Содержание образования определяется образоват. стандартами, реализуемыми в уч. программах и планах. В уч. ходе осуществляется производств, (практич.) и теоретич. обучение, к-рое включает спец. общетехн. и общеобразоват. предметы. Обучающихся готовят к яркому исполнению трудовых и техн. процессов, формируют у них умения и навыки, нужные для овладения приёмами будущей проф. деятельности, исполнения комплексных работ возрастающей сложности. Организац. формы
обучения: урок, лабораторно-практич. и семинарские занятия, лекции, экскурсии, деловые игры и т. п. Недельная нагрузка образовывает 36—38 ч, уч. группы включают 25—30 чел., при подготовке рабочих сложных профессий — 12—15 чел. К каждой группе прикреплён мастер производственного обучения.
В Рос. Федерации подготовка квалифи-циров. рабочих ведётся на базе прогноза развития проф.-квалификац. структуры рабочих кадров, предложения и спроса на услуги проф.-тех. школы, развития рынка образоват. одолжений, интересов молодёжи и выявления способностей (населения), удовлетворения потребностей личности. Обучение смежным и др. профессиям, повышение и переподготовка квалификации смогут осуществляться в проф.-тех. уч-ще за счёт средств фирм, орг-ций, занятости и служб трудоустройства либо средств самих граждан.
мастеров и Преподавателей производств, обучения для проф.-тех. уч. заведений готовят индустриально-педагогические учебные заведения. В учреждениях П.-т. о. трудятся выпускники техн. институтов и ср. спец. уч. заведений. Теоретич. и способ, вопросы П.-т. о. разрабатываются в Ин-те проф.-тех. образования РАО (С.-Петербург, осн. в 1963), Ин-те проф. образования Мин-ва неспециализированного и проф. образования РФ (Москва, осн. в 1992)и др.
В РФ в истории П.-т. о. выделяется неск. этапов. Первый — нач. 18 — сер. 19 вв. Уч. заведения, дававшие проф. подготовку, показались при всех больших казённых и нек-рых частных фабриках. В них принимали детей «низших чинов рабочих людей» горного ведомства в возрасте от 7 лет; производств, обучение сочеталось с элементарной общеобразоват. подготовкой, практику обучающиеся проходили на намерено отведённых штатных ученич. местах (см. кроме этого Горнозаводские школы).
В нач. 19 в. сложилось 3 типа проф.-тех. уч. заведений: заводские школы, горные и окружные уч-ща. Наиб, глубокую общеобразоват. подготовку давали окружные уч-ща (напр., в Екатеринбурге и Златоусте готовили чертёжников, смотрителей, мастеров и др.). Предпринимались попытки подготовки обучающихся к практич. деятельности в общеобразоват. уч. заведениях. В ряде уездных уч-щ преподавался спец. предмет «Начальные правила разработки, имеющие отношение к промышленности и местному положению». В школах вводились доп. предметы для желающих заниматься во внеучебное время; раскрывались спец. классы для окончивших осн. курс обучения, дающие проф. знания. Создавались уч-ща, в уч. замысел к-рых входили спец. предметы. Формировалось настоящее направление в общем образовании.
Но П.-т. о. развивалось медленными темпами. В школах на преподавание спец. дисциплин отводилось незна-чит. число часов, в ряде училищ отсутствовали общеобразоват. предметы.
Второй период — 50—90-е гг. 19 в. Характеризовался углублением специализации проф.-тех. уч. заведений, возникновением сети отраслевых уч-щ (ж.-д., механич., речных, с.-х. и др.). Единая совокупность проф.-тех. образования ещё не сложилась, уч. заведения носили разнотипный темперамент. Активное участие в развитии П.-т. о. стали принимать обществ, орг-ции, напр. Русское техническое общество.
Обществ, педагоги и деятели обращали внимание на необходимость связи неспециализированного образования с трудовым воспитанием как базы для будущего проф. образования. К. Д. Ушинский в ст. «Необходимость ремесленных школ в столицах» (1868) отмечал, что их создание разрешит решить экон. (приведение ремесла в соответствие с требованиями техн. прогресса), социальные (обеспечение пром-сти отеч. экспертами), нравств. и воспитат. задачи. Д. И. Менделеев подчеркивал важность создания стройной совокупности техн. образования — от ремесленного до высшего, тесной связи между «чистой наукой» и её приложением к «техн. пром. деятельности». Он выступал против подмены неспециализированного образования ремесленным, показывая, что последнее должно непременно базироваться на неспециализированном. В 1884 педагогами и учёными (В. К. Делла-Вос, И. А. Вышне-градский, Е. Н. Андреев, Н. X. Вессель, С. А. Владимирский и др.) создан «Проект неспециализированного обычного замысла пром. образования в РФ», в к-ром были сформулированы требования к совокупности проф. образования: соответствие ее потребностям пром-сти, согласование неспециализированного и проф. образования, усиление специализации, замена ученичества ремесленными школами.
Третий период — кон. 80-х гг. 19 в. — 1917. Начался пересмотр организации спец. образования, его содержания, объединения разрозненных уч. заведений в определённую совокупность. В 1888 были утверждены «Главные положения о пром. уч-щах», показались уставы уч. заведений, уч. замыслы, программы, книжки. Началась подготовка экспертов для больших пром. и с.-х. фирм и пед. кадров для проф.-тех. школ, разработка методик П.-т. о.
1917—40 — период становления не сильный. совокупности П.-т. о. В 1918 введено обязат. обучение подростков 15—17 лет, трудившихся на фирмах и в учреждениях. На базе ремесл. школ создавалась сеть проф.-тех. направлений, школ, клубов для проф. и общеобразоват. подготовки молодёжи. В 1919 при Наркомпросе РСФСР создан Главпрофобр. Школы ФЗУ (с 1921) разрешили организовать производств. обучение подростков, применяя оборудование фирм; в содержание обучения входили общеобразоват., общетехн. и спец. предметы. Начал формироваться новый тип проф. школы, ориентировавшийся на правила политехнического образования, теоретич. базы к-рого в следствии
полемики 20—30-х гг. между его оппонентами и сторонниками (см. Монотехническое образование) стали рассматриваться как неспециализированные основания сов. шк. совокупности.
В 1933—40 проф.-тех. школа развивалась по пути сильно выраженной проф. направленности, с разнообразием форм производств, обучения конкретно на фирмах. Этому периоду характерны ослабление связи между неспециализированным и проф. образованием; отставание проф.-тех. подготовки от потребностей отраслей экономики, к-рое вызвало новую реорганизацию П.-т. о. В 1940—58 в стране осн. формой П.-т. о. стали Гос. трудовые резервы как единая распределения и централизованная система подготовки квалифициров. рабочих из молодёжи. Были введены 3 типа уч. заведения: ремесленные уч-ща (РУ), ж.-д. уч-ща (ЖУ) и школы ФЗО. Уч-ща (2 года обучения) готовили рабочих — металлистов, химиков, шахтеров, железнодорожников, а ФЗО (6 мес) — рабочих массовых профессий для добывающей пром-сти, стр-ва и др. (к 1941 действовало 1500 уч-щ и школ). В годы Вел. Отеч. войны в совокупности трудовых резервов обучались дети, к-рые заменили взрослых рабочих, ушедших на фронт. Мобилизационная форма комплектования разрешила подготовить и направить на работу ок. 2,5 млн. чел.
В кон. 40-х — нач. 50-х гг. были созданы горнопром., сооружает, уч-ща и школы, уч-ща механизации с. х-ва. Переход к обязат. 7-летнему обучению разрешил с сер. 50-х гг. принимать в уч-ща молодёжь с неполным ср. образованием. В 1954 для обучающихся, оканчивающих полную ср. общеобразоват. школу, были созданы техн. уч-ща (ТУ) для подготовки рабочих и младшего техн. персонала по профессиям, требующим повышенного общеобразоват. уровня.
В 1958 все типы уч. заведений П.-т. о. были преобразованы в профессионально-технические училища. П.-т. о. молодёжи начало переводиться на единую общеобразоват. базу — 8-летнюю школу.
В 1969 созданы ср. проф.-тех. уч-ща, техн. уч-ща на базе 8-летнего и ср. неспециализированного образования, началась подготовка рабочих высокой квалификации и широкого профиля по группам профессий для всех осн. отраслей пром-сти.
В 1984 на протяжении реформы общеобразоват. и проф. школы осуществлена унификация уч. заведений проф.-тех. образования; все уч. заведения объединены в единый тип — ср. проф.-тех. уч-ща. В 80-х гг. предусматривалось 3 уровня образования — начальный, средний и верховный. Практич. деятельность уч. заведений перестраивалась на демократизации и принципах гуманитаризации уч.-воспитат. процесса; появились новые типы уч. заведений — техн. колледжи, проф. лицеи, высш. ПТУ, коммерч. уч-ща, фермерские школы, в к-рых уровень обучения приближался к ср. особому, и центры постоянного проф.
I
образования и др. Наровне с национальными начали появляться частные проф.-тех. уч. заведения.
В 90-х гг., с развитием негос. сектора экономики, увеличения активности населения по созданию собств. небольших фирм сферы обслуживания, в с. х-ве назрела необходимость трансформации структуры П.-т. о., пересмотра сети ПТУ, увеличения гибкости совокупности П.-т. о. Переход от унитарной совокупности пед. учреждений к многообразию моделей проф.-тех. уч. заведений связан с разработкой гос. стандартов П.-т. о., введением гос.-обществ. совокупности лицензирования, аккредитации и аттестации новых уч. заведений. П.-т. о. получило статус нач. проф. образования.
Рос. совокупность П.-т. о. применяет опыт нац. специалистов подготовки и систем рабочих в заруб, государствах. Напр., в Германии преобладает дуальная совокупность — проф. подготовка на базе сотрудничества предприятия, организующего проф.-практич. обучение, и проф. школы, занимающейся теоретич. обучением — общеобразоват. и опытным. Но в практике чёткое разделение функций между школой и предприятием не соблюдается, т. к. подготовка на фирмах испытывает недостаток в теоретич. знаниях, а проф. школа всё больше ориентируется на использование теории в практич. деятельности и демонстрацию конкретных производств, процессов, имитированных посредством компьютерной техники.
Во Франции обучающиеся приобретают П.-т. о. в проф. лицее (2-я ступень в совокупности полного ср. образования) — осн. форме подготовки квалифициров. рабочих. В лицей поступают по большей части по окончании 3-го кл. коллежа. Другими равноправными формами являются стажировка и система ученичества. Проф. подготовка рабочих организуется на 3 уровнях: по узкой специализации (срок обучения 2 года; окончивший приобретает свидетельство); по широкому профилю (срок обучения 2—3 года; диплом); подготовка высококвалифициров. рабочих (срок обучения 2 года; диплом и свидетельство за первые 2 уровня; соответствует третьей стадии многоуровневой проф. подготовки в лицеях, коллежах). Содержание проф. подготовки включает 4 области: технол. и науч. образование (напр., рабочие индустр. профиля обучаются по уч. предметам: пром. наука и техника, функциональный и структурный анализ, механика, автоматич. управление, практика в мастерских, математика и физика, управление и экономика); изучение и изображение окружающего мира, включая франц. яз., иностр. языки; эстетич. развитие и воспитание творческих свойств, физич. и спорт, воспитание; техника безопасности и др.; подготовка на предприятии (16 нед в течение 2 лет обучения) и самостоят, работа (3—6 ч каждый день).
В Англии приоритетную позицию занимает рыночная совокупность,
включающая практич. производств, обучение на предприятии и теоретич. обучение в колледже. Колледжи различаются по профилю, срокам обучения, уровню подготовки и т. п. (техн., сооружает., технол., торговые, с.-х. и др.). Из 300 уч. часов теоретич. обучения приблизительно 240 ч составляют занятия по базам профессии и смежным с ней предметам (черчение, математика, техника безопасности и др.); 60 ч — изучение совр. произ-ва и нек-рых элементов общеобразоват. подготовки. Выпускник общеобразоват. школы в большинстве случаев самостоятельно либо посредством работы занятости находит предприятие, к-рое имеет свободные места, и заключает с предпринимателем соглашение о производств, обучении (в зависимости от отрасли пром-сти срок обучения от 3 до 7 лет). Особенность П.-т. о. в Англии — активное участие в данной сфере самих фирм, пр-во вмешивается в вопросы подготовки кадров лишь в кризисных обстановках, не смотря на то, что в Законе о производств, предприятии 1964 и была в первый раз предпринята попытка установить централизов. контроль над разрозненной деятельностью отд. предпринимателей по проф. подготовке рабочих кадров. С целью улучшения проф. обучения пр-во принимает меры по созданию сети региональных орг-ций, возглавляемых начальниками местного частного сектора, с целью возложения ответственности за эффективность обучения на предприятие, и предпринимательства и советов обучения, приобретающих финанс. помощь от Мин-ва трудоустройства. Любой из этих центров есть свободной компанией, в совет к-рой входят местные предприниматели, представители общественности и местных властей. Общенац. совет по проф. квалификациям трудится в тесном контакте со Работой проф. ориентации и пытается к установлению обще-нац. стандартов П.-т. о.
В Соединенных Штатах согласно главному нормативному документу ответственность за образование, в т. ч. и проф.-техническое, возложена на пр-ва штатов. В высш. ср. школе происходит разделение обучающихся по потокам: академич., неспециализированному, опытному. Неспециализированный и проф. потоки ориентированы в первую очередь на формирование общетрудовых личностных установок, на овладение несложными профессиями, причём большее внимание уделяется трудовой подготовке если сравнивать с образованием: 50% уч. времени отводится на работу в мастерских и по 25% — на изучение общеобразоват. и спец. предметов. Экспертов ср. квалификации (техников) готовят 2-годичные колледжи, выпускники к-рых смогут продолжать обучение в классич. либо проф. колледже, дающем степень бакалавра. С учётом малого обществ, престижа П.-т. о., приобретаемого выпускниками ср. школ (в т. ч. и окончившими проф. потоки), предпринимаются содержания модификации и попытки целей П.-т. о. Для этого предлагается необычное партнёрство школ с
корпорациями, банками, частными компаниями, предоставляющими обучающимся рабочие места для овладения профессией.
От обучающихся требуется владение не только базисными общеобразоват. и техн. навыками, но умениями и знаниями в сфере группового ответа проблемных обстановок и в вопросах организации произ-ва. Уровень экон. знаний обучающихся предполагает умение оценивать расходы и прибыль компании, определять факторы, воздействующие на производительность труда, сокращение себестоимости продукции и т. п. (т. н. социотехн. грамотность). Многие амер. учёные вычисляют серьёзной задачей общеобразоват. школы (в т. ч. и проф. потоков) не столько подготовку к овладению конкретной профессией, сколько к вступлению в «мир труда», воспитание эмоции ответственности будущего работника. 17—20% выпускников проф. потоков продолжают образование в 2-годичных колледжах, св. 60% поступают на работу и приобретают проф. образование в совокупности ученичества; по профессии, приобретаемой в школе, трудится менее 50% выпускников.
В Японии в совокупность П.-т. о. входят центры проф. образования, проф. колледжи, высш. спец. (проф.) школы. По Закону о проф. образовании (1958, новая ред. 1985) в связи со спецификой экономики, заключающейся в параллельном существовании маленького кол-ва больших фирм (концернов) и множества небольших компаний, осн. акцент делается на стимулировании образоват. деятельности небольших фирм и уч. центров. По окончании ср. общеобразоват. школы обучающиеся поступают в проф. (техн., экон., с.-х., торговые и др.) школы высш. ступени, но подготовка в них не даёт высокой квалификации: выпускники трудятся в качестве неква-лифициров. рабочих. Последовательность высш. спец. (проф.) школ соединяет в себе черты техн. вузов и школ и обучает по разл. инж. профессиям. Наровне с гос. уч. заведениями П.-т. о. существуют многочисл. (долгие и многодневные) частные направления (бухгалтерские, иностр. языков, автошколы и др.). Нек-рые из них включены в офиц. совокупность образования в качестве «спец. уч. заведений». Проф. подготовка организуется в осн. фирмами. Функции гос-ва сводятся преим. к выделению дотаций и субсидий с учётом обстановки на рынке труда. Фирмы организуют обучение в уч. мастерских и проф. уч. центрах (школах), и конкретно на рабочих местах. Предприниматели разрабатывают спец. «замыслы образоват. деятельности». Региональные конституц. центры оказывают фирмам помощь в реализации этих замыслов. Гос. центры проф. образования подготавливают и переподготовку лиц, временно появлявшихся без работы, и парней, не поступивших в уч. заведения. Многие небольшие и ср. фирмы стремятся к организации проф. подготовки
под руководством Мин-ва труда. В этих целях создаются на кооперативных началах межзаводские уч. центры под контролем префектур.
Лит.: Базы проф. педагогики, под ред. С. Я. Батышева, С. А. Шапоринского, М.,.19772, Неприятности дидактики теоретич. обучения, М., 1978; Методика систематизации знаний, навыков и умений в содержании проф.-тех. образования, М., 1979; Батышев С. Я., Науч. организация уч.-воспитат. процесса, M., 19803; его же, Подготовка рабочих в ср. проф.-тех. уч-щах, М., 1988; Маленко А. Т., Задачи по проф. педагогике (Для инж.-пед. работников), М., 19822; Макиенко H И., Пед. процесс в уч-щах проф.-тех. образования, М, 1983; Организация комплексных науч. изучении в совокупности проф.-тех. образования, М., 1983; Наин А. Я., Пед. базы проф. обучения молодых рабочих, М., 1987; Берулава M. H., Интеграция содержания неспециализированного и проф. обучения в проф.-тех. уч-щах. Теорет.-мето-дол. нюанс, Томск, 1988; Интенсификация теоретич. обучения в проф.-тех. уч-щах. Сб. ст., под ред. А П. Беляевой, М., 1990; Кустов Ю. А., Преемственность проф.-тех. и высш школы, Свердловск, 1990; Беляева А. П., Дидактич. правила проф. подготовки в проф.-тех. уч-щах. Способ, пособие для работников проф.-тех. образования, М., 1991; Мето-дологич. базы проектирования интенсивных разработок проф. обучения. Сб. трудов, под ред. А. П. Беляевой, СПБ, 1992; Проф.-пед. разработка обучения в профтехучилищах, под ред. А. П. Беляевой, СПБ, 1995.
А. П. Беляева.
ПРОФЕССИЯ(лат. professio — официально указанное занятие, от profiteor — объявляю своим делом), вид трудовой деятельности человека, обладающего комплексом спец. теоретич. знаний и практич. навыков, к-рые куплены в следствии целенаправленной подготовки, опыта работы. П. отражает свойство человека к исполнению конкретных функций в совокупности обществ, разделения труда и есть одной из осн. качественных черт его как работника.
Разделение труда, в т. ч. опытное, постоянно являлось показателем уровня и мощным фактором развития цивилизованного общества, а конкретные формы труда определялись предметами и средствами труда, разработкой исполнения работы (технико-технол. факторы), организацией произ-ва, первым делом его типом — единичным, серийным, массовым (организац.-экон. факторы), общеобразоват. и культурно-техн. уровнем населения, организацией проф. обучения (социальные факторы).
Проф. специализация работников отражает типовые, многократно воспроизводимые комплексы трудовых функций, к-рые формируются в соответствии с осн. показателями: технол. однородностью работ по их содержанию, их возможностью и объёмом обособленного исполнения.
Содержание работ, характерных той либо другой профессии, есть базой для установления её офиц. закрепления и наименования в тарифно-квалификац. характеристике, и для определения проф. профиля работника (специ-
фич. навыков и знаний, нужных для действенной трудовой деятельности) и требований к его квалификации.
Наровне с П. употребляется понятие «специальность», к-рое конкретизирует более узкий круг работ в рамках данной П. Профессия может подразделяться на две и более профессий.
Многообразие технол. процессов совр. произ-ва, специфика материалов и оборудования в отд. отраслях экономики, глубина разделения труда предопределяют качественное разнообразие состава занятых в разл. производств, сферах страны. Осн. влияние на трансформацию проф. состава работников оказывает науч.-техн. прогресс. С введением как следует новых разработок, автоматизи-ров. оборудования появляются связанные с их обслуживанием новые П., к-рые заменяют ветхие узкоспециализи-ров. П. Вместе с тем общность науч.-техн. баз произ-ва, унификации и применение стандартизации при создании техн. устройств для разл. производств, процессов, широкое применение типовых элементов, блоков, узлов создают предпосылки для сокращения общего количества П. за счет их объединения, интеграции, для создания П. широкого профиля.
В РФ и др. бывших советских республиках состав официально признанных П. рабочих зафиксирован в Едином тарифно-квалификац. справочнике профессий и работ рабочих, к-рый включает краткое описание знаний и работ, нужных для каждой П. Создан новый список П. (нач. 90-хтг.), к-рый включает 257 П. вместо 1200 (в списке 1987).
Для служащих, связанных преим. с умственным трудом, употребляется понятие «должность», к-рое и свидетельствует исполнение определённых проф. обязанностей. Понятие «П.» для служащих связано в первую очередь с спецификой и объёмом теоретич. знаний и практич. навыков, взятых в следствии обучения, к-рые нужны для исполнения работ, характерных широкому кругу должностей.
Группировка П. должностей и рабочих служащих по степени содержания и общности теоретич. и практич. обучения есть базой при организации совокупности профобразования и отражена в номенклатуре специальностей и профессий по образованию.
Различия в содержании и характере работ по П. предопределяют специфич. комплект психофизиол. качеств, нужных для действенного освоения П. и предстоящего развития свойств работников. Для обоснованного выбора П. с учётом задатков и склонностей каждого человека гос-во в большинстве случаев организует совокупности опытной ориентации, информации и проф. отбора. В совр. обществе, ориентирующемся на приоритет заинтересованностей и прав личности в выборе П., подобные системы строятся на проф. самоопределении. Личный прогноз проф. предпочтительности для каждого человека возможно осуществлен с применением профес-сиограмм, разрабатываемых на базе тщательного анализа трудовых процессов.
П., присваемая по завершении обучения, указывается в документе об образовании, к-рый в соответствии с Законом о занятости даёт право на работу в соответствии с уровню и профилю взятого образования. Офиц. наименование П. либо должность работника указывается в трудовой книжке. П. имеет громадное значение при ответе вопросов зарплаты , компенсаций и предоставления льгот (особенно, в то время, когда П. связаны с работой во вредных для здоровья условиях), начисления пенсии. H II Сорокина ПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЗНЕЙ,см. Противоэпидемические мероприятия. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ,педагогически обоснованная, последовательная, постоянная смена актов обучения, на протяжении к-рой решаются воспитания личности и задачи развития. В П. о. участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты — ученик и учитель. Как элементы П. о. смогут теоретически рассматриваться в динамике и на каждом этапе цели и содержание образования, мотивы субъектов обучения, формы его организации, средства и результаты. Усвоение каждой дидактич. единицы содержания образования ведет к трансформации др. элементов П. о., к переходу их от одного состояния в второе.
Цели изменяются по мере их успехи либо необходимости воспроизведения в той либо другой модификации в зависимости от пед. ситуации. Содержание образования как воплощение целей обучения с каждым шагом получает иное наполнение. Преподаватель варьирует пед. приемы, регулирует содержание обучения, определяет тактику собственного поведения, реагируя на появившуюся пед. обстановку, оценивая ее с целью определения либо программирования следующего шага обучения. В следствии собственной уч. взаимодействия и деятельности с преподавателем и ученич. коллективом преобразуются деятельность и личность ученика. Мотивы учения выступают в качестве источника обучения, а в ходе сотрудничества смогут изменяться. Формы организации обучения, будучи обращенными к новым дидактич. единицам и благодаря накопленному опыту пед. ученика и общения учителя, кроме этого изменяются (если не по внеш. проявлению, то по качеству, быстроте реализации, степени влияния на деятельность субъектов обучения). На протяжении обучения модифицируются функции средств обучения.
Естественным следствием трансформации состояний всех элементов П. о. являются результаты обучения. Кроме того при неусвоения обучающимися уч. материала («безрезультативности») возможно сказать о результате обучения. Многообразие вероятных трансформаций обусловливает необходимость планирования П. о., построения его сценария, коррекции его
результатов и хода, самоконтроля и осуществления контроля, выделения преподавателем объектов рефлексии. взаимовлияние и Взаимодействие всех названных элементов образовывает пед. механизм реализации П. о., к-рый возможно осознан лишь при учете психич. процессов, происходящих на протяжении преподавания и учения. Независимо от трактовки процесса усвоения в разл. психол. концепциях (ассоциативной теории, постепенного усвоения знаний, уч. деятельности в соответствии с содержательным обобщением и др.) он функционирует в следствии сотрудничества элементов П. о., к-рые смогут быть представлены как модель П. о Ее осн. функция пребывает в раскрытии механизмов организации средствами преподавания усвоения обучающимися содержания образования. В усвоении реализуется социально-нормативная функция обучения. Модели как эталону организации П. о. характерна прогностич. функция, потому, что она показывает на нужные условия полноценного обучения. Она делает кроме этого преобразоват. функцию, диктуя пути и сферы трансформации состояний каждого из элементов П. о.
Функции П. о. обусловлены базовым законом, детерминирующим само его существование: объективной (фактической и неизбежной) обществ, потребностью в усвоении и обучении молодым поколением социального опыта для его развития и воспроизведения. Закон раскрывает осн. движущие силы и противоречие обучения (на это в первый раз в отеч. дидактике обратил внимание М. А. Данилов) — рассогласованность между развивающейся потребностью общества в усвоении молодым поколением социального опыта и уровнем подготовки молодежи к исполнению ожидаемых социальных функций. Это несоответствие отражает и обобщенную цель обучения — организацию усвоения социального опыта по осмысления и меря осознания обществом той нужной его части, к-рая образовывает содержание образования Цель, кроющаяся в указанном несоответствии, порождает П. о.; внутр. источник его самодвижения — постоянная и постепенная (по определенным нормативам) смена учебно-познават. задач, по мере ответа к-рых перед обучающимися ставятся задачи и новые цели. решения и Логика постановки этих задач воплощает самодвижение обучения, т.е. формирует его сценарий.
П. о. практиками неосознанно, а теоретиками целенаправленно рассматривается на четырех уровнях: теоретическом (обобщенной модели); отдельных уч. предметов; проекта конкретного осуществления П. о. в форме замысла для системы уроков и каждого урока; настоящем, на к-ром осуществляются первые три проектных уровня. Исторически осмысление этих уровней начиналось с последнего, но в рамках совр. пед. науки теоретич. модель П. о. есть основной и системной. П. о. полноценен
на настоящем уровне, но лишь с учетом всех нормативов его рассмотрения. При таком подходе целесообразно различать — наровне с понятием П. о. как неспециализированной модели обучения — понятия: «учебный процесс», обобщенно характеризующее вариант настоящей динамики обучения при определенных условиях (т.е. на различных его ступенях, в разл. уч. заведениях); «движение обучения», обозначающее конкретное перемещение обучения (т.е. у данного педагога, сейчас). В собственной совокупности эти три понятия последовательно отражают общее, частное и единичное в обучении.
П. о. отличает три группы особенностей: две — инвариантные и одна — вариатив-ная. Первая инвариантная несколько характерна для любого вида обучения, независимо от времени, места, типа уч. заведения. К ней относятся: неподменяемость вторыми дорогами функции организации усвоения молодым поколением социального опыта; единство преподавания, содержания и учения образования; единство содержательной и процессуальной сторон обучения; связь формы предъявления учителем уч. информации и воспроизводящей деятельности обучающихся; наличие в обучении исходных мотивов у преподавателя и обучающихся, адекватных функциям и целям обучения; обязательность одной из организационных форм обучения; результативность в виде разностороннего влияния на личность ученика. Эти особенности образуют целостность, разрушающуюся при мысленном исключении любого из показателей.
Вторая несколько инвариантных особенностей отличает обучение определенной цивилизации, специфич. социального организма; т.е. образования и направленность воспитания на развитие личности индивида; соотношение трудового обучения и общего образования; сообщение обучения с судьбой общества; формирование социально полезной ее готовности и активности личности к самореализации. Вторая несколько особенностей содержательно наполняет первую. Вместе с тем их реализация зависит от пед. сознания общества. В случае, если необходимость указанных особенностей П. о. не осознается обществом, законодательными и аккуратными учреждениями гос-ва, то функции образования для данного социума нарушаются, не смотря на то, что остается само обучение.
Вариативная несколько показателей П. о. обусловлена конкретным временем и зависит от знаний преподавателя, его гражд. и проф. воли и воззрений. Игнорирование этих показателей, их отсутствие не разрушает П. о., не исключает его соответствия эре в целом, но может наносить ему ущерб. К этим показателям П. о. возможно отнести: направленность обучения на непрерывность и самообразование образования; обучение всех обучающихся посильному творчеству; соединение неспециализированного образования с проф. самоопределением; применение техн. средств обучения; разнообразие организац. форм, содействующих самореализации личности и др.