Пространственное действие цвета может зависеть от разных компонентов. В самом цвете имеется силы, талантливые выявлять глубину. Это является следствием контраста яркого и чёрного, и возможностей трансформации насыщенности его распространения и цвета. Кроме этого трансформации пространственных ощущений возможно добиться посредством всевозможных пересечений и диагоналей.
В то время, когда шесть цветов — желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, светло синий и зелёный расположены на тёмном фоне один около другого без промежутков, то совсем очевидно видно, что яркий жёлтый цвет думается выступающим, а фиолетовый погружается в глубину тёмного фона. Остальные цвета образуют промежуточные ступени между жёлтым и фиолетовым. При применении белого фона чувство глубины изменяется. Фиолетовый цвет выталкивается белым фоном и думается выступающим вперёд, тогда как жёлтый цвет удерживается белым в качестве «близкого и родственного». Эти наблюдения обосновывают, что для оценки впечатления глубины, неспециализированный цвет фона столь же ответствен, как и отдельный цвет. Тут ещё раз приходится сталкиваться с относительностью цветового действия, о котором уже говорилось в разделах, посвящённых физической действительности цвета и цветовому действию, цветовой выразительности и симультанному контрасту. Ещё в 1915 году мною проводилось довольно много изучений, которые связаны с обнаружением возможностей цвета выявлять глубину пространства, из-за которых я заключил, что шесть главных цветов на тёмном фоне в соответствии со ступенями проявления их глубины соотносятся с пропорциями золотого сечения. Принцип золотого сечения основан на том, что самый мелкий отрезок относится к самому громадному, как самый большой к их неспециализированной сумме. В случае, если расстояние АВ поделено по принципу золотого сечения в точке С , то это указывает, что АС относится к СВ как СВ к АВ . В области цвета это указывает следующее: в случае, если мы поместим оранжевый цвет между жёлтым и красным, любой из которых имеет собственную степень глубины, то отличие глубины между жёлто?оранжевым и оранжево?красным будет соответствовать отношениям «меньшего» к «большему». То же отношение «меньшего» к «большему» существует между жёлто?красно?оранжевым и красно?оранжево?синим. В тех же пропорциях золотого сечения находятся жёлто?красный и красно?фиолетовый цвет, как и жёлто?зелёный и зелено?светло синий.
Жёлтый, красно?оранжевый и светло синий на тёмном фоне имеют следующую картину заглубления: жёлтый очень сильно выступает вперёд, красный в меньшей степени, а светло синий думается практически столь же глубоким, как тёмный. На белом фоне появляется обратное чувство: светло синий очень сильно выступает вперёд, красно?оранжевый остаётся практически на месте, а жёлтый лишь легко выдвигается вперёд. Отношения глубин между жёлтым и красно?оранжевым, красно?оранжевым и синим соответствуют отношениям «большего» к «меньшему».
Все яркие тона на тёмном фоне будут выступать вперёд в соответствии со степенью их светлости. На белом фоне чувство будет обратное: яркие тона остаются на уровне белого фона, а чёрные понемногу выступают вперёд.
Что касается холодных и тёплых цветов однообразной светлоты, то тёплые цвета будут выступать вперёд, а холодные хотеть попасть в глубину. В случае, если видится контраст яркого и чёрного, то ощущения глубины будут либо возрастать благодаря цвету, либо нейтрализуются, либо же будут функционировать в обратном направлении. Одинаково яркие светло синий?зелёный и красно?оранжевый ведут себя на тёмном фоне следующим образом — красно?оранжевый выступает вперёд, а светло синий?зелёный уходит вглубь.
В случае, если красно?оранжевый будет осветлён, то он выступит вперёд ещё посильнее. В случае, если легко осветлить светло синий?зелёный, то он произведёт то же чувство глубины, что и красно?оранжевый, а если он будет осветлён ещё посильнее, то выступит вперёд, а красно?оранжевый, напротив, отойдёт назад.
Контраст насыщения приводит к следующим ощущениям в восприятии цвета: броские цвета будут выступать вперёд если сравнивать с одинаково яркими, но притуплёнными цветами. Когда к этому контрасту прибавляется контраст яркого и чёрного либо холодного и тёплого, чувство глубины опять изменяется. Контраст распространения либо контраст размеров цветовых плоскостей играется громадную роль в создании впечатления глубины. В то время, когда на громадной красной поверхности имеется мелкое жёлтое пятно, то красный цвет делается как бы фоном и жёлтый цвет в этом случае выступает вперёд. В случае, если мы будем увеличивать площадь, занятую жёлтым цветом, и уменьшать, занятую красным, то может настать таковой момент, в то время, когда жёлтый цвет будет играться более большую роль, чем красный. Жёлтый цвет может стать фоном и вытеснить красный вперёд.
Если бы мы захотели разглядеть все вероятные варианты с позиций трансформации впечатлений относительно глубины цвета, то это не дало бы нам никакой уверенности в верном создании пространственного равновесия каждой цветовой композиции. Тут возможно рассчитывать на персональный узкий вкус живописца и поставленные им цели.
Чтобы пронаблюдать пространственные возможности диагоналей, необходимо жёлтый, красно?оранжевый и светло синий находиться на тёмном и белом фоне в двух диагональных направлениях, водном случае — слева направо и в другом — справа налево. Неприятности создания красивых иллюзий глубины возможно изучить, сравнивая, к примеру, жёлтый и светло синий прямоугольники во всевозможных вертикальных и горизонтальных их положениях, наложениях и пересечениях, применяя для этого белый и тёмный фон. В случае, если о цвете желают делать выводы как о силе, талантливой обеспечить красивую глубину, то для этого необходимо упражнять собственное видение в восприятии возможностей цвета в построении пространства… «Не устраивайте окон, не делайте дыр в картине», — сказал Коро, призывая художников быть внимательными к неспециализированной целостности красивого пространства.
Очень сильного ощущения глубины картины возможно добиться, применяя сотрудничество цвета, вертикальных и пространственных планов и горизонтальных направлений композиции между собой. Значительно чаще пространство картины строится за счет двух, трёх и большего количества замыслов. К примеру, Клод Лоррен пространство собственных пейзажей сооружает на применении пяти замыслов. Но самый распространённый вариант плоскостно?изобразительной передачи пространства основан на двух замыслах.