ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
МетодИКИ диагностики ПАМЯТИ |
Тест «Количество краткосрочной памяти» |
Методика «Память на числа» |
Методика «Смысловая память» |
Тест «Долгосрочная память» |
Методика «Заучивание десяти слов» |
Методика «Память на образы» |
МетодИКИ изучения мышления |
Тест «Классификация предметов» |
Методика «Исключение слов» |
Тест «Значительные показатели» |
Тест «Простые аналогии» |
Тест «Сложные аналогии» |
Методика «Сравнение понятий» |
Методика « Соотношение пословиц, фраз и метафор» |
Тест Эббингауза (Заполнение пропущенных в тексте слов) |
Методика «Изучение быстроты мышления» Методика «Гибкость мышления» |
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ
ТЕСТ «Количество КРАТКОСРОЧНОЙ ПАМЯТИ
ЦИФРОВОЙ МАТЕРИАЛ («Способ Джекобса»)
Движение опыта. Испытуемым зачитывают последовательности чисел с неизменно нарастающим числом цифр. По окончании команды «Записывайте» испытуемые должны записать запомнившиеся числа в том же порядке, как они были предъявлены.
Бланк протоколадля экспериментатора (для испытуемого бланк не должен включать стимульный материал)
№ п/п | Стимульный материал | Ответ испытуемого в 1- 4 опытах | Количество неточностей | Баллы | |||
4 397 | |||||||
39 532 | |||||||
427 318 | |||||||
6 194 735 | |||||||
59 174 236 | |||||||
981 926 473 | |||||||
3 829 517 461 | |||||||
Всего: |
В каждом опыте заготавливается 7 последовательностей цифр (в каждом опыте разные), которые содержат последовательно 4,5,6,7…10 элементов. Элементы последовательности не должны быть связаны между собой логическими связями. Экспериментатор по одному разу просматривает попеременно любой последовательность, начиная с самого маленького. По окончании прочтения каждого последовательности через 2-3 секунды по команде «Пишите» испытуемый письменно воспроизводит в заготовленном заблаговременно протоколе элементы последовательности в том порядке, в котором они зачитывались экспериментатором. Независимо от результатов читаются все семь последовательностей. Опыт должен быть повторен 4 раза для получения более надежных результатов. Материал зачитывается звучно, четко и монотонно с промежутком в 1 секунду между элементами последовательности. Промежуток между предъявлениями каждого последовательности зависит от длины последовательности; они должны быть достаточными для воспроизведения. Промежутки между опытами 5 -7 мин..
Обработка результатов.
1.Сверить результаты каждого опыта с предъявляемым материалом. Знаком «+» отмечаются верно воспроизведенные последовательности. Последовательности не воспроизведенные абсолютно либо воспроизведенные с неточностями, либо не в той последовательности, отмечаются знаком «-».
2.Составить сводную таблицу по итогам 4-х опытов и вычислить % верно воспроизведенных последовательностей каждой длины за все испытания.
3. Вычислить (точность вычисления =0,5) количество памяти по формуле:
V = A + | m |
n |
где А – громаднейшая протяженность последовательности, что испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;
n – число опытов (n= 4); m – количество верно воспроизведенных последовательностей А.
4. Начертите график зависимости запоминаний от количества материала (по % верно воспроизведенных последовательностей за все испытания).
МЕТОДИКА «ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА»
Методика предназначена для оценки краткосрочной зрительной памяти, ее точности и объёма. Задание содержится в том, что испытуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с двенадцатью двухзначными числами, каковые необходимо запомнить и по окончании того, как таблица убрана, записать на бланке.
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача содержится в том, дабы за 20 сек., запомнить как возможно больше чисел. Через 20 сек. таблицу уберут, и вы должны станете записать те числа, каковые вы запомнили».
Оценка краткосрочной зрительной памяти производилась по количеству верно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования.
МЕТОДИКА «Смысловая память»
СЕРИЯ А
Материал.Пары слов для запоминания: кукла – играться, курица – яйцо, ножницы – резать, лошадь – сено, книга – учить, бабочка – муха, щетка – зубы, барабан – пионер, снег – зима, петух – кричать, чернила – тетрадь, корова – молоко, паровоз – ехать, груша – компот, лампа – вечер.
Движение опыта.Испытуемым зачитывают слова. Они должны попытаться запомнить их попарно. После этого экспериментатор прочитывает лишь первое слово каждой пары, а испытуемые записывают второе.
При проверке медлительно просматривают пары слов. В случае, если второе слово записано верно, то ставят символ «+», в случае, если неправильно либо по большому счету не записано – ставят « — ».
СЕРИЯ Б.
Материал.Пары слов для запоминания: жук – кресло, перо – вода, очки – неточность, колокольчик – память, голубь – папа, лейка – трамвай, гребенка – ветер, сапоги – котел, замок – мать, спичка – овца, терка – море, салазки – завод, рыба – пожар, тополь – кисель.
Движение опыта.проверка и Характер предъявления такие же, как и в серии А. По окончании проведения опыта сравнивают количество запомнившихся слов по каждой серии и испытуемые отвечают на вопросы: «По какой причине хуже запомнились слова серии Б? Пробовали ли установить связь между словами серии Б?»
Обработка результатов.По каждому опыту требуется подсчитать количество верно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. Результаты занести в таблицу:
Количество логической памяти | Количество механической памяти | ||||
Кол-во слов первого ряда (а1 ) | Кол-во запом- нившихся слов (b1 ) | Коэффициент логической памяти | Кол-во слов второго последовательности (а2 ) | Кол-во запом- нившихся слов (b2 ) | Коэффициент механической памяти |
С1 = | b1 | С2 = | b2 | ||
а1 | а2 | ||||
Вывод.Для успешности запоминания нужно включить материал в совокупность, которая отражает объективные связи.
Методика «Память на образы»
Методика предназначена для изучения образной памяти и может использоваться при профотборе. Сущность методики содержится в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы нужно запомнить и в течение 60 секунд воспроизвести на бланке.
Инструкция: Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача содержится в том, дабы за 20 секунд запомнить как возможно больше образов. Через 20 секунд уберут таблицу, и вы должны нарисовать либо записать (выразить словесно) те образы, каковые запомнили.
Оценка результатов: тестирования производится по количеству верно воспроизведенных образов. Норма – 6 верных ответов и больше. Методика употребляется в группе и лично.
СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ
МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВ»
Методика «Исключение слов» направлена на изучение аналитико-синтетической деятельности больных, их умения обобщать. Она подобна методике «Классификация», потому, что исключение предполагает предварительную классификацию. Отличие состоит только в том, что методика «Исключение слов» в меньшей степени выявляет устойчивость и работоспособность внимания, а в основном — логичность рассуждений, обоснованность и правильность обобщений.
В патопсихологии выделяют три вида патологии мышления: 1) нарушение операционной стороны мышления, 2) нарушение динамики мышления, 3) нарушение мотивационного компонента мышления.
Методика самый чувствительна к нарушениям операционной стороны мышления — к искажению уровня процесса и снижению обобщения обобщения. Первое проявляется в том, что в суждениях больных господствуют яркие представления о явлениях и предметах и оперирование неспециализированными показателями заменяется установлением сугубо конкретных связей. Второе пребывает в том, что не смотря на то, что больные выделяют неспециализированные показатели и могут выйти за пределы конкретных ситуационных связей, но эти связи являются несущественными, случайными, поверхностными, часто парадоксальными.
Менее чувствительна методика к. нарушениям динамики инертности и — мыслительной деятельности лабильности.
Третий вид патологии мышления — нарушение мотивационного компонента — возможно распознать в первую очередь в объяснениях больными собственных ответов, в обычных для них разноплановости и резонерстве.
Оснащение.Обычный бланк методики, на котором напечатаны серии слов (15 серий по 5 слов в каждой), секундомер и заблаговременно подготовленный протокол.
Обычный БЛАНК
Методика «Исключение слов»
1) дряхлый, ветхий, изношенный, мелкий, ветхий
2) храбрый, храбрый, отважный, не добрый, решительный
3) Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий
4) молоко, сливки, сыр, сало, сметана
5 не так долго осталось ждать, скоро, быстро, понемногу, торопливо
6) глубочайший, большой, яркий, низкий, небольшой
7) лист, почка, кора, дерево, сук
дом, сарай, изба, хижина, строение
9) береза, сосна, дерево, дуб, ель
10) ненавидеть, ненавидеть, негодовать, возмущаться, наказывать
11) чёрный, яркий, светло синий, ясный, тусклый
12) гнездо, нора, муравейник, курятник, пещера
13) неудача, провал, провал, поражение, беспокойство
14) молоток, гвоздь, клещи, топор, долото
15) 60 секунд, секунда, час, вечер, дни
Ключ
1) мелкий, 2) не добрый, 3) Иванов, 4) сало, 5) понемногу, 6) яркий, 7) дерево, строение, 9) дерево, 10) наказывать. 11) светло синий, 12) курятник, 13) беспокойство, 14) гвоздь, 15) вечер
ПРОТОКОЛ
Фамилия, имя, отчество______________________ Дата________________
Возраст______________________Образование________________________
Изучение мышления по методике «Исключение слов»
Номер строчка | Исключаемое слово | Объяснения испытуемого | примечания и Вопросы экспериментатора |
… | |||
Порядок работы.Изучение, в большинстве случаев, проводится в психоневрологической клинике; в качестве испытуемого выступает больной. Перед проведением обследования экспериментатор в свободной беседе пробует распознать состояние больного, его жалобы.
Больному предъявляется бланк методики и дается инструкция: «На бланке написаны группы слов, любая несколько складывается из пяти слов. Четыре слова из пяти являются в чем-то сходными и смогут быть объединены по неспециализированному показателю, а одно из слов не соответствует этому показателю и его необходимо исключить». В случае, если испытуемый сходу не усвоил инструкцию, то один-два примера экспериментатор решает совместно с ним. Регистрируется неспециализированное время исполнения с 1-го по 15-е задание. По окончании того как испытуемый закончил работу, его просят растолковать собственные ответы. Экспериментатор регистрирует в протоколе номер строчка, исключаемое слово, объяснения испытуемого, и примечания и свои вопросы.
анализ и Обработка взятых данных.Методика «Исключение слов» предполагает в первую очередь качественный анализ объяснений и характера ошибок испытуемого. Вероятна кроме этого и количественная оценка, пребывающая в следующем:
1) в соответствии с ключом подсчитывается количество верно решенных заданий, за каждое верное ответ дается 2 балла;
2) подсчитывается неспециализированная оценка (А) с учетом поправки на время исполнения задания по формуле:
А = В + Т,
где В — количество баллов за верно выполненные задания, Т — поправка на время.
Поправки на время исполнения задания «Исключение слов»
Время, с | Т (В 26) | Время, с | Т (В 26) |
91 | +3 | ||
91 — 250 | 250 — 330 | — 3 | |
250 | -3 | 330 | — 6 |
Качественная оценка предполагает анализ характера неточностей. самые типичными являются неточности следующих двух типов:
1) исключается одно слово, остальные четыре объединяются не по неспециализированным, а по конкретным ситуационным показателям; к примеру, больной из комплекта слов «лист», «почка», «кора», «дерево», «сук» исключает «лист», растолковывая, что «на данный момент ранняя весна, и листья еще не показались»;
2) слова объединяются по неспециализированным, но не значительным, случайным, часто парадоксальным показателям; к примеру, больной из комплекта слов «гнездо», «нора», «муравейник», «курятник», «пещера» исключает «гнездо», растолковывая, что «гнездо, в большинстве случаев, находится на дереве, все другое — на земле».
Неточности первого типа говорят о понижении уровня обобщения, а неточности второго типа—об искажении процесса обобщения.
Ответы испытуемых возможно классифицировать так:
а) категориальные — отнесение к классу на базе основных, значительных показателей;
б) функциональные — отнесение к классу на базе функциональных показателей;
в) конкретные — отнесение к классу на базе конкретных показателей;
г) нулевые — перечисление предметов или их функций без попытки обобщения.
Особенности ответов в разных нозологических группах: — при шизофрении производится обобщение по несущественным, время от времени парадоксальным показателям;
— при олигофрении обобщения конкретен , довольно часто опираются на выделение ситуационных связей;
— при старческом слабоумии в большинстве случаев имеет место невозможность исполнения заданий, кроме того на самые простых примерах.
Тест «Простые аналогии»
Исполнение этого задания требует понимания логических отношений и связей между понятиями, и умения устойчиво сохранять заданный метод рассуждений при ответе долгого последовательности разнообразных задач. Методика заимствована из психологии труда.
С целью проведения опыта нужен бланк либо легко отпечатанный на машинке последовательность задач.
Задание пригодно для изучения испытуемых с образованием не ниже 7 классов.
лошадь | корова | ||
жеребенок | пастбище, рога, молоко, теленок, бык | ||
яйцо | картофель | ||
скорлупа | курица, огород, капуста, суп, шелуха | ||
ложка | вилка | ||
каша | масло, нож, тарелка, мясо, посуда | ||
коньки | лодка | ||
зима | лед, каток, весло, лето, река | ||
ухо | зубы | ||
слышать | видеть, лечить, рот, щетка, жевать | ||
собака | щука | ||
шерсть | овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя | ||
пробка | камень | ||
плавать | пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик | ||
чай | суп | ||
сахар | вода, тарелка, крупа, соль, ложка | ||
дерево | рука | ||
сук | топор, перчатка, нога, работа, палец | ||
ливень | холод | ||
зонтик | палка, мороз, сани, зима, шуба | ||
школа | поликлиника | ||
обучение | врач, ученик, учреждение, лечение, больной | ||
песня | картина | ||
глухой | хромой, слепой, живописец, рисунок, больной | ||
нож | стол | ||
сталь | вилка, дерево, стул, пища, скатерть | ||
рыба | муха | ||
сеть | решето, комар, помещение, жужжать, паутина | ||
птица | человек | ||
гнездо | люди, птенец, рабочий, зверь, дом | ||
хлеб | дом | ||
пекарь | вагон, город, жилище, строитель, дверь | ||
пальто | ботинок | ||
пуговица | портной, магазин, нога, шнурок, шляпа | ||
коса | бритва | ||
трава | сено, волосы, острая, сталь, инструменты | ||
нога | рука | ||
сапог | галоши, кулак, перчатка, палец, кисть | ||
вода | пища | ||
жажда | выпивать, голод, хлеб, рот, еда | ||
электричество | пар | ||
проволока | лампочка, ток, вода, трубы, кипение | ||
паровоз | конь | ||
вагоны | поезд, лошадь, овес, телега, конюшня | ||
бриллиант | железо | ||
редкий | драгоценный, металлический, жёсткий, сталь | ||
бежать | кричать | ||
находиться | молчать, ползать, шуметь, кликать, плакать | ||
волк | птица | ||
пасть | воздушное пространство, клюв, соловей, яйцо, пение | ||
растение | птица | ||
семя | зерно, клюв, соловей, пение, яйцо | ||
театр | библиотека | ||
зритель | актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель | ||
утро | зима | ||
ночь | холод, сутки, январь, осень, сани | ||
железо | дерево | ||
кузнец | пень, выпивала, столяр, кора, листья | ||
нога | глаза | ||
костыль | галка, очки, слезы, зрение, шнобель |
Инструкция дается в форме общего рещения первых трех задач. «Вот посмотрите, ? говорят испытуемому, ? тут написано два слова ? сверху лошадь, снизу жеребенок. Какая между ними сообщение? Жеребенок ? детеныш лошади. А тут, справа также сверху одно слово ? корова, а внизу пять слов на выбор. Из них необходимо выбрать лишь одно слово, которое кроме этого будет относиться к слову «корова», как жеребенок к лошади, т. е. дабы оно обозначало детеныша коровы. Это будет… теленок. Значит, необходимо раньше установить, как связаны между собой слова, написанные слева, и после этого установить такую же сообщение справа.
Разберем еще пример: вот тут слева ? яйцо ? скорлупа. Сообщение такая: дабы съесть яйцо, необходимо снять скорлупу. А справа ? картофель и внизу пять слов на выбор.
Инструкция пара длинновата, но непременно необходимо добиться того, дабы испытуемый ее отлично усвоил.
В норме, при соответствующем образовании, исследуемые усваивают порядок ответа задач по окончании 2?3 примеров. В случае, если испытуемый, имеющий образование 7 классов, никак не имеет возможности усвоить задание по окончании 3?4 примеров, это дает основание думать, что его интеллектуальные процессы, по крайней мере, затруднены.
Значительно чаще при исполнении этого задания наблюдаются случайные неточности. Вместо того, дабы руководствоваться при выборе слова примером логической связи слева, испытуемый к верхнему слову справа какое-либо близкое по конкретной ассоциации слово из нижних.
ФОРМА ПРОТОКОЛА К МЕТОДИКЕ «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»
Номер задачи | Ответ | Объяснения |
ухо | зубы | |
слышать | видеть, лечить, рот, щетка, жевать |
испытуемый выбирает слово «лечить» легко по причине того, что зубы довольно часто приходится лечить. Часто бывает так, что больной решает 3?4 задачи таким бездумным, неправильным методом, а после этого, без всякого напоминания со стороны экспериментатора, возвращается к верному методу ответов. Такая неустойчивость процесса мышления, соскальзывание суждений на путь случайных, облегченных, ненаправленных ассоциаций отмечается при утомляемости испытуемых, при хрупкости процессов мышления как органического, так и шизофренического генеза.
Методикой возможно пользоваться для повторных проб, в случае, если поделить данный комплект на две либо три части.
Тест «Сложные аналогии»
Методика, предложенная Э.А.Коробковой, направлена на обнаружение того, в какой мере испытуемому доступно познание сложных логических взаимоотношений и выделение абстрактных связей. Помимо этого, методика провоцирует проявления резонерства у больных, склонных к нему.
С целью проведения опытов нужен бланк:
1. Овца ? стадо
2.Малина ? ягода
3.Море ? океан
4.Свет ? темнота
5.Отравление ? смерть
6.Неприятель – неприятель
испуг ? бегство | слово ? фраза |
физика ? наука | бодрость ? вялость |
верно ? правильно | свобода ? независимость |
месть ? поджог | праздность ? безделье |
бережливость ? скупость | глава ? роман |
десять ? число | покой ? перемещение |
грядка ? огород | прохлада ? холод |
похвала ? брань | обман ? недоверие |
пара ? два | пение ? мастерство |
Методику возможно использовать при изучении испытуемых, имеющих не меньше 7 классов образования, но значительно чаще ввиду большой трудности ее используют при изучении испытуемых со высшим образованием и средним.
Инструкция: «Давайте разглядим, какая связь между этими парами слов (вверху)», и детально характеризуют принцип связи каждой пары. Так, к примеру, ему растолковывают, что «свет ? темнота» ? противоположные понятия, «отравление ? смерть» имеют причинно-следственную сообщение, «море ? океан» имеют количественное отличие. Затем испытуемому предлагают прочесть каждую несколько из расположенных внизу, сообщить, к какой паре из верхних она относится и назвать принцип данной связи. Больше никаких объяснений экспериментатор не дает, а лишь записывает решения испытуемого, пока он не делает 2?3 попыток независимого ответа. , если эти первые ответы говорят о том, что испытуемый задачу не осознал, экспериментатор дает повторные объяснения и вместе с испытуемым решает 2?3 задачи. Верное ответ задачи должно иметь приблизительно такую форму физика ? наука соответствует паре малина ? ягода, в силу того, что физика ? одна из наук, так же как малина ? это один из видов ягод. Либо: «испуг ? бегство» соответствует «отравление ? смерть», в силу того, что и в том месте и тут причинно-следственные отношения.
В случае, если же испытуемый еле понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, это еще не дает права делать вывод об интеллектуальном понижении; многие психически здоровые люди еле выполняют это задание. Необходимо подвергнуть анализу неточности, вернее, целый движение рассуждений испытуемого. Значительно чаще эта методика выясняется нужной для обнаружения соскальзываний, внешних пара-логичных умозаключений, т. е. той растекаемости мышления, которая отмечается при шизофрении. Пациент, к примеру, начинает пространно рассуждать о том, что «испуг ? бегство» соответствует паре «неприятель ? неприятель», в силу того, что на протяжении войны такое не редкость, либо отвечает, что «физика ? наука» соответствует понятиям «свет ? темнота», так как это понятия, изучаемые физикой, и т.д.
ФОРМА ПРОТОКОЛА К МЕТОДИКЕ «СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ»
Какую несколько к какой относят | Обсуждение, доказательства |
Примечание. В этом протоколе лучше записывать обе соотносимые пары слов (а не номер задачи) чтобы не было вероятных неточностей. Обсуждение направляться записывать абсолютно. Возможно в одной графе менять реплики и вопросы экспериментатора (заключая их в скобки) и ответы испытуемого.
Тест эббингауза
(Заполнение пропущенных в тексте слов)
Методика, предложенная Эббингаузом, использовалась для самых разнообразных целей: обнаружения развития речи, продуктивности ассоциаций. С успехом возможно использована для проверки критичности мышления.
С целью проведения опытов существует множество вариантов текстов: отдельные фразы, более либо менее сложные рассказы. В лаборатории Университета психиатрии в течении последних десяти лет используется следующий текст.
Над городом низко повисли снеговые……………… Вечером началась…………..… Снег повалил громадными……………. Холодный ветер выл как……..………дикий……………… На финише пустынной и глухой……………… внезапно показалась какая-то девочка. Она медлительно и с…………..….пробиралась по………………… Она была худа и бедно………………… Она подвигалась медлительно вперед, валенки хлябали и……………….ей идти. На ней было нехорошее……………. с узкими рукавами, а на плечах………………… Внезапно девочка……………….и, согнувшись, начала что-то……………….. у себя под ногами. Наконец она стала на ……………. и собственными посиневшими от…….……ручонками стала …………………. .по сугробу.
Испытуемому предлагают просмотреть текст и вписать в любой пропуск ? лишь одно слово так, дабы оказался связный рассказ.
При оценке работы направляться учесть скорость подбора слов, затруднения в подборе слов в определенных, самые трудных местах текста (к примеру: холодный ветер выл как…. либо начала что-то…), и критичность испытуемого, т. е. его рвение сопоставлять те слова, каковые он планирует вписать, с остальным текстом. Кое-какие испытуемые создают данный контроль, перед тем как заполнят пропуск, другие ? исправляют и переделывают уже написанное. Но в случае, если испытуемый заполняет текст, а после этого легкомысленно отдает его экспериментатору в качестве выполненной работы, так, как это сделано в данном примере, то возможно сделать вывод о понижении критичности.
Больной К. Над городом низко повисли снеговые туча. Вечером началась перестрелка. Снег повалил громадными пятакам хлопья. Холодный ветер выл как собака, дикий… На финише пустынной и глухой горе внезапно показалась какая-то девочка. Она медлительно и с тарелкой пробиралась по столовой. Она была худа и бедно смотрелась. Она подвигалась медлительно вперед, валенки хлябали и не легко ей идти. На ней было нехорошее одеяло с узкими рукавами, а на плечах мешок. Внезапно девочка со страхом и согнувшись начала что-то кричать у себя под ногами. Наконец, она стала на ноги и собственными посиневшими от озноба ручонками начала прыгать по сугробу.
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
МетодИКИ диагностики ПАМЯТИ |
Тест «Количество краткосрочной памяти» |
Методика «Память на числа» |
Методика «Смысловая память» |
Тест «Долгосрочная память» |
Методика «Заучивание десяти слов» |
Методика «Память на образы» |
МетодИКИ изучения мышления |
Тест «Классификация предметов» |
Методика «Исключение слов» |
Тест «Значительные показатели» |
Тест «Простые аналогии» |
Тест «Сложные аналогии» |
Методика «Сравнение понятий» |
Методика « Соотношение пословиц, фраз и метафор» |
Тест Эббингауза (Заполнение пропущенных в тексте слов) |
Методика «Изучение быстроты мышления» Методика «Гибкость мышления» |
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