При задержке речевого развития. 4 глава

3. «Ваня, помоги зайке (подудеть в дудку)».

4. «Вова, помоги зайке (постучать в барабан)».

Слова в скобках произносятся на ухо ребенку. Для стимуляции речевой активности у ребенка, держащего мишку, и у других слушателей возможно на протяжении игры обращаться к ним с «неправильным вопросом»: «Это колотушка?» Поощряется каждая форма отрицательного ответа: кивком головы, словом, отрицательным возгласом.

В течение игры дети пара раз изменяются ролями: кто-то из них держит мишку, а остальные оказывают помощь зайке. В конце игры мишка и зайка совместно благодарят собственных ассистентов и прощаются с ними. Дети машут им вслед ручками.

В конце занятия подводятся его итоги лично для каждого ребенка.

1) состояние слухового и зрительного внимания по уровням;

2) состояние неспециализированной моторной ловкости, точность перемещений, делаемых руками, по уровням;

3) наличие жестово-мимических средств общения;

4) независимая речевая продукция, сопровождающая исполнение действий;

Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, большой» уровень, два последних — как «отсутствуют, весьма редкие проявления, употребляются».

В конце I этапа Главного цикла дети должны освоить следующие навыки и коммуникативные умения:

— обучиться пристально вслушиваться в обращение взрослых, дифференцировать на слух звучание некоторых инструментов и игрушек,

— верно делать простые речевые руководства,

— адекватно применять звукоподражательные слова в конкретной обстановке общения,

— освоить кое-какие коммуникативные жесты и мочь их использовать наровне со словами-предложениями с определенным лексическим значением,

— накопить пассивный словарный запас, в особенности слов-и слов действий, говорящих о изменении положения предмета в пространстве,

— затевать осваивать ситуативную обращение («первые слова»), как по побуждению взрослых, так и по собственной инициативе.

Все это есть нужным условием для появления у детей жажды сказать, возрастания их речевой активности в условиях общения с родными людьми.

Наровне с этим у детей на данный момент формируются навыки подражания перемещениям губ, тренируется произвольный выдох через рот. Понемногу с детьми разучиваются элементарные перемещения руками, которые связаны с развитием небольшой моторики (стучать кулачком, ладошкой, противопоставлять громадный палец остальным, указательный палец — остальным пальцам, и т.п.). Эти упражнения стимулируют укрепление и дальнейшее развитие речевой артикуляции, и опосредованно воздействуют на активность речевых территорий коры головного мозга.

II этап Главного цикла занятий

19. Одежда: одеваем куклу на прогулку

Цель: делать речевую инструкцию в одно воздействие, не подкрепленное жестом либо вторыми запасными средствами. Задачи:

• развитие речеслуховой памяти детей, зрительного и слухового внимания при проведении игр со привычными предметами;

• закрепление в словаре названий некоторых частей тела, деталей одежды;

• называние детьми собственных имён и имён вторых детей;

• развитие узкой моторики (правильные перемещения пальчиками и кистями обеих рук);

• умение выполнять «правила» игры, очередность исполнения действий, и осуществлять контроль за их соблюдением, среди них и посредством регламентирующих слов («так», «не так» и т.п.);

• воспитание устойчивых навыков речевого этикета (сказать «благодарю»), закрепление коммуникативных жестов (махать ручкой при прощании).

Оборудование: кукла; кукольная одежда (шапочка, туфельки, шарфик, кофточка); игрушечная коляска; мелкое зеркальце, расческа, столик, стульчики.

Движение занятия

Занятие проводится в игровой помещении, все дети приглашаются к столу, на котором лежат шапочка, туфельки, шарфик, кофточка, мелкое зеркальце, расческа. Кукольная коляска стоит в противоположном углу помещения.

Занятие строится как игра-эстафета, в которой любой ребенок делает собственный задание, хорошее от задания вторых детей. Наряду с этим детям, у которых хороший уровень понимания речи, дается речевая инструкция, регламентирующая исполнение игрового действия, которое в игре вторыми детьми еще не выполнялось («причесать куклу»*, «продемонстрировать кукле зеркало»*).

Задания для детей, хуже осознающих речевую инструкцию, должно содержать просьбу выполнить то же самое воздействие с другим предметом (к примеру, принести кукле второй ботиночек) либо легко еще раз повторить сделанное вторым ребенком.

Игра «Одеваем Катю на прогулку» начинается с того, что вы подзываете к себе одного ребенка и задаёте вопросы у него:

«Ваня, где кукла Катя? Дай (принеси) мне Катю».

После этого последовательно даются следующие задания:

1. «… посади Катю на стул».

2. «,.. продемонстрируй, где у Кати голова?»*

3.«… причеши Катю»*.

4. «… дай мне шапочку».

5. «… надень Кате шапочку». (В случае, если уровень развития моторики у ребенка недостаточен, тогда воздействие выполняется совместно с взрослым: «Давай наденем Кате шапочку».)

6. «… дай мне шарфик».

7. «… завяжи Кате шарфик».

8. «… дай мне ботиночек».

9. «… обуй Кате ботиночек» (либо «Давай оденем Кате ботиночек»).

10. «… дай мне второй ботиночек».

11. «… обуй Кате второй ботиночек».

12. «… кати ко мне коляску».

13. «… посади Катю в коляску».

14. «… подержи Кате зеркало»* (либо «Давай подержим Кате зеркало»).

15. «… покатай Катю в коляске»*. (Все дети «прощаются» с Катей: машут ей ручками.)

Задания, отмеченные звездочками, смогут быть повторены пара раз различными детьми. Такое задание в большинстве случаев дается тем детям, каковые затрудняются в исполнении поручений лишь по речевой инструкции, они, в большинстве случаев, с громадным наслаждением повторяют действия по примеру.

В то время, когда кукла «погуляла и возвратилась» (т.е. через две-три 60 секунд), нужно попытаться отыскать в памяти с детьми, кто и как ей помогал.

Речевая инструкция: «Катя погуляла. Сейчас она будет сказать благодарю всем, кто ей помогал. Дети! Кто принес Кате шарфик?» Вопрос, заданный всем детям, предполагает ответ хором. В большинстве случаев один-два ребенка в группе смогут назвать необходимое имя самостоятельно, а все остальные с удовольствием смогут его повторить.

По окончании окончания данной игры нужно оценить участие в ней каждого ребенка, и каждого ребенка кукла поблагодарит за помощь (кукла кланяется и прощается с каждым ребенком: жест «пока-пока»).

20. Купаем зайку

Цель: организовать у детей правильное соотнесение действия «купать» — «мыть» — «поливать» с помещением, где оно в большинстве случаев происходит (ванная), и нужным оборудованием (кран, тазик, ванная, черпачок).

Оборудование: тазик, черпачок либо крышечка от пластмассовой мыльницы, тазик, фигурка из мыла (зайчик).

Движение занятия

Детей сперва знакомят со методом «купания» зайчика. Для этого перед ними ставят на столик пластмассовый тазик с водой, наполненный наполовину, и опускают в том направлении игрушку, сделанную из мыла. Нужно привлечь интерес детей к игрушке тем, что, беря ее в руки, возможно взять мыльную воду. Дети в большинстве случаев весьма реагируют на трансформацию воды: она делается мыльной, тянутся к ней руками, стараются отыскать игрушку. Эти действия ребенка нужно поощрять, в силу того, что самостоятельно дети в этом возрасте еще, в большинстве случаев, не могут мылить и вытирать руки (вращать мелкий кусочек мыла в руках и сжимать полотенце, вытирая руки). Игровые действия с маленькой игрушкой ребенок делает с радостью, и так у него понемногу формируется захват мыла в руке.

После этого нужно перейти с детьми конкретно в помещение ванной помещения и продемонстрировать им, как возможно поливать зайку водой из черпачка.

Речевая инструкция: «Вот зайка, на данный момент мы будем его поливать. Посмотрите, включаю воду. Вода полилась. Сейчас набираю воду (подставляем черпачок) и поливаю зайку. Ой! Вода кончилась! Сейчас ты собери воду (подводим руку ребенка с черпачком к струе воды и, поддерживая его руку, дабы он не уронил черпачок, набираем воду). Поливай зайку (помогаем развернуть кисть так, дабы вода полилась). Сотри зайку (кладем зайку в полотенце и просим ребенка его стереть)». Проводим это задание с каждым ребенком попеременно.

Дома нужно закрепить:

— зачерпывающие перемещения рукой — набирать воду черпачком и поливать «зайку». Эти перемещения формируются при черпании воды из тазика, и при набирании воды из-под крана: это тяжелее, поскольку нужно удерживать черпачок в руке под тяжестью воды;

— знание помещения, где это происходит, и заглавия главного оборудования. Вариантом проверки этого задания смогут быть вопросы типа: «Где мы купаем зайку? Где отечественный тазик?», либо задания: «Дай тазик! Открой кран», либо: «Помоги открыть кран!» (рука ребенка кладется сверху руки взрослого, и они совместно поворачивают кран);

— знакомство с туалетными принадлежностями: отыскать в ванной зубную щетку, стаканчик, тюбик с пастой, и продемонстрировать их на картине, принести тюбик с зубной пастой маме, дать папе кисточку для бритья.

21. Зайка выбирает «еду»

Цель: познакомить детей с заглавиями некоторых овощей и фруктов и словами, определяющими их вкусовые качества.

Задачи:

• показать детям метод информировать о собственном «согласии — несогласии» посредством утвердительных и отрицательных жестов;

• стимулировать потребление в общении слова «нет» и соответствующего жеста;

• закрепить жест «дай»;

• осознавать значение слов-определений «сладкий», «кислый»;

• закрепить прощания и ритуал приветствия с гостями. Оборудование: игрушечный заяц, морковка, капуста, яблоко, лимон, стол, стульчики.

Движение занятия

Занятие проводится в помещении группы.

Дети рассаживаются на стульчиках около стола, наоборот взрослого. Возьмите на руки зайку. На середину стола последовательно положите морковку, капустный лист, лимон и яблоко. Попеременно именуйте любой овощ либо фрукт и показывайте, как его «кушает» зайка.

Речевая инструкция: «Зайка желает кушать. Зайка голодный. Это морковка. Он желает съесть морковку. На морковку, зайка. Зайка ест морковку: Ням-ням, вкусно! Морковка сладкая. Благодарю!» Собственные слова сопровождайте определенными «действиями» зайки: зайка тянет руки к морковке, зайка показывает, как он требует морковку (перемещение обеими лапами к себе: так он делает жест «дай»). В то время, когда зайка приобретает морковку, он «хватает» ее и начинает имеется. После этого он кланяется: «Спасибо-спасибо». Лишь от лимона зайка отказывается: он кислый. Наряду с этим зайка отрицательно качает головой и «говорит»: «Нет! Не вкусно. Он кислый. Не буду кушать!» (Все эти слова, не считая слова «кислый», дети уже знают, поскольку они часто употребляются родителями на протяжении кормления.) На занятии с детьми учат лишь выбирать еду для зайки, а с вкусом еды направляться знакомить детей в второе время (либо на кормлении в саду, либо в домашней обстановке).

Нужно каждому ребенку предложить покормить зайку, дабы убедиться, что он совершенно верно запомнил заглавия каждого овоща либо фрукта.

Речевая инструкция: «Катя, дай зайке морковку. Саша, покорми зайку капустой. Ваня, зайка желает яблочко. Угости зайку! Света, дай зайке лимон! Он не ест. Саша! Попытайся ты дать зайке лимон! Зайка снова не ест лимон. Он не желает имеется лимон. Лимон кислый».

22. Мыльные пузыри

Цель: организовать произвольный ротовой выдох. Задачи:

• познакомить ребенка с новым занятием — выдуванием мыльных пузырей;

• показать на практике качественные характеристики и важные признаки мыльных пузырей: броские, переливающиеся всеми цветами, лопающиеся, летающие и т.д.;

• стимулировать желание ребенка поймать мыльный пузырь, по- I трогать ручками мыльную пену и попытаться на нее подуть;

• закрепить умение жестами высказывать собственный согласие — несогласие, одобрение;

• активизировать эмоциональные возгласы ребенка в ходе новой игры.

Оборудование: пластмассовый стаканчик с мыльным раствором, комплект трубочек для дутья (широкие пластмассовые трубочки для коктейля).

Движение занятия

Игра проводится в помещении, педагог стоит в центре, в окружении детей. ;

Продемонстрируйте детям, как нужно выдувать мыльные пузыри. Для этого употребляется прием выдувания мыльной пены из стаканчика: при опускании в стакан дутья и кончика трубочки в нее начинает интенсивно образовываться мыльная пена. Эта пена, скапливаясь, понемногу вытесняется из стаканчика, и мыльные пузыри разлетаются по воздуху. Дети смогут потрогать мыльную пену, подставить ладошки и «поймать» мыльные пузыри, каковые лопнут у них на ладони. Комментируйте собственные действия, побуждая детей к игре с мыльными пузырями.

1. Речевая инструкция: «на данный момент я опущу трубочку в стаканчик и подую в нее, сильно-сильно. Вот так! И еще посильнее. Смотрите, это — мыльные пузыри. Какие конкретно они прекрасные! Дую в трубочку еще раз! I Мыльных пузырей еще больше! Они падают вниз! Ой! Лопнул! И еще один мыльный пузырь! Ваня, лови его! Ой, лопнул! Света, лови мыльный пузырь! И у Светы мыльный пузырь лопнул!»

«Оля, желаешь поймать мыльный пузырь?» Нужно дождаться согласия ребенка, выраженного кивком головы, эмоциональным возгласом либо словами: «Да!», «Еще!» Игра возобновляется лишь по окончании «ответа» ребенка, к которому обратились с вопросом. Подобно такой же вопрос задайте еще нескольким детям и дождитесь от них положительного ответа. Самым «храбрым» детям возможно предложить подуть в трубочку первыми, а после этого это воздействие выполняется и остальными детьми.

2. После этого спросите у детей: «Заканчиваем игру? Не будем больше пускать мыльные пузыри?» Эти вопросы относятся к определенному типу вопросов, задаваемых мелким детям,— это так именуемые «вопросы без вопросительного слова», самые простые и понятные малышам. В данной речевой ситуации эти вопросы обращены ко всем детям сходу, а не к одному конкретному ребенку. В случае, если это приведёт к значительным затруднениям, то возможно переформулировать вопрос в виде обращения к конкретному ребенку: «Ваня, ты желаешь закончить игру?» Либо: «Ваня, закончить игру?» Нужно, дабы ребенок прореагировал в ответ отрицательным жестом (покачал головой либо отрицательно помахал рукой) либо словом «нет». В случае, если ребенок не сможет ответить либо ответит неправильно, то обратитесь с этим вопросом к второму ребенку.

В случае, если оба ребенка ответят «неправильно» (т.е. выразят согласие закончить игру), то нужно обратиться к вторым детям: «Ваня желает закончить игру. А вы также желаете закончить игру?»

Сложность данной коммуникативной ситуации, намерено созданной в ходе игры, пребывает в том, что прошлые вопросы потребовали положительного ответа (ребенок должен был выразить собственный согласие ловить мыльные пузыри), а последний вопрос требует, напротив, отрицательного ответа (дети не желают завершать новую игру, им нравится ловить мыльные пузыри).

Мелкие дети не всегда следят за смыслом заданного вопроса и довольно часто высказывают собственный согласие машинально, в силу того, что этого от них ожидают взрослые. Созданная конфликтная обстановка разрешит распознать тех детей, каковые адекватно применяют утвердительные и слова и отрицательные жесты, и тех, каковые окружающим, не вслушиваясь в сам вопрос.

В случае, если дети не справятся с данной обстановкой, не нужно заострять внимание на данной неспециализированной «неточности», нужно переформулировать вопрос: «Вы станете ловить (пускать) мыльные пузыри?», а эту коммуникативную обстановку отработать позже лично с каждым ребенком.

23. Обучаемся дуть совместно

Цель: побуждать детей к совместному дутью на легкие предметы.

Задачи:

• закрепить освоенные детьми методы дутья (в дудочку и свисток, губами «в трубочку»);

• научить делать действия совместно и попеременно, следуя разным речевым руководствам: «Давай подуем совместно», «Сперва я… сейчас ты…»;

• научить заканчивать исполнение действия по команде «Стоп».

Оборудование: мячик для пинг-понга, тазик с водой, блестящий елочный дождик, мыльные пузыри (раствор мыльной воды с трубочкой для дутья), пара дудочек, стол, стульчики.

Движение занятия

Занятие проводится в помещении, за столом.

Хорошо как мы знаем, что легче всего крохе дуть на «дождик», после этого — на мячик, самое тяжёлое — дуть в трубочку, дабы в мыльном растворе образовывались пузыри. Чтобы эти навыки были удачно освоены всеми детьми в группе, нужно проводить занятие в виде радостной игры, в то время, когда внимание детей сосредоточено не на самом ходе дутья, а на его результате: перемещении блестящей гирлянды, катящегося шарика и т.д. ‘

В начале игры продемонстрируйте детям, как колеблются в потоке направленного воздуха елочные гирлянды. Для этого возможно применять самые узкие «нити» (не более 2 мм в ширину), прикрепленные к краю выходного раструба детской дудочки. После этого такие же дудочки раздаются детям для независимого дутья. Вопреки распространенному точке зрения, что мелкие дети не могут дуть либо дуют весьма слабо, применение запасных средств (дудочек, свистков) наглядно демонстрирует, что кроме того весьма мелкие дети (мы замечали детей в возрасте от 1 года до 1 года 2 мес. — 1 года 3 мес.) способны на сильный произвольный выдох. Принципиально важно, дабы в начале они сумели хотя бы раз самостоятельно взять в следствии новый и увлекательный звук. Мы используем дудочки, в каковые дети уже обучились дудеть для демонстрации перемещения гирлянды под действием воздушной струи. После этого нужно попытаться подуть губами на гирлянду, лежащую на столе. Поощряется любая попытка ребенка «переместить» блестящую гирлянду. Эргономичнее всего расположиться наоборот ребенка и пробовать попеременно сдвигать гирлянду. Наряду с этим взрослый и ребенок поочередно дуют на гирлянду, а она перемещается то к одному краю стола, то к противоположному.

Речевая инструкция: «Сперва я дую на ленточку. Вот так! Она летит к тебе! Сейчас ты дуй! Молодец! Еще посильнее! Вот так! Стоп! Я ее поймала!»

Подобно на занятии дети сперва дуют на мячик для пинг-понга, плавающий в воде: их завлекает сам процесс «колебания» воды — мячик качается на волнах, а после этого возможно пробовать сдувать мячик и на столе (перед этим его шепетильно вытирают либо заменяют таким же сухим шариком). Мячик так же перемещается от взрослого к ребенку и обратно, как при дутье на «дождик».

На последнем этапе занятия дети поочередно дуют в стакан с мыльным раствором через широкую трубочку, образуя мыльную пену. До тех пор пока один ребенок выдувает пену из стакана, другие дети пробуют сдувать эту пену с края стакана в атмосферу.

24. Ищем друзей (итоговое занятие)

Цель: закрепить представления детей о том, что различные предметы смогут иметь одно да и то же наименование. Задачи:

• проверить умение детей обнаружить необходимый предмет в привычном помещении, руководствуясь лишь словесной информацией о его нахождении в пространстве;

• научить различать потребление грамматической формы единственного и множественного числа в речи;

• закрепить умение показывать жестами, а по возможности и словами количество однообразных предметов (понятие «один — довольно много»);

• активизировать называние детьми их игрушек по картинам и потребление ими притяжательных местоимений («мой, моя, мое, мне»), в то время, когда сами игрушки будут предъявлены.

Оборудование: игрушки детей, принесенные родителями (мишки, зайки, собачки, кошечки, мячики, куклы, машинки), картины с изображением игрушек (машинка, кукла и т.д.).

Движение занятия

Занятие проводится в помещении группы.

Предварительно своих родителей просят принести намерено на это занятие пара игрушек собственного ребенка, показывая, что нужно отбирать мячики, машинки, куклы, мишек, зайчиков, собачек, кошечек. В большинстве случаев, эти игрушки имеется в доме у каждого ребенка. До тех пор пока детей нет в группе, кое-какие игрушки по выбору взрослого скрываются в укромные места в помещении.

Детей приглашают в группу, им информируют: «Сейчас к нам пришли гости. Они весьма мелкие и решили поиграть с нами в прятки. Сходу мы их не заметим. Но у нас имеется картины: на них мы заметим, кого нам нужно искать».

Речевые руководства:

1. «Ваня, взгляни: кто тут нарисован?»

2. «Дети! Поднимите руки, у кого дома имеется такая игрушка!»

3. «на данный момент мы будем искать (мишку), а в то время, когда отыщем, тогда определим, чей он (либо чья это игрушка)!»

4. «Света, подойди ко мне!» Потом сообщите на ушко ребенку, где нужно искать мишку. В поиск обязан отправиться не хозяин игрушки, а каждый ребенок. «Мишка скрывается под подушкой в твоей кровати».

5. «Вот он, мишка! Чей мишка?» Нужно непременно дождаться, дабы отозвался хозяин. В случае, если ребенок еще не обладает словом «мой», помогите ему продемонстрировать это жестом (прижать ладонь к собственной груди), наряду с этим сами скажите необходимое слово.

6. По окончании того как хозяин отыскан, вопрос задается всем детям: «Чей это мишка?» Дети смогут имя хозяина, а вы их подправите, поменяв слово посредством притяжательного суффикса, что произносится с выражением: «Верно, это Ванин мишка». При поиске игрушек нужно, дабы в речевой инструкции, говорящей о местонахождении игрушки, употреблялись все понятные детям предлоги (в, на, за, под).

В случае, если инструкция, сказанная шепотом на ухо ребенку, будет ему непонятна, ее нужно повторить звучно еще раз, дабы услышали остальные дети и помогли собственному приятелю в отыскивании.

В то время, когда все игрушки будут отысканы, просим детей рассадить их за столики: мишки садятся с мишками, зайки с зайками и т.д. Машинки ставятся «в гараж», а мячики складываются на ковре.

Поочередно подходите к каждой группе игрушек, берите одну игрушку в руки и задавайте вопросы у детей: «какое количество у меня (мишек)?» В случае, если дети затрудняются в ответе, возможно посоветовать им «на пальцах». «А тут, сколько мишек?» (указательный жест в сторону остальных мишек). Нужно, дабы хотя бы один ребенок сам ответил словом «довольно много» в дешёвой для его произношения форме. Остальные дети повторяют за взрослым это слово и в один момент показывают соответствующий жест обеими руками. Подводя итог просим еще раз продемонстрировать, «где мишка, а где мишки». Задание повторяется для нескольких различных групп игрушек.

Результаты итогового занятия оцениваются лично для каждого ребенка по следующим параметрам:

1) состояние слухового и зрительного внимания по уровням;

2) состояние неспециализированной моторной ловкости, точность перемещений, делаемых руками, по уровням;

3) применение жестово-мимических и других ясных средств в общении;

4) независимая речевая продукция, сопровождающая исполнение действий;

Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, большой» уровень, два последних — как «весьма редкие проявления, время от времени употребляются, употребляются довольно часто».

25. Зимняя одежда: планируем на прогулку

Цель: организовать у детей умение делать два последовательных действия, объединенных одной неспециализированной целью, лишь по речевой инструкции.

Задачи:

• увеличить пассивный словарный запас детей при освоении ими

привычных действий, каковые в большинстве случаев выполнялись взрослыми по отношению к детям;

• обучаться делать задание, которое связано с перемещением ребенка в смежное помещение в доме, квартире, группе детского сада;

• научить детей различать на картинах действия, высказываемые возвратными глаголами если сравнивать с их исходной формой;

• стимулировать у детей желание договорить слово, завершив фразу взрослого, либо применять указательный жест для показа нужного предмета одежды;

• привлечь интерес детей к некоторым значительным различиям в одежде мальчиков и девочек.

Оборудование: детская одежда (верхняя одежда из шкафчиков в коридоре и пара предметов нижнего белья — трусики, майки, колготки, носочки, гольфы), санки, прогулочная коляска для куклы, две куклы-голыша, стол, стульчик, коробка для одежды либо игрушечный шкафчик из комплекта детской мебели.

Движение занятия

Занятие проводится в игровой помещении, за столом.

Пригласите детей к столу и «познакомьте» их с куклами: девочкой и мальчиком. После этого дети дружно придумывают имена для кукол. Потому, что одной из задач занятия есть развитие представлений у детей о связанных с их половой принадлежностью различиях в одежде людей, целесообразно при назывании кукол дать им такие же имена, как и у играющих на данный момент детей. Тогда будет легче соотнести пол куклы с полом конкретного ребенка.

Увидено, что чем младше ребенок, тем с трудом он «придумывает» имена для кукол: девочек либо мальчиков, но легко «соглашается» в случаях, в то время, когда девочку именуют именем его сестры, а мальчика — именем брата. В семьях, где воспитывается один ребенок, не посещающий детский сад, куклам возможно дать папы ребёнка и имена мамы, но не следует пробовать именовать кукол именами привычных детей, которых сейчас нет рядом с ребенком. Мелкие дети соотносят между собой лишь находящихся перед ними людей (данный же принцип распространяется и на окружающие предметы).

В то время, когда куклы названы, попросите оказать помощь вам одеть кукол на прогулку. Для этого пригласите детей к окну и продемонстрируйте им, что на улице снег и раздетым куклам будет холодно, на них лишь майки и трусы.

Речевые руководства:

1. «Вот Ваня. У Вани — лишь … (пауза, сопровождающаяся показом на предмет одежды) майка и … трусы. Ване холодно! Замерзли его … (пауза, сопровождающаяся показом на часть тела) … ручки. Замерзли и его … ножки. Отечественному мальчику весьма холодно!»

2. Потом направляться обращение к мальчику, что участвует в игре: «Ваня, отыщи в коробке (либо в шкафу) колготки и дай их мне. Благодарю!»

3. «Я одеваю Ване колготки, а Оля мне оказывает помощь. Оля, помоги мне натянуть колготки на Ваню». В большинстве случаев употребляется прием, в то время, когда ребенок до конца натянуть уже одетые взрослым колготки, но кое-какие дети смогут, подражая взрослому, попытаться самостоятельно натянуть колготки на одну из ножек куклы.

4. «А сейчас взглянуть на Олю (куклу). Оле также холодно! У Оли — лишь … (Пауза: подождите, не продемонстрирует ли кто-нибудь из детей сам на майку либо трусы. В случае, если — нет, сами продемонстрируйте на необходимый предмет одежды, но не именуйте его сходу, а подождите «помощи» от детей) … майка и … трусы. Оле весьма холодно! Замерзли ее … (Пауза!)… ручки. Замерзли и ее … ножки. Отечественной девочке весьма холодно!»

5. Третьего ребенка в зависимости от того, девочка это либо мальчик, возможно попросить дотянуться для куклы платье либо штаны из коробки (игрушечного шкафчика) и оказать помощь одеть куклу. Воздействие с одеждой выполняется в той мере, в которой у данного ребенка организованы навыки самообслуживания.

6. «А сейчас оденем на отечественных кукол утепленные кофточки. Продемонстрируйте, на кого мы оденем кофточку с машинкой (намерено подбирается для игры кофточка с «мальчиковым» рисунком, к примеру, машинка, ракета, футбольный мяч и т.п.). А вот кофточка с цветочком. На кого мы оденем эту кофточку?»

Подводя итог один ребенок обязан принести из собственного шкафчика в коридоре шубку, шапку, шарфик для Вани, а второй — верхнюю одежду для Оли.

«Иди к собственному ящичку и принеси мне собственную шубку. Благодарю! А сейчас дай мне шапку и шубку». Не хорошо ориентирующегося ребенка возможно «проводить» в прихожую, открыв перед ним дверь и повторив инструкцию еще раз, но не нужно чрезмерно «опекать» малыша: любой ребенок способен «отыскать» собственную одежду для прогулки. Общими усилиями любая кукла понемногу наряжается.

В случае, если нет заблаговременно приготовленной обуви для кукольной прогулки (валеночек либо сапожек мелкого размера), то ноги кукол в санках и коляске возможно одеялом.

«Ваня, посади мальчика в коляску и укрой его одеялом! Оля, посади девочку в санки и укрой ее одеялом!» . Куклы «уезжают» на прогулку, а дети машут им руками.

До тех пор пока куклы «гуляют», с детьми разглядывают две большие сюжетные картины по теме «Одежда»:

«Мальчик наряжается». «Мальчика одевает мама».

В конце занятия дети оказывают помощь раздеть кукол и отнести их одежду на места. Любая речевая инструкция содержит задание из двух действий, но с одним предметом одежды: «Сними шарф и отнеси его в собственный шкаф» (узлы предварительно развязываются, а пуговицы и молнии расстегиваются взрослым).

26. Готовим угощение для птиц и зверей

Цель: научить детей делать речевую инструкцию в два действия, не связанных жестко между собой по смыслу. Задачи:

• закрепить первичные (бытовые) представления детей о различиях между животными и птицами;

• закрепить в их пассивном словарном запасе новые слова, которые связаны с качественными отличиями птиц от животных по формальным показателям (перья, крылья, клюв) и делаемым действиям (возможность летать, нести яйца);

• проверить знания детей об изюминках рациона некоторых животных и птиц, активизировать в их лексическом запасе слова по этим темам («имена» животных и птиц, их «голоса», заглавия любимых продуктов питания);

• научить детей отвечать на другой вопрос и применять жесты и отрицательные слова в ситуации общения;

• обучать детей исполнению речевых руководств, которые связаны с перемещением в второе помещение в доме;

• научить завершать фразу взрослого нужным по смыслу словом (либо повторять «серьёзное» слово, уже названное взрослым).

Оборудование: птицы и игрушечные животные (кот, собачка, заяц, курочка, уточка и т.п.), большие картины с изображением каждого животного либо птицы; комплект мисок, продукты питания (капустный лист, морковь, косточка, пакет молока (200 мл), хлеб) и картины с их изображением; столы, стульчики.

Врач-остеопат о задержке речевого развития. Остео Тюмень.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: