71. БАЗИСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ
В числе главных черт любой организационной совокупности выступают структурные параметры. Структура как независимый системный элемент возможно представлена как совокупность элементов.
В числе главных элементов структуры выделяют:
1) операционный центр. Таковой элемент структуры образуется из работников, деятельность которых напрямую связана с производством товаров либо одолжений. В данном элементе осуществляются такие виды работ, как закупочная деятельность, процесс изготовления продуктов (создания одолжений), распределение (реализация через каналы сбыта) продуктов либо одолжений, и работы, касающиеся яркой помощи главных стадий процесса производства (складирование материалов и сырья, инструментальное и транспортное обслуживание и др.). В рамках операционного центра присутствует самая развитая стандартизация. Степень ее охвата зависит от специфики деятельности организации;
2) стратегическая вершина (центр). В составе этого элемента структуры рассматриваются подразделения и работники, каковые важны за реализацию и разработку комплекса долговременных целей организации, распределение ресурсов как в кратковременной, так и в долговременной возможности. Этот элемент объединяет в себе директора (президента), его заместителей и помощников, совет директоров и т.п. Главными задачами стратегической вершины выступают яркий контроль за деятельностью организации, действенное управление внешней средой, выработка оптимальной стратегии развития организации.
Стратегический центр имеет более широкое видение функционирования организации. Работа данного элемента характеризуется минимумом стандартизации и повторяемости деятельности, огромной свободой выбора в принятии ответов и долгой широтой последствия ответов.
Но и значение последствий его ответов для всей организации более существенно.
Промежуточное звено. Этот элемент структуры делает функции по передаче комплекса ответов стратегического центра и обеспечению их реализации. Он снабжает помощь информационных потоков обоих центров. Среднее звено образуется в следствии пересечения линий иерархического подчинения, начинающихся под стратегической вершиной и доходящих до линейных начальников первого уровня, каковые воображают среднее звено. В большинстве случаев, темперамент работы всех линейных начальников характеризуется большей степенью детализации. Он по содержанию близок к процессу труда, период последействия решений в большинстве случаев есть маленьким.
Техноструктура. Под техноструктурой в этом случае понимается деятельность аналитиков (плановиков и др.), заключающаяся в действии на текущую работу вторых участников организационной совокупности. Они находятся вне рамок процесса труда, и их ответственность касается стандартизации деятельности. Аналитиков воображают технологи, плановики, механики и т.д.
Персонал помощи. Этот базисный элемент структуры делает функции, каковые связаны с косвенной помощью функционирования главного производства. Как пример таких подразделений возможно привести юридический отдел, канцелярию, редакционно-издательский отдел в университетах и др. Обстоятельством существования аналогичных подразделений в структуре есть рвение организаций к интеграции всех качеств собственной жизнедеятельности и уменьшению неопределенности внешнего окружения.
Аппарат управления любой организации образовывает совокупность первых трех элементов. Все перечисленные элементы структуры смогут быть реализованы совместно и время от времени одним и тем же участником коллектива.
72. ПРАВИЛА СТАТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
В теории организации для чёрта социальных совокупностей активно применяются понятия «динамика» и «статика». По большому счету, эти понятия исторически появились в механике. Но их применение в отношении социальных организаций дает возможность приобрести определенные результаты.
Статика (применительно к социальным организациям) — это уравновешенное состояние конкретной организационной совокупности, в котором она пребывает, независимо от каких-либо трансформаций (как хороших, так и негативных), происходящих во внешней среде.
Статическое состояние социальной организации характеризуется тем, что все показатели и параметры, отражающие деятельность данной организации, остаются без трансформации в течение долгого времени. Статическая социальная организация удовлетворяется результатами и пытается к «спокойной судьбе», в которой бы не было изменений. Итогом статического состояния организации есть то, что при отсутствии трансформаций пропадают и возможности развития. Подобные организации в условиях изменяющейся среды не смогут продолжительно действенно функционировать.
Правила статического состояния организации:
1)принцип приоритета цели. Этот принцип предполагает, что в абстрактной совокупности «цель — задача — функция — структура — персонал» наивысший приоритет обязан отдаваться цели, позже задаче и потом функции, персоналу и структуре. Механизм создания, сокращения, объединения, реструктуризации либо ликвидации организации должен быть организован так, дабы лучше всех была создана неспециализированная цель. Потом неспециализированная цель представляется более небольшими целями по областям деятельности либо по видам производимой продукции. Степень детализации каждой цели взятого комплекта должна быть таковой, дабы было очевидным, какими должны быть количество, сроки, ресурсы и т.п. Потом для ответа поставленного комплекта задач должны формироваться производства и функции управления с указанием трудоемкости, схожести и сложности. Следующим этапом есть создание организационной структуры. Эта структура является основой для создания контингента работников организации;
2) принцип приоритета функций над структурой. Этот принцип растолковывает связь главных элементов организационной совокупности: при создании организаций в совокупности «функция — структура» громаднейший приоритет должны иметь функции. На основании данного принципа возможно организовать организационную структуру управления. Наряду с этим вероятны два варианта Первый вариант предполагает копирование организационной структуры, похожей по целям и функциям организации. Таковой способ именуется «бенчмаркинг». Второй вариант свидетельствует, что начальник обязан сперва организовать полный комплект нужных функций и лишь после этого по этому комплекту создавать организационную структуру;
3) принцип приоритета субъекта управления над объектом. Этот принцип растолковывает подбора персонала и механизм руководства: при создании организации либо какого-либо структурного подразделения организации приоритет отдается начальнику довольно будущих работников. Опыт говорит, что новые работы либо подразделения организации создаются для интересов новых организации и выполнения потребностей. Сперва подбирается начальник либо эксперт, что может профессионально осуществить реализацию поставленной цели. Позже новый начальник либо эксперт набирает команду, которая по опытным и личностным качествам обязана вместе с ним действенно трудиться над достижением конкретных задач. Функционирование новой работы будет оптимально, в случае, если коммуникационный процесс будет ориентирован на приоритетную роль начальника.
73. ПРАВИЛА ДИНАМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Организация является системой , которая имеет в собственном составе множество взаимосвязанных элементов. Серьёзной чёртом данной совокупности есть динамическое состояние. С целью достижения собственных целей организация обязана всегда развиваться, ставить сложные цели и новые. Для реализации данного идентификации и требования качества динамического состояния организации в теории организации созданы правила динамического состояния организации.
Под динамикой по большому счету знают развитие любых организационных совокупностей и их поступательное перемещение вперед к новым целям, являющееся результатом приложения к ним определенных действий. Так, для деловых организаций характерно рвение к наращиванию темпов собственного развития, освоению новых разработок, повышению выпуска продукции, расширению круга решаемых задач, освоению новых рынков с целью получения большей прибыли.
В теории организации выделяют следующиепринципы динамического состояния организации:
1) принцип приоритета персонала в совокупности «цель — задача — функция — структура — персонал». В соответствии с данным принципом, чтобы организация была динамично развивающейся, наивысший приоритет должен иметь персонал, после этого структура, функция, цели и задача. Обстоятельством для того чтобы требования есть то, что каждая компания создается людьми и для людей. Это указывает, что при функционировании организации внимание а первую очередь должно уделяться вопросам, связанным с управлением персоналом, действенному стимулированию их трудовой деятельности. Доказано, что именно человек есть главным производителем прибавочного продукта. Исходя из этого нужно создавать структуру, функции, цели и задачи, приемлемые конкретно для него. В случае, если появляются неприятности с персоналом, то нужно корректировать главные цели организации, комплект конкретных задач, комплект функций с вероятным трансформацией организационной структуры. Довольно часто суммарный технический потенциал уже сформировавшегося коллектива намного выше потенциала нового начальника. Исходя из этого новый начальник не должен снижать потенциал коллектива. Более того, участники коллектива смогут рассчитывать на то, что новый начальник будет не хуже прошлого;
2) принцип приоритета структур над функциями. В соответствии с данному принципу для действующих организаций в рамках совокупности «функция — структура» основной приоритет должна иметь структура. В ходе функционирования в рамках многих организаций происходит налаживание связей между отдельными элементами структуры. В итоге лишние понемногу отмирают, а те, которых не достаточно, появляются. Принципиально важно, дабы для каждой организации существовала неповторимая организационная структура, которая бы благотворно оказывала влияние на деятельность всей организации.
С целью достижения и сохранения этого благополучия существует относительно маленький диапазон трансформации данной структуры в форме ликвидации, расширения либо создания отдельных звеньев;
3) принцип приоритета объекта управления над субъектом. В соответствии с данным принципом в действующей компании при замене начальника либо реструкуризации какого-либо подразделения главной приоритет обязан отдаваться коллективу данного подразделения, а не будущему начальнику. Это показывает, что специалисты подразделений и будущие руководители должны подбираться под конкретные функционирующие структурные подразделения с учетом их совместимости с коллективом. Нужно, дабы управление организации первым делом учитывало тот факт, что коллектив представляет собой интеллектуальную сокровище (нематериальный актив), на формирование которой были затрачены деньги организации.
74. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА СООТВЕТСТВИЯ
Соответствие есть одним из главных условий оптимальности. Наряду с этим нюансы соответствия смогут рассматриваться применительно к разным типам объектов. В теории организации созданы правила успехи соответствия, соответствие ресурсов и целей, подчинения и соответствие распорядительства, экономичности эффективности и соответствие производства.
1. Принцип ресурсов и соответствия целей.Этот принцип предполагает увязывание в один момент в одном ходе ресурсов и управления целей; главные цели, принятые в организации, должны вовремя обеспечиваться нужными ресурсами. На базе данного принципа строится программно-разработки решений процесса и целевая технология производства. Эта разработка пребывает в выдаче для выполнения заданий (целей, задач) с указанием информации по поводу средств, способов и времени их исполнения. В задании нужно кроме этого показывать организацию внешнего либо внутреннего контроля промежуточных состояний этого исполнения, уровень профессионализма исполнения задания определяется квалификацией начальника, что выдает задание, а квалификация исполнителя играется вторичную роль.
Использование программно-целевой технологии как правило гарантирует достижение поставленных целей. Помимо этого, применение данной разработке в большинстве случаев ведет к достижению цели в заданный срок при допустимых отклонениях в обеспечении ресурсами.
Условия эффективности программно-целевой технологии: штат работников, выполняющих конкретное задание цели, обязан пребывать в диапазоне 100-2000 человек; время исполнения конкретного задания не должно быть больше одного года с момента его выдачи; доступность и определённость управленческих и производственных ресурсов должны обеспечиваться в заданные сроки; разделение управленческого и производственного груда нужно снаружи высказывать; выпуск продукции либо одолжений обязан осуществляться в течение долгого периода времени.
2. подчинения соответствия и Принцип распорядительства. Этот принцип показывает на нужные условия действенного управления: у каждого работника коллектива должны быть один любое количество и линейный руководитель функциональных начальников при исполнении порученной работы. Данное требование разъясняется тем, что линейный начальник может делать административные, технологические и патронажные функции. Функция управления считается административной в том случае, если среди процедур, ее составляющих, приоритетной выступает процедура «принятие ответа» либо «утверждение ответа». Применительно к технологической функции главным условием есть наличие среди процедур ее составляющих, приоритетных процедур «подготовка ответа», «согласование» либо «организация исполнения ответа». В то время, когда в комплекте процедур какой-либо функции нет приоритетных процедур, то это патронажная функция.
3. Принцип экономичности эффективности и соответствия производства. Этот принцип формулирует советы относительно приоритета принятия ответов: для каждой организации должно быть отыскано соответствие между затратами и эффективностью, приоритет в любой момент обязан принадлежать эффективности. Эффективность имеется отношение результата к затратам, осуществленным для получения этого результата. При рассмотрении эффективности выделяют понятие «эффект». Эффект в этом случае и результат при расчете эффективности. В теории организации известны следующие формы результата: организационный, экономический, психотерапевтический, правовой, этический, технологический и социальный. Отличие между текущими и прошлыми затратами характеризует экономичность.
75. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ОПТИМАЛЬНОСТИ
Практика функционирования современных хозяйственных организаций говорит о том, что достижение поставленных ими целей допустимо лишь благодаря соблюдения определенных соотношений во всех сферах их деятельности. Так, достижение основной цели организации реализуется методом успехи целей в денежной, кадровой, производственной, сбытовой и» вторых сферах. Достижение целей в перечисленных целях допустимо лишь в том случае, если их функционирование отвечает определенным условиям. Такие условия смогут быть выведены на основании изучения ключевых принципов оптимальности. Конкретно достижение оптимального состояния конкретнойфункциональной совокупности может содействовать достижению целей всей организации.Оптимальное состояние совокупности возможно достигнуто благодаря следующим правилам:
1) принципу децентрализации производства и оптимального сочетания централизации и управления, этот принцип касается управления и систем производства: в каждой компании должно быть отыскано наилучшее сочетание количеств административных, технологических и управления и патронажных функций производства. Этот принцип направляться выполнять при росте масштабов организаций. В таковой ситуации отмечается ухудшение параметров организации. Главными сигналами для того чтобы ухудшения являются уменьшение спроса на товары, рост затрат на управленческий аппарат, рост незапланированных увольнений персонала;
2) принципу прямоточности. Этот принцип характеризует направление следования информационных и материальных потоков: производственные и информационные процессы в организации должны идти по малейшему пути с целью избежания дополнительных искажений и затрат. Принцип прямоточности очень проявился в организации Г.Форда, в то время, когда он унифицировал отладки и большое количество операций,
В следствии производительность труда очень сильно увеличилась.
3) принципу ритмичности. Этот принцип характеризует временные параметры процессов в организации: все производственные и информационные процессы организации должны протекать с заданным уровнем равномерности в течение периодов времени. Необходимость успехи ритмичности разъясняется тем, что благодаря ритмичности обеспечивается согласованность производительности труда на разных участках единого технологического процесса. Ритмичность разрешает избежать неоправданных утрат. Так, в производстве ритмичность разрешает оптимально загрузить персонал и производственные мощности. В денежной сфере ритмичность разрешает избежать пеней и штрафов за срыв сроков платежей организации, в сбытовой деятельности ритмичность разрешает одновременно с обеспечить запросы потребителей. Ритмичность — это категория своевременного функционирования, Исходя из этого ее достижение есть задачей своевременного управления, в рамках которого должны осуществлять своевременное планирование, организация и контроль;
4) принципу синхронизации (системному принцип). Данный принцип характеризует связи отдельных элементов организации, причем эта связь описывается с позиции подчиненности: из всех производственных и информационных процессов либо подразделений направляться выделить постоянный либо временный центр синхронизации, под режим деятельности которой нужно подстраивать все остальные процессы либо подразделения и службы организации. Так, в производстве ориентиром есть оборудование с громаднейшей производительностью. Ориентируясь на ее параметры, направляться корректировать целый процесс производства.
Перечисленные правила оптимальности должны ложиться в базу организации всех функциональных совокупностей хозяйственных организаций.
76. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
Организационная структура управления — это совокупность служб и отделов, занимающихся координацией и построением функционирования совокупности управления, реализацией и разработкой управленческих ответов. В рамках организационной структуры управления регламентируется исполнение таких функции, как исполнение бизнес-замысла, инновационного проекта, кооперация и разделение управленческой деятельности , в рамках которой происходит процесс управления.
Структуры управления должны отражать задачи и цели организации, объём полномочий и функциональное разделение труда работников управления с учетом ограничений внутренней и окружающей среды.
Построение организационной структуры базируется на функциях управления и определяется принципом вторичности органа и первичности функций управления.
Она имеет темперамент пирамиды, т е. содержит пара уровней управления. Чем выше уровень управления, занимаемый начальником, тем меньше его работники заняты ответом конкретных технических задач и тем больший удельный вес в структуре рабочего дня работников занимает ответ вопросов по оценке возможностей развития производства, выработке стратегии и тактики управления.
Элементы организационной структуры управления: независимое структурное подразделение — административно обособленная часть, делающая одну либо пара функций управления;
звено управления — одно либо пара подразделений, каковые необязательно обособленны административно, но делают определенную функцию управления;
управляющая ячейка — отдельный работник управления (либо независимое структурное подразделение), делающий одну либо пара особых функций менеджмента.
Связи между элементами: горизонтальные(носят темперамент согласования и являются, в большинстве случаев, одноуровневыми);вертикальные (связи подчинения, каковые появляются при наличии нескольких уровней управления, делятся на (линейные) и (функциональные).
Все деятельности организации и основные аспекты строения определяет цель как основной системный ее подцели и фактор. Любой элемент имеет собственную задачу, владеет ресурсом для ее успехи и делает собственную строго определенную функцию, структура же снабжает взаимодействие и порядок элементов для осуществления их функций. Элементы единой совокупности выделяются в ходе ее структуризации, наряду с этим любая совокупность не исключают вероятность разных сечений в соответствии с заданными параметрами. Организационная структура есть одним из этих сечений. Среди главных возможно выделить кроме этого технологический, производственный, денежный, социальный и информационный виды структур.
Технологическая структура — структура организации, определяющаяся характером материально-энергетических процессов, типом применяемого оборудования, специализацией применяемых мощностей.
Производственная структура — структура, показывающая упорядоченную совокупность производственных подразделений, элементов производственно-технической базы с позиций их пространственного размещения.
Денежная структура — структура, обрисовывающая упорядоченную совокупность денежных взаимоотношений на протяжении осуществления хозяйственной деятельности организации, снабжающая ее развитие и эффективное функционирование. Денежная структура результат реализации концепции управления по центрам ответственности.
Компоненты, определяющие типология организационных структур: степень централизации — децентрализации механизма управления; степень сложности, характеризующаяся степенью горизонтальной и вертикальной разделение разных видов управленческой деятельности; степень формализации механизма управления.
77. ПРАВИЛА ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ФОРМУ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Организационная структура управления является комплексом служб и отделов организации, занимающихся координацией и построением функционирования совокупности управления, реализацией и разработкой управленческих ответов
Формирование организационных структур может строиться на правилах, разрешающих охарактеризовать форму хозяйствования:
1) принципе нужного разнообразия организационной структуры. Данный принцип вытекает из закона соответствия организации внешней среде и закона соответствия разнообразия управляющей совокупности разнообразию управляемого объекта. В соответствии с данным принципом все действия по формированию, регулированию и упорядочению совокупности управления должны соответствовать ее абстрактной модели, созданной в рамках стратегического замысла. Стратегический замысел обязан учитывать уровень развития и характер экономики экономических взаимоотношений в стране, организационно-правовой и организационно-экономический статус предприятия, и его потенциал;
2) принципе адекватности организационной , формы хозяйствования всей устойчивой совокупности меж- и отношений и внутриорганизационных связей хозяйственной организации. Этот принцип вытекает из закона композиции и предполагает учет политических, экономических, социальных и институциональных факторов внешней и внутренней среды организации во взаимоотношениях ее с совокупностью высшего порядка. Соблюдение этого принципа содействует формированию интеграционных процессов и функционированию организации в рамках национальной законности. На его базе устанавливается ее организационно-экономический и правовой статус, определяется степень самостоятельности. Некая часть управленческих функций возможно централизована при объединении пред приятий либо передана специальным консультационным компаниям (внешнему дополнению);
3) принципе замкнутости неспециализированного контура совокупности. Этот принцип предполагает, что совокупность управления есть логичным продолжением принципа адекватности и обязана реализоваться формированием четких границ организации, закрепленных в ее внутрифирменных нормативных актах. Этот принцип законодательно обоснован в гражданском кодексе РФ и закреплен выбором организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, совокупностью корпоративных актов, каковые смогут охватывать крайне важные аспектыфункционирования предприятия;
4) принципе децентрализации и рационального сочетания централизации в управлении.Этот принцип есть главным в организационном построении. Он определяет направление развития организационной структуры управления. Сущность совершенствования организации управления именно и пребывает в поиске децентрализации и оптимального сочетания централизации в механизме управления организации, что функционирует в рамках того либо иного вида структур, максимально содействующих действенному протеканию управленческого процесса;
5) принципе экономичности организационной структуры. В соответствии сданным принципом организационная структура должна быть организована так, дабы она снабжала громаднейшую эффективность управления при минимальных, но нужных затратах на ее содержание. В том случае, если мероприятия по совершенствованию совокупности управления стали причиной росту доли затрат на управление, они должны компенсироваться эффектом в производственной совокупности, что должен быть взят в следствии осуществления реформирования. В соответствии с данным принципом считается, что действенными смогут быть лишь такие саморегулирующиеся структуры управления, каковые способны осуществлять контроль собственную деятельность через совокупность показателей, всесторонне ее характеризующих.
78. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
Организационная структура управления представляется собой комплекс служб и отделов организации, занимающихся координацией и построением функционирования совокупности управления, реализацией и разработкой управленческих ответов.
Структурно-функциональные правила формирования организационных структур определяют максимально вероятную согласованность функций и всех относящихся к ним частных процедур.
Принцип органической целостности субъекта и объекта управления есть следствием закона соответствия разнообразия управляющей совокупности разнообразию управляемого объекта. Он учитывает то событие, что совокупность управления трудитесь информационным отображением тех процессов, каковые протекают в производственной совокупности, производя решения по их корректировке с целью достижения основной цели совокупности. А потому, что любая производственная организация создается для осуществления того либо иного производственного процесса, базой ее организации есть разработка, исходя из этого ее влияние на организационную структуру согласится главным причиной.
Принцип соответствия цели элемента и выделенных для ее реализации ресурсов предполагает закрепление за каждой системой (элементом) управления для того чтобы комплекта ресурсов, что снабжает достижение цели (задачи) совокупности.
Принцип функций и соответствия элементов друг другу. Сущность данного принципа пребывает в том, что внешняя и внутренняя среда организации воздействуют на функциональную структуру управления. Иначе говоря функции и структура управления всегда находятся между собой в диалектическом единстве. Конкретной функции управления соответствует определенный структурный блок, и напротив. В этом случае цель организации образует таковой фундамент, на котором будет формироваться ее структурный каркас, элементами которого выступают функциональные блоки структуры. Принцип универсализации элементов и рационального сочетания специализации организационной структуры. Он вытекает из сосредоточения функций и общих принципов актуализации. Этот принцип учитывает функциональную специализацию управленческих работ, под которой знают обособление ее устойчивых видов деятельности. В большинстве случаев, углубление специализации ведет к увеличению качества решений, но в один момент ведет к повышению затрат на содержание аппарата управления. Универсализация предполагает исполнение одним элементом структуры управления нескольких однородных управленческих работ. Это ликвидирует дублирование и уменьшает затраты на управление. Но, как следствие, требуется высокая квалификация работников.
Основойпринципа структурной гибкости есть принцип нейтрализации дисфункций. Он учитывает необходимость создания в структуре управления организации легко переналаживаемых структур, каковые имели возможность бы делать новые нужные функции. Базой организации есть присутствие в ней довольно твёрдых (стационарных), четко определенных функциональных блоков и относительно эластичных (мобильных) образований. Твёрдые блоки структуры являются те этапы организации , каковые сперва были выделены на протяжении разделения управленческого труда. Твёрдые блоки структуры — это овеществленные этапы организации, каковые являются неспециализированными для множества обстановок.