Высшие эмоции (чувства) человека

Высшими чувствами именуются эмоциональные состояния человека, вызываемые социально значимыми и культурно обусловленными факторами. Они именуются эмоциями либо высшими эмоциями человека. По содержанию выделяют этические, эстетические, интеллектуальные, праксические и религиозные высшие эмоции.

Уровень психологического развития человека зависит от развития этих эмоций. Высшие эмоции являются продуктом публично-исторического культурного становления человечества. В психологии отсутствует исчерпывающая классификация эмоций в связи с их изменчивостью и разнообразием. Но кроме содержания, эмоции подразделяются на конкретные (любовь к ребенку), обобщенные (любовь к детям) и абстрактные (любовь к человечеству, чувство трагичности и т.д.).

Этические эмоции – это сложные переживания, относящиеся к оцениванию действий и поступков вторых людей и себя с позиции норм, каковые приняты в данной публичной культуре как полные. Иными словами, высшие этические эмоции – это эмоции, каковые появляются, в то время, когда человек оценивает что-то и относится к этому как к добру либо злу. К высшим этическим эмоциям относятся эмоции: любви, долга, преданности, сострадания, стыда, прощения, негодования и др.

Интеллектуальные эмоции – это сложные психологические состояния, порождаемые психикой в познавательной деятельности.

К интеллектуальным эмоциям относятся: удивление, сомнение, радость открытия, уверенность, любовь к истине, удивление, переживание таинственности мира (мистическое чувство), чувство иронии и др.

Эстетические эмоции – это сложные эмоциональные состояния, отражающие, в первую очередь, отношение человека к явлениям мира с позиции: красивое – ужасное.

Эстетические эмоции отражают свойство людской психики откликаться на дисгармонию и гармонию мира, рвение людей к красивому и отторжение ужасного и некрасивого. Среди эстетических эмоций выделяются: эмоции эстетического наслаждения (удовольствие от восприятия красок, перемещений, звуков, форм); эмоции красивого и совершенного (в то время, когда человек глубоко переживает явление как такое, которое соответствует его идеалу); эмоции возвышенного и величественного (высказывающие преклонение человека перед мощью человечества и природы).

Эмоции ужасного, комического (юмор), возвышенного и красивого – наиболее значимые регуляторы публичного развития человека.

Праксические эмоции – это эмоции, порождаемые и сопровождающие как преобразовательную (творческую, созидательную), так и рутинную деятельность человека. Они появляются в деятельности, проявляясь в форме увлеченности, удовлетворенности работой, либо же в виде скуки, пресыщенности деятельностью. Особенно ярко праксические эмоции проявляются тогда, в то время, когда деятельность соответствует ценностям и целям человека, его общественным идеалам и способностям.

«Чувство шага» у футболистов, «чувство воды» у пловцов, – хорошие примеры праксических эмоций. Пресыщение, утомление – кроме этого праксические эмоции, лишь отрицательные, обусловленные чрезмерной нагрузкой и делающие сигнальную функцию, направленную на самосохранение человека.

Воспитание всех высших эмоций – серьёзная база полноценного развития человека.

Особенное место в истории людской культуры занимали и занимают религиозные эмоции.

Религиозные эмоции – это высшие эмоции человека, охватывающие сложный спектр эмоциональных состояний, относящихся к религиозному культу. Религиозные эмоции, по-видимому, явились культурной базой для этических и эстетических эмоций, потому, что объединяли в себе публичные основания совершенных оценок и ценностей. Но на данный момент они во многом теряют собственную значимость, потому, что человеческое познание стало причиной разделению высших эмоций на интеллектуальные, этические и эстетические, каждое из которых отделило собственную толику переживаний от начальной базы. К тому же, до сих пор религиозные эмоции очень распространены, в особенности в некоторых государствах. Эти эмоции включают в себя: чувство веры в сверхъестественное (Всевышнего, провидение, загробную судьбу, чудо и т.п.), т.е. беспочвенные, но субъективно очень значимые ожидания в отношении получения чаемых благ для себя либо для родных (спасения, выздоровления, успеха в делах и т.п.); чувство преклонения перед непостижимостью тайн и сакрального; чувство собственной безнравственности (т.е. недостойности перед безотносительным величием сакрального) и др.

Современные религии пробуют продолжить в первую очередь этическую базу собственного существования, тогда как научная психология приобретает все больше доказательств того, что чувства и религия, ее сопровождающие, имеется только форма психологической активности, выработанная людьми для управления собственными психологическими состояниями на донаучном этапе развития людской цивилизации и культуры.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте анализ универсальной схемы функционирования психики. Объясните термины «состояние сознания» и «психическое состояние».

2. Дайте определение понятию «эмоциональное состояние». Приведите примеры чувств.

3. Проанализируйте обстоятельства происхождения чувств. Назовите три уровня проявления эмоциональных состояний.

4. Перечислите главные изюминки эмоциональных состояний человека.

5. Дайте описание несложных чувств.

6. Охарактеризуйте виды эмоциональных состояний.

7. Обрисуйте высшие чувства человека (эмоции).

8. Обрисуйте физиологические базы чувств.

9. Дайте психотерапевтический анализ стресса как вида эмоциональных состояний.

10. Проанализируйте обстоятельства происхождения страсти и сравните такие виды эмоциональных состояний как страсть и аффект.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Неспециализированная психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1977.

2. Вартанян Г.А., Петров Э.С. Эмоции и поведение. – Л., 1989.

3. Додонов Б.И. В мире чувств. – К.: Политиздат Украины, 1987.

4. Изард К.Э. Эмоции человека. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

5. Якобсон П.М. Психология эмоций. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

6. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Т. 1. Часть 2. – М.: Мир, 1992.

7. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.: МГУ, 1976.

8. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология чувств. – М.: Наука, 1981.

Высшие эмоции человека радость, любовь, творчество, озарение


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: