Вторая несколько
Ко второй группе обучающихся запасных школ относятся дети, страдающие текущими болезнями головного мозг.
Потому, что каждое текущее заболевание центральной нервной совокупности ребенка понемногу действует на нее разрушающе, многие клиницисты обобщают такие формы понятием деменции (органическая деменция, шизофреническая деменция, эпилетическая деменция). Деменция обозначает распад, что отличается от недоразвития. Клинически это логично. Такая строгость понятий нужна, возможно, для рабочей группы по отбору детей во запасного школу. Но специфика детского возраста- это развитие и весьма четко выраженная тенденция к компенсации.
Исходя из этого было бы нежелательно, дабы преподаватель запасном школы разглядывал собственных учеников, страдающих текущими болезнями мозга, как обреченных на деменцию. Как свидетельствует изучение предстоящей судьбе этих детей, многие из них благодаря щадящим условиям запасном школы и удачам медицины становятся фактически здоровыми и отлично трудятся. Другие сохраняют какие-то недочёты психики, но удачно их компенсируют. Так удачно, что эти недостат-ки становятся малозаметными в опытной, домашней и публичной жизни.
Но чтобы возможность компенсации стала более возможной, преподаватель обязан знать, каковы особенности этого болеющего ребенка. Преподаватель не имеет возможности рассчитывать на ежедневный надзор со стороны доктора-психоневролога (как это не редкость в поликлинике). Он сам обязан отлично означай, в то время, когда требуется срочная помощь психоневролога, в то время, когда не срочная, но нужная. Преподаватель обязан строить собственную педагоги-ческую тактику с учетом изюминок больного ребенка.
- Одним из таких текущих болезней есть ревматическое поражение нервной совокупности.
В прошлые годы это заболевание рассматривалось как ревматический энцефалит, для которого свойственны последствия, обрисованные нами выше. Но на данный момент выяснилось (Г. Е. Сухарева, М. Б. Цукер, В. Я. Деянов), что ревматическое поражение нервной совокупности представляет собой долгое, процессуальное заболевание. Оно может протекать в виде последовательности приступов хореи, но может иметь и иные виды обострений. Время от времени же оно течет вяло.
Дети, страдающие данной заболеванием, отличаются очень неустойчивым вниманием, утомляемостью, забывчивостью. Согласно данным М. С. Певзнер, часть таких детей может обучаться в массовой школе по окончании санаторного лечения. Отечественные наблюдения показывают, что многие из входящих в эту детскую группу отличаются таковой низкой работоспособностью, что их приходится переводить во запасного школу. Лишь в том месте они оказываются в состоянии удачно обучаться и восстанавливать собственный здоровье.
Дети, относящиеся к обрисовываемой группе, отличаются кроме этого чрезмерной суетливостью, подвижностью, ранимостью. При волнении и утомлении они становятся еще более неспокойными, суетливыми. Строгое замечание со стороны преподавателя может привести к усугублению неправильного поведения, в базе которого нет злого умысла. Из этого следует, что к детям, перенесшим хорею, нужно доходить особенно осторожно. По отношению к ним направляться осуществлять щадящий подход не только в вопросах учебной и трудовой нагрузки, но и поведения. Проявляемые ими беспокойство и суетливость легче унять лаской либо невозмутимым самообладанием. наказания и Замечания часто приводят к итогам, противоположным тем, которых желал добиться преподаватель.
Помимо этого, направляться беспокоиться повторных приступов заболевания, вероятных при ревматизме. Нужно с особенным вниманием относиться к жалобам детей на трансформации зрительных восприятий, появление подергиваний и на ухудшение самочувствия, дабы одновременно с направить их к доктору для предупреждения ухудшения заболевания.
Так, по отношению к этим детям у олигофренопедагога в первый раз выявляется новая обязанность. Он обязан пристально следить за психологическим состоянием ребенка, чтобы одновременно с подметить и совместно с доктором-психоневрологом попытаться не допустить ухудшение заболевания или вовремя поместить ребенка в лечебное учреждение. - Вторым текущим заболеванием возможно сифилис голов-ного мозга. В случае, если родители (либо один из них) больны сифилисом, дело может ограничиться повреждением зародыша во время внутриутробного развития. В этом случае ребенок начинается как олигофрен. Но в отдельных случаях, кроме повреждения зародыша, происходит и заражение его сифилисом. Тогда родится ребенок, страдающий текущим заболеванием — сифилисом мозга. Много лет эта зараза, как говорят доктора, спит и не проявляет себя. В какой-то момент психологическое состояние ребенка ухудшается, начинается ухудшение заболевания. Часто та-кое ухудшение заболевания подкрадывается медлительно, исподволь. Показатели этого ухудшения преподавателю заметны раньше, чем доктору (особенно в случае, если в школе трудится доктор-педиатр, а не психоневро-лог). Такими показателями смогут быть: неожиданное понижение успеваемости без понятных преподавателю обстоятельств, неправильности поведения, а время от времени беспричинные страхи и слуховые обманы. В случае, если преподаватель увидел для того чтобы рода показатели, нужно упорно получать направления ребенка на лечение к доктору-невропатологу.
Сифилис нервной совокупности — заболевание, которую возможно вылечить, но успеха возможно достигнуть только при вовремя начатом лечении. В случае, если же преподаватель не придаст значения симптомам заболевания и не направит ребенка к доктору-невропатологу, заболевание может прогрессировать.
Время от времени наблюдаются и такие случаи: у ребенка ухудшается моторика, обращение, а основное, увеличивается слабоумие — ребенок делается некритичным, ленивым, беззащитным и вместе с тем самодовольным. Таковы показатели детского прогрессивного паралича. Это заболевание видится весьма редко, но преподавателю запасном школы направляться о нем знать. Запущенный нелеченный сифилис нервной совокупности может привести к прогрессивному параличу.
Зараза, вызывающая у детей потом серьёзную заболевание, может много лет таиться, ничем себя не проявляя. Дети, развивающиеся до поры до времени, как простые олигофрены смогут не заинтересовать доктора.
Преподаватель запасном школы обязан пристально смотреть за трансформациями умственной работоспособности детей, у которых в медицинских заключениях находятся те либо иные указания на сифилис. - Текущим заболеванием головного мозга есть кроме этого эпилепсия. О том, как преподавателю направляться себя вести, в случае, если припадок появляется в школе либо интернате, известно из курса невропатологии. К этому направляться добавить кое-какие мысли педагогического порядка. В первую очередь, преподаватель не должен показывать детям, что он опасается припадка. Медпомощь может потребоваться только в тех случаях, в то время, когда у ребенка появляется серия припадков. В большинстве случаев оказывать медпомощь на протяжении припадка не нужно.
Дети, страдающие эпилептическими припадками, смогут иног-да предчувствовать наступление припадка по различным предвестни-кам (чувство ветерка, дующего в лицо; чувство подергивания или онемения в ноге либо руке; затрудненность речи и т. д.). Те дети, каковые отличаются большой умственной отсталостью, продолжительно не могут пользоваться этими предвестниками для облегчения собственного состояния. Они ощущают, что не так долго осталось ждать обязан наступить припадок, но молчат, покорно и беспомощно его ожидают. Преподавателю крайне важно уловить эти предвестники. Время от времени посредством доктора кроме того удается не допустить припадок. В других случаях возможно успеть вывести ребенка из класса (либо вывести ос-тальных детей), уложить в кровать и т. д. Преподаватель может и обязан научить ребенка подмечать предвестники припадка и говорить о них старшим.
направляться кроме этого не забывать, что иногда у детей-эпилептиков вмес-то припадка появляются эквиваленты-состояния расстроенного сознания. На протяжении этих состояний дети смогут бежать, лезть на окна, схватить тяжелый предмет, кого-нибудь ударить и т. д. Эти состояния достаточно скоро проходят. Срочной медицинской помо-щи наряду с этим не нужно. Но преподаватель ни на секунду не должен отходить от для того чтобы ребенка. Кому-либо из вторых детей нужно поручить позвать на помощь любого взрослого человека.
Психика ребенка-эпилептика заметно видоизмяется с возрас-том. Сначала на первый замысел выступает нехорошая память, забывчи-вость, неаккуратность в быту и труде. Понемногу, в ходе учения, ребенок компенсирует данный недостаток. Часто у него вырабатывается необычная педантичная аккуратность, точность, бережливость. Потому, что ребенок-эпилептик испытывает затруднения при необходимости запомнить новый учебный материал, он в большинстве случаев проявляет особенную активность: старательно, неоднократно повторяет заданное; при воспроизведении пытается изложить небольшие подробности текста. Рассказы детей-эпилептиков о ка-ких-либо событиях постоянно отличаются избыточной детализацией, об-стоятельностью.
Мышление детей-эпилептиков весьма замедленно и тугоподвиж-но. Так, к примеру, усвоив какой-либо метод ответа задачи, они довольно часто пробуют решать все новые задачи ветхим методом. Та же инертность обнаруживается и в эмоционально-волевой сфере. Наметив куда-либо пойти, что-либо сделать, эпилептик старается не смотря ни на что осуществить собственный план, даже в том случае, если изменившиеся условия лишают эти действия всякого смысла. Рассердившись на кого-либо, эпилептик злится очень сильно и продолжительно не забывает собственную обиду В малом возрасте дети-эпилептики выявляют
безудержную вспыльчивость а также вспышки гнева. С годами они приучаются в какой-то мере сдерживать раздражительность и свою гневливость. Таковой ребенок время от времени -оказывается в состоя-нии сдержать собственную гнев по отношению к взрослому либо более сильному товарищу, но выместить собственную досаду на не сильный ребен-ке. раздражительность и Свою грубость ребенок-эпилептик иног-да маскирует чрезмерной вежливостью, доходящей до угодливости и слащавости. Случается так, что ребенку удается благодаря повиновению, вежливости и- предупредительности завоевать неограниченное доверие у неопытного преподавателя. Пользуясь эгим, ребенок-эпилептик проявляет себя жестоким правителем в отсутствие преподавателя по отношению к малышам: отнимает у них сладости, бьет, вынуждает совершить плохие поступки. Осуществляя контроль и направляя отношения детей-эпилептиков с другими детьми, преподаватель может одновременно с этим развивать и применять хорошие качества3 их психики: настойчивость, трудолюбие, аккуратность. Такие дети в большинстве случаев отлично дежурят, удачно справляются с хозяйственными поручениями и т. д.
Так, преподаватель обязан, с одной стороны, помогать ребенку, страдающему эпилепсией, допустимо лучше сгладить собственные недочёты (нехорошую память, чрезмерную инертность, раздражительность), с другой стороны-поддерживать и развивать характерные таким детям аккуратность и трудолюбие. Необходимо шепетильно смотреть за их поведением в коллективе не забывая о вероятной двойственности поведения (почтительности к сильным и деспотичности к не сильный). Такие недочёты характера вовсе не обязательно появляются у эпилептиков. Наоборот, у, них возможно развивать желание и чувство справедливости за нее бороться. Что же касается учебной нагрузки, она возможно, в большинстве случаев, простой - Текущим заболеванием головного мозга есть шизофрения. Детей, больных шизофренией, во вспомогательных шьолах обучается мало, поскольку как правило они справляются с программой массовой школы. Но все же иу возможно встретить практически в каждой вспомогательной школе. На протяжении приступов заболевания у детей наблюдаются страхи, зрительные и слуховые обмены (галлюцинации), нелепые мысли, двигательное беспокойство либо оцепенелость. Сейчас их на пара месяцев пометащют в поликлинику. Промежуток между приступами может продолжаться пара лет; в эш периоды дети фактически здоровы и смогут обучаться в школе. Любой следующий приступ все более существенно нарушает интеллектуальную деятельность.
Главными изюминками психики детей-шизофреников являются нарастающие притупление чувств и расстройства мышления. Мысли и рассуждения детей-шизофреников отличаются причудливым, заумным характером. Они обожают придумывать новые слова. Для собственных поступках они время от времени руководствуются разными малопонятными мыслями Кое-какие дети, не хорошо — усваивают учебную программу, выявляют наровне с этим какие-либо ‘способности и исключительные интересы: к устному счету, к музыке и т. д. Так, к примеру, один мальчик тонко разбирался в музыке, подмечал неточности в игре зрелого музыканта-исполнителя, кроме того сочинил музыкальный отрывок, но, не обращая внимания на старания своих родителей, не смог обучиться играться сам. Второй девятилетний мальчик пробовал придумывать сказки и рассказы причудливого содержания, но никак не имел возможности обучиться писать буквы.
Время от времени дети-шизофреники не в состоянии усвоить элементарные навыки самообслуживания, беззащитны в самых несложных житеиских делах. Учитывая эту заумный характер и практическую беспомощность мышления, замечаемый у некоторых детей-шизофреников, преподаватель обязан стараться как возможно раньше приви-вать им умения и практические навыки, приучая принимать участие в конкретных делах детского коллектива. Кое-какие родители делают неточность, разрешая таким детям сосредоточиваться на необыкновенных заинтересованностях. В этом случае дети еще больше отвлекаются от детского коллектива, от настоящей судьбы.
Второй отличительной изюминкой психики детей-шизофреников есть нарастающая эмоциональная тупость. Они редко имеют подруг и друзей, время от времени не хорошо относятся к своим родителям, не откликаются на сердечное отношение преподавателя. Воспитателям не всегда удается установить с ними близкий контакт. Но нужно непременно стараться включить этих детей в судьбу дечского коллектива.
направляться кроме этого учесть, что завлекающие внимание психиат-ров явные показатели шизофрении довольно часто обнаруживаются у уча-щихся только во время подросткового и юношеского возраста. В школьные годы такие дети довольно часто рассматриваются как олигофрены. Приведем пример. Девочка А. развивалась без изюминок. Из III класса массовой школы в связи с неуспеваемостью была переведена во запасного, в которой проучилась семь лет. По окончании школы поступила на работу, справлялась с ней. В будущем без видимых обстоятельств появились страхи, неправильное поведение, речевая расторможенность. Много раз станионировалась в психиатрические поликлиники с одним и тем же диагнозомшизофрения (циркулярная форма).
При патопсихологическом изучении выявились неотёсанные нарушения мышления. Но имела возможность с пониманием сути пересказывать романы Достоевского. В отдельных случаях выяснялась в состоянии устанавливать и абстрактные связи между понятиями. не забывала, что она окончила запасного школу.
Данный пример говорит о том, что среди детей, длительно диагностируемых как олигофрены, время от времени остаются нуждающиеся в лечении больные. Возможно высказать предположение, что если бы олигофренопедагог школы, где обучалась эта девочка, более вдумчиво присмотрелся к изюминкам ее психики, то вовремя направил бы ее па лечение. Течение заболевания имело возможность бы быть не столь злокачественным.
Таких фактов больше, чем представляется.
направляться кроме этого не забывать, что при шизофрении вероятны повторные приступы заболевания. В случае, если у школьника внезапно появляются черты дурашливого либо нелепого поведения, в особенности в случае, если удается подметить, что он слышит какие-то голоса, испытывает необоснованные страхи, нужно безотлагательно продемонстрировать его доктору-психоневрологу. - К числу детей, страдающих текущим заболеванием голов-ного мозга, возможно отнести кроме этого тех, у кого имеются явления гидроцефалии (водянки головного мозга). Доктора-психоневрологи в большинстве случаев разглядывают гидроцефалию как осложнение по окончании тех либо иных болезней. Это, очевидно, правильно. Но для преподавателя ребенок, страдающий гидроцефалией, выступает как процессуальный больной.
Состояние этих детей весьма изменчиво. Время от времени в связи с уве-личением давления жидкости на мозг оно быстро ухудшается. У таких детей смогут быть приступы сильных головных болей, колебания настроения. Они не хорошо выносят тряску, не смогут прыгать, время от времени не хорошо себя ощущают при исполнении работы, которая связана с наклонами головы вперед и вниз. Этих детей крайне важно систематически ‘показывать доктору-психоневрологу, поскольку кроме того простые, проводимые в амбулатории лечебные на-значения смогут благотворно оказывать влияние на их состояние.
Без лечения и медицинского наблюдения состояние детей, страдающих гидроцефалией, может понемногу ухудшаться. Это ухудшение проявляется в нарастании слабоумия.
Особенности психики детей-гидроцефалов весьма разнообразны. -Некоторые из них безрадостны, злы, утомляемы, другие в любой момент оживленны, болтливы, легкомысленны. М. С. Певзнер, изучавшая особенности развития речи у некоторых гидроцефалов, подчернула, что достаток их словарного запаса и развернутость предложений смогут создавать чувство полноценной речи. Но за снаружи богатой формой речи кроется весьма убогое содержание: .’юти повторяют фразы и чужие слова, не хорошо понимая их суть. В высказываниях этих детей довольно часто не содержится какой-либо независимой мысли.
Для выбора мер личного подхода к детям, страдаю-щим гидроцефалией, нужен ежедневный, систематический контакт преподавателя с доктором-психоневрологом. Преподаватель испытывает большие затруднения при необходимости оценивать успеваемость и поведение этих детей, поскольку их состояние всегда меняется. Преподавателю не всегда, к примеру, легко понять, по какой причине ребенок не приготовил урок, то ли он поленился, то ли у него болела голова.
Все рассмотренные группы детей (олигофрены, дети, страдающие сифилисом нервной совокупности, эпилепсией, шизофренией, гидроцефалией, перенесшие энцефалиты и травму) смогут время от времени входить в состав обучающихся запасных школ.
Остановимся на вопросе о значении приведенных кратких психопатологических данных для преподавателей вспомогатольных: школьных занятие этих эти нужно/преподавателю прежде всего-йля квалифицированиоге наблюдения за учениками. Потому, что в образовательных школах обучаются дети, % которых вероятны обастрели болезней, необходимо,- дабы преподаватель -МИР верно разбираться в показателях заболевания и своевременно-принять нужные меры;
Показателями ухудшения смогут быть такие явления, как ухудшение умственной работоспесобности, неправильности -поведения, нарушение восприятия и моторики..
Еще более-ответственнее знание приведенных данных для выбора при-еиов^индйвнГдуайьного подхода к детям при их воспитании и обучении. ‘Вели преподаватель услышит одинаково нехороший ответ от двух учеников, к примеру от ребенка-эпилептика и от ребенка, псреи^ё-шеро травюу толовного мозга, ему может показаться целесообразным в первом- случае покинуть ребенка на дополнительные занятия, а во втором обратить внимание на режим сна ребенка.
Знание того, какие конкретно дети отличаются повышенной утомляемостью, оказывает помощь преподавателю верно дозировать учебную и трудовую -нагрузку, распределять публичные поручения;
Знание эмоциональных реакций и особенностей характера да-тсн разрешает выбирать верную тактику при ответов сложных и относительно несложных вопросов воспитания. Одного ребенка полезно расшевелить,’ вовлечь в подвижные игры. Второму, к примеру ‘ревматику, чрезмерное’ возбуждение вредно, и если он сам предпочитает не играться, а остаться зрителем, нужно предоста-вить ему такую возможность. В случае, если ребенок-олигофрен либо’ трав-матяк, обидевшись; отправился погулять по саду, пускай погуляет, осoibiHir от обиды; ребенка же, больного эпилепсией, нужно иметь перед глазами (на случай припадка). В случае, если на уроке крутится ученик;! перенесший хорею, преподаватель вероятнее не сделает ему замечания. В случае, если же будет шалить и крутиться травматик, преподаватель, возможно, сделает ему строгое замечание.
*’ Само собой разумеется, ‘не нужно во всех аналогичных случаях поступать любой раз совершенно верно так, как мы только что сообщили. Очень многое зависит от ч личных изюминок каждого- из детей. Но знане психопатологии может оказать помощь преподавателю лучше разобраться в изюминках психики учеников.
Олигофренопедагог обязан непрерывно пополнять и’совершен-рвовать собственные знания по психопатологии, смотреть за всей публику-‘ ющейся в данной области литературой. Книги доктора наук Г. Е. Сухаревой Лекции по психиатрии детского возраста’ будут настольными для преподавателя запасном школы. Не считая тою, преподаватель обязан шепетильно изучать медицинские заключения и вы-писки из больничных историй заболевания собственных учеников, в случае, если тако-вые имеются в личном деле.
Степени умственной отсталости.
Принято различать три степени умственной отсталости: дебильность (самая легкая), имбецильность (более глубокая) и идиотия (самая тяжёлая).
Дебилы, заканчивая запасного школ, достигают а результате обучения относительно большого уровня психологического развития. Они становятся независимыми гражданами, т. е отвечают за собственные поступки, овладевают профессиями, требующими средней квалификации, есть в праве быть обладателями помещений, домов и т. д. Во многих случаях появляются сомнения в их вменяемости, трудоспособности и дееспособности, и тогда тот факт, что парень либо женщина окончили запасного школу, может послужить основанием для психиатрической экспертизы. Но сама ио себе умственная отсталость в степени дебильности не может быть обстоятельством невменяемости, нетрудоспособности или недееспособности человека. Обстоятельством этого могут быть только те главные болезни, каковые стали причиной умственной отсталости. На данный момент дебилы считаются ограниченно годными к несению воинской работы. Заключение об ограниченной годности либо непригодности к несению воинской работы делается на базе психиатрической экспертизы. Наряду с этим громадное вни-мание уделяется чёрте из запасного школы, ко-торую окончил парень-призывник. Помимо этого, обширно применя-ются экспериментально-психотерапевтические способы изучения для оценки его развития и психического состояния.
Сейчас многие огечественные и зарубежные авторы делают попытки совершить более дифференцированную оценку степеней умственной отсталости, в особенности се легких форм — дебильности. Употребляются термины: легкая дебильность, средняя дебильность, выраженная дебильность. без сомнений, что эти понятия смогут иметь громадное практическое значение, по? какое количество дифференцированная оценка состояния ученика может везволить более совершенно верно и действенно проводить разные педаго-гические, трудовые и другие мероприятия. Но на данный момент остаются еще пара неизвестными те критерии, ко-торые положены в базу таковой классификации.
Помимо этого, существует (в соответствии с интернациональной rласскфикации психологических болезней) понятие пограничная умственная отсталость, которое предположительно должно характеризовать состояние между обычным психологическим развитием и легкой дебильностью. Но, потому, что понятие пограничная умственная отсталость основано на измерительном подходе к величине ума, целесообразность ею применения представляется o вызывающей большие сомнения.
В особых классах, существовавших в прошлом практически при всех запасных школах, обучались глубоко отсталые дети — имбецилы. Они не усваивают неспециализированных понятий, правил арифмешки и грамматики. За долгие годы школьного обучения еле усваивают только письма и элементарные навыки чтения. Тяжело, но фактически допустимо приспособить их к исполнению некоторых видов производительного труда. Но самостоятельно жть им-бецилы не смогут, поскольку нуждаются в опеке н надзоре.
Обучение глубоко отсталых детей (имбецнлов) во запасных школах проводилось у нас в различные годы по-различному. Особые классы для глубоко отсталых детей в различные годы то раскрывались, то ликвидировались. В соответствии с инструкции Министерства просвещения СССР имбецилов во БСПОМО! ательные школы принимать не нужно. Но существует последовательность обстоятельств, по которым их все же принимают. Во-первых, не так легко совершить грань между дебильностью глубокой степени и имбецильностью. Во-вторых, имбецилы являются все же в некоей мере обучае-мыми детьми. Они смогут за пара лет обучиться хоть кое-как просматривать, писать и усвоить легкие виды ручного труда. Исходя из этого понятна и оправдана настойчивость своих родителей, получающих обучения их детей. Без обучения они становятся тяжелым бременем для общества, семьи и сами остаются несчастными существами. Потому, что они в некоей мере обучаемы и податливы лечебно-му действию, их совсем нужно учить и развивать.
Дети-идиоты не смогут быть направлены во запасного школу. Они подлежат содержанию в учреждениях социального обеспечения. У них практически не развита обращение, отсутствуют навыки самообслуживания, нарушена координация перемещений. Такие дети нуждаются в уходе.
У них возможно воспитать умения и элементарные навыки, в случае, если этим занимается олигофренопедагог. При умелом подходе возможно кроме того добиться больших сдвигов в их состоянии.
В силу разных ответственных обстоятельств вопрос о все более узком разграничении степеней умственной отсталости купил сейчас особенную актуальность, в частности в связи с необходимостью решать следующие задачи: разработка параметров, на основании которых возможно назначена пенсия по инвалидности с дсгстаа; определение того, где лучше воспитывать имбецилов- в особых классах при запасных школах либо в учреж-дениях социального обеспечения. Принципиально важно кроме этого выясни! ь, лучше ли воспитывать умственно отсталых в условиях ик большой .дифференциации по степени умственной отсталости (к примеру, имбецилы обучаемые и необучаемые, дебилы с легкой степенью умственной отсталости и дебилы со относительно более тяжелой степенью умственной отсталости).
Можно понять всех тех, кто желал бы нмс-гь единую линейку для разграничения различных степеней умственной отсталости. Од-нако применению аналогичной линейной шкалы мешает не только ее теоретическая необоснованность, но и еще последовательность событий, к примеру разнообразие умственного недоразвития и различный темп компенсации.
Все эти вопросы, не обращая внимания на множество изучений, не мо-гут принимать во внимание достаточно изучаемыми.
Во многих зарубежных изучениях употребляются различные тестовые измерения интеллектуального коэффициента (IQ).
Сейчас советскими исследователями опубликован последовательность работ, в которых представлен качественный анализ опытов, выполненных с целью определения параметров определения степеней умственной отсталости.
В отечественной литературе последних лет показались работы, основанные на качественном анализе экспериментальных данных. Таковы, к примеру, составленные С. Д. Забрамнон (1979) методические указания к психолого-педагогическому изучению детей.
Вопросам коррекционной работы с имбецилами посвящена и громадная серия весьма важных экспериментальных и педагогических изучений, выполненных под управлением М. И. Кузьмицкой.
В анализе трудового обучения и психического развития имбе-цилов наметились как бы две параллельные линии.
Одна линия исходит из учреждений социального обеспечения (А. А. Ватажина, И. И. Зелингер, В. М. Коган, Н. Ф. Деметьева и Л. Н. Поперечная). Представителями этих учреждений разрабатываются программы обучения и соответствующие методические управления.
Вторая линия-изучения олигофренопедагогов М. И. Кузьмицкой, Г. В. Цикото, А. Р. Маллер, Я. Г. Юдилевич и др. Эти изучения (особенно Г. В. Цикото) отличаются особенной теоретической продуктивностью и глубиной.
Разумеется, что полученные при изучении имбецилов эти должны быть отражены в отдельном монографическом труде. Важность создания для того чтобы труда диктуется, например, тем, что многие имбецилы обучаемы и смогут быть включены в трудовую деятельность.
задание и Вопросы
- Сообщите, как в ходе воспитания и обучения направляться доходить к обучающимся, каковые перенесли:
- травму головного мозга;
- энцефалит.
- Поведайте об изюминках подхода к больным ревматизмом обучающимся запасного школы.
- В чем .обязан состоять личный подход к обучающимся, каковые:
- больны эпилепсией;
- страдают гидроцефалией?
- Дайте сравнительную чёрта психологического развития
олигофренов и детей, перенесших поражения мозга в дошкольном и младшем школьном возрасте. - Чем отличается психологическое развитие детей, развивающихся на неполноценной базе, от психологического развития детей, страдающих текущими болезнями мозга
- Какова роль учитсля-дефектолога в направлении детей обострения и своевременном выявлении заболевания на лечение?
- Как олигофренопедаюг может применять в собственной работе с обучающимися соответственные медицинские эти?
Литература
- Правила отбора детей во вспомогагельпые lUko.ibi /Под ред. Г. М. Дуль-нсва и А. Р. Лурия. 3-е im. М, 1973, гл III.
- Отбор детей во запасного школ’ /Сост. ‘i. А Власова, К. С. Лебе-динская, В. Ф. Мачихина М, 1983.
- Забрамная С. Д. Методические указаьпя к ni;n\o.[0io iie^aioiri некому изучению де1С’!-имбецилов. М, 1989.
¹ Коробкова Э. А Психотерапевтический анализ факторов работоспособности при олигофрении-В сб Врачебно-трудоустройство и трудовая экспертиза при олигофрении. М., 1965, с 35.
? LM. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского воз-Раста (клиника олигофрении). М, 1965.
3 См.: Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детсксио возраста, т. I (^Зб), т. II (1962), т. Ill (1968 ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Главные Экспериментальные изучения высшей нервной деятельности умственно отсталых детеи. Особенности их высшей нервной деятельности: функции и слабость коры головного мозга; недостаточная дифференцированмооь условнорефлекторных связей; преобладание охранительною торможения; инертность нервных процессов; нарушение сотрудничества пepвой и второй сигнальных совокупностей. Главные типы обучающихся запасных школ.
Особенности высшей нервной деятельности умственно отсталых детей изучались тремя научными коллективен.