Онтогенез, либо личное развитие, — это временная расстояние длиной в людскую судьбу: она начинается с момента зачатия и завершается финишем судьбы. Пренатальная фаза (развитие плода и эмбриона) занимает особенное положение в силу зависимости жизненных функций от материнского организма. Трансформации отдельных индивидов (либо определенных их групп) на протяжении онтогенеза составляют значительную часть предмета психологии развития. Разумеется, что понятие онтогенеза человека есть частным в логическом отношении, но центральным с позиций содержания психологии развития.
Жизнь начинается на пара месяцев раньше физического рождения, с момента оплодотворения. Но ответить на вопрос, с какого именно момента зародыш вправду есть человеком либо, по крайней мере, существом с функционирующей психикой, не так уж легко.
С одной стороны, с момента оплодотворения и до появления на свет в материнском организме находится только биологический компонент будущего человека. Иначе, уже в организме матери будущий человек живет собственной судьбой, реагирует на материнский голос, на ее настроение, на стимулы извне (громкие звуки, музыку, шумы и людскую обращение).
в течении всего внутриутробного периода начинается нервная совокупность ребенка.
На 3-й семь дней у зародыша появляется утолщение в области средней части наружного зародышевого листка, так называемая нервная пластинка. Из нее сперва образуется желобок, позже нервная трубка, из которой развиваются все отделы ЦНС. У 4-недельного зародыша возможно найти 3 мозговых пузыря, зачатки спинного мозга и глаз. А пара позднее готовы все отделы центральной и периферической нервной совокупностей.
Не смотря на то, что нервная совокупность появляется весьма рано, мозг развивается в течении многих лет и по окончании рождения ребенка. Но функционировать ЦНС начинает уже в материнском организме. На действия извне плод способен реагировать совсем в некотором роде.
Британским ученым посредством чувствительного микрофона удалось доказать, что извне в матку попадает довольно много звуков (испытания проводились на овцах). Недавно в Европе была опубликована книга американского ученого Т. Отдай «Скрытая судьба ребенка до его рождения», в которой создатель говорит, что личность человека формируется задолго до его появления на свет. Мысли, переживания, ощущения матери передаются ребенку. Он не только чутко принимает их, но и запоминает, и эти впечатления определяют позже его темперамент, поведение, степень психологического здоровья.
В 1925 г. психолог и американский биолог У. Кэннон доказал, что беспокойство и страх ведут к появлению в крови человека и животных особенных веществ — катехоламинов. В случае, если беременная дама испытывает ужас либо беспокойство, с ее кровью эти вещества попадают через пуповину в организм ребенка, и он также начинает испытывать беспокойство.
Т. Отдай говорит, что в один момент эти вещества играют роль стимуляторов и пробуждают у ребенка эмоциональное восприятие и примитивное самосознание действительности: «Любая волна материнских гормонов быстро выводит ребенка из его простого состояния и придает ему обостренную чувствительность. Он начинает чувствовать, что случилось что-то необыкновенное, тревожащее, и пробует «осознать», что же конкретно».
У 28-месячного плода наблюдаются мимические реакции на различные вкусовые ощущения: отрицательные мины на соленое и горькое, выражение наслаждения — на сладкое, и выражения, подобные мимике при плаче, крике, бешенстве.
Строгие научные изучения говорят о ответственном значении деятельности нервной совокупности в развитии плода. В случае, если почему-либо мозг поврежден, уменьшаются его масса и длина, он может умереть на протяжении родов. Все перемещения плода в организме матери обусловлены деятельностью развивающейся нервной совокупности: он совершает их по мере созревания различных ее отделов. У плода подвижны конечности, помимо этого, в определенном возрасте выражены глотательные и хватательные перемещения. Хватательный рефлекс, так отлично развитый у младенцев, в первый раз проявляется в возрасте 11,5 нед. внутриутробной жизни, сосательный — в 13 нед.; реакция зажмуривания — в 17 нед., а дыхательные перемещения регистрируются в 20 нед.
«Радостен рожденный в любви» — к такому заключению пришли эксперты из 8 государств Европы, Америки и Азии, собравшиеся пара лет назад в Москве на координационное заседание по проблемам раннего развития мозга, психического здоровья и внешней среды. Эксперты приводили довольно много доказательств того, что новорожденный имеет большой житейский опыт и знает достаточно довольно много. И по крайней мере от него нереально скрыть кроме того до рождения, обожают его либо нет.
До рождения ребенок может «говорить» с родителями. В этом убедились 700 будущих пап и мам США, каковые, по сообщению агентства Ассошиэйтед Пресс, в 1986 г. прошли программу обучения детей внутриутробного периода судьбы. Обучение начиналось на 5-м месяце беременности. Сперва два раза в сутки легко похлопывали по животу матери. Через 2 месяца показалась реакция плода на данный сигнал. Он начинал шевелиться, в то время, когда подавался привычный сигнал. Произношение несложных слов подкрепляли таким же знаком. В следствии аналогичного обучения появившиеся дети начинали раньше говорить, меньше плакали, продолжительно и пристально слушали своих родителей. Один из учеников школы иногда прикладывал щеку к животу жены и четко произносил: «Кроха, я твой отец!». По окончании рождения ребенка папа напомнил ему эту фразу. Если судить по реакции, сын определил ее: он прекратил плакать и постарался развернуть головку на голос отца.
Акт рождения ребенка сопровождается сильным стрессом как для матери, так и для новорожденного. Проходя через родовые дороги, ребенок испытывает сдавливание головки и сильную гипоксию. Его организм отвечает на это очень замечательным выбросом в кровь гормонов стресса: весьма активных и сильных химических веществ — адреналина и норадреналина. Уровень их в крови новорожденного выше, чем у взрослого в состоянии сильного эмоционального напряжения. Уверены в том, что громадная доза этих гормонов содействует установлению привязанности между ребёнком и матерью и снабжает активность новорожденного.
По окончании того как ребенок показался на свет, его нервная совокупность глубоко потрясена всем случившимся, что разрешило основание осмыслять данный факт в терминах психотерапевтической травмы рождения.