В детской речи существуют неточности, каковые так распространены, что закономерно повторяются у всех верно развивающихся детей
В отношении глаголов самая частой неточностью есть построение глагольных форм по примеру одной, более легкой для ребёнка. К примеру, все русские дети в определённом возрасте неправильно употребляют глагольные формы (42). Но такие формы не изобретены ребёнком: он, опознавая в словах, каковые говорят взрослые, кое-какие модели (43), берёт их за пример, потому, что ему несложнее применять одну стандартную форму глагола, чем пара. Часто такое подражание происходит по примеру только что услышанной формы глагола (44).
(42) Детское слово (43) Языковой пример
вставаю разламываю
лизаю засыпаю
жеваю хватаю
(44) — Игорь, поднимайся, я тебя в далеком прошлом бужу.
ет, я ещё *поспу, — отвечает трёхлетний мальчик.
Наличие неточностей не подтверждает теорию, в соответствии с которой говорящий действует по модели «стимул — реакция».
Увидено, что ребёнок может продолжительное время сказать верно, а после этого внезапно начинает образовывать слова неправильно, но по распространенной модели. Это явление именуется сверхгенерализацией,под которой понимается распространение нового правила на ветхий языковой материал, подчиняющийся вторым правилам. Пробуя постичь правила образования глагольных форм, ребёнок говорит: *шела
вместо шла; осваивая образование числа русских существительных — *пени вместо пни; два *салазка, одна *деньга.
Среди вторых самые типичных неточностей русских детей отмечаются кроме этого следующие.
Потребление прошедшего времени глаголов лишь в женском роде (с окончанием на -а). Причем, так (45, 46) говорят и мальчики, потому, что они слышат эту форму от бабушек и мам, и, помимо этого, произносить открытые слоги (с окончанием на гласные) легче, чем закрытые (с окончанием на согласные).
45) Я попила.
46) Я пощла.
Ошибаются русские дети и в трансформации имён существительных по падежам (47).
(47) — Заберём все *стулы и сделаем поезд, — предлагает один кроха второму.
— Нет, — возражает тот, — тут мало *стулов. Образование творительного падежа может происходить ошибочно, путём присоединения к корню существительного окончания -ом независимо от рода существительного (48).
(48) *иголком, *кошком, *ложком.
Видятся и неточности в родовых окончаниях имён существительных (49-52).
Детское слово Значение слова
(49) *лошадиха лошадь
(50) *коров бык
(51) *людь человек
(52) *кош кот
Часто дети образуют сравнительную степень имён прилагательных от имён существительных (53, 55) по примеру общепринятых форм (54).
(53) Детское слово (54) Языковой пример
*хорошее забавнее
*плохее посильнее
*высокее радостнее
*короткее дольше
(55) — А отечественный сад всё равняется *соснее (в нём больше сосен).
Неточности при усвоении языка — совсем естественное явление. Так как кроме нормы и системы, существуют ещё и узус (то, как принято — почему-то — сказать), и отклонения от нормы, и множество неповторимых, единичных явлений — того, что Соссюр образно именовал «лингвистической пылью».
Неточности, каковые являются обычными, необходимо непременно поправлять. В случае, если на них не обращать внимания, обращение ребёнка на долгое время останется неправильной. Педагоги считают, что не нужно пересказывать фразы и детские слова с неточностью как анекдот, в особенности в присутствии самих детей. Дети весьма гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и они начинают сказать неверно уже умышленно.
Грамматические неточности дошкольников определяются разными факторами:
1. неспециализированными психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов);
2. трудностями овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения;
3. запасом знаний об окружающем мире и количеством словаря, и состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи;
4. негативным влиянием окружающей речевой среды (в первую очередь неправильной речью воспитателей и родителей);
5. педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи.
Главные положения методики исправления неточностей возможно сформулировать следующим образом:
— Исправление неточностей содействует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как нужно сказать верно;
— Неисправленная грамматическая неточность – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, что говорит, так и у тех детей, каковые его слышат;
— Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему поразмыслить, как сообщить верно (Ты совершил ошибку, нужно сообщить «мы желаем»);
— Неточность направляться исправлять тактично, доброжелательно и не в момент немного поднятого эмоционального состояния ребенка. Возможно исправление, отсроченное во времени;
С детьми младшего возраста воспитатель, исправляя неточность, по-второму формулирует фразу либо словосочетание. К примеру, ребенок сообщил: «Мы поставили на стол тарелку и довольно много ложков и чашков». – «Верно: «положили довольно много ложек и поставили довольно много чашек». Детей старшего возраста направляться учить слышать неточности и самостоятельно исправлять их. К примеру: «Ты неверно поменял слово, поразмысли, как поменять его верно». Возможно дать пример подобного трансформации слова (родительный падеж множественного числа – матрешек, ботинок, варежек). В качестве примера употребляется пример верной речи одного из детей. В редких случаях крайне осторожно детей завлекают к исправлению неточностей.
— При исправлении детских неточностей не нужно быть через чур навязчивыми, нужно учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Приведем примеры: ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, желает от него помощи, совета, но допускает речевую неточность; ребенок играется, он возбужден, что-то говорит совершает неточности; ребенок в первый раз решился прочесть стих наизусть. Он вышел на середину помещения, начал читать, но начал допускать грамматические неточности.