Древнеиндийская эпическая поэма «Рамаяна» была сложена более двух тысяч лет тому назад. Истоки «Рамаяны» — в устной народной поэзии.
Вот о чем повествуется в семи книгах данной сказочной поэмы.
Давным-давно островом Ланкой обладал десятиглавый Равана, повелитель демонов (ракшасов).
Собственной праведной судьбой он заслужил уважение самого всевышнего-создателя Брахмы и сделался самым могущественным существом в мире. Равана позабыл о прошлой праведной жизни. Он насмехался над всевышними, притеснял робких отшельников. Все обиженные им стали молить Брахму обезопасисть их от нападок Раваны. Тогда Брахма повелел всевышнему Вишну показаться на земле в виде храбреца и убить Равану в единоборстве.
В стране Айодхья жил благочестивый царь по имени Дашаратха. Всевышний Вишну воплотился в сына царя Раму, самого умного, отважного и прекрасного из смертных. Рама уже давно заменял стареющего отца в делах правления.
в один раз царю поменяло боевое счастье, и он возвратился к себе с войны, покрытый ранами. Его третья супруга Кайкеи преданно заботилась за мужем и сумела вылечить его. В приз Дашаратха давал слово выполнить три ее жажды. Она захотела, дабы наследником престола царь сделал ее сына Бхарату, а Раму — сына старшей жены царя — удалил бы на четырнадцать лет в изгнание. Умный Рама обожал отца. Не хотя, дабы Дашаратха нарушил обещание, данное Кайкеи, Рама удалился в изгнание по собственной воле. Супруга его, красивая Сита, и брат Лакшмана сопровождали отважного парня.
Рама отыскал себе убежище на берегу реки Годавари, в лесу Дандаке, где обитали мирные отшельники. С некоего времени злые и коварные демоны стали мешать им выполнять священные жертвоприношения. Вступившись за обиженных, Рама истребил злобных ракшасов. Равана, владыка ракшасов, в яростном бешенстве похитил красивую Ситу и умчал ее в собственной воздушной колеснице на остров Ланку.
его брат и Рама Лакшмана ринулись на поиски Ситы. Они попали в страну мартышек и помогли царю мартышек Сугриве вернуть незаконно забранный у него престол. Сугрива собрал огромное войско из собственных подданных и отправился вместе с братьями на поиски Ситы. Мартышки выстроили мост через пролив, отделявший берег Индии от острова Ланки. По этому мосту войско Рамы переправилось на остров.
Продолжительно продолжалась кровопролитная битва, довольно много искусства и доблести показали солдаты обеих сторон, но, видно, тот, кто борется за правое дело, владеет и большей силой. И вот на поле боя выступил сам Равана, приводя к Раме на поединок. В упорной борьбе непобедимый ракшас был сражен рукой смертного храбреца.
Рама запретил своим армиям грабить Ланку и милостиво обошелся с побежденным народом. Все были радостны, что кончилась война. Рама опять был со своей верной Ситой и сейчас желал скорее возвратиться на родину.
Срок его необязательного изгнания уже доходил к концу. Народ в Айодхье празднично встретил изгнанников, и скоро Рама занял престол отца. Правление Рамы было умным и честным. «Рама-раджья», т. е. царством Рамы, именуют до сих пор в Индии радостное для кого-нибудь время.
Сказание о Раме складывалось во время рабства, в эру неограниченной власти раджей и жрецов. В образе Рамы воплотились грезы многих поколений о честном, умном правителе, защитнике собственных подданных.
Необычайными особенностями наделены храбрецы «Рамаяны», они способны выполнять прекрасные подвиги. птицы и Звери владеют людской разумом; природа принимает участие в печалях и радостях человека. Поэма славит любовь к родной стране, верность долгу, воинскую честь. Повествуя о победе Рамы над Раваной, народ выразил уверенность в победе хороша над злом, правды — над ложью, справедливости — над произволом и насилием.