Творческие правила Даргомыжского. Эволюция творчества.
За Глинкои? Даргомыжскии? кроме этого явился одним из основоположников классическои? русскои? музыки, оказавшим влияние на пути ее развития в десятнадцатом веке.
НаследиеДаргомыжскогоневелико, ноонввелновыетемы, образы, художественныепринципы. Поэтомузначениееготворчестваоказалосьогромнымдляпоследующегоразвитиярусскоймузыки. Даргомыжскийстремилсякбольшомуидейномуискусству. «Желаю, чтобызвукпрямовыражалслово. Хочуправды» — писалкомпозитор.
Творческая деятельность Даргомыжского приходится в основнои? своеи? части на тридцатилетие 40—60-х годов. Она связывает две эры в художественнои? жизни России первои? половины и се- редины века. Одна из них — Глинки и эпоха Пушкина. Это время дало плодотворныи? для мастерства синтез высокого романтизма и высокого реализма — художественныи? сплав, которыи? характеризуют понятием «поэтическии? реализм».
Вторая эра породила величаи?шии? подъем и всестороннии? расцвет русского мастерства, вызванныи? развитием движения сопротивления в РФ. Сейчас в русскую культуру вошли великие представители мастерства второи? половины XIX века: Л. Н. Толстои? и Ф. М. Достоевскии?, В. И. Суриков и И. Е. Репин, П. И. Чаи?ковскии? и представители «Могучеи? кучки».
Бурныи? подъем демократических публичных сил, развитие социально-критических тенденции? во всех сферах идеи?нои? и художественнои? судьбы обусловили утверждение правил критического реализма в русском мастерстве этого времени, более всего в живописи и литературе.
Даргомыжскийпринадлежитпоколению, родившемусяпослеФранцузскогонашествия. Ихобьединяеткритицизмискепсис.
Центральнаяидеятворчества- единствомузыкиислова.
Происходит становление натуральной школы, реализм, социальная неприятность.
Пушкин был любимеи?шим поэтом композитора. К его поэзии он обращался на всем протяжении собственного творческого пути.
У него было 3 таких произведения (на соц. тему):“Станционный смотритель”, “Русалка и” Медный “всадник”.
Даргомыжского очень сильно интересовала драма судьбы. Он проводил дни на совещаниях Суда в Париже. Думал, что драма судьбы посильнее драмы в мастерстве. Так формировалось понятие реализма.
Внимание композитора завлекали жизненные явления, находящиеся в сложных переплетениях между собои?, в борьбе и в движении; человеческие характеры он видел и передавал в их росте и развитии, диалектически столкновениях и сложных противоречиях. Творческое воображение композитора возбуждали р е а л ь н ы е жизненные драмы, конкретные события судьбы, хорошие и негативные, кроме того порои? социально некрасивые стороны деи?ствительности.
Осуждал Глинку за гармоничность и цельность произведений.
К примеру в опере “Русалка“ композитор преследовал идею сквозного драматического развития. Вся драма в диалогах. Развитие ведет к глубочайшему трансформации портретов храбрецов.
в течении творческого пути возрастало тяготение Даргомыжского к образам «несложных» людеи?, к самым повседневным и вовсе «непоэтическим» фактам деи?ствительности, но увлекательным для живописца-реалиста. С произведениями композитора в русскую музыку стала обширно попадать социальная тематика, которая до того только только-только начала приобретать отражение в творчестве А. А. Алябьева (песни на слова Н. П. Огарева). В песнях и романсах Даргомыжского появляются представители «низов» общества: крестьяне, воины, бедные госслужащие, мещане. Даргомыжского особенно завлекало воплощение многостороннеи? натуры человека, его психики с достатком и индивидуаль-ными изюминками внутреннеи? эмоциональнои? жизни. Он обладал бесплатно проникновения в психотерапевтическую и публичную природу поведения того либо другого человека.
«Даргомыжскии?,— пишет Б. В. Асафьев,— …глубоко заглядывает в судьбу чиновника низкого ранга, мещанина, петербургскои? скромнои? и чувствительнои? девушки, разочарованного парня, отвергнутои? дамы; в мир людеи? с уязвленным самолюбием, с гордым характером, с решительнои? волеи? („Старыи? капрал), и людеи? жалких, некрасивых, вызывающих презрение, смешанное с сожалением („ Червяк). Так вырастает острое, уникальное и самобытное мастерство Даргомыжского — музыкального портретиста»4.
Тяготение к современнои? бытовои? тематике, связаннои? как с судьбой русскои? деревни, так и города, растолковывает тесное перепле- тение в музыкальном языке Даргомыжского народных крестьян- ских и городских бытовых музыкальных жанров, представленных в музыке композитора особенно обширно. Городская песня-романс, водевильныи? куплет, «цыгано-русскии?» романс, разные танце- вальные жанры и собственные?ственная им стилистика как носители примет музыкального быта завлекали к себе внимание композитора.
Творческая натура композитора первым делом показала себя в музыке вокальнои?, вовзаимодеи?ствии слова и звука, музыкальнои? и речевои? интонации.Конкретно мелодические средства стали основои? музыкального языка Даргомыжского, главным видом тематизма — певучая мелодика, чуткая к нюансам человеческои? речи. Не случаи?но у Даргомыжского главенствует а р и о з н о с т ь, которая сочетает в себе пластичность и распевность мело- дического рисунка с интонационно-мелодическими оборотами, вытекающими из строения и внутреннего строя словесного текста.
Разработалновыенационально-характерныевидыречитативов ( драматический, комически-характерный, опирающийсянабытовуюречь, илилирическиобобщенный, насыщенныйпсихологизмом), такимобразомвыступилноватором.
ВОпере “Каменныйгость” идеяозвучитьтекст. ДаргомыжскийцеленаправленноломаетПушкинскийметр, чтобысоздатьощущениереальнойречи.
Гармоническийязыкотличаетсяподвижностьютональныхпланов. Декламационно-речевыеинтонациисоединяясьспесеннымиформами, образовалиновыйтипмелодики.
В произведениях последних лет Даргомыжский предстает живописцем нового времени — эры 60-х годов, и очень многое роднит его музыку с произведениями композиторов Могучей кучки и Чайковского. Этому сближению содействовала прогрессивность творческих позиций Даргомыжского, характерное ему чувство нового, перспективность его исканий и новаторских стремлений, развивавшихся в русле русского реалистического мастерства середины XIX века.