Термин «комедия» (Komoidia) обозначает «песню комоса». Комос — «ватага гуляк», совершающих по окончании пирушки шествие и распевающих наряду с этим песни насмешливого либо хвалебного, а время от времени и амурного содержания. Комосы имели место и в религиозной обрядности и в быту. В древнегреческом быту комос время от времени являлся средством народного протеста против каких-либо притеснений, преобразовывался в собственного рода демонстрацию. В комедии элемент комоса представлен хором ряженых, одетых подчас в очень фантастические костюмы. В соответствии с сообщению Аристотеля, мастерство построения комического действия, выработанное в Сицилии, оказало известное влияние на развитие комедии в Афинах. «Старая» комедия — комедия по преимуществу политическая и обличительная, превращающая фольклорные «игры» и насмешливые песни в орудие политической сатиры и идеологической критики.
Ее объект — не мифологическое прошлое, а живая современность, текущие, время от времени кроме того злободневные, вопросы политической и культурной жизни.
Вторая отличительная черта «старой» комедии, привлекавшая внимание уже в более поздней античности, это — полная свобода личной насмешки над отдельными гражданами с открытым называнием их имен. Высмеиваемое лицо или прямо выводилось на сцену в качестве комического персонажа, или становилось предметом язвительных, иногда весьма неотёсанных, намёков и шуток, отпускавшихся хором и актерами комедии. К примеру, в комедиях Аристофана на сцену выводятся такие лица, как фаворит радикальной народовластии Клеон, Сократ, Эврипид. Неоднократно делались попытки сократить эту комедийную вольность, но в течение всего V в. они оставались бесплодными.
Способом осмеяния публичных порядков и отдельных граждан остается карикатура. «Старая» комедия в большинстве случаев не индивидуализирует собственных персонажей, а формирует обобщенные карикатурные образы, применяя наряду с этим кроме этого и типические маски сицилийской комедии и фольклора. Это имеет место кроме того тогда, в то время, когда действующими лицами являются живые современники; так, образ Сократа у Аристофана в малой степени воссоздает личность Сократа, а представляет собой по преимуществу пародийную зарисовку философа («софиста») по большому счету с присовокуплением типических линия маски «ученого шарлатана». Аттическая комедия пользуется типическими масками («хвастливый солдат», «ученый шарлатан», «шут», «пьяная старая женщина» и т. п.), среди произведений афинских комедийных поэтов.
Сюжет комедии имеет в основном фантастический темперамент. Значительно чаще осуществляется какой-либо несбыточный проект трансформации существующих публичных взаимоотношений; к примеру, в комедиях Аристофана храбрец заключает на протяжении Пелопоннесской войны сепаратный мир со Спартой для себя и собственного семейства («Ахарняне»), основывает птичье государство («Птицы») и т. д. Сатира облекается в форму утопии. Самое неправдоподобие действия формирует особенный комический эффект, что еще улучшается нередким нарушением сценической иллюзии в форме обращения актеров к зрителям.
Объединяя комос с карикатурными сценками в рамках несложного, но все же связного сюжета, «старая» комедия имеет весьма необычное симметрическое членение, связанное со древней структурой песен комоса. Комический хор включал в себя 24 человек, т. е. в два раза превосходил хор катастрофы дософокловского времени. Он распадался на два время от времени враждующих между собой полухория. В прошлом это были две «состязающиеся» между собой торжественные «ватаги»; в литературной комедии, где «состязание» в большинстве случаев падает уже на актеров, от двойственности хора осталась внешняя форма, попеременное выполнение ‘песен отдельными полухориями в строго симметрическом соответствии. Наиболее значимая партия хора — так называемая парабаса, исполняемая посредине комедии. Она в большинстве случаев не следует ни в какой связи с действием пьесы; хор прощается с актерами и обращается конкретно к зрителям. Парабаса складывается из двух главных частей. Первая, произносимая предводителем всего хора, является обращением к публике от имени поэта, что сводит тут счеты со собственными соперниками и молит о благосклонном внимании к пьесе. Хор наряду с этим в маршевом ритме проходит перед зрителями («парабаса» в собственном смысле слова). Вторая часть, песня хора, имеет строфический темперамент и складывается из четырех партий: за лирической одой («песней») первого полухория направляться речитативная эпиррема («присловье») предводителя этого полухория в плясовом трохеическом ритме; в строгом метрическом соответствии с одой и эпирремой находятся после этого антода второго полухория и антэпиррема его предводителя.
Принцип «эпиррематической» композиции, т. е. попарного чередования од и эпиррем, пронизывает и другие части комедии. Ко мне относится первым делом сцена «состязания», а гон, в котором довольно часто сконцентрирована идейная сторона пьесы. Агон как правило имеет строго каноническое построение. «Состязаются» между собой два действующих лица, и спор их складывается из двух частей; в первой ведущая роль в собственности той стороне, которая будет побеждена в состязании, во второй — победителю; обе части симметрично раскрываются одами хора, находящимися в метрическом соответствии, и приглашением начать либо продолжить состязание. Видятся, но, сцены «состязания», отклоняющиеся от этого типа.
Типическим для «старой» комедии можно считать нижеследующее построение. В прологе дается экспозиция пьесы и излагается фантастический проект храбреца. За этим направляться парод (вступление) хора, живая сцена, довольно часто сопровождающаяся свалкой, где участвуют и актеры. По окончании агона цель в большинстве случаев достигнута. Тогда дается парабаса. Для второй половины комедии свойственны сценки балаганного типа, в которых изображаются благие последствия осуществления проекта и спроваживаются разные докучливые инопланетяне, нарушающие это счастье. Хор тут уже не принимает участия в действии и лишь окаймляет сценки собственными песнями; следи них довольно часто видится эпиррематически выстроенная партия, неудачно именуемая обыкновенно «второй парабасой». Заканчивается пьеса процессией комоса. Типическая структура допускает разные отклонения, варианты, перестановки отдельных частей, но знакомые нам комедии V в., так или иначе, к ней тяготеют.
В то время, когда и как создалась рассмотренная нами структура, неизвестно; мы застаем ее уже в готовом виде и замечаем только ее разрушение, предстоящее ослабление роли хора в комедии.
Билет 16