Научному здравому смыслу (что я принимаю) ясно, что познана лишь бесконечно малая часть вселенной, что прошли бесчисленные столетия, в течение которых по большому счету не существовало познания, и что, быть может, снова наступят бесчисленные столетия, в течении которых будет отсутствовать познание. С космической и причинной точек зрения познание имеется несущественная черта вселенной; наука, которая забыла упомянуть о его наличии, страдала бы с безличной точки зрения весьма тривиальным несовершенством. В описании мира субъективность есть пороком…
Но в то время, когда мы спрашиваем не о том, что является миром , в котором мы живем, а о том, как мы приходим к познанию мира, субъективность оказывается в полной мере законной.
Знание каждого человека, по большей части, зависит от его собственного личного опыта: он знает то, что он видел и слышал, что он прочел и что ему сказали, и то, о чём он, исходя из этих данных, смог заключить.
Со времени Протагора известен тезис, что эти опыта персональны и личны. Данный тезис отрицался, в силу того, что вычисляли, как и сам Протагор думал, что в случае, если его принять, то он нужно приведет к заключению, что и всё познание лично и лично. Что же касается меня, то я принимаю тезис, но отрицаю вывод… Научное познание пытается стать полностью безличным и пробует утверждать то, что открыто коллективным разумом человечества…
Коллектив знает и больше и меньше, чем индивидуум: он знает, как коллектив, всё содержание энциклопедии и все вклады в труды научных учреждений, но он не знает тех лежащих близко к сердцу и интимных вещей, каковые составляют самую ткань и колорит личной судьбе. В то время, когда человек говорит: Я ни при каких обстоятельствах не смогу передать того кошмара, что я испытал, заметив Бухенвальд либо: Никакие слова не смогут выразить моей эйфории, в то время, когда я опять заметил море по окончании продолжительных лет заключения в тюрьме, он говорит что-то такое, что есть подлинным в самом строгом и правильном смысле слова: он владеет через собственный опыт познанием, которым не владеют те, чей опыт был вторым…
Развитие отечественного познания, если оно удачно, имеет сходство с приближением путешественника к горе через туман: сперва он различает лишь большие черты, в случае, если кроме того они имеют не в полной мере определенные контуры, но понемногу он видит всё больше подробностей, и очертания становятся резче.
(Бертран Рассел)
С1. В чём создатель видит проявления ограниченности возможностей познания? Выделите на базе текста два проявления.
С2. В чём создатель видит противоречивую роль субъективности в научном познании? (Укажите две стороны субъективности, отмеченные автором.)
С3. Как создатель оценивает возможности коллективного познания в сравнении с личным? Применяя обществоведческие и исторические знания, материалы СМИ, приведите по одному примеру каждой из этих форм познания.
С4. Признает ли создатель значимость личного, личного опыта в познании? (Подтвердите ответ положением текста.) Опираясь на знания курса, назовите каждые два вторых метода (пути) познания мира.
1. Назовите каждые две особенности теоретического уровня научного познания (изучения) и каждую из них проиллюстрируйте соответствующим примером.
2. Назовите каждые два отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое примером.
3. Научное познание отличается от других видов познания мира. Назовите три особенности научного познания и проиллюстрируйте проявление каждой из них примером. Назовите каждые два отличия научного познания от житейского (обыденного) познания и проиллюстрируйте каждое из этих отличий примером.
4. Научное познание отличается от других видов познания мира. Назовите три особенности научного познания и проиллюстрируйте каждую из них примером.
5. На протяжении лекции ученый высказал следующее суждение: «Человек обязан переделывать себя для истины, истина не имеет возможности переделываться в угоду человеку». На какую особенность научного познания показывал философ? Объясните, как вы понимаете его слова. Укажите каждые две неупомянутые изюминки научного познания.
6. Обучающийся профильного биологического класса М. по заданию преподавателя биологии осуществил летний исследовательский проект. Ему было нужно выяснить места гнездований журавля, понаблюдать и обрисовать обучения и процесс выведения птенцов, совершить окольцовывание птиц перед их отлетом. Помимо этого, М., подготавливаясь к осуществлению проекта, выдвинул догадку изучения, составил аннотированный перечень научной литературы, изучил различные точки зрения ученых по проблеме гнездования журавлей, систематизировал и обобщил выводы. Какие конкретно группы способов применял М. в собственном проекте? Укажите их и подтвердите каждую группу четырьмя примерами, систематизировав их в виде таблицы:
1 несколько | 2 несколько |
1) | 1) |
2) | 2) |
3) | 3) |
7. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Научное познание». Разработайте замысел, в соответствии с которым Вы станете освещать эту тему. Замысел обязан содержать не меньше трёх пунктов, из которых два либо более детализированы в подпунктах.
8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Научное познание как один из видов познания». Разработайте замысел, в соответствии с которым Вы станете освещать эту тему. Замысел обязан содержать не меньше трёх пунктов, из которых два либо более детализированы в подпунктах.
9. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Неприятность познаваемости мира». Разработайте замысел, в соответствии с которым Вы станете освещать эту тему. Замысел обязан содержать не меньше трёх пунктов, из которых два либо более детализированы в подпунктах.
Темы эссе
«Наука — это кладбище догадок». (А. Пуанкаре)
«Наука не исчерпывается накоплением знаний, но пытается в любой момент к их обобщению и упорядочению в научных догадках» (С.Н. Булгаков).
«Наука – это истина, умноженная на сомнения» (П. Валери).
«Любая наука имеется предвидение» (Г. Спенсер).