Причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста

Конкретный случай. Страхи смогут быть позваны конкретной обстановкой, случившейся с ребенком (потерялся в магазине, покусала собака и т. д.). Боязнь повторения неприятного случая в большинстве случаев легко поддается коррекции. Развитие у детей дошкольного возраста фобии зависит и от характера ребенка – в зоне риска малыши с повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе.

Окружающая ситуация. В дошкольном возрасте разные страхи смогут быть позваны конфликтами в семье. Часто дети чувствуют себя виноватыми в нередких ссорах своих родителей. Еще одной обстоятельством страха смогут стать трудности общения со сверстниками. В случае, если ребенку сложно в коллективе, его обижают, он может начать опасаться визита школы либо садика. Распространение запугивание и страхов со стороны старших детей также содействует формированию боязливости.

Внушение со стороны. Страхи у детей дошкольного возраста смогут быть позваны предупреждениями об опасности со стороны взрослых. Родители, бабушки либо воспитатели смогут через чур эмоционально сказать ребенку о последствиях какого-либо действия либо ситуации. Источником страхов становятся фразы «Не трогай – обожжешься!», «Не ходи – ты упадешь!» и т. п. Ребенок непроизвольно запоминает вторую часть предложения и ощущает тревогу. Реакция страха может закрепиться и распространиться на все похожие обстановки. Коррекция таких фобий нужна, поскольку внушенный в юные годы ужас может преследовать человека всю жизнь.

Личная фантазия. Дети в дошкольном возрасте довольно часто сами придумывают предмет страха. Практически любой опасался в юные годы темноты, в которой простые предметы преобразовывались в грозных монстров. Но на личные фантазии любой ребенок реагирует по-различному. Кто-то легко забывает о них, а у кого-то смогут развиться нервные расстройства.

Расстройства психики. Страхи у детей дошкольного возраста смогут быть симптомом невроза – расстройства психики, которое требует необходимого лечения. Невроз может проявляться через страхи, не характерные для возраста ребенка, либо весьма сильные приступы боязни по разным предлогам, а также входящим в понятие возрастной нормы.

Для преодоления детских страхов, мы применяли методику коррекции А.Л. Венгера «Уничтожение страха». Эту методику психолог использует в присутствии кого-либо из своих родителей, что потом будет при необходимости напоминать ребенку о продемонстрированном ему методе преодоления страха. Методика может проводиться с детьми дошкольного возраста (возрастных ограничений «сверху » она не имеет). направляться иметь в виду, что она мало действенна при, в то время, когда страхи употребляются ребенком для привлечения к себе внимания взрослых (другими словами при истероидной эксплуатации страхов) [1].

Проведение методики включает пять этапов: предварительную беседу, создание изображения, уничтожение изображения, рациональное объяснение ребенку смысла продемонстрированного приема и релаксацию (последний этап повышает действенность методики, но не есть необходимым). Проведение каждого из этапов варьируется в соответствии с возрастом ребенка, его психологическим складом, состоянием, отношением к заданию и т. п.

следующий способ – это фантазирование. Не у всех детей страхи выражены конкретно. Бывают случаи, в то время, когда у ребенка превалирует неопределенность, подавленность эмоций и необъяснимая тревожность. В таких случаях невротичного ребенка мы просили не обращать внимания и пофантазировать на тему «Как я воображаю собственный ужас». Не только представить, как он выглядит и его размер, но и чем он пахнет, каков ужас на ощупь. Ребенку предлагали побыть этим страхом и поведать от его имени о собственных ощущениях, для чего этот ужас пугает людей. Ребенок от имени страха говорит самому себе, кто он, как от него избавиться. На протяжении диалогов смотрим за сменой интонации ребенка, поскольку конкретно тут смогут промелькнуть серьёзные воспоминания, касающиеся его главных внутренних неприятностей, с которыми в будущем нужно трудиться.

При сниженном настроении ребенка, субдепрессии использовали технику «Обогащение рисунка», относящуюся к арсеналу средств арттерапии. Она применима к детям, начиная с младшего дошкольного возраста и не имеет возрастных ограничений. Ее психокоррекционное воздействие основано на актуализации эмоциональных представлений, ассоциированных с цветовыми сочетаниями и разными цветами [1].

Ребенку предлагают нарисовать цветными карандашами то, что он захочет. По ходу рисования задаются вопросы, побуждающие его развивать сюжет рисунка, обогащать палитру применяемых цветовых тонов. В случае, если вопросы не оказывают помощь достигнуть результата, то даются прямые указания: «Давай рядом с домом нарисуем мальчика, что вышел погулять», «Давай сделаем одежду яркой, многоцветной» и т. п. Задача пребывает в допустимо более детализированном развертывании сюжета, яркости и повышении плотности цвета, ясности цветовых сочетаний, применении широкого разнообразия цветовых тонов, в основном тёплых – от красного до зелёного. На занятии с дошкольником, мы сочетали эту методику с произведением истории (сказки), сюжет которой отталкивается от первого рисунка, а в будущем иллюстрируется следующими детскими картинками. Принципиально важно «обогащение рисунка» цветом, поскольку содействует стабилизации эмоционального фона у дошкольника.

На групповых занятиях использовали способ релаксации для снятия мышечного напряжения, игры на телесный контакт.

Все обрисованные выше способы использовали не в отдельности, а комплексно. Причём искали подход лично к каждому ребенку. На личных занятиях давали возможность выбора, что ребёнку больше по душе — рисование, произведение рассказа либо инсценировка страха. Так, мы искали путь для предстоящей откровенной беседы с ребенком о его переживаниях и внутренних проблемах.

Взрослые должны с уважением отнестись к страху ребенка, даже если он совсем беспочвен, либо же вести себя так, как будто бы вы в далеком прошлом понимаете и нисколько не удивляетесь его испугу; помимо этого, нужно забрать себе за правило использовать понятие ужас без всяких опасений и не считать его словом, на которое наложен запрет.

Какой бы метод борьбы с детским страхом вы не выбрали, принципиально важно, дабы вы не оставляли жалобы ребенка без внимания. Лишь так вам удастся воспитать не закомплексованного, а уверенного в себе человека [3].

17.02.2017 — Стресс и тревожность у детей: причины и методы коррекции


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: