Методы научно-психологического изучения развития детей

Базу любой науки образовывает изучение фактов. Те методы, при помощи которых добываются, выясняются факты, именуются способами науки. Способы каждой науки зависят от ее предмета — от того, что она изучает. Способы детской психологии — это методы выяснения фактов, характеризующих развитие ребенка.

Казалось бы, эти факты окружают нас со всех сторон. Любая мать, любой воспитатель смотрит за развитием детей и может поведать, как происходит это развитие, привести множество примеров. Но в обыденных впечатлениях основное смешивается с второстепенным, догадки и домыслы — с настоящими фактами. Наука в это же время испытывает недостаток в точных и объ-

ективных фактах, таких, каковые не зависят от личного впечатления наблюдателя и смогут быть проверены: взяты заново любым вторым исследователем.

Детская психология, как указывалось, изучает психологическое развитие детей. Факты, относящиеся к формированию, возможно взять, лишь сравнивая между собой особенности детей различного возраста. Это возможно сделать двумя дорогами: или длительно изучать одних и тех же детей и фиксировать появляющиеся трансформации, или изучать много детей каждой возрастной группы и выяснять, в каких отношениях дети одного возраста отличаются от детей другого возраста.

Главные способы детской психологии — эксперимент и наблюдение.

Наблюдение.В ходе наблюдения исследователь целенаправленно прослеживает поведение детей в естественных условиях и строго фиксирует замеченное. Успешность наблюдения зависит от того, как четко сформулирована его цель. В случае, если исследователь до начала наблюдения не выяснит совершенно верно, какие конкретно стороны поведения ребенка его интересуют, его впечатления будут расплывчаты и неизвестны.

Ребенок не должен знать, что за ним замечают. В противном случае он теряет непринуждённость и естественность, вся картина его поведения изменяется. Исходя из этого наблюдение обязан проводить человек, к которому ребенок привык, присутствие которого в полной мере в большинстве случаев. Время от времени в детской психологии используют скрытое наблюдение. Для этого между помещением, в которой находится ребенок, и помещением, где сидит исследователь, помещают особенное стекло, владеющее односторонней проницаемостью. Со стороны ребенка оно выглядит как зеркало, со стороны исследователя — как окно. Для скрытого наблюдения употребляются и телевизионные установки.

В ходе наблюдения исследователь может прослеживать лишь внешние, проявления поведения ребенка: его действия с предметами, словесные высказывания, ясные перемещения и т. д. Но психолога интересуют не сами по себе внешние проявления, а прячущиеся за ними психологические процессы, качества, состояния. Так как одинаковые проявления смогут высказывать различные внутренние состояния. К примеру, в одной и той же ситуации один ребенок может смеяться шутке, второй — легко по подражанию сверстникам. Самое тяжёлое при проведении наблюдений содержится исходя из этого в том, дабы не только верно подмечать особенности поведения ребенка, но и верно их истолковывать.

Хорошие наблюдатели строго разграничивают сам его истолкование и материал наблюдений, которое может оказаться и ошибочным. Для этого лист, на котором ведут записи, дробят на две части. Слева как возможно правильнее обрисовывают замечаемые внешние проявления поведения детей, справа — их вероятное истолкование.

Наблюдения бывают целыми и выборочными. Целые наблюдения охватывают в один момент многие стороны поведения ребенка и ведутся в течение долгого времени. Они проводятся над одним либо несколькими детьми. Само собой разумеется, фиксировать неизменно каждое перемещение, каждое слово ребенка нереально. Целые наблюдения постоянно бывают более либо менее избирательными: фиксируется лишь то, что представляется наблюдателю серьёзным, значимым, в особенности то, в чем наблюдатель видит проявление у возможностей новых и ребёнка качеств.

Результаты целых наблюдений в большинстве случаев сохраняют в виде дневниковых записей, каковые являются важным источником фактов, применяемых для обнаружения закономерностей психологического развития детей. Ежедневники’развития собственных детей вели многие большие психологи. Германский психолог В. Штерн (1871 —1938) применял дневниковые записи, каковые он вел вместе с женой (К- Штерн), для иллюстрации и разработки собственных догадок о обстоятельствах, воздействующих на психологическое развитие ребенка. ‘Узнаваемый швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896—1980), выделяя этапы умственного развития детей раннего возраста, довольно часто ссылается на наблюдения за собственными внуками. Коммунистический исследователь Н. Н. Ладыгина-Коте (1889—1963) на базе тщательных наблюдений за мелким шимпанзе Иони и своим сыном Руди совершила сравнение детёнышей развития животных и особенностей ребёнка.

Ежедневники часто ведут не только эксперты — психологи, но и родители. Эти ежедневники довольно часто применяют педагоги и психологи (к примеру, ежедневники А. Д. Павловой, Э. И. Станчинской).

Выборочные наблюдения отличаются от целых тем, что в них фиксируется или какая-то одна сторона поведения ребенка, или его поведение в какие-то определенные отрезки времени (к примеру, лишь на протяжении игры, лишь на протяжении кормления). Хорошим примером выборочного наблюдения может служить наблюдение выражения чувств у собственного сына, совершённое Ч. Дарвином. Полученные наряду с этим материалы были использованы в книге «Выражение чувств у животных и человека» (1872). Второй пример — работа советского лингвиста А. Н. Гвоздева, что в течение восьми лет повседневно фиксировал речевые проявления собственного сына и после этого написал книгу «Формирование у ребенка грамматического строя русского» (1949).

Способ наблюдения незаменим для начального накопления
фактов. Но он требует громадной затраты времени и сил. Исследова
тель должен ожидать, пока интересующие его факты психологической
судьбе ребенка появятся сами собой. Помимо этого ( и это особенно
принципиально важно), воспитания и сложные условия жизни, в которых
находится ребенок, довольно часто не дают возможности разобраться
н обстоятельствах тех либо иных проявлений. Многие исследователи
чамечали: замечая, мы видим то, что уже знаем, а малоизвестное
проходит мимо отечественного внимания.^.,_.-.•.-•.

Опыт.На помощь наблюдению приходит второй, более деятельный способ, разрешающий исследователю вызывать интересующие его проявления детской психики. Это психотерапевтический опыт. В опыте исследователь намеренно формирует и видоизменяет условия, в которых протекает деятельность ребенка, ставит перед ним определенные задачи и по тому, как эти задачи решаются, делает выводы о психотерапевтических изюминках испытуемого.

Так, в одном изучении изучали, как начинается в до- 3 школьном детстве умение мыслить при помощи действий, слов и образов. Детям различных дошкольных возрастных групп предлагали серию «рычаговых» задач, заключавшихся в том, что ребенок должен был додуматься, куда необходимо развернуть ближнее к нему плечо рычага, дабы дотянуться картину, укрепленную на финише . дальнего плеча. Задачи давали в трех видах. В одном случае это были настоящие рычаги, укрепленные на столе перед ребенком, и ребенок имел возможность функционировать с ними; во втором случае обстановка была изображена на картине; наконец, в третьем — ребенку лишь говорили о ней. Оказалось, что трехлетние дети верно решают задачу только в настоящей обстановке, позднее появляется возможность решать ее по картине, и вдобавок позднее — по словесному описанию. Тут экспериментальное задание, которое давали детям, было в том, чтобы дотянуться предмет, воспользовавшись рычагом, причем условия видоизменяли: предъявляли задания в различных формах (настоящий рычаг, рычаг на картине, словесное описание). Итог учитывали на основании количества верных ответов в каждой возрастной группе.

Кое-какие психотерапевтические опыты требуют применения особой аппаратуры. Так, изучая развитие зрительного восприятия детей, часто используют особенный прибор для регистрации перемещения глаз. При изучении чувств ребенка регистрируют трансформации в дыхании, сердцебиении и некоторых вторых процессах организма. Неспециализированные изюминки поведения детей снимают на кинопленку, их высказывания^ записывают посредством

магнитофона.

Непривычные условия, в которых проходит опыт, в особенности использование аппаратуры, смогут смутить ребенка, поменять его поведение, время от времени привести к тому, что ребенок будет отказываться от исполнения заданий либо будет отвечать наугад. Исходя из этого опыты с детьми ученые стараются проводить в форме увлекательной игры либо занятий вторыми привлекательными видами деятельности — рисованием, конструированием и т. п. Так, в изучении, посвященном формированию детского глазомера, трехлетним детям предъявляли две палочки различной длины и предлагали продемонстрировать, какая больше. Дети довольно часто показывали наугад, не глядя. Задание было им очевидно неинтересно. Тогда под каждой палочкой поместили кнопку, а на столик усадили электрифицированную игрушку — собаку, играющуюся на металлофоне. К игрушке любой

раз подключалась кнопка, находящаяся под большей палочкой. Ребенку говорили: «на данный момент ты будешь угадывать, как сделать, дабы собака заиграла. Если ты надавишь на ту палочку, которая больше, собака обрадуется и начнет играться». Такое изменение формы проведения опыта произвело волшебное воздействие. Все дети пристально наблюдали на палочки, старательно выбирали нужную и, в то время, когда собака начинала играться, весело кричали: «Вот, я верно надавил, она играется!» Перевоплотить опыт в игру удается кроме того при других движений реакций и записи глаз ребенка, для чего прикрепляют к различным частям его тела электроды с проводами. Хороший результат в одном из таких изучений давала игра в астронавтов, в то время, когда очки с электродами составляли часть космического скафандра.

Часто опыты с детьми выполняют конкретно в группе детского сада, а исследователь выступает в роли воспитателя, организующего ту либо иную деятельность детей. Дети наряду с этим и не подозревают, что те игры, каковые им подсказывают?-или задания, каковые дают, организованы намерено. Предположим, детям, принимающим участие в дидактической игре, дают множество карточек, на которых изображены животные, автомобили, мебель, игрушки, и предлагают разложить эти карточки так, дабы те, каковые подходят друг к другу, были совместно. Дошкольники увлеченно играются, и лишь исследователь знает, что в следствии игры он сможет узнать, как дети создают обобщение, на какие конкретно показатели они наряду с этим обращают внимание. Либо, к примеру, старших дошкольников на занятиях учат делать флажки. Одной группе говорят, что эти флажки они делают чтобы позже играться в праздник, второй группе — что флажки отправятся в качестве подарка маме, а третьей — что флажки подарят малышам, у которых нет игрушек. Для детей это простые занятия, для исследователя — метод выяснить влияние различных мотивов на деятельность ребенка (см. первый форзац, внизу).

В большинстве случаев такие опыты именуют естественными, но применительно к детям-дошкольникам особенного различия между лабораторным и естественным опытом нет: в любых ситуациях нужно, дабы дети были заняты интересующим их делом.

Особенным видом опыта, что обширно применяют советские психологи, есть формирующий опыт. Его отличительные изюминки пребывают в том, что методом изучения психологических качеств и процессов делается обучение детей, направленное на то, дабы эти качества и психические процессы организовать либо усовершенствовать.

Из экспериментов и наблюдений, посвященных детскому иосприятию, с покон веков было как мы знаем, что в дошкольном возрасте дети не смогут принимать форму предметов расчлененно, т. е. выделять части, из которых она состоит, и улавливать размещение этих частей. Дошкольник обращает внимание или На неспециализированные очертания предмета, или на какую-нибудь его часть, не

связывая ее с остальными. Много лет думали, что это отличительная изюминка возраста и в противном случае быть не имеет возможности. Но предстоящие изучения разрешили советским психологам высказать предположение, что дело не в возрасте, а в том, как ребенок разглядывает предмет, какие конкретно действия он наряду с этим проделывает в уме. Дабы расчлененно воспринять форму предмета, необходимо суметь в мыслях как бы выстроить ее заново из составных частей, создать ее внутреннюю модель. Нужными для этого действиями ребенок не обладает. И в случае, если в будущем его восприятие получает расчлененность, значит, он усваивает новый тип действий восприятия — моделирующие действия. Дабы проверить это предположение, было совершено изучение, в котором детей-дошкольников обучали заполнять контуры фигур элементами различной формы, строить модели этих фигур. Это стало причиной резкому трансформации зрительного восприятия — появлению в нем отсутствовавшей раньше расчлененности. Так, предположение о действиях восприятия, овладение которыми содействует формированию его расчлененности, подтвердилось.

Формирующий опыт, что является методом психотерапевтического изучения, необходимо отличать от педагогического опыта, используемого для проверки эффективности новых программ и воспитания детей и методов обучения. Снаружи они похожи: и тут и в том месте детей учат чему-то новому и успешный итог обучения разглядывают в качестве подтверждения выдвинутых догадок. Различие пребывает в характере самих этих догадок: для психолога это предположения о том, что, какие конкретно особенности психологических процессов, качеств, особенностей личности складываются на протяжении развития, для педагога — о том, как, какими дорогами возможно добиться прекрасных результатов в воспитании и обучении детей.

Различные виды опыта, в большинстве случаев, сочетаются между собой в одном и том же изучении. Сперва выполняют простой опыт (в этом случае он именуется констатирующим) чтобы зафиксировать у детей тот уровень развития изучаемого психологического процесса либо качества, что сложился в простых условиях воспитания. После этого направляться формирующий опыт, цель которого — взять новый уровень в соответствии с имеющимися версиями. Наконец, подводя итог опять проводится совершенно верно такой же опыт, как сначала, но В этом случае он именуется контрольным. Его назначение — узнать, какие конкретно сдвиги случились в следствии формирующего опыта.

Не считая эксперимента и исследования — основных методов наблюдения,— в детской психологии используются вспомогательные способы. Запасными их именуют по причине того, что они или используются в дополнение к эксперименту и наблюдению, или пригодны лишь для изучения каких-либо частных сторон детского развития, или, наконец, ответственны лишь для разрешения отдельных вопросов. К запасным способам относятся изучение резуль-

татов (продуктов) деятельности детей, опрос (беседа), способ тестов и социометрический способ-.

Изучение результатов деятельности.Продукты деятельности детей — это их картинки, лепка, аппликации, конструкции, поделки, сочиненные ими сказки, стихи. Не все они имеют однообразную сокровище для исследователя. То, что ребенок делает по прямым указаниям взрослых, оказывает помощь распознать имеющиеся у него выполнения и возможности понимания этих указаний, степень внимательности, добросовестности и т. п. Значительно более ответственны результаты независимой деятельности; особенно картинки, созданные ребенком по плану. Так, детские картинки послужили многим исследователям материалом для выводов о различных сторонах психологического развития ребенка. В них выражаются изюминке восприятия детей и складывающихся у них представлений об изображаемых предметах. К примеру, по картинкам возможно видеть, какую роль в образовании представлений о предметах играются личные действия ребенка с этими предметами: в большинстве случаев в картинках подчеркиваются те особенности, с которыми ребенок познакомился в ходе действия. Детские картинки позволяют в известной мере делать выводы и об уровне умственного развития их авторов. Установлено, что картинки умственно отсталых дошкольников отличаются удивительным однообразием и примитивностью содержания.

Ярко проявляется в детском рисовании и отношение к окружающему. Оно воздействует и на выбор сюжета, и на метод изображения, в частности на персонажей и окраску предметов (часто дети закрашивают изображение «нехороших» животных и людей тёмной краской).

Изучение результатов деятельности не показывает, как ребенок трудился над получением того либо иного продукта. Данный способ потому и есть запасным. Опираясь лишь на его эти, исследователь может допустить серьезную ошибку. Вот перед нами рисунок пятилетнего ребенка: фигуры людей чуть намечены отдельными нечеткими линиями, лист зачерчен непонятными каракулями. Возможно поразмыслить, что ребенок умственно отсталый. Но выясняется, что он игрался в войну и сопровождал мнимые действия храбрецов черканием по бумаге. Другое выражалось словами. Картинки этого ребенка, выполненные при вторых событиях, выглядят совсем по-второму.

Следовательно, продукты деятельности дают достаточно точный материал—в—тем- случае, если их изучение сочетается с наблюдением за процессом их создания.

Изучение картинок, аппликаций, конструкций, созданных детьми, часто используется (и в сочетании с различными видами опыта. В этих обстоятельствах по изюминкам продуктов деятельности возможно делать выводы о том влиянии, которое оказывают на деятельность условия, созданные в опыте. Так, в изучении, посвященном формированию восприятия формы предметов, группе

детей, участвовавших в опыте, и контрольной группе были даны задания на изготовление сложной аппликации по примеру. Резкие различия в итогах исполнения этого задания послужили основанием для вывода, что формирующий опыт вправду стал причиной овладению новым уровнем развития восприятия: не смотря на то, что никакого особого обучения аппликации в опыте не происходило, дети, принимавшие в нем участие, сумели существенно лучше, чем их сверстники, уловить особенности примера и воспроизвести их в собственных работах.

Способ беседы (опроса).Способ опроса для изучения детей-дошкольников используется в ограниченных пределах. До четырех лет опрос проводится, в большинстве случаев, так, дабы дети отвечали, говоря о предметах либо изображения. Примером может служить опрос по картинам, цель которого — узнать, как дети оценивают величину изображенных предметов и расстояние между ними. На нескольких картинах было нарисовано по две елочки, имеющие различную величину и находящиеся на различном расстоянии друг от друга. Детей задавали вопросы: «Где нарисованы громадные елочки? Где нарисованы мелкие? Какие конкретно елочки стоят близко? Какие конкретно елочки стоят на большом растоянии? Где нарисованы однообразные елочки?» Ответом служило указание ребенка на то либо второе

изображение.

По окончании четырех лет делается вероятным и опрос, предполагающий словесные ответы детей, т. е. беседа в собственном смысле слова. Беседа используется в тех случаях, в то время, когда необходимо узнать представления и знания ребенка, его мнение о предметах, явлениях, событиях, их поступках и людях, о самом себе. Подбор вопросов для беседы с детьми — громадное мастерство. Они должны быть понятны и увлекательны ребенку и ни за что не должны, содержать подсказки, поскольку дети довольно часто отличаются громадной внушаемостью и отвечают утвердительно на вопросы типа: «Ты можешь играться в шахматы?»

Вопросы либо полностью продумывают заблаговременно и задают всем детям в одной и той же последовательности, или намечают в общем и изменяют их в зависимости от ответа ребенка на прошлый вопрос. Беседа с изменяющимися вопросами существенно продуктивнее, поскольку она позволяет учесть личные изюминки ребенка, но проведение таковой беседы требует от исследователя глубокого понимания детей, гибкости

и находчивости.

Беседу обязан проводить подготовленный исследователь. Ответы ребенка зависят не только от содержания вопросов, но и от его отношения к исследователю. Тактичность, приветливость, свойство ощущать индивидуальность исследуемого ребенка решают успех беседы.

Ответы ребенка записывают практически. При обработке взятых материалов детские высказывания осмысливают и соотносят с данными, взятыми при помощи вторых способов.

Способ тестов.Данный способ помогает для сравнения детей по уровню умений и знаний, уровню неспециализированного умственного развития либо развития отдельных психологических качеств и процессов. Такое сравнение выполняют на основании предварительно установленных, возрастных норм. При помощи тестов возможно выяснить, нормально ли развит ребенок для собственного возраста, либо его развитие отклоняется от нормы в ту либо иную сторону (выше либо ниже нормы).

Тест — это совокупность намерено подобранных заданий, каковые предлагают детям в строго определенных условиях. За исполнение каждого задания ребенок приобретает отметку в баллах. Правила проставления баллов в большинстве случаев весьма несложны и однозначны. Отметка не должна зависеть от личного впечатления человека, проводящего опробование.

Каждое задание, входящее в тест, дается не в одном, а в нескольких вариантах: так как одно задание ребенок яможет выполнить удачно либо неудачно в зависимости от случайных обстоятельств, а степень успешности исполнения последовательности сходных заданий вряд ли окажется случайной.

При разработке тестов подбирают задания таковой сложности, дабы выполнить все их абсолютно дети не могли. Задания дают громадному количеству детей одного возраста (не меньше чем 200) и вычисляют среднюю успешность их исполнения (средний балл по всем детям). Эта средняя успешность и принимается в качестве возрастной нормы. Для детей различных возрастных групп время от времени разрабатываются различные тесты, а время от времени одинаковый тест. Во втором случае для каждой группы устанавливается собственная норма.

Процесс проверки тестовых установления и заданий возрастных норм именуется стандартизацией теста. По окончании стандартизации тест не допускает никаких трансформаций. Дети, обследуемые посредством теста, должны делать совершенно верно те же задания и в совершенно верно тех же условиях, что и дети, на чьих показаниях выводилась норма. Исходя из этого способ тестов именуют время от времени способом стандартизованных опробований.

Громаднейшее значение имеют тесты, направленные на определение уровня неспециализированного умственного развития детей, так именуемые интеллектуальные тесты. Они всегда складываются из незнакомых детям заданий, исполнение которых требует применения разных умственных действий, и, следовательно, позволяют найти, в какой мере ребенок этими действиями обладает.

Уровень качества интеллектуального теста зависит от того, как , научно обоснован подбор входящих в него заданий. Умственное развитие ребенка — сверхсложный процесс, включающий довольно много проявлений и сторон. Тестовые задания должны выявлять уровень развития основных из этих сторон, определяющих все остальные, дабы по ним вправду возможно было сделать вывод об умственном развитии в целом. Отсутствие научного подхода к подбору тестовых заданий ведет к тому, что обследование

детей при помощи тестов дает искаженную картину их умственного развития.

Тестовые задания для дошкольников оформляют в виде привычной деятельности — игры, конструирования, аппликации. Вот пример одного из таких заданий. На громадном странице картона изображена дорожка со многими разветвлениями. В конце каждого разветвления помещен картонный домик. Ребенку гово- ; рят, что в одном из домиков живет белочка. Она пригласила к себе домой зайчика и, дабы он не заблудился, отправила ему письмо, в котором нарисовала, как необходимо идти. В других домиках живут хищные животные — волки, лисы, медведи. Зайчик обязан сходу верно отыскать дорогу — в противном случае его смогут съесть. После этого ребенку дают письмо и просят оказать помощь зайчику отыскать белочкин домик. Исполнение серии таких заданий разрешает установить, как ребенок способен применять схему для ориентировки в пространственной обстановке. Это является важным показателем уровня развития его образного мышления.

Использование тестов умственного развития позволяет изучать влияние, которое оказывают на это развитие различные условия. Так, советские психологи при помощи массового тестового обследования детей шестилетнего возраста установили, что дети, воспитывающиеся в условиях детского сада, достигают в среднем более большого уровня развития, чем дети, каковые приобретают лишь домашнее воспитание. При помощи тестов возможно изучить эффективность различных методов и программ дошкольного воспитания, узнать, как они содействуют умственному формированию

детей.

Не считая применения в научных изучениях, тесты активно используются в практических целях. Так, во многих зарубежных государствах результаты тестовых обследований являются основанием для распределения детей по различным типам классов и школ. В Англии уже с семи лет детей в зависимости от успешности ответа тестовых задач распределяют в учебные потоки, различающиеся по быстроте и насыщенности» прохождения программы, а по окончании десяти лет часть учеников, справляющаяся с тестовыми заданиями самый удачно, направляется в грамматические школы, дающие возможность и высокий уровень образования поступить в университет, а остальные дети попадают в современные школы, являющиеся школами второго сорта. Считается, что таким методом создаются условия чтобы лучшее образование взяли самые способные дети. Но такая совокупность отбора детей в конечном итоге не имеет научных оснований. Не просто так она подвергается резкой критике и со стороны прогрессивных зарубежных ученых. Сейчас уже ни для кого не тайна, что каковы бы ни были тесты, они дают лишь «моментальную фотографию» уровня развития ребенка во время обследования. Данный уровень определяется социальными, а не природными обстоятельствами: всеми предшествующими условиями

обучения и воспитания. Конечно, что более высокие результаты при тестовых обследованиях дают дети из буржуазных семей. В итоге тесты преобразовываются в средство, закрывающее пути к высшему образованию детям из пролетарской среды.

Использование тестов умственного развития в практических целях есть оправданным в тех случаях, в то время, когда сами эти тесты строятся на выделении наиболее значимых показателей умственного развития и в то время, когда результаты тестовых обследований помогают лишь для начального ознакомления .с этим развитием, а не для ответа всей судьбы ребенка. Тесты смогут оказать громадную помощь при определении готовности детей к обучению в школе и особенно при обнаружении детей с задержками развития. Но они ничего не смогут сообщить о обстоятельствах, привёдших к различиям в уровне развития детей, а эти обстоятельства смогут быть различными. Так, задержки развития смогут быть позваны не сильный состоянием организма, понижением слуха, недочётами воспитания и т. п. Во всех этих случаях нужен совсем различный подход к ребенку. Исходя из этого за тестами должны использоваться другие способы изучения детей, развитие которых значительно отклоняется от нормы.

Социометрический способ.Данный способ используется при изучении взаимоотношений, складывающихся между детьми, положения, которое занимает любой ребенок в группе сверстников. В то время, когда изучают группу школьников, им в большинстве случаев раздают анкеты с рядом вопросов для того чтобы типа: «С кем ты желаешь пойти в турпоход?»; «С кем ты желаешь жить в одной палатке?»; «Кого бы ты пригласил к себе на сутки рождения?»; «С кем ты желаешь сидеть за одной партой?» и т. д. Для детей дошкольного возраста подобные вопросы не подходят. Их взаимоотношения в большинстве случаев выясняют при помощи «выбора в действии». Дети по одному приглашаются, к примеру, в раздевалку. Каждому дают три вещи (игрушки, картины) и просят сообщить, какая из них нравится ему больше всех, какая меньше, какая совсем не нравится. После этого испытуемому предлагают «по секрету» подарить каждую вещь тому ребенку из группы, кому он желает (положить ее в шкафчик этого ребенка).

Распределение подарков является основанием для составления особенной таблицы — социограммы,— из которой видно, какие конкретно дети пользуются многочисленной популярностью в группе (взяли громаднейшее количество подарков), какие конкретно меньшей, какие конкретно вовсе не завлекают симпатии сверстников. Социограмма показывает кроме этого взаимность выборов и разрешает сделать предположения одружеских связях между детьми либо рвении к таким связям. Так же как тесты в области умственного развития, социограмма дает лишь внешнюю картину взаимоотношений между детьми. Обстоятельства появившихся привязанностей либо отвращений должны устанавливаться при помощи вторых способов изучения.

Психологические исследования и эксперименты


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: