Практическое занятие 1. Технологии работы с источниками самообразования
Прочтите текст о сущности самообразовательной деятельности
Современное представление о педагогической деятельности складывается на базе ответа педагогом опытных задач
(Тряпицына А.П., Козырев В.Н., Радионова Н.Ф.) именуют 7 групп задач:
-видеть ученика в образовательном ходе;
-строить образовательный процесс, направленный на достижение обучающимися цели образования;
-устанавливать сотрудничество с другими субъектами образовательного процесса;
-создавать образовательную среду школы и применять ее возможности;
-мочь трудиться с информацией;
-руководить профессиональной деятельностью и образовательным процессом;
-проектировать и осуществлять опытное самообразование:
осуществление и Проектирование опытного самообразования
включает след. умения:
} Разбирать собственную деятельность.
} Развивать главные компетенции при ответе задач опытного роста.
} Опираться на главные компетенции:
} -умение трудиться с информацией;
} -умение вступать в коммуникацию;
} -умение существовать без распрей в об-ве.
} Определять сферу опытных заинтересованностей.
} Выявлять неприятности в профессиональной деятельности.
} Определять методы ответа.
} Выбирать технологии самообразования.
Самообразование возможно разглядывать в двух значениях; как «самообучение» (в узком смысле — как самонаучение) и как «самосозидание:» (в широком — как «создание себя», «самостроительство»). Мы будем иметь в виду второе значение, поскольку нас интересует неприятность самосовершенствования. Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность,управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политике и т. п. (Педагогический энциклопедический словарь)
Самообразование – это совокупность внутренней самоорганизации человека по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Показатели самообразования: осознанность в выборе содержания, форм и методов. (Безрукова, В.С)
-Движущей силой самообразования выступает интерес в сочетании с независимой познавательной деятельностьюПрофессиональное самообразование – это независимая целенаправленная деятельность, управляемая самим педагогом, приобретение им систематических опытных компетенций (проф. знаний, опыта, умений) в какой-либо области науки.
Опытное самообразование преподавателя – это
«многоаспектная личностно и профессионально значимая независимая познавательная деятельностьучителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методологическое самообразование, каждое из которых представляет собой многоуровневые образования, взаимосвязанные и взаимопроникающие приятель в приятеля …» (Г.М.Коджаспирова)
} «Готовность к самообразованию» — личностное уровень качества, выраженное в умениях соотносить мир реалий и мир знаний, в способности самостоятельно обнаружить ответа на вопросы , ориентироваться в разных источниках информации и критически их разбирать
Виды самообразовательной деятельности педагога (Г.М.Коджаспирова) :
Фоновое общеобразовательное самообразование – сам-я познавательная деят-ть, которая делается естественной частью жизни педагога, не требует особой организации и планирования
Фоновое педагогическое – чтение и просмотр пед.новых и периодики книг по профессии, классификация и накопление разных материалов – естественный элемент судьбы любого педагога
Перспективное опытное – работа над определённой психолого-педагогической либо методической проблемой
Актуальное педагогическое – работа над затруднениями в собственной пед.деятельности
Направления самообразования:опытное (психолого-педагогическое);
} предметное (связано с предметом);
} информационное ( использование ИКТ);
} методическое (освоение современных методик, разработок и т.д.).
Группы ресурсов самообразования педагога: формального образования, неформального образования, информального образования
Практические задания:
1. В книжке «Педагогика» /под ред. А.П. Тряпицыной представлена классификация современных педагогических изданий [3, с. 54-55]. В соответствии с данной классификацией составьте перечень научных изданий, имеющихся в библиотеке ОмГПУ, каковые смогут вами употребляться для подготовки к занятиям по педагогике.
2. Выделяют следующие разработки работы с разными источниками информации(чтение текста, конспектирование, тезирование, планирование, реферирование, рецензирование, справка, составление формально-логической модели, аннотирование, способ внеконтекстных операций с понятиями, работа со справочной литературой, работа с компьютерными сетями) и др.
Отыщите и коротко обрисуйте (сделайте «шпаргалку») одного способа (по вашему выбору) из данной группы разработок с указанием источника информации.
3. На базе изучения теоретического материала сравните виды чтения научного текста (неспециализированное и особое), создайте и заполните сравнительную таблицу «Виды чтения».
4. Создайте базу данных по интересующей вас педагогической проблеме с применением поисковых ресурсов сети Интернет, ресурсов библиотеки ОмГПУ и оформите библиографический перечень в соответствии с требованиями ГОСТ (представлены на сайте ОмГПУ в разделе Образование – Учебно-методическая документация — Учебно-методическая документация для студента [1]).
Рекомендуемая литература:
1. Библиографическое описание документа: методические советы http://www.omgpu.ru/umd-student
2. Базы учебно-исследовательской деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Бережнова, В.В.Краевский. — 8-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 128 с.
3. Педагогика: Учебник для институтов. Стандарт третьего поколения [Текст] /под ред. А.П. Тряпицыной. — СПб: Питер, 2013
4. Сороков Д.Г. Работа с научной информацией. защита и Написание квалификационных работ по психологии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2010. – 544 с.