Принципы работы исламских банков

Исламские банки, как и классические, принимают вклады клиентов, что есть их главной функцией. В связи с тем, что Ислам запрещает начислять и приобретать проценты – риба, исламский банк обязан предоставлять своим потенциальным клиентам такие банковские услуги, каковые бы соответствова-

Задачи, принципы и философия исламского банкинга

ли исламским нормам. Перед тем как банк начнет предлагать собственные услуги, управлению нужно обратиться к настоящим и фундаментальным источникам исламского права – Корану и ха дисам. Все запреты и принципы, имеющие отношение к бизнесудолжны быть пристально изучены.

В Коране Всевышний приводит много аятов, которые связаны с доверием, справедливостью, запретом на взяточ-ничество, и дает указания смотреть за точностью меры и весов. Помимо этого, в Коране говорится о том, что соглашения между сторонами должны быть письменно закреплены в присутствии свидетелей, предоставлены гарантии и обозначены обязатель-ства сторон. В хадисах возможно отыскать управление по вопросам продажи и купли. Кое-какие хадисы затрагивают такие стороны денежной сделки, как салам (контракт купли-продажи товаров с отсроченной поставкой, при котором цена товара оплачива-ется заблаговременно, а товар предоставляется в оговоренные стороной сроки), наем, аль-хавала (вексель, расписка), займы, погашение кредитов, замораживание активов, банкротство, партнерство, аренда, условия и свидетельство бизнеса.

Не обращая внимания на то, что существует последовательность аятов в Коране и хади сы, имеющие отношение к денежной деятельности, думается,что изложенные правила сложно применить к современной банковской совокупности. Следовательно, юристы и учёные (специалисты в области исламского законодательства) должны взять на себя ответственность и установить правила ведения бизнеса, не нарушая правил Шариата и, одновременно с этим, согласовывать их с текущим банковским законодательством.

Исламские банки применяют разные термины для описа-ния собственных исламских правил, на основании которых структу-рированы их услуги. В некоторых исламских банках возможно встре-тить использование арабской терминологии, в других употребляются помесь арабского и британского языков, имеется банки, применяющие местный язык страны, в котором банк ведет собственную деятельность. С дискуссией введенных исламскими банками правил Ша риата в некоторых государствах возможно ознакомиться в главе 6.

Независимо от применяемой терминологии, правила Ша риата, употребляющиеся в исламской банковской совокупности, мож-

124 Глава 3

но поделить на пять категорий. К первой категории относятся правила убытков и разделения прибылей, ко второй – прин-ципы купли-продажи, третий принцип включает в себя сборы и рабочую группу. Четвертая категория обрисовывает правила бесплат-ных одолжений, а пятая – вспомогательные правила.

Следующие правила обычно употребляются большинством исламских банков: мудараба, мушарака, мурабаха, иджара, ид жара ва-иктина, бай муаджал, истисна, кард хассан, вадиа, рахн. Кроме перечисленных, на практике используются и дру-гие правила исламских финансов.

К примеру, в Малайзии распространены такие правила, как бай аль-дайн, иджара тумма аль бай, вакала, хивала, уджр

и вадиа йад дамана. Тем временем, Иран ввел дополнительные правила, такие как джоала, мозараах и мосакат. Использо-вание для того чтобы громадного количества правил Шариата зача-стую приводит к и рождает вопрос – на самом ли деле эти инструменты исламского финансирования основаны на Шариате либо же имеет место «ийал. Хила – в мусульманскомправе данный термин обозначает использование различных юридиче-ских уловок, направленных на достижение определенных це-лей, не через чур соответствующих Шариату. Среди исламских правоведов нет однозначного отношения к концепции хила. Ха-нафитская правовая школа поддерживает использование данной концепции при создании шариатских продуктов. Что касается Шафиитской правовой школы, то лишь ученые более поздней школы поддерживают хила, что входит в несоответствие с по-зицией школы в целом. Две другие правовые (Маликитская и Ханбалитская) школы выступают против применения данной концепции. Запрет на хила стал более обоснованным, в то время, когда Маликитский мазхаб ввел принцип саддад-дара’и, что свидетельствует «предотвращение обстоятельства», что затрудняет ис-пользование любого законодательно разрешенного способа с целью достижения поставленных целей, в случае, если эти цели изначально носили незаконный темперамент, т.е. соответствовали категории харам. Со стороны Ханбалитской правовой школы кроме этого идетмассовый протест в отношении применения концепции

хила.

Задачи, принципы и философия исламского банкинга

Принцип мушарака

Договора мушарака и шарика означают форму партнерства.

Шариат дробит шарику на две категории: шарика мульк и шари ка акд. Вторая форма партнерства, именуемая мудараба, какправило, рассматривается во многих исламских юридических книгах раздельно. В целом, шарика мульк предполагает совмест-ное владение определенным имуществом и не включает в себя временное товарищество по разработке либо объединению иму-щества заинтересованных сторон. Шарика акд, наоборот, делает упор на концепцию совместного применения капитала и со-вместное участие в убытках и прибылях (Saleh, 1986).

Существует три способа установления контракта шарика акд. В случае, если главным критерием для установления партнерства высту-пают наличные деньги, то такое партнерство именуется шарика мелок либо денежное партнерство. В случае, если партнерство зависит отопыта либо квалификации партнеров, то такая форма будет назы-ваться рабочим партнерством либо шарика агмаль. , если партнерство создается на основании кредита либо инвестиций, положенных в соответствующую компанию, то это партнерство согласится инвестиционным либо шарика вуджу. Партнерство возможно установлено или в качестве неограниченного, рав-ноправного (Ханафитская школа именует муфавада), или как товарищество на вере – шарика инан.

В контексте исламского банкинга, принцип мушарака связан

с инвестиционным товариществом с ограниченной важен-ностью (инан шарика мелок). Говоря несложным языком, мушарака означается контракт о совместном предприятии между двумя сторонами, участвующими в определенных деловых операциях либо в определенном проекте с целью получения прибыли. Пре-кращение действия соглашения обусловлено временем либо выпол-нением обозначенных условий. В соответствии с этим принци-пом, обе стороны сделки снабжают нужный капитал; инвестор либо кредитор смогут учавствовать в управлении. Распределение убытков и прибыли среди партнеров определяет-ся заблаговременно и не обязательно в соответствии с числом вло-женных средств.

126 Глава 3

Принцип мудараба

Термин «мудараба» обычно употребляется исламскими банка-ми. Данный принцип кроме этого известен как кирад либо мудараба. Уче-ные приводят пара вариантов перевода данного термина, среди них: доверительное финансирование, разделение прибыли между доверенными лицами, распределение собственного капи-тала и распределение прибыли.

Иными словами, тот, кто обладает средствами (инвестор), пе-редает их второму доверенному лицу (предпринимателю) для ведения бизнеса. Инвестор в процесс ведения бизнеса не во-влечен, и в конце оговоренного срока предприниматель должен вернуть инвестору главную положенную его долю и сумму при-были. Данный принцип мудараба практически использовался арабами еще до периода Ислама и, так же, как и прежде, распространен сейчас (Saleh, 1986). Узнаваемый исламский правовед Иман Саракси, в собственной книге «Аль Мабсут» («Расширенный [справочник по ис-ламскому праву]»)предлагает собственный определение термина «муда раба» и его происхождение. Он утвержает, что мудараба происходитот слова «дарб», что свидетельствует «труд на земле». Преобразование этого корня в «мудараба» случилось, в соответствии с Иману Саракси, по причине того, что мудариб (пользователь чужого капитала) в праве на долю в прибыли в силу собственной усилий и тяжёлой работы. Помимо этого, мудариб в праве применять доверенный ему капитал с целью достижения его собственных целей. Люди Медины именовали таковой соглашение мукарада. Мукарада происходит от сло-ва «кард» и свидетельствует «передавать». В этом случае, обладатель капи-тала передает либо предоставляет право на собственные средства амилю, т.е. пользователю (Uzair, 1980, стр. 45).

