Последование праздничного всенощного бдения

Великая вечерня

Перед началом всенощного бдения священник облачается в епитрахиль, поручи (в соответствии с установившейся повсеместной практике) и фелонь, благословляя их и целуя крест на них[48]. Диакон, предварительно испросив благословение у священника, облачается в стихарь, поручи и орарь.

После этого священники становятся перед святым престолом. Диакон отверзает катапетасму и открывает царские врата. Потом диакон и священник два раза крестятся, целуют край престола (а святое Евангелие и священник), опять крестятся и кланяются друг другу. Диакон принимает от пономаря кадильницу с южной стороны святого алтаря и, испросив у священника благословение, подаёт ему его. Священник благословляет кадило и произносит положенную молитву: «Кадило Тебе приносим…»(см.:Служебник,литургии и Чин, Последование проскомидии). Диакон принимает от пономаря зажжённую диаконскую свечу в левую руку, а в правую берет орарь и делается сзади святого престола (т. е между горним местом и престолом) лицом к священнику. Потом диакон и священник без звучно совершают каждение святого алтаря.

Сначалаони кадятсвятой престол кругом с четырёх сторон. Священник подходит к передней (западной) стороне престола и трижды с поклоном кадит его. Диакон стоит сзади престола наоборот священника с зажжённой свечой лицом к нему, и всегда отвечает на его поклон при каждении своим поясным поклоном. После этого священник переходит к правой (южной) стороне престола, а диакон делается, наоборот, с северной стороны, и они троекратно с поклоном кадят святой престол. Совершенно верно кроме этого совершается каждение престола с восточной стороны (диакон наряду с этим делается с западной стороны) и с северной (диакон делается с южной) стороны святого престола. Потом священник северной стороной алтаря идёт к горнему месту, делается посредине между святым и ним престолом лицом на восток и совершает каждение горнего места. Диакон соответственноидёт южной стороной алтаря к горнему месту и делается справа от священника такжелицом на восток. Потом священник в предшествии диакона кадит иконы и запрестольный крест, находящиеся по правую сторону в южной части алтаря. После этого диакон переходит на левую сторону алтаря, где они таким же образом кадят запрестольную икону, иконы по левую сторону в северной части алтаря и алтарь (в последовательности икон, данной стороны). Затем они опять возвращаются на горнее место, становятся между престолом и горним местом в левой части алтаря лицом на запад и кадят тут икону, на иконостасе над царскими вратами в алтаре. После этого диакон и священник переходят на южную (правую) сторону алтаря, где становятся между престолом и горним местом кроме этого лицом на запад, и из этого кадят лиц молящихся по правую сторону алтаря. Потом они переходят на северную (левую) сторону алтаря, где становятся между престолом и горним местом кроме этого лицом на запад, и из этого, кадят лиц, молящихся по левую сторону алтаря. Наряду с этим молящиеся отвечают на каждение поясным поклоном.

Примечание. В случае, если в алтаре присутствуют настоятель либо старший священникхрама, а каждение совершает младший священник, то его он кадит прежде каждения молящихсяпо правую сторону алтаря.

По окончании каждения алтаря диакон со свечой северной стороной алтаря выходит через открытые царские врата на солею, а священник с кадиломидёт северной стороной алтаря и делается перед престолом. Потом, диакон на солее поворачивается лицом на запад и, обращаясь к молящимся в храме, возглашает: «Востаните». После этого, повернувшись лицом к востоку, он возвращается через открытые царские врата южной стороной в алтарь и делается сзади престола, лицом к священнику.

Хор: «Благослови».

Священникпроизносит: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице в любой момент, сейчас и присно и во веки столетий» совершая кадильницей знамение Креста[49] перед святым престолом. На словах: «Слава Святей»кадильница воздвигается вверх, на словах: «Единосущней»– опускается вниз,на словах: «Животворящей»–поднимается до серединыипростирается вправо,а на Нераздельней:«Троице и словах»–простирается влево. Потом на словах: «в любой момент, сейчас и присно и во веки столетий» священник трижды кадит переднюю часть престола.

Хор: «Аминь».

диакон и Священник, и все священно-церковно-служители в алтаре поют: «Приидите, поклонимся Цареви отечественному Всевышнему. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви отечественному Всевышнему. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Всевышнему отечественному. Приидите, поклонимся и припадем Ему». На протяжении этого пения священник непрерывно кадит перед престолом.

Хор поет 103-й, предначинательный псалом (в большинстве случаев, лишь избранные стихи).

На протяжении пения предначинательного псалмасвященник с диаконом выходят из алтаря и совершают полное каждениехрама[50]. Сначала диакон южной стороной алтаря выходит царскими вратами на солею и делается посредине её, лицом к алтарю. Священник, не выходя из алтаря и обратившись лицом на запад, кадит южную (правую) створку царских врат, а после этого северную (левую) створку. Наряду с этим к той створке врат, которая кадится священником, в один момент с нимкланяется и диакон. После этого священник выходит царскими вратами на став и солею перед ними лицом на восток вместе с предшествующим ему диаконом кадит местные иконы Спасителя, храмовую икону и следующие за ней, т. е. всю правую сторону иконостаса. Возвратившись к царским вратам, он кадит икону Богоматери и другие иконы, т. е. всю левую сторону иконостаса. Наряду с этим все повороты совершаются лицом на восток, к алтарю. После этого опять возвратившись к царским вратам, они поворачиваются лицом на запад: диакон делается справа от священника, и совершается каждение главного клироса с пребывающим на нем хором, а позже, повернувшись на юг правого клироса. Потом повернувшись к народу, священники кадят молящийся в храме народ слева направо (с юга на запад, а после этого на север).

Затем они пускаются на середину храма и кадят в том месте торжественную икону на аналое, по окончании чего начинают каждение фактически храма, по его периметру, начиная с икон, находящихся у правого клироса, и потом правую (южную) часть храма и молящихся в ней. После этого кадят притвор и левую (северную) часть храма и молящихся, заканчивая каждение храма у икон под левым клиросом. Затем они поднимаются на солею: диакон входит в алтарь через открытые царские врата и делается с правой стороны святого престола, а священник кадит местные иконы Божией Матери и Спасителя и входит кроме этого царскими вратами в алтарь. В алтаре священник кадит святой престол с передней его диакона и стороны. Покадив диакона, священник отдаёт ему кадило. Диакон принимает кадило и кадит священника. После этого он поворачивается на восток и отдаёт кадило и свечу пономарю. Потом, священник с диаконом два раза крестятся, целуют край престола (а святое Евангелие и священник), опять крестятся и кланяются друг другу. Диакон закрывает царские врата.

При служении одним священником без диакона. Священник со свечой в левой руке сперва совершает каждение алтаря. После этого думает начало бдения возгласом: «Слава Святей, Единосущней…»(возглас: «Востаните»не произносится), поёт: «Приидите, поклонимся…»и совершает полное каждение храма.

При служении нескольких диаконов. Вначалебдениядва первых диакона совместно со священником целуют престол, и старший диакон подаёт емукадило.После этого два первых диакона принимают от пономарей зажжённые диаконские свечи и становятся сзади святого престола лицом к священнику: старший диакон в правой (южной) его части, авторойв левой (северной). Потом священник в предшествии диаконов совершает каждениесвятого алтаря. Наряду с этим диаконы,участвующие в каждении,действуют таким же образом, как и при каждении с одним диаконом(см.выше),т. е.становятся, наоборот священника с зажжёнными свечами лицом к нему, и всегда отвечают на его поклон при каждении своим поясным поклоном. По окончании каждения святого престола с четырёх сторон совершается каждение горнего места и всего алтаря. При каждении южной части алтаряпервый диакон идёт впереди священника, а второй сзади. При каждении северной части алтарявторой диакон идёт впереди священника, а старшийпозади. Таким же образом совершается каждение молящихся лиц в алтаре.

По окончании каждения алтарястарший диакон со свечой идёт южной стороной алтаря через открытые царские врата на солею и возглашает: «Востаните», а второй идёт северной стороной на горнее местоистановится сзади престола, лицом на запад.

Сейчас все духовенство, и и пономари собираются на горнем месте. Старший диакон возвращается в алтарь и кроме этого идёт на горнее место южной стороной алтаря. По окончании возгласа священника: «Слава Святей…» и по окончании пения хором:«Аминь» все духовенство на горнем месте поет: «Приидите, поклонимся…». По окончании окончания пения все расходятся на собственные места[51].

В начале пения 103-го псалмадиаконы выходят из алтаря и идут в первых рядах священникана солею через открытые царские врата: старший диакон южной стороной алтаря, а второй северной стороной и становятся лицом к алтарю. При каждении царских врат они совместно кланяются к той створке врат, которая кадится священником, в один момент кланяясь вместе с ним. Потом они становятся перед царскими вратами и поворачиваются лицом на восток: старший диакон делается справа от священника, а второй слева от него. При каждении правой стороны иконостаса старший диакон идёт впереди священника, а второй сзади. При каждении левой стороны иконостаса второй диакон идёт впереди священника, а старший сзади. Наряду с этим все повороты совершаются лицом на восток, к алтарю. После этого опять возвратившись к царским вратам, они поворачиваются лицом на запад и совершают каждение народа и клиросов. Потом спускаются на середину храма и кадят в том месте торжественную икону на аналое: диаконы стоят сзади аналоя лицом на запад. Затем совершается каждение всего храма:старший диакон идёт впереди священника, а второйпозади. По окончании завершения каждения диаконы поднимаются на солею, входят в алтарь через открытые царские врата, идут правой и левой стороной алтаря и становятся на горнем месте лицом на запад. Священниккадитсвятой престол и диаконов и отдаёт старшему диаконукадило. Старший диакон делается с правой стороны святого престола, принимает кадило и кадитсвященника.Затемон поворачивается на восток к горнему месту, отдаёт кадило и свечу пономарю и становитсярядом со священником, справа от него.Второй диакон кроме этого отдаёт свечу пономарю и делается рядом со священником, слева от него. Потом, священник и диаконыдважды крестятся, целуют край престола, опять крестятся и кланяются друг другу. Диаконы закрывают царские врата.

В конце пения 103 псалма старший диакон выходит из алтаря северной дверью на солею и возглашает великую ектению.

Священник делается перед святым престолом и просматривает светильничные молитвы[52], а диакон выходит северной дверью на солею и по окончании окончания пения хором 103-го псалма произносит на амвоне великую (мирную) ектению(см.:Служебник, Последование вечерни).

Священник перед престолом завершает ектению возгласом: «Яко подобает…»(см.:Служебник, Последование вечерни).

Хор: «Аминь» и поет «Блажен супруг…» (1-й антифон 1-й кафизмы).

Примечание. В случае, если двунадесятый Господский праздник произойдёт во вторник, среду, четверг, субботу и пятницу, то «Блажен супруг» не поётся, а сразу же поётся «Господи воззвах…».

Диаконпослевозглашениявеликой ектении не уходит в алтарь, аотходит к местной иконе Спасителя, где ожидает окончания пения«Блажен супруг…».

При служении нескольких диаконов. Старший диакон, сразу же по окончании произнесения им великой ектении, уходит в алтарь. Тут он совместно со вторым диаконом идёт на горнее место, где они совместно крестятся, кланяются священнику и друг другу. Потом старший диакон делается на собственное место около престола, а второй выходит на амвон к местной иконе Спасителя, где ожидает окончания пения «Блажен супруг…».

Диакон на солее произносит малую ектению: «Паки и паки…»(см.:Служебник,Последование вечерни).

Священник перед престолом произносит возглас: «Яко Твоя держава…» (см.:Служебник, Последование вечерни).

Хор: «Аминь»ипоет«Господи воззвах…»состихирами.

Примечание. В двунадесятые Господские праздничные дни, если они выпадают на понедельник, стихословится лишь 1-й антифон первой кафизмы. В случае, если же они выпадают на другие дни седмицы, то стихословия кафизмы не бывает. На всенощном бдении в субботу незадолго до воскресных дней на вечерне стихословится вся 1-я кафизма, другими словами 3 антифона, независимо от того, какой праздник сходится с воскресеньем, хотя бы и двунадесятый Господский.

Диакон, по окончании произнесения ектении, входит в алтарь и совершает полное каждение храма и алтаря (см.: II. Вечернее богослужение, Последование Вседневной вечерни).

Вечерний вход

По окончании стихир на«Господи, воззвах» на протяжении пения на «И сейчас» догматика либо стихиры праздника диакон отверзает царские врата и начинается вход с кадилом.

Священники крестятся с поклоном, целуют святой престол (а святое Евангелие и священник), опять крестятся и кланяются друг другу, полагая тем начало входа.

Одвременно с этим свещеносцы со свечамиидут на горнее место, трижды крестятся, кланяются священнику идруг приятелю, выходят в первых рядах священников северной дверью из алтаря, спускаются вниз солеи и становятся лицом против царских врат.

Диакон принимает кадило у пономаря с правой (южной) стороны святого престола и испрашивает благословение у священника.Священник благословляет кадило с молитвой: «Кадило Тебе приносим…» (см.:Служебник,Чин священныя литургии, Последование проскомидии). Диакон держит кадило перед собой, на уровне нижней части лица, идёт через горнее место и выходит северной дверью на солею. Священник идёт за диаконом от южной стороны престола с опущенными руками, «несложен» и кроме этого выходит северной дверью на солею.

На солее священник останавливается посредине перед царскими вратами, а диакон, покадив местные иконы Спасителя и самого священника и Божией Матери, делается мало правее священника, вполуоборот по отношению к нему. Забрав кадило в левую руку, а правой тремя перстами держа орарь, диакон, преклоняет голову и говорит в полголоса священнику: «Господу помолимся». Священник, приклонив голову, просматривает (в полголоса) молитву входа: «Вечер, и заутра, и полудне…»[53](см.:Служебник,Последование вечерни). Диакон негромко отвечает:«Аминь» и указуя орарем на восток,обращается к священнику: «Благослови, владыко, святый вход». Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) к востоку, произнося негромко: «Благословен вход святых Твоих, в любой момент, сейчас и присно, и во веки столетий» (см.:Служебник,Последование вечерни). Диакон негромко отвечает: «Аминь» и забрав в правую руку кадило, и отойдя мало в сторону, кадит священника, истановится на прошло место, ожидая окончания пения хора. В то время, когда заканчивается пение догматика либо стихиры, он делается в царских вратах, лицом к престолу впереди священника и, начертав кадильницей крест, возглашает: «Премудрость, забудь обиду».

Хорпоет: «Свете Негромкий…».

Диакон входит в алтарь, где кадит святой престол с четырёх сторон, горнее место и делается у северной стороны святого престола, откуда кадит священника при его входе в алтарь.

Священник, сотворив поклон по направлению к святому престолу, два раза крестится, целует икону Спасителя на правой стороне царских врат и опять крестится. После этого он поворачивается лицом на запад, благословляет крестообразно десницею (имясловными перстами) свещеносцев, опять два раза крестится, целует икону Богоматери на левой стороне царских врат, снова крестится и входит в алтарь. Тут оба священника совместно крестятся, целуют святой престол и восходят на горнее место: диакон северной, а священник южной стороной алтаря. В том месте они ещё раз крестятся, кланяются друг другу и поворачиваются лицом на запад.

Свещеносцы отвечают на благословение священника поклоном, а после этого крестятся и входят со свечами в алтарь: первый – южной, а второй (попуская) первогосеверной дверью и идут на горнее место. Тут они опять крестятся, кланяются священнику на горнем месте, и становятся со свечами на правой и левой стороне горнего места мало поодаль священников лицом друг к другу.Второй свещеносец забирает у диакона кадило и отдаёт пономарю.

Диакон по окончании окончания пения«Свете Негромкий…», предварительно сотворив поклонсвященнику произносит: «Вонмем».

Священник: «Мир всем».

Хор: «И духови Твоему».

Диакон: «Премудрость, вонмем» – и после этого произносит прокимен дня со стихом.

По окончании прокимна направляться чтение паримий.

Перед пением прокимна чтец, назначенный для чтения паримий (либо в случае, если имеется, то второй диакон), держа книгу в обеих руках перед собой, приходит на горнее место южной стороной алтаря, трижды крестится, кланяется священнику и горнему месту, и, приклонив главу, испрашивает благословение на чтение паримий: «Благослови владыко паримии прочести». Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) чтеца и думает руку на книгу. Чтец целует десницу священника. Потом, перекрестившись и поклонившись горнему месту, держа книгу в обеих руках и воздвигнув над собой, он выходит северной дверью на солею, спускается по ступеням амвона в храм и делается перед аналоем с торжественной иконой лицом на запад восток, предварительно перекрестившись и поклонившись святому алтарю.

Примечание. В случае, если в алтаре на работе присутствуетнастоятель либо старший священник храмаилиархиерей,то чтец испрашивает благословение на чтение паримий у него, а не у служащего священника.

Диакон возглашает: «Премудрость».

Чтец произносит, к примеру, «Бытия чтение».

Диакон возглашает: «Вонмем».

Чтец начинает чтение паримий.

диакон и Священник крестятся, делают поклонение горнему месту и кланяются друг другу. Потом диакон закрывает царские врата, а священник отходит на приготовленное ему место с южной стороны горнего места и садится лицом на запад, поднимаясь перед началом каждой паримии.Диакон делается с северной стороны святого престола и смотрит за чтением паримий, возглашая перед каждой паримией: «Премудрость» и «Вонмем».

Свещеносцы крестятся с поклоном к горнему месту, кланяются священнику, тушат свечи и отходят на собственные места.

При служении одним священником без диакона. Вечерний вход совершается в такой последовательности. На протяжении пения на «И сейчас» догматика илистихирыпраздникасвященникоткрывает царские врата, крестится с поклоном, целует святой Евангелие и престол и опять крестится. После этого он принимает кадило у пономаря с правой (южной) стороны святого престола и благословляет его с молитвой: «Кадило Тебе приносим…»(см.:Служебник,Чин священныя литургии, Последование проскомидии). Потом он в предшествии свещеносцев идёт с южной стороны престола через горнее место северной дверью на солею. Остановившись на солее посредине перед царскими вратами, он кадит местные иконы Божией Матери и Спасителя и просматривает (в полголоса наизусть) молитву входа: «Вечер, и заутра, и полудне…»(см.:Служебник,Последование вечерни). После этого перекладывает кадило в левую руку, а правой крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) к востоку, произнося негромко: «Благословен вход святых Твоих, в любой момент, сейчас и присно, и во веки столетий. Аминь».Переложив кадило в правую руку, и дождавшись окончания пения хором догматика либо стихиры, он в царских вратах, лицом к престолу начертывает кадильницей крест, возглашая: «Премудрость, забудь обиду».

Хорпоет: «Свете Негромкий…».

Священник перекладывает кадило в левую руку и, сотворив поклон по направлению к святому престолу, два раза крестится и целует икону Спасителя на правой стороне царских врат. После этого опять крестится, поворачивается лицом на запад, благословляет крестообразно десницею (имясловными перстами) свещеносцев, опять два раза крестится, целует икону Богоматери на левой стороне царских врат, снова крестится и входит в алтарь. Тут он кадит переднюю часть святого престола, отдаёт кадило пономарю, крестится, целует святой Евангелие и престол и восходит на горнее место южной стороной алтаря, где он ещё раз крестится, кланяется и делается наоборот юго-восточного угла святого престола, лицом на запад. На горнем месте он произносит: «Вонмем», «Мир всем», «Премудрость, вонмем», прокимен дня, и возгласы, предваряющие чтение паримий. Потом, перекрестившись и сотворив поклон горнему месту, он закрывает царские врата и отходит на приготовленное ему место с южной стороны горнего места, где садится лицом на запад и смотрит за чтением паримий, поднимаясь перед началом каждой паримии и возглашая: «Премудрость» и «Вонмем».

Чтецпосле прочтения паримий крестится, кланяется в сторону святого алтаря и возвращается в алтарь южной дверью. Тут он крестится, кланяется и подходит с южной стороны престола к священнику на благословение. Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) чтеца и думает руку на книгу. Чтец целует десницу священника и отходит на собственное место.

В конце чтения последней паримиисвященник и диакон крестятся и кланяются горнему месту и друг другу. Потом диакон выходит северной дверью на солею и произносит сугубую ектению (см.:Служебник,Последование вечерни),начиная с прошения:«Рцем вси…». Священник сначалазакрывает царские врата, а после этого делается перед святым престолом, предварительно перекрестившись и поцеловав его Евангелие и край.

Сугубая ектения завершается возгласом священника: «Яко милостив…»(см.:Служебник, Последование вечерни).

Хор: «Аминь»и «Сподоби Господи…».

Диакон в алтарь не уходит, аотходит к местной иконе Спасителя, где ожидает окончания пения: «Сподоби Господи…», по окончании которого произносит на солее просительную ектению: «Исполним вечернюю молитву…»(см.:Служебник,Последование вечерни).

Священник в алтаре произносит возглас: «Яко благ и Человеколюбец…»(см.:Служебник, Последование вечерни).

Хор: «Аминь».

На протяжении этого возгласа диакон отходит к местной иконе Спасителя.

Священник поворачивается лицом на запад и преподаёт благословение молящимся в храме со словами: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Диакон поднимает кроме этого, как и на ектение орарь и произносит: «Главы отечественная Господеви приклоним».

Хор протяжно:«Тебе Господи».

Священник перед престолом тайно просматривает молитву главоприклонения: «Господи Боже отечественный…», с возглашением (велегласно) возгласа: «Буди держава Царствия Твоего…» (см.:Служебник, Последование вечерни).

Хор: «Аминь».

На протяжении этого возгласа диакон возвращается южной дверью в алтарь, крестится, кланяется святому священнику и престолу и делается на собственное место (по правую сторону священника).

При служении одним священником без диакона. Сугубую и просительнуюектении и возгласы на них священник произносит на солее перед царскими вратами.

При служении нескольких диаконов. Диаконы совместно со священником кланяются на горнем месте и выходят на солею: старший южной дверью, делается перед местной иконой Спасителя и произносит тут сугубую ектению, авторойсеверной дверью, делается перед местной иконойБогородицы ипроизносит просительную ектению. В алтарь по окончании произнесения ектений диаконы возвращаются таким же образом:старший южной дверью, авторойсеверной дверью, потом они идут на горнее место, где совместно крестятся, кланяются священнику и друг другу, а после этого становятся на собственные места перед престолом.

В случае, если же помогают три диакона,тоони совместно со священником кланяются на горнем месте, а после этого: второйи третий выходят на солею для произнесения ектений, а старший закрывает царские врата и делается перед престолом около священника.

Потом по Уставу обязана совершаться лития. Ели же лития не совершается, тогда сразу же поются стихиры на стиховне.

Лития

Церковный Устав не знает бдений без литии, которая есть неотъемлемой составной частью каждого всенощного бдения.Но на данный момент в соответствии с установившейся повсеместной практике она совершается лишь незадолго до двунадесятых праздников и великих.

Выход налитиюсовершается из алтаря в притвор храма.

На возгласе священника: «Буди держава Царствия Твоего…» свещеносцы со свечами идут на горнее место, трижды крестятся, кланяются священнику, друг другу, выходят северной и южной дверями из алтаря истановятся на солее перед царскими вратамилицом друг к другу.

Хор поет стихиры на литии, «Слава и сейчас» богородичен.

Священник снимает фелонь и совершает литию в епитрахили, скуфье и поручах (монашествующие в клобуке) либо камилавке (в случае, если имеет как приз).

Священники становятся перед святым престолом, два раза крестятся, целуют край престола (а святое Евангелие и священник), опять крестятся и кланяются друг другу. Диакон принимает от пономаря кадило с южной стороны святого алтаря и испрашивает у священника благословение на каждение. Потом диакон и священник исходят из алтаря северной дверью[54] и став перед царскими вратами на солее, крестятся и кланяются друг другу. После этого священник в предшествии свещеносцев идёт через середину храма в притвор, обходя аналой с торжественной иконой с левой стороны. Войдя в притвор, священник делается посредине его, лицом к алтарю, а свещеносцы становятся впереди него кроме этого лицом к алтарю. Став на собственных местах дружно крестятся к алтарю, а свещеносцы кланяются священнику истановятся пара поодаль от свечей с правой и левой стороны аналоя лицом друг к другу.

Одвременно с этим диакон на солее начинает малое каждение. Сперва он кадит царские врата и правую сторону иконостаса, после этого левую сторону иконостаса, потом спускается на середину храма и кадит в том месте торжественную икону на аналое. После этого он идёт в притвор и кадит в том месте священника. Потом он опять возвращается на солею к царским вратам, поворачивается лицом на запад и кадит основной клирос с пребывающим на нем хором, а после этого, повернувшись на юг правый клирос. Позже снова повернувшись к народу, он кадит молящийся в храме народ слева направо (с юга на запад, а после этого на север), а после этого поворачивается через правое плечо на восток и кадит местные иконы и царские врата Божией Матери и Спасителя. Затем он идёт в притвор, кадит в том месте священника, поворачивается на восток, и отдаёт кадило пономарю.

Потом пономарь и диакон крестятся, кланяются к алтарю, священнику и друг другу. Пономарь уносит кадило в алтарь, а диакон делается впереди священника мало вправо от него для произнесения четырёх особенных литийных прошений.

По окончании окончания пения стихир диакон произносит 1-ое литийное прошение: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое…»(см.:Служебник,Последование вечерни).

Хор: «Господи, помилуй» (40 раз).

На протяжении этого пения пономари выносят из алтаря «литийницу» с приготовленными для благословения пятью хлебами, пшеницей, елеем и вином (северной дверью) и «литийный» стол (южной дверью) на средину храма и поставляют их пред аналоем с торжественной иконой, мало поодаль от него. После этого перекрестившись и поклонившись священнику и друг другу, они уходят в алтарь.

Диакон произносит2-ое литийное прошение: «Еще молимся о Великом Отце и Господине отечественном Святейшем патриарсе Кирилле…» (см.:Служебник,Последование вечерни) присоединяя прошение о правящем архиерее.

Хор: «Господи, помилуй» (50 раз).

Диакон произносит3-ое литийное прошение: «Еще молимся о еже сохранитися граду сему…»(см.:Служебник, Последование вечерни).

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон произносит4-ое литийное прошение: «Еще молимся, и о еже услышати Господу Всевышнему глас моления нас, безнравственных, и помиловати нас»(см.:Служебник,Последование вечерни).

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Священник в это времяпоминает про себя поимённо всех, кого хочет, живых и погибших и произносит возглас: «Услыши ны, Боже…»(см.:Служебник,Последование вечерни).

Диакон на словах возгласа: «Отцу и Святому и Сыну Духу» крестится, кланяется священнику и делается справа от него, на ход сзади.

Хор: «Аминь».

Священник: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Диакон: «Главы отечественная Господеви приклоним».

Священники снимают головные уборы и все молящиеся приклоняют головы.

Хор: «Тебе, Господи».

Священник, стоялицом на восток[55], велегласно просматривает молитву: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже отечественный…»(см.:Служебник,Последование вечерни).

Хор поет: «Аминь»илития на этом заканчивается.

Благословение хлебов

Священники надевают головные уборы, крестятся, кланяются друг другу, идут в предшествии свещеносцев (они кроме этого сначала крестятся и кланяются священнику) из притвора в храм, подходят к литийному столику с хлебами и становятся перед ним. Свещеносцы ставят свечи сзади аналоя с торжественной иконой, а сами становятся пара поодаль от свечей с правой и левой стороны аналоя лицом друг к другу. Придя на средину храма, священники опять крестятся и кланяются друг другу.

Хор поет стихиры на стиховне, а по окончании стихир: «Сейчас отпущаеши…».

Чтец (либо в случае, если имеется,

Всенощное бдение с объяснением


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: