самые тяжелые для вас симптомы. Но вспомните лишь одно: у вас нет никакого органического заболевания, вы легко нервный человек. Поверьте, все симптомы ваши одного свойства, это пятна, сделанные однообразными чернилами. В случае, если удалось стереть три пятна, то почем вы думаете, что не удастся то же и с остальными? Вспоминайте чаще об этом сравнении либо, в случае, если вам это больше нравится, о сравнении с чертой мелом на полу. И в течение 3 недель, каковые вам еще остается пролежать в кровати, вбейте себе хорошенько в голову эту идея. До тех же пор не делайте никакой попытки ни находиться, ни ходить, ни просматривать; неудача имела возможность бы вас расстроить. Развивайте эту руководящую идею и убедите себя совсем в том, что вы станете здоровы!».
Через 6 недель он поднялся и в первоначальный же сутки в состоянии был ходить в течение 2 часов. Без покалывания и всякой усталости в глазах смог прочесть газету. На ногах также имел возможность находиться значительно продолжительнее, не смотря на то, что и ощущал наряду с этим страх и некоторое утомление. Я растолковал ему психологический темперамент этого события, указав ему на его характерологические изюминки. Он в полной мере подтвердил мои заключения, увидев наряду с этим: «Я и сам вижу, что мои представления играются в этом громадную роль. В то время, когда я иду, к примеру, из собственного кабинета в помещение моих служащих, то я могу в полной мере находиться и идти, в случае, если дверь раскрывается легко, но если она скрипит и легко не раскрывается, то колени у меня подкашиваются. Сейчас я вижу, что в этом нет никакой настоящей базы, что это только воздействие представления».
По окончании 2-месячного лечения больной выписался в полной мере здоровым. Повторений не наблюдалось. Только время от времени появлялось чувство некоей неуверенности в себе. Поэтому Dubois, продолжавший в течение последовательности лет поддерживать с больным переписку, написал ему: «Берегитесь, вы интеллигенты, владеете здравым умом и этому качеству обязаны своим выздоровлением. Вы не лишены логики, и если она завела вас сперва на фальшивый путь, то это по причине того, что вы исходили из фальшивых посылок, из ипохондрических самовнушений; но эта же логика привела вас к выздоровлению по окончании того, как вы поменяли исходную точку, и я вам продемонстрировал, какую роль в вашей заболевания играются представления. Но помните: вы мало суеверны, трусливы. Вам не достаточно некоего пренебрежения к вашей временной оболочке. В то время, когда нет никакого органического страдания, как, к примеру, у вас, то здоровье зависит в большинстве случаев от непоколебимой уверенности человека в том, что он здоров. Будьте осмотрительны, ваше малодушие может сыграть с вами нехорошую шутку!». Затем состояние больного снова улучшилось и он оставался здоровым.
Доводы, применяемые при лечении убеждением, смогут быть самого разного характера: «Вы сами медицинский работник,— говорили мы одному больному.— Вы утверждаете, что вы больны раком и от вас это скрывают. Но так как вы на данный момент находитесь в психиатрической клинике. Разве мы стали бы держать тут человека, больного раком? Да мы бы его на данный момент же перевели в онкологический стационар. В случае, если человек болен раком и вычисляет наряду с этим, что у него рак, то так как это естественно. Разве его поместят в психиатрическую поликлинику? Вас поместили ко мне по причине того, что вы внушили себе то, чего у вас нет. Вы мнительный человек. У вас и раньше довольно часто оказались опасения заболеть раком, но вы с ними боролись. А сейчас рассказ о заболевании вашей привычной обострил ваши опасения. Вы стали фиксировать внимание на работе желудка, кишечника и исходя из этого чувствовать то, чего раньше не чувствовали. Идея о раке овладела вами и вы потеряли над собой контроль. Мы поможем вам его получить (переходим на внушение наяву) —у вас нет рака, нет рака! (Потом простым тоном). Вы станете пребывать тут , пока вы это осознаете!..».
При лечении способом убеждения целесообразно разъяснять больному в физиологическом замысле обратимый темперамент имеющихся у него больных признаков и возможность их устранения, происхождение истерического паралича — процессом торможения, частичного сна в соответствующей области мозга, кое-какие фобии — механизмом условного рефлекса.
«У вас разные неприятные ощущения в теле — в области то сердца, то груди, то желудка, и вы полагаете, что это показатели какого-либо тяжелого, страшного для жизни заболевания,— говорили мы больному.
В конечном итоге это не верно. Отечественное сердце непрерывно трудится, непрерывно движется кровь по кровеносным сосудам, уменьшаются стены кишечника, перемещая пищу. Все это мы в большинстве случаев не чувствуем. К счастью поток импульсов, поступающих в мозг от внутренних органов, нами не осознается. Он задерживается, возможно, на уровне межуточного мозга. Вы пережили травму черепа и сейчас „фильтры мало ослабли — импульсы стали проникать в сознание и вы стали их чувствовать. Дело не в том, что у вас сердце либо желудок трудятся ненормально, а в том, что у вас снизился порог возбудимости и вы стали ощущать то, чего в норме не чувствуют. У вас нет болезни внутренних органов, а только повышенная чувствительность к обычным раздражениям. Она улучшается оттого, что вы фиксируете внимание на этих ощущениях. Осознайте, они есть не показателем какой-то ужасной болезни сердца либо желудка, а невинными ощущениями. Чем больше вы на них станете обращать внимание, тем посильнее вы их станете принимать… Мы дадим вам лекарство, которое повысит порог восприятия и так ослабит эти ощущения, но основное в вас самом — займите себя работой, не давайте себе сосредоточивать на них внимание, не придавайте им значения, и вы поправитесь».
Приводим отрывки отечественной беседы с двумя больными, имевшей целью поменять реактивность на психотравмирующие действия и оказать влияние на кое-какие характерологические изюминки:
«Ваше заболевание — следствие того, что вы весьма обидчивы, чувствительны. Вы должны поменять собственный отношение к окружающему, перестроиться, перевоспитать себя, тогда вы избавитесь и от „невроза сердца, что вас тревожит, и от увеличений артериального давления при беспокойстве.
Отечественная реакция на окружающее сильно зависит от того, как мы будем его истолковывать. Представьте себе, что мимо человека прошел его приятель, не взглянуть на него и не поздоровавшись с ним. Различные люди смогут истолковать это по-различному. Один поразмыслит, что привычный был занят собственными мыслями, не увидел его и не придаст этому значения. Второй может оценить все в противном случае. Он сообщит «Вот Иван Иванович сейчас уже и друзей не определит, не здоровается, стал ответственным, сейчас и наблюдать на меня не желает…» и может ощутить себя обиженным. Психически больной с бредом ревности может заметить в этом намек на якобы плохое поведение его жены
Еще римский император и философ Марк Аврелий сказал: „…поменяй собственный отношение к вещам, каковые тревожат тебя, и ты будешь от них в безопасности Это к вам полностью относится. Необходимо настроить себя так, дабы верно реагировать на вещи. Избавьтесь от подозрительности и излишней обидчивости. на данный момент вам необходимо оградить себя от беспокойств, исходя из этого настройте себя так, дабы никакие мелочи на вас не действовали, вас не тревожили. Снизьте собственный уровень возбудимости Будьте сейчас совсем спокойны, в любой момент спокойны (говорится больному внушающим тоном). Кто бы вам и что бы вам ни сказал, вы станете на это реагировать тихо, совсем тихо (окончательные слова внушаются наяву).
По характеру вашей работы вам приходится иметь дело с матерями детей. Представьте себе, что одна из них вас незаслуженно упрекнет в резкой форме. Сейчас вы отнесетесь к этому совсем тихо. Тихо ответите ей „Вы ошибаетесь. Вы поразмыслите: возможно, обидевшая меня дама была чем-то возбуждена, возможно, у нее домашние проблемы и исходя из этого зря ко мне придралась. Останетесь наряду с этим совсем спокойной. Так как психиатр на работе не реагирует на ложные обвинения и оскорбления собственных больных. Он остается совсем спокойным. Так и вы должны себя настроить на то, что не станете эмоционально реагировать на незаслуженные упреки либо оскорбления… Не бром и не валериана, а самовоспитание может избавить вас от лишних беспокойств».
Убеждение отлично сочетать с внушением наяву и мотивированным самовнушением.
«У вас явления неврастении — легкие, обратимые нарушения,— говорилось второму больному.— Вы отдохнете и все скоро пройдет. Вы станете здоровы. Но основное лекарство — это самовоспитание. Вы не должны быть столь тщеславны Вы хороший музыкант, хороший учитель музыки, вас обожают ученики, ищите в этом высокое моральное удовлетворение. Вы приносите пользу обществу. Но нельзя претендовать на большее, чем ты можешь дать, на большее, чем ты способен… Измените уровень ваших притязаний. Приведите его в соответствие со собственными возможностями, и вы не станете волноваться, на мой взор, мнимых неудач, окончательно избавитесь от неврастении. Запрещено вычислять себя несчастным человеком от того, что ты не Рафаэль, не Тициан и не Чайковский».
Снятие эмоциональной напряженности, позванной несоответствием между его притязаниями и возможностями больного, помогало не только стремительному избавлению от неврастении, но и неспециализированному оздоровлению личности.
В ходе лечения убеждением принципиально важно, призывая больного, пересмотреть собственную оценку психотравмировавших событий либо отказаться от своих непомерных требований (время от времени кроме того согласиться с появляющейся обстановкой), выделить возможности будущего, наметить линию поведения в будущем, содействовать формированию новых здоровых заинтересованностей (активирующая терапия).
Преимуществом способа убеждения есть то, что больной участвует в ходе лечения и что при таком лечении укрепляется его интеллект, раскрывается возможность коррекции взглядов и характерологических особенностей и установок, предрасполагающих к происхождению заболевания. При лечении убеждением в отличие от способа внушения образуемые новые связи не остаются изолированными, а связываются с имеющимися представлениями и поддерживаются ими. Все это помогает стойкости достигаемого терапевтического успеха. Недочётом есть то, что лечебный эффект наряду с этим наступает довольно часто не так скоро, как при некоторых вторых способах — внушении, эфирном рауше и т. п., особенно при моносимптоматических истерических расстройств.
Способ убеждения применим при лечении разных болезней, но особенно обширно им пользуются при лечении неврозов. Он рекомендуется при любых формах неврозов, не имеет противопоказаний и, согласно нашей точке зрения, может использоваться в любых ситуациях. К сожалению, не всегда возможно достигнуть успеха посредством одного этого способа. Так, многие больные с навязчивыми явлениями понимают их нелепость, абсурдность, пробуют бороться с ними, но, как они сами на это показывают, не смогут их преодолеть. Часто малоэффективен способ убеждения в чистом виде и при лечении больных истерией. Но и в тех случаях, в то время, когда одним убеждением достигнуть выздоровления не удается, использование его в качестве дополнительного средства целесообразно. Каким бы методом доктор ни лечил больного неврозом, способ убеждения будет постоянно иметь значение не только для устранения больного симптома, но и для профилактики рецидива заболевания.
ВНУШЕНИЕ
Внушение (suggestio)—введение информации, принимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение жадно-психологических процессов (А. М. Свядощ). Методом внушения смогут вызываться ощущения, представления, волевые побуждения и эмоциональные состояния, и оказывать действия на вегетативные функции без активного участия личности, машинально, без логической переработки принимаемого.