Ибн Рушад, в собственной книге «Бидаят аль-Муджтахид Уа Ниха ят аль-Муктасид» («Время имеет долю в цене») пишет:

«Нет никаких разногласий во мнениях среди мусульман от носительно справедливости применения принципа ки рад. Данный принцип практиковался еще до принятия ара бами Ислама, а Ислам не запретил его. Имеется единогласное согласие ученых в том, что обладатель капитала передает средства второй стороне для применения

Задачи, принципы и философия исламского банкинга

в бизнесе. Пользователь приобретает, в соответствии с определенным условиям, ту часть прибыли, которая согласована обеими сторонами – треть, четверть либо кроме того половину».

(Uzair, 1980, стр. 45-46). На основании вышеописанного, принцип мудараба возможно выяснен как соглашение между как минимум двумя сто-ронами, другими словами раб аль малом/инвестором и мударибом/пред-

принимателем либо менеджером.

По условиям соглашения, инвестор обязуется финансировать предприятие либо доверить собственные деньги предпринимателю, кото-рый будет вести торговлю в согласованном порядке и после этого дол-жен будет вернуть инвестору главную сумму вложений и зара-нее согласованную долю прибыли. Часть прибыли определяется контрактом, и нет никакой гарантии для инвестора в том, что его вложения будут успешными. При убытка, в следствии форс-мажорных и не зависящих от мудариба событий, инвестор принимает на себя целый «удар». Мудариб, со своей стороны, теряет только собственный труд и время.

Среди ученых правовых школ (либо мазхабы) нет единого мне-ния об применении данного принципа в деловых операциях. Так ученые Маликитского и Шафиитского мазхабов уверены в том, что мудараба ограничивается торговыми операциями и иными, свя-занными с торговой деятельностью. Мудараба не распространя-ется на производство, в силу того, что такое соглашение будет трак-товаться как контракт с изготовителем на производство и будет именоваться «истисна».

Истисна, с позиций Шариата, это контракт, в которомпокупатель требует производителя изготовить либо сконструи-ровать оговоренное договором изделие, с применением соб-ственного сырья производителя по согласованной цене. Концеп-ция истисна во многом схожа с бай салам, при котором имеется эле-мент отсрочки поставки товара. Но, согласно соглашению бай салам предоставляется авансовое финансирование, в то время как по согла-шению истисна оплата производится позднее – на дату постав-ки либо изготовления товара.

Ханафитская правовая школа не возражает против примене-ния принципа мудараба в производственной деятельности. Хан-

128 Глава 3

балитский мазхаб, со своей стороны, считает, что предприниматель и инвестор, смогут заключать два раздельных соглашения, другими словами соглашение на производство товара с применением принципа истисна, и второе соглашение – с принципом муда раба , пока эти два соглашения не противоречат другдругу (Saleh, 1986).

Принцип мудараба может использоваться в исламской банков-ской совокупности в двух разных обстановках: между банком и по-ставщиком средств, и между банком и теми, кто использу-ет средства.

В первом случае, банк выступает в качестве мудариба, а вклад-чики как раб аль мелок. В другом банк – это раб аль мелок, а предпри-ниматель – мудариб. Принцип мудараба еще именуют «благо-родным принципом исламской финансовой системы», так как он сочетает в себе денежные средства и человеческий труд, конкретно в том контексте, что одобрен Шариатом. И не смотря на то, что инвестор, что вкладывает собственные средства, не прилагает иных упрочнений чтобы получить возврат на собственные инвестиции, он готов нести ри-ски и убытки при негативном финале дела.

Принцип мурабаха

Мурабаха предполагает возможность реализовывать товар позакупочной цене с торговой наценкой, которая согласована обе-ими сторонами. Эта концепция преобразовывает традици-онное кредитование в услугу купли-продажи, при которой кре-дитор получает товар в виде сырья, автомобилей либо иного обору-дования на условиях отсрочки либо рассрочки платежа, с учетом торговой наценки на товар, т.е. по более большой стоимости. Понятие мурабаха кроме этого известно как финансирование «издержки плюсфиксированная прибыль». Если эта концепция прини-мается исламским банком, то она выступает в качестве замены способа, при котором происходит разделение доходов и убыт-ков, и банк продолжает собственную деятельность как хозяйствующий субъект, вовлеченный в сделки, которые связаны с продажей и куплей товаров.

Задачи, принципы и философия исламского банкинга

Все правовые школы едины во мнение о правомерности ис-пользования принципа мудараба в бизнесе. Но мнения разнятся в отношении способов внедрения этого инструмента. Первое различие пребывает в определении торговой наценки либо же прибыли банка, в то время, когда товар перепродается клиенту. Второе отличие касается прав и предпочтений клиента, каковые стал-киваются с большой либо необоснованной ценой за услугу. Хан-балитский мазхаб думает, что для целей определения цены на товар, реализовываемый по способу мурабаха, смогут учитываться все понесенные затраты, которые связаны с товаром клиента. Но необхо-димо подчернуть, что банк обязан проинформировать клиента о полной стоимости товара и источниках дополнительно понесен-ных затрат. Шафиитский мазхаб отзывается в похожем ключе

с одним только дополнением – оплата банком товара третьей сто-роне не может быть включена в цену мурабаха без согласования

с клиентом. Ханафиты более эластичны и разрешают включать в цену товара все затраты, с которыми банк сталкивается при контрак-те мурабаха.

Маликитский мазхаб дробит затраты на три категории. К пер-вой категории относятся затраты, каковые смогут быть добав-лены к главной сумме товара (цена продажи товаров), и полу-ченная цифра делается базой для расчета прибыли. Вторая категория затрат – это затраты, каковые также будут быть включены в главную сумму товара, но не образуют базу для расчета прибыли. К третьей категории относятся затраты, кото-рые не смогут быть учтены при расчете прибыли.

В соответствии с Шафиитской правовой школе, в случае, если клиент обнару-живает, что продажная цена через чур высока либо была повыше-на продавцом без оснований, а товар находится у него на руках, то он имеет полное право возвратить товар продавцу и вернуть себе деньги. Имеется второе ответ, при котором клиент остав-ляет товар себе и подает иск на продавца, требуя компенсиро-вать переплаченную сумму. Также считает Маликитская правовая школа: купить товар по разумной цене либо вернуть его. Ханафитские ученые считают, что поку-пателю направляться решить: согласиться с ценой приобретённого товара либо же вернуть товар и попросить возврата уплаченных

130 Глава 3

средств. Но , если товар не есть более имуществом клиента-клиента, то не остается иного выбора, не считая как признать приобретение настоящей (Saleh, 1986).

Принцип иджара

«Иджара» свидетельствует соглашение аренды, ренты либо проката. Фак-тически иджара – это применение на договорном условии имущества третьей стороны за установленную плату. При согла-шении иджара действует последовательность правил Шариата. Первое прави-ло – хияр ар-руйя, право аннулирования соглашения клиентом, в то время, когда он заметит товар, не соответствующий описанию. Второе из них – хияр аль-айб, речь заходит о низком качестве товара, другими словами клиент вправе отменить сделку, в случае, если по окончании приобретения был обнаружен недочёт. Третье правило – хияр аш-шарт, тут согласится право сторон на расторжение контракта в любое вре-мя в зависимости от установленных сроков либо от определенных событий. Четвертое – фасх, т.е. отзыв либо аннулирование, и по-следнее – икала, т.е. компенсация либо замена.

Маликитский мазхаб разглядывает иджара как договор, схожий с соглашением купли-продажи и что теряет собственную силу в следующих обстановках. Во-первых, соглашение считается недей-ствительным, в случае, если предмет лизинга либо аренды употребляется в целях, запрещенных шариатским правом, как к примеру исполь-зование помещения для безнравственной деятельности либо азартных игр, либо, к примеру, производство алкоголя и иных запретных товаров. Во-вторых, в случае, если контракт обязывает выполнять дей-ствия, каковые по собственной природе должны быть выполнены, к приме-ру, нанимать мать кормить грудью собственного ребенка. Ханафиский мазхаб принимает направляться как договор, в базе которого лежатматериальные вещи либо на арабском «айн», цели применения

и применения которых не противоречат шариатскому праву.

С позиций Шафиитского мазхаба, соглашение иджара – это контракт аренды либо лизинга, предмет которого выяснен изна-чально. Предмет соглашения должен быть «разрешенным» с позиций Шариата, возможно передан/перенесен, и иметь фик-

Задачи, принципы и философия исламского банкинга

сированную выплату либо арендную плату. Ханафитский мазхаб, со своей стороны думает, что при соглашении иджара обладатель предмета соглашения предоставляет второй стороне право пользо-вания этим материальным имуществом за определенные выпла-ты. Все мазхабы едины в том, что иджара есть юридически необходимым соглашением. Но, в отношении аннулирования договора иджара среди ученых различных правовых школ суще-ствуют противоречивые мнения.

В соответствии с точке зрения маликитов и шафиитов, договор иджара отзывается лишь при наличия важных недостатков у пред-мета соглашения. Помимо этого, соглашение перестает иметь силу, в случае, если арендуемый объект перестает являться своим целям. Ханафит-ский мазхаб признает, что соглашение возможно отменён, в случае, если имеются допустимые обстоятельства для этого. Для Ханбалитско-го мазхаба главными доводами прекращения контракта слу-жат уничтожение предмета соглашения либо наличие больших недостатков.

Соглашение иджара возможно заключен исходя из того, что 1) предмет соглашения имеет привязку ко времени либо 2) пред-мет соглашения находится в зависимости от делаемых задач. Если соглашение иджара основан на временном критерии, то это время должно быть четко прописано, а временные рам-ки обоснованы. Существует ряд требований, каковые должны вы-полняться, в случае, если соглашение аренды включает в себя почвы сельско-хозяйственного назначения. Не разрещаеться ставить такие условия, способные привести к убыткам, например, потребовать, дабы арендатор выкапывал каналы для водоотвода, в то время, в то время, когда зерновые культуры все еще нуждаются в ней. Если срок соглашения истек, а урожай еще не собран, контракт продлевается на время его сбора и арендатор, следовательно, продолжает пла-тить арендую плату.

Имеется еще пара правил Шариата, имеющих отношение к аренде в сельскохозяйственном секторе. Ими являются мозара ах и мосакат, и используются они в иранской исламской бан-ковской совокупности. В соответствии с этим правилам, арендные выплаты зависят от ставки на сельскохозяйственную продукцию. Моза раах – это контракт между обладателем почвы либо мозаре, тем, кто

132 Глава 3

предоставляет собственную почву на определенный срок второй сторо-не, т.е. предпринимателю либо амиль, для сельскохозяйственных целей. Вместо обе стороны будут дробить полученный доход со-гласно установленным пропорциям. Мосакат, со своей стороны, есть контрактом между обладателем сельскохозяйственных культур и предпринимателем, что содержится с целью по-лучения урожая. Доходом, что разделяется между двумя сторонами, при таком соглашении смогут принимать во внимание фрукты, листья либо цветы (Hedayati, 1993).

Одной из разновидностей иджара есть иджара ва-иктина. Это понятие включает в себя аренду движимого и не-движимого имущества. Если арендатор по окончании срока аренды захочет купить данный товар в собственную собствен-ность, его арендные платежи будут рассматриваться как часть покупной цены. Иными словами, иджара ва-иктина – это со-глашение о передаче права собственности арендатору. В мелка-зийской практике контракт иджара ва-иктина схож с догово-ром иджара тумма аль бай – аренда с правом последующего выкупа.

Иджара тумма аль бай складывается из двух отдельных соглаше-ний: из договора купли и договора аренды-продажи. По соглашению аренды, клиент обязуется выплачивать арендую плату в течении указанного периода времени. По окончании первого соглашения, арендатор выкупает имущество по согласованной обе-ими сторонами цене (Bank Negara Malaysia, 1994). Не считая упомя-нутых видов иджара, еще одним из распространенных подвидов, практикуемых в Малайзии, есть иджара аль-мунтахийа бит-тамлик и используется в лизинге, по результатам которого соб-ственность переходит лизингополучателю.

Принцип кард хассан

В Малайзии этот инструмент исламского финансирования именуется как аль-кардуль хассан, в Иране – кард аль-хасана и

в Пакистане – карз-е-хасна. Все это так называемый «благотво-рительный» кредит, что обязывает заемщика вернуть кре-

Задачи, принципы и философия исламского банкинга

дитору только главную сумму займа. Но заемщик в праве по собственному усмотрению выплатить вознаграждение кредитору, добавив его к главной сумме кредита. Эта форма займа явля-ется беспроцентной и разрешенной Шариатом, она нацелена на достижение социальной и экономической справедливости. Все-вышний в суре «Железо» аяте 11 говорит:

«В случае, если кто одолжит Аллаху красивый заем, то Аллах увеличит его для него. Ему уготована щедрая приз».

(Коран 57: 11. перевод Э. Кулиева). Исламские банки смогут предлагать таковой вид займа в следую-

щих обстановках (Saleh, 1986):

(i) эта услуга возможно предоставлена , если банков-ские кредиты обычно структурируются по принципу му шарака, поскольку этот принцип предполагает получениебольшего процента от дохода самим банком, нежели его клиентами. Кард хассан может предлагаться в качестве фи-нансирования оборотного капитала;

(ii) эта услуга возможно предоставлена клиентам, каковые ис-пытывают денежные трудности. Банк может предложить этот вид кредитования клиентам, в которых он заинте-ресован с позиций инвестиционной деятельности либо тем, кто на его взор есть достаточно надежным с вы-сокой кредитоспособностью;

(iii) эта услуга возможно предоставлена клиентам, имеющим солидные депозитные вклады в банках. Столкнувшись с фи-нансовыми трудностями, эти клиенты, в большинстве случаев, или снимают все собственные накопления, или обращаются за финан-совой помощью к банку. Следовательно, дабы избежать вероятных неприятностей и сохранить хороший имидж банка,

клиенту возможно предложен кард хассан. Вправду, выполняя собственные социально ориентированные

задачи, банки часто прибегают к инструменту кард хас сан. К примеру, «Джордан Исламик Бэнк» (Jordan Islamic Bank)применяет данный принцип и оказывает помощь своим клиентам, каковые столкнулись с денежными проблемами. Данный принцип так-же активно используется для развития малого предпринима-тельства.

134 Глава 3

Принцип вадиа

«Вадиа» либо «исполнение конфиденциальных функций» – соглашение между обладателем имущества и второй стороной, в соответствии с ко-торому обладатель имущества дает согласие передать на использование и хранение собственные активы. По соглашению вадиа, владе-лец имущества назначает доверенное лицо, которое выступает гарантом и хранителем его имущества. Доверенное лицо возможно назначено или самим обладателем активов, или участниками его семьи. Если доверенное лицо отказывается возвра-щать имущество и отрицает сам факт получения его на хране-ние, ему предъявляется обвинение в незаконном хранении чу-жого имущества и он понесет полную ответственность за собственные действия. Правовые последствия кроме этого имеют место, в случае, если дове-ренное лицо объединяет собственный собственное имущество с тем, что ему вверили на хранение.

В исламской банковской совокупности вадиа есть сберегатель-ным депозитом, что разрешает клиенту хранить собственные день-ги в банке, и лишь получив разрешение обладателя депозита банк может применять этот вклад на риск и свой страх. Клиент в любую секунду может частично или полностью снять собственные деньги с депозита , а банк гарантирует проведе-ние данной операции. В Малайзии этот принцип именуется вадиа йад дамана и свидетельствует «гарантированное хранение». По-мимо денежных средств банк может принять на хранение иные материальные вещи. По результатам контракта вкладчик не приобретает прибыль, но исламский банк может выплатить собственному клиенту хиба (в исламском праве свидетельствует «презент»), поблагодарив темсамым за выбор поставщика одолжений.

Принцип рахн

Под термином «рахн» подразумевается залог либо заклад. Рахн – это банковский продукт, основанный на обеспечении гарантии. По соглашению, клиент приобретает кредит под залог личного имущества. Изюминкой данного вида закладного контракта яв-

Задачи, принципы и философия исламского банкинга

ляется то, что не происходит перехода права собственности на за-ложенное имущество, другими словами заемщик вправе пользоваться своим заложенным имуществом в течении всего срока контракта. И только при необходимости продажи заложенного имущества – с целью покрытия долга – происходит передача собственности. За-емщик отвечает за собственный заложенное имущество в ча-сти стоимости суммы и соответствия долга заложенного имуще-ства. Но в случае, если актив по вине заемщика утратит собственную оцененную цена, заемщик отвечает за состояние актива, и обязан вернуть всю сумму собственного долга. В случае, если по истечению сро-ка договора не погашается долг, то залогодержатель либо кредитор в праве потребовать продажи заложенного имущества в целях взыскания задолженности. В случае, если продажа имущества не покрыва-ет долг полностью, клиент так же, как и прежде обязан выплатить остав-шуюся сумму. И напротив, излишние доходы от продажи должны быть возвращены клиенту – хозяину актива.

Другие правила

Разглядим дополнительные правила исламского финан-сирования. направляться подчернуть, что не все обрисованные правила возможно разом встретить в исламских банках – кое-какие из них употребляются только отдельными денежными университетами. Помимо этого, последовательность правил недавно взял одо-брение шариатского наблюдательного совета. Итак, вот несколь-ко инструментов, каковые возможно встретить в исламской бан-ковской совокупности:

Бай битаман аджил

Этот договор представляет собой торговую сделку с от-сроченным платежом, он обширно употребляется в Малайзии и похож на принцип мурабаха, за исключением того, что при му рабаха оплата производится сходу. Данный принцип еще именуют

бай муаджал.

136 Глава 3

Бай аль-дайн

Бай аль-дайн есть продажей долга. В соответствии с этимпринципом, осуществляется продажа долга третьему лицу на основании торговых документов. Таковой вид финансирования за-долженности предоставляется для целей производства, услуг и торговли. Сделки заключаются лишь в случае, если имеется документаль-ное подтверждение торговой операции. Согласно точки зрения меньшин-ства ученых, такая сделка разрешена для случаев товарного кре-дита (поставка с отсрочкой платежа). Согласно точки зрения большинства – продажа долга третьему лицу с дисконтом запрещена.

Бай инах

Данный принцип основан на соглашении купли-продажи, в соответствии с которому клиенту, обратившемуся за кредитом, банк в рассрочку реализовывает часть собственных активов по цене, которая заблаговременно оговари-вается сторонами и включает величину кредита вместе с нацен-кой за услуги банка. После этого клиент сразу же реализовывает данный же актив обратно банку. Покупная цена, в большинстве случаев, ниже оговоренной цены продажи. Кое-какие правовые школы не одобряют исполь-зование этого принципа в исламской банковской совокупности, по-какое количество не происходит физической передачи настоящих активов.

Бай истиджрар

Это соглашение купли-продажи между покупателем и продавцом. Согласно соглашению продавец обязуется поставлять товар систематично со-гласно графику и по оговоренным стоимостям. По окончании начального соглашения для поставок торги уже не требуются.

Бай салам

Соглашение купли-продажи между покупателем и продавцом, на условиях немедленной оплаты, но поставкой в более поздний срок. Этот вид сделки подобен сделке с задатком .

Задачи, принципы и философия исламского банкинга

Хивала

Это услуга по переводу средств либо долгов со счета вкладчика либо должника на счет получателя либо кредитора соответствен-но. Банк может взимать рабочую группу за предоставление услуги.

Истисна

Контракт купли-продажи между двумя сторонами: покупателем и продавцом. Этот продукт призван финансировать про-должительные проекты, т.е., по соглашению, клиент со-глашается купить несуществующий товар, что должен быть изготовлен либо выстроен по заказу.

Расчеты по этому соглашению осуществляются по цене, уста-новленной на дату заключения соглашения, а выплаты смогут производиться или по окончании подписания соглашения, или по окончании окончания работ. Так или иначе, стороны смогут договорить-ся между собой о сроках выплат, но сумма договора обязана остаться неизменной. Клиент в праве назначить для выпол-нения работ подрядчика – третью сторону. Соглашение не может быть прерван, в то время, когда товары находятся на стадии производства.

Джоала

Это комиссионные за предоставленные услуги, каковые, в большинстве случаев, оговариваются в соглашении. Данный принцип при-изменяется в Иране. Лицо, именуемое джа’эль , т.е. наниматель, обязуется выплатить установленную сумму второй стороне, именуемой джо’ал, предоставляющей определенные услуги согласно соглашению.

Кафала

Это гарантия сохранности средств либо имущества, которая дается банком хозяину при передаче либо депонировании

138 Глава 3

его имущества у третьей стороны. В том случае, если у клиен-та появляются какие-либо имущественные требования, а третья сторона не выполняет собственные обязательства, тогда поручитель, т.е. банк, принимает на себя всю ответственность по урегулированию неприятности.

Мусавама

Этот вид сделки предполагает куплю-продажу и отлича-ется от принципа мудараба только тем, что при заключения соглашения, продавец и покупатель договариваются о цене, не рас-сматривая издержки, каковые несет продавец.

Сарф

Контракт, что содержится на приобретение либо продажу ино-необычной валюты. Но кое-какие правовые школы отрица-тельно относятся к операциям по обмену валюты, в случае, если в них присутствуют форвардные сделки, при которых происходит об-мен валют по заблаговременно согласованному курсу, но дата валютиро-вания либо выполнение соглашения отложена на определенный срок в будущем.

Уджр

Принцип уджр употребляется для взимания рабочих групп, тарифов за сделанные одолжения.

Урбун

Концепция забрана из соглашения бай аль-урбун, что предпо-лагает, что оплата проходит заблаговременно. Т.е. клиент, получая товар, вносит первый взнос сразу после вступления соглашения в воздействие. Урбун (взнос) используется на рынке капитала при по-купке либо продаже ценных бумаг.

Задачи, принципы и философия исламского банкинга

Вакала

Это агентский контракт, при котором агент воображает инте-ресы клиента в каком-либо деле либо сделке и приобретает оплату за исполнение услуги.

Таваррук

Данный контракт еще именуют «обратная мурабаха»; практически его применяют для предоставления кредита. Он предполагает, что клиент не применяет купленные активы в собственном бизнесе, а реализовывает их или начальному поставщику, или третьим лицам.

Россия изучает принцип работы исламского банкинга


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: