Словесное ударение — это один из факторов, определяющих произносительную сторону речи. Оно играется известную роль в обеспечении ее внятности.
Сущность словесного ударения пребывает в том, что один из слогов произносится более звучно и с большей протяжностью гласного звука, в противном случае говоря, оно есть организующим звеном ритмической структуры слова.
В русском языке словесное ударение выступает кроме этого в качестве одного из смыслоразличительных средств. Довольно часто мы сталкиваемся со словами, каковые имеют однообразный звуковой состав. Различное значение таких слов
‘ ‘ ‘ ‘ ‘
определяется местом ударения: замок — замок, атлас — атлас, стоит—
‘
стоит.
Посредством словесного ударения возможно кроме этого выяснить время от времени ту либо иную грамматическую форму слова, к примеру: выпивать — Мы выпивали чай; пилить — Иди выпивали дрова.
Словесное ударение характеризуется следующими изюминками. В первую очередь оно разноместно. В различных словах оно может приходиться на
‘ ‘ ‘ ‘ ‘
различные слоги: на первый (парта, книга, школа), на второй (катушка, окно,
‘ ‘ ‘ ‘
морковь), на третий (пароход, паровоз, огурец) и т. д.
Второй его изюминкой есть подвижность. Это значит, что в пределах одного и того же слова оно может передвигаться с одного слога на другой. Так, к примеру, в словах рука, нога ударение подвижно. В
‘ ‘
именительном падеже единственного числа (рука, нога) ударение стоит на втором слоге, а в именительном падеже множественного числа оно
‘ ‘
перемещается со второго слога на первый: руки, ноги.
Очевидно, что при овладении ударением глухие обучающиеся будут испытывать узнаваемые трудности.
Трудясь над данной темой, сурдопедагогу нужно в первую очередь научить детей технике выделения ударного слога (силой голоса, более долгим произнесением гласного звука) и верной постановке ударения в словах. Глухой ученик обязан не только мочь выделить голосовыми средствами один из слогов слова, но и знать, какой конкретно — первый, второй либо третий. Наконец, направляться добиться, дабы ребенок обладал подвижностью ударения.
К отработке техники и верной постановке словесного ударения приступают с первых лет нахождения детей в школе (наряду с этим должно иметь место широкое применение остаточного слуха). Подвижностью ударения они овладевают с IV класса.
Обучение технике выделения ударного слога, в большинстве случаев, начинается на слоговом материале. Школьники обучаются верному воспроизведению различных ритмов. Так, к примеру, отрабатывается ритм, складывающийся из двух
‘ ‘ ‘ ‘
слогов: тата, саса, вава, заза и т. д. Тут дети обучаются сказать двусложные
‘
слова с ударением на первом слоге. После этого берутся другие ритмы: татата
‘ ‘ ‘ ‘ ‘
(капуста), татата (виноград), тата (окно) и т. д. И в том и другом случае обучение проводится следующим образом: в первую очередь внимание школьников обращается на более интенсивный голос и на долгое произнесение гласного звука. Наряду с этим направляться опираться на тактильно-вибрационное чувство ребенка, его слуховые ощущения и зрительное восприятие (остатки слуха). Употребляются кроме этого и другие сохранные анализаторы. Предлагаемый ритм отхлопывается. Наряду с этим ударный слог слова выделяется хлопком большей интенсивности. Не считая отхлопывания, используется дирижирование и отстукивание.
Отработка техники выделения ударного слога на определенном ритме соединяется с обучением верному произношению слов,
‘
соответствующих данному ритму, к примеру: тата — парта, книга, школа, Лида. Очевидно, что берется словарь, которым дети данного класса уже обладают. Нужно разучивать любой ритм в отдельности. Затевать нужно со слогов, а позже переходить к словам. В будущем возможно вести работу параллельно над несколькими ритмами. Приведем чаще всего видящиеся ритмы. На материале этих ритмов глухие обучаются технике выделения ударного слога и верной постановке ударения в словах.
‘ ‘ ‘ ‘
тата — лампа, палка, космос
‘ ‘ ‘ ‘
тата — вода, окно, пирог
‘ ‘ ‘ ‘ ‘
татата — улица, курица, дед, девочка
‘ ‘ ‘ ‘
татата — капуста, рубаха, собака
‘ ‘ ‘ ‘
татата — огород, молодец, пароход
Работа над словесным ударением тесно связана с формированием у школьников навыков дирижирования. Наряду с этим ритм воспроизводится перемещением руки в воздухе. Для обозначения ударного слога употребляется более энергичное перемещение руки.
Различают два вида дирижирования. Первый пребывает в том, что перемещением руки сопровождается любой слог произносимого слова. Ударный слог выделяется более интенсивным и долгим перемещением в момент звучания гласного звука, безударный — сопровождается менее интенсивным и менее долгим перемещением руки. Второй вид дирижирования пребывает в том, что перемещением руки сопровождается лишь ударный слог. В первом случае дирижирование позволяет обозначать место ударения в слове и количество слогов, во втором — только место в слове. Глухой ребенок обязан овладеть первым, а после этого (на последующих годах обучения) вторым видом дирижирования. Но, в случае, если у детей появляются затруднения в верной постановке ударения в слове, в определении количества слогов, нужно снова возвратиться к первому виду дирижирования.
Обучать дирижированию рекомендуется на материале слогов, слов, связных и фраз текстов. Но нужна подготовка. Сперва у глухих вырабатывается умение выделять один из слогов силой голоса. После этого произнесение сопровождается отхлопыванием, отстукиванием и, наконец, дирижированием. Так же проводится работа на материале слов, текстов и фраз. В будущем дети делают ее самостоятельно. Для обучения глухих верному дирижированию возможно советовать такие, к примеру, виды работ: 1) парни сопровождают дирижированием чтение речевого материала; 2) под дирижирование ученика класс произносит хором тот либо другой речевой материал. Тут отлично применять стихотворные тексты, загадки, пословицы, обиходно-разговорную обращение.
Дирижирование преподавателя — один из приемов, которым направляться пользоваться при обучении этому умению глухих детей. Преподаватель обязан применять оба вида дирижирования. Выбор вида определяется степенью знакомства школьников с речевым материалом, их задачами и возрастными особенностями, каковые стоят перед педагогом (коррекция либо обучение).
Работа над словесным ударением ведется на личных занятиях, на уроках по технике речи, на речевых зарядках и т. д. При обучении глухих детей словесному ударению нужно применять различные виды работ, о которых мы скажем дальше. Приведем отдельные уроки, на протяжении которых у детей формируются навыки постановки верного ударения в словах.
Урок (VI класс)
Тема. Словесное ударение.
Цель. Тренировка получающих образование умении выполнять ударение в словах.
Замысел урока
1. Упражнение в умении выполнять логическое ударение в ответах и вопросах.
2. Отработка техники выделения ударного слога.
3. Расстановка ударения в словах предложений.
4. Тренировка в соблюдении верного ударения при высказывании вопросов.
5. Придумывание слов на заданный ритм.
6. Домашнее задание .
7. Результат урока.
Движение урока
в течении урока нужно применять звукоусиливающую аппаратуру.
1. Преподаватель информирует детям, что на данный момент они будут упражняться в верном произношении «основных слов» (логическое ударение). С целью этого он предлагает им говорить между собой о совершённых каникулах. К доске вызываются в один момент два ученика; один из учеников задает вопросы, второй на них отвечает. Задаются такие, к примеру, вопросы: «Как ты помогал(а) родителям? В то время, когда была елка в школе? Где ты отдыхал (а)? Как ты думаешь получать образование 3-й четверти? Какой фильм ты наблюдал (а)? Какие конкретно книги ты прочёл (а)?» На протяжении речевого общения преподавателя с детьми и обучающихся между собой употребляется звукоусиливающая аппаратура.
Обращение обучающихся оценивается в первую очередь с позиций npaвильности логического ударения.
2. На доске преподаватель делает следующую запись:
‘ ‘ ‘ ‘
саса шаша заза жажа
‘ ‘ ‘ ‘
саса шаша заза жажа
‘ ‘ ‘ ‘
сасаса шашаша зазаза жажажа
‘ ‘ ‘ ‘
сасаса шашаша зазаза жажажа
‘ ‘ ‘ ‘
сасаса шашаша зазаза жажажа
У всех детей включена звукоусиливающая аппаратура.
Школьникам предлагается вопрос: «Как нужно сказать ударные слоги?» Дети отвечают: «Ударные слоги нужно сказать звучно и продолжительно». Преподаватель просматривает (в плане примера для подражания) перед микрофоном разные ритмы слогов.
После этого он дает задание — прочесть с верным ударением записанные на доске слоги. Парни просматривают (в микрофон) речевой материал в строчок.
3. На доске записывается пара предложений из обиходной речи: Сейчас по школе дежурит V класс. Парни отлично делают собственные обязанности. Мальчики носили дрова в спальню, девочки чистили картофель и мыли пол в кухне.
Преподаватель предлагает детям обозначить ударение графически, сказать верно слова, а после этого прочесть все предложение. Он вызывает к доске отдельных обучающихся. Вызванный ученик прочитывает слово, графически обозначает ударение (сейчас) наряду с этим дирижирует. Так отрабатывается любой слог. Затем под дирижирование приведённого к ученику все предложение проговаривается хором, позже дирижируют все обучающиеся.
4. Преподаватель предлагает школьникам задавать ему вопросы. Наряду с этим он напоминает: во всех словах нужно верно ставить ударение, вопрос направляться произносить в верном темпе. Вопросы смогут быть самыми разнообразными, к примеру: «Что вы делали вчерашним вечером? Как чувствует себя ваш сын? Возможно ли по окончании уроков пойти в магазин?» И др. Обучающиеся отвечают. Обращение детей контролируется в первую очередь с позиций правильности постановки ударения в словах. По мере необходимости школьники реализовывают дирижирование.
5. Дается задание: посредством произнесения и дирижирования слогов воспроизвести какой-либо ритм, к примеру: тата. Один ученик (он ведущий) именует ритм, остальные должны подобрать слова по этому ритму: парта, лампа и т. д.
Школьник, что подобрал слово, обязан его сказать с одновременным дирижированием. Ведущий контролирует правильность ответа. Подводя итог подобранные слова произносятся всеми обучающимися хором. После этого ведущим делается второй ученик, что обязан воспроизводить посредством произнесения и дирижирования слогов какой-нибудь второй ритм.
6. На дом дается задание графически обозначить ударение в словах, входящих в состав грамматического упражнения.
7. В итоге урока преподаватель, применяя примеры, еще раз обращает внимание детей на значение верной постановки ударения в словах.
Урок (VII класс)
Тема. Словесное ударение.
Цель. Тренировка получающих образование умении выполнять верное ударение в словах при верном темпе речи.
Замысел урока
1. Работа над оборотами речи и труднопроизносимыми словами.
2. Упражнение в верном произношении сочетаний согласных при верном темпе.
3. Проверка домашнего задания.
4. Тренировка в верной постановке ударения в словах:
а) проверка знаний об ударном и безударном слогах;
б) работа над словесным ударением на материале текста «Осень»;
в) упражнение в умении выполнять словесное ударение в ходе диалога.
5. Результат урока.
Движение урока
1. На доске преподавателем записаны словосочетание и следующие слова: портфель, компас, транспортир, арифметические действия.
Обучающиеся должны сперва самостоятельно поупражняться в верном произнесении данного речевого материала, а после этого прочесть вслух написанное на доске. Затем начинается опрос. Обширно употребляется остаточный слух.
2. Преподаватель предлагает составить предложения со словами спортсмен, столица. Составленные предложения проговариваются в микрофон перед классом. Некоторым возможно предложено сказать собственный предложение под дирижирование совместно со всем классом.
3. При проверке домашнего задания употребляется книга для чтения (VII класс школ глухих). Один из учеников у стола просматривает отрывки из указанного текста, а все остальные смотрят за его чтением. После этого преподаватель задает позванному школьнику вопросы.
Преподаватель. На какое правило тут имеется слова?
Ученик. На правило о произношении безударного о.
Преподаватель. Как нужно сказать безударное о?
Ученик. Как а.
Отвечающему предлагается прочесть слова с безударным о. Затем преподаватель задаёт вопросы: «А на какие конкретно еще правила имеется слова в этом тексте?» Дети дают соответствующие ответы.
После этого преподаватель контролирует, как школьники произносят ответы и вопросы. Для этого он вызывает двоих учеников; один из них задаёт вопросы, второй — отвечает. Приведем примерный диалог:
—Как начинают игру в футбол?
—Появляется команда. Сперва она тренируется.
—О чем думают болельщики?
—Дабы мяч попал в ворота.
—Кто защищает ворота?
—Ворота защищает вратарь.
4. Преподаватель предлагает детям ответить на вопросы:
—Какие конкретно бывают слоги?
—Ударные и безударные.
—Как нужно сказать ударные слоги?
—Звучно и продолжительно.
На доске записывается текст.
Осень.
Наступила поздняя осень. Весь день дует холодный ветер. Все небо в тучах. С деревьев опали листья и устлали дорожки в отечественном саду.
Преподаватель просматривает в микрофон и дает детям задание — графически обозначить ударение в словах и прочесть текст верно.
Для тренировки получающих образование соблюдении верного ударения в словах на данном уроке организуется кроме этого и диалог. На доске записан текст беседы. Вызываются два ученика. Они говорят о зиме. Наряду с этим не наблюдают на доску (разговор предварительно был разучен в классе). Сейчас преподаватель по записанному на доске тексту транскрибирует произношение. В то время, когда разговор заканчивается, дети вместе с преподавателем разбирают произношение отвечавших и оценивают правильность постановки ударения в словах.
На следующем этапе урока проводится разучивание пословиц и загадок с соблюдением верного словесного ударения. На, доске преподаватель записывает по две пословицы и загадки.
Тайная 1. В ясный сутки в углу стою, в ненастный сутки гулять хожу.
Пословица 1. Волков опасаться — в лес не ходить.
Тайная 2. Его бьют, а он не плачет, радостнее лишь прыгает.
Пословица 2. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Класс делится на две команды, любая из которых обязана мочь ясно сказать пословицы и текст загадки. Дается время для независимой подготовки к ответу. Обе команды выделяют капитанов. Между ними проводится соревнование. Произношение каждого из них транскрибируется преподавателем на доске по ходу ответа. По окончании того как оба капитана ответят, они приобретают по оценке, лучшая из которых приносит выигрыш команде. Обращение отвечающего оценивается по правильности соблюдения ударений в словах.
5. В итоге урока преподаватель дает чёрта произносительной стороны речи обучающихся, очень подчеркивая их умение пользоваться словесным ударением.
После этого он информирует детям, что в следующий раз — контрольный урок. На протяжении урока будет происходить проверка умения верно произносить: а) разученные в данной четверти тексты пословиц и загадок; б) отработанные на прошлых уроках ответы и вопросы; в) тяжёлые слова.
Урок (VIII класс)
Тема. Словесное ударение.
Цель. Тренировка получающих образование умении выполнять верное ударение в словах.
Замысел урока
1. Упражнение в умении самостоятельно регулировать дыхание в речи, делая паузы для вдоха в соответствии со смысловой связью слов.
2. Тренировка в верном произнесении слов с непроизносимыми согласными.
3. Упражнение в умении выполнять верные ударения в словах.
а) ответы на вопросы;
б) придумывание слов по заданному ритму;
в) независимая расстановка обучающимися ударений в словах (по темам);
г) разговор школьников между собой.
4. Результат урока.
Движение урока
в течении урока обязана употребляться звукоусиливающая аппаратура.
1. Упражнение в умении самостоятельно регулировать дыхание в речи, делая паузы для вдоха в соответствии со смысловой связью, осуществляется на материале отдельных предложений. На доске записано: Таня и Лида ездили на протяжении каникул в соседний интернат. Преподаватель говорит детям о том, что на данный момент он по-различному три раза прочтёт это предложение, а дети должны будут сообщить, какое произнесение их более всего удовлетворяет. Затем он просматривает предложение три раза, любой раз меняя место пауз:
Таня и Лида ездили / на протяжении каникул в соседний / интернат.
Таня и Лида ездили на протяжении / каникул в соседний интернат.
Таня и Лида / ездили на протяжении каникул / в соседний интернат.
На базе слухо-зрительного восприятия дети должны прийти к заключению, что верным есть третий вариант.
К доске вызывается ученик, что проставляет паузы в записанном предложении. Преподаватель делает обобщение, в котором выделяет, что парни данного класса обучились выполнять верное речевое дыхание, что при произнесении фразы необходимо объединить слова по смыслу и ставить паузы в зависимости от содержания материала. Это объяснение он дает на примере записанного на доске предложения.
2. На данном уроке дети упражняются в верном произнесении слов с непроизносимыми согласными. На доске сделана запись, которую преподаватель просматривает в микрофон:
Непроизносимые согласные
Здра(в)ствуйте
Сол(н)це
Громадное сер(д)це
Чес(т)ный человек
Обучающимся предлагается выделить непроизносимые согласные, а после этого ответить на вопрос, по какой причине они так именуются (Ответ: «В силу того, что их не произносят»). Затем словосочетание и каждое слово читаются хором и отдельными школьниками.
3. Тренировка в умении выполнять верно ударение в словах.
а) Эту работу направляться затевать с повторения знаний о словесном ударении. Обучающимся предлагается ответить на следующий вопросы:
Вопросы. Ответы.
—какое количество слогов возможно —В слове возможно пара
в слове? слогов.
—Все ли слоги в слове мы произносим — Нет, не все.
одинаково?
—Какие конкретно бывают слоги в слове? — В слове бывают
безударные и ударный слоги .
—Как необходимо сказать ударный — Звучно и протяжно.
слог?
—Как необходимо сказать безударный — Негромко и коротко.
слог?
—На каком слоге возможно —Ударение в слове возможно
ударение в словах? на различных слогах: на первом,
втором, третьем, четвертом.
б) Следующий вид работы — подбор слов по заданному ритму.
Классу поочередно даются задания подобрать слова:
из двух слогов с ударением на первом слоге;
из трех слогов с ударением на первом слоге;
из двух слогов с ударением на втором слоге;
из трех слогов с ударением на третьем слоге;
из трех слогов с ударением на втором слоге.
Преподаватель предлагает детям сказать в микрофон. Ответы отдельных обучающихся проговариваются хором. Любой отвечающий ученик произносит подбор слов, а после этого делает комментарий для того чтобы рода: в слове два слога, ударение на первом слоге (первое задание). Остальные задания выполняются по подобной методике.
в) Следующий этап урока — тренировка получающих образование умении выполнять верное словесное ударение в ходе обиходно-разговорной речи. Материал сгруппирован по темам: «Мастерская», «Столовая», «Почта», «Магазин», «Сутки рождения». Темы и речевой материал записаны на карточках. К примеру:
Тема: «Мастерская»
Швейная машина, иголка, нитки, ножницы, сантиметр, материал, молоток, клещи, гвозди.
Тема: «Сутки рождения»
Поздравляю, хочу, с днем рождения, желаю, дабы, счастья, превосходно, обучаться.
Тема: «Почта»
Возможно приобрести, сколько стоит, марка, бланк для перевода, конверт, весточка.
Тема: «Магазин»
Сто граммов, двести граммов, полкило, свешайте, конфеты, булочка, колбаса.
Тема: «Столовая»
Картофельное пюре, манная каша, гречневая каша, пироги с мясом, кофе, яйцо, масло.
Все ученики приобретают по одной карточке. Им нужно графически обозначить ударение и сказать верно каждое слово. Нужно, дабы в момент графического обозначения ударения дети проговаривали слова вслух. Возможно сопровождать эти действия дирижированием. После этого преподаватель вызывает одного из учеников, что информирует тему и после этого задаёт вопросы: «У кого имеется такая же карточка?». Школьник, располагающий подобной карточкой, назначается контролирующим произношение у задавшего вопрос ученика. Остальные дети кроме этого осуществляют контроль его с позиций правильности постановки ударений в словах.
г) Последний этап урока — тренировка получающих образование умении пользоваться словесным ударением в независимой речи. Преподаватель говорит детям о том, что на данный момент они будут задавать друг другу вопросы на любую тему. В ответах и вопросах они должны произносить слова, с верным ударением. Один из учеников формулирует собственный вопрос перед классом и по собственному усмотрению приводит к товарищу для ответа. Преподаватель оценивает их обращение с позиций правильности постановки ударения в словах.
4. В итоге урока педагог обращает внимание детей на то, что соблюдение верного ударения в словах содействует увеличению внятности их речи.
Урок (VIII класс)
Тема. Словесное ударение.
Цель. Тренировка получающих образование умении выполнять словесное ударение при трансформации формы слова.
Замысел урока
1. Упражнение в умении самостоятельно регулировать речевой дыхание, делая паузы в соответствии со смысловой связью слов.
2. Тренировка в умении выполнять верное словесное ударение в обиходно-разговорной речи.
3. Упражнения в соблюдении верного словесного ударения при трансформации формы слова.
4. Домашнее задание.
5. Результат урока.
Движение урока
1. Упражнение в умении самостоятельно регулировать речевое дыхание. Обучающиеся должны сами выяснить место дыхательных пауз в предложенном им речевом материале и соответственно его сказать. На доске записываются и произносятся преподавателем в микрофон предложения: Отечественный класс дежурит по школе в пятницу и среду. Отечественный класс дежурит на третьем этаже. Сперва преподаватель предлагает детям графически обозначить дыхательные паузы. Имеется в виду, что обучающиеся должны поделить каждое предложение на синтагмы: Отечественный класс /дежурит по школе в пятницу и среду. Отечественный класс! дежурит по школе/ на третьем этаже. Для постановки дыхательных пауз к доске вызывается ученик, остальные оценивают правильность его ответа. Затем каждое предложение произносится отвечающим всем классом и учеником хором.
После этого преподаватель предлагает детям составить предложения по аналогии с записанными на доске и сказать их, выполняя верное речевое дыхание. К примеру: Вчерашним вечером /мы наблюдали/ передачу по телевизору. Сейчас на протяжении завтрака /мы кушали кашу, / выпивали чай и ели хлеб с сыром и маслом.
2. На данном этапе урока обучающиеся тренируются в верной постановке ударения в словах обиходно-разговорной речи. Употребляется таковой вид работы, как выражение словами действий, делаемых детьми и учителем. Классу говорится о том, что на данный момент необходимо будет составить предложения соответственно действиям преподавателя либо кого-либо из учеников. Все слова направляться произносить с верным ударением. Приведем предложения, каковые школьники должны будут составить соответственно действиям преподавателя: Вы открыли дверь. Вы подошли к окну. Вы стёрли доску. Вы забрали классный издание.
Преподаватель делает действия и обращается к классу с вопросом: «Сообщите, что я сделал (а)». Для ответа он вызывает обучающихся. Произношение каждого из них оценивается с позиций умения пользоваться верным словесным ударением. Подводя итог каждое предложение проговаривается хором под дирижирование преподавателя и обучающихся. Затем к доске вызывается один из учеников, что по собственному усмотрению делает те либо иные действия. Наряду с этим он обращается к двум-трем школьникам с заданием: «Сообщите, что я сделал (а)». Все обучающиеся хором под дирижирование проговаривают любой ответ. Преподаватель наблюдает за работой детей и при необходимости делает соответствующие замечания в отношении дирижирования и произношения.
3. Основной задачей данного урока есть тренировка школьников в умении выполнять словесное ударение при трансформации формы слова (подвижность словесного ударения). Преподаватель записывает на доске предложения, подчеркивая в них определенные слова. После этого произносит их в микрофон.
Девочка вымыла руки. У куклы две руки.
Сова сидит на дереве. Совы отлично видят ночью.
Затем он дает классу задание графически обозначить ударения в выделенных словах и вызывает к доске отдельных обучающихся. Графическое обозначение ударения в слове ученик сопровождает дирижированием и проговариванием. После этого целый речевой материал читается хором под школьников и дирижирование учителя. Затем преподаватель фиксирует внимание детей на том, что в русском языке имеется слова с непостоянным, подвижным ударением, и приводит примеры. Позже он предлагает детям отыскать в памяти еще последовательность слов с подвижным ударением. Опрашиваются отдельные обучающиеся. Ответ каждого из них преподаватель записывает на доске. В следствии на доске образуется следующая запись:
‘ ‘ ‘ ‘
голова — головы роса — росы
‘ ‘ ‘ ‘
поясницы — поясницы стенки — стенки
‘ ‘ ‘ ‘
нога — ноги лоза — лозы
‘ ‘ ‘ ‘
лиса — лисы петух — петухи
‘ ‘ ‘ ‘
доска — доски коса — косы
‘ ‘
коза — козы
Все записанные на доске пары слов дети просматривают хором, а после этого записывают в тетради по технике речи. Затем преподаватель показывает, что нужно обучиться верному произнесению этих слов.
После этого он предлагает детям составить предложения с любой парой слов и вызывает для ответа отдельных обучающихся. Любой из них произносит собственный пример. Преподаватель требует школьников выделить в предложении слова с подвижным ударением. Вместе с отвечающим все произносят их хором.
4. На дом дается задание подобрать, записать в тетрадь по технике речи и обучиться верно произносить последовательность слов с подвижным ударением. Помимо этого, обучающиеся должны составить предложения со следующими парами слов:
‘ ‘ ‘ ‘
нора — норы, глаз — глаза.
5. В итоге урока преподаватель выделяет, что словесное ударение в некоторых словах непостоянно. Их необходимо обучиться верно произносить, поскольку это повышает внятность речи. В уголке по технике речи преподаватель помещает карточку следующего содержания:
Взгляни, где стоит ударение в этих словах, и обучись их верно произносить:
‘ ‘ ‘ ‘
голова — головы роса — росы
‘ ‘ ‘ ‘
поясницы — поясницы стенки — стенки
‘ ‘ ‘ ‘
нога — ноги лоза — лозы
‘ ‘ ‘ ‘
лиса — лисы петух — петухи
‘ ‘ ‘ ‘
доска — доски коса — косы
‘ ‘
коза — козы
Подбери слова с подвижным ударением и продолжи перечень слов.
задания и Контрольные вопросы
1. Сформулируйте главные задачи обучения глухих словесному ударению.
2. Как вырабатывать у глухих детей навыки выделения ударного слога?
3. Обрисуйте виды работ, каковые направляться использовать при обучении детей словесному ударению.