Вопросы по курсу «Денежное право» на 2008/09 уч.год.
1. Понятие, предмет, способ денежного права.
2. Совокупность денежного права.
3. Правила денежного права.
4. Источники денежного права.
5. Понятие денежной совокупности.
6. Денежные правоотношения: их особенности и виды.
7. Денежная деятельность страны.
8. значение и Понятие денежного контроля.
9. виды и Понятие способов денежного контроля.
10. Национальный денежный контроль.
11. Аудиторский (свободный) денежный контроль.
12. Страхование как университет денежной совокупности.
13. Бюджетное право и его источники.
14. Понятие, функции и роль бюджета.
15. Бюджетное устройство РФ: организация правила построения.
16. Черта прибыльной и расходной части бюджета страны РФ.
17. значение и Понятие бюджетной классификации.
18. стадии и Понятие бюджетного процесса.
19. Бюджетное финансирование.
20. Внебюджетные средства.
21. Налоговое право и его источники.
22. Черта налоговых правоотношений.
23. Права и обязанности плательщиков налогов.
24. Права и обязанности налоговых органов.
25. Черта налогов и сборов в Российской Федерации.
26. Черта налогов.
27. Банковское право и его источники.
28. виды и Понятие кредитных организаций .
29. Структура финансовой системы РФ. Банковская несколько, банковский холдинг.
30. другие сделки и Банковские операции кредитной организации.
31. Органы управления кредитной организации.
32. лицензирование и Регистрация кредитной организации.
33. реорганизация и Ликвидация кредитной организации. Принудительная ликвидация кредитной организации.
34. Меры обеспечения стабильности финансовой системы.
35. обращения взыскания и Наложение ареста на финансовые средства, находящиеся в кредитной организации.
36. Организационно-правовой статус ЦБ РФ.
37. функции и Цели деятельности ЦБ РФ.
38. Указания, инструкции и положения ЦБ РФ.
39. Правила организации ЦБ РФ. Органы управления ЦБ РФ.
40. Правовое регулирование безналичных расчётов и наличных на территории РФ. Черта форм безналичных расчетов.
41. Организация финансового обращения. Финансово-кредитная политика ЦБ РФ.
42. сделки и Банковские операции ЦБ РФ.
43. банковский надзор и Банковское регулирование ЦБ РФ.
44. Валютное регулирование в Российской Федерации.
45. Правовое регулирование финансов фирм.
46. Неспециализированные изюминки разрешения споров в сфере денежных правоотношений.
47. Особенности разрешения споров в сфере налогов и сборов.
48. Неспециализированная черта правонарушений в сфере обращения финансов.
49. Виды правонарушений в сфере бюджетного права.
50. Виды правонарушений в сфере банковской деятельности.
Понятие, предмет, способ денежного права.
Фин.право как отрасль российского права является совокупностью юр.норм, регулирующих публичные отношения, появляющиеся в ходе фин.деятельности гос-ва, для обеспечения бесперебойного осуществления его функций и задач.
Предмет денежного права – это публичные отношения, появляющиеся в ходе осуществления гос-вом фин.деятельности, т.е. деятельности по образованию, использованию и распределению фонда денежных средств. Предметом регулирования фин.права являются финансы.
Отношения сферы фин.деятельности гос-ва и муниц.образований, составляющие предмет фин.права, подразделяются:
1. в зависимости от функций фин.деятельности:
— мобилизации финансовых средства в гос. и муниц.фонды,
— распределения фин.ресурсов гос-ва,
— применения фин.ресурсов гос-ва и муниц.образований,
— контроля за перемещением фин.ресурсов гос-ва и муниц.образований,
— эмиссии финансовых знаков;
2. в зависимости от субъектов, между кот. они появляются:
— отношения между Российской Федерацией, субъектами РФ (на 2008г. — 80) и закрытыми административно-территориальными образованиями (это структуры, где абсолютно руководит Российское правительство, их 47), в лице соответствующих гос.органов в связи с распределением средств РФ (осуществляет Министерство финансов РФ);
— между фин.органами как представителями заинтересованностей гос-ва в целом и организациями и отдельными предприятиями;
— между денежно-кредитными органами (Министерство финансов РФ, ЦБ РФ, коммерческие банки) в связи с распределением и образованием соответствующих фондов (бюджетных, страховых и кредитных).
3. по экономическому критерию:
— денежные: к ним относятся отношения, опосредующие перемещение денежных средств, имеющие распределительный темперамент и др. показатели, характерные для финансов. Среди них:
— отношения по взиманию налогов и сборов неналоговых платежей в бюджет и гос.внебюджетные фонды,
— отношения по бюджетному финансированию и т.д,
— нефинансовые – это такие отношения, при кот. не осуществляется перемещение денежных средств, что явл. главным показателем финансов;
4. критерий денежно-правового регулирования по денежно-правовым университетам:
— бюджетные,
— появляющиеся при исполнении и формировании бюджетов гос. и муниц.внебюджетных фондов,
— налоговые,
— неналоговые,
— отношения по гос.внутреннему долгу,
— по сметно-бюджетному финансированию,
— по гос.внебюджетному финансированию,
— по бюджетным кредитам,
— по гос.страхованию,
— по расчётам и денежному обращению,
— по валютному регулированию.
Способ – метод действия на публичные отношения.
Главным способом правового регулирования фин.права явл. способ властных предписаний – ответ любого вопроса осуществляется волей одной стороны, т.е. гос-вом, кот. даёт властные предписания, необходимые для второй стороны правоотношения. Главные характеристики:
— ведет к преобразованию хороших обязываний, а не дозволений,
— императивен, т.е. как правило субъекты фин.права не смогут по собственному усмотрению покупать фин.права и обязанности, определять их содержание, осуществлять их и распоряжаться ими,
— субъекты фин.права вступают в фин.правоотношения не по собственной воле и не по собственной инициативе, а только следуют предписаниям соответствующих актов гос.органов,
— субъекты фин.права юридически не равны,
— употребляется совместно с способами согласования и рекомендаций.
Совокупность денежного права. (СФП)
СФП – это правовые нормы, регулируемые совокупностью публичных фин.взаимоотношений, кот. группируются в отрасли фин.права в определённой последовательности, образуя правовые университеты.
Фин.право складывается из 2 частей:
1. к неспециализированной части фин.права относятся:
— нормы, регулирующие неспециализированные правила, методы и правовые формы фин.деятельности гос-ва,
— совокупность органов гос-ва, осуществляющих фин.деятельность,
— их правовое положение,
— и правовое положение всех субъектов – участников фин.правоотношений.
— ко мне же относятся вопросы регулирования фин.контроля в гос-ве.
2. особая часть фин.права включает в себя расположенные в логической последовательности и определённом порядке университеты фин.права, связь между кот. объективно обусловлена.
Правовые университеты – взаимосвязанные и взаимообусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные публичные отношения определённой узкой области в отрасли права.
В особую часть входят разделы, в кот. сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:
— бюджетной совокупности,
— внебюджетных гос. и муниц.финансовых фондов,
— финансов гос. и муниц.фирм,
— гос. и муниц.доходов,
— гос. и муниц.кредита,
— организации имущественного и личного страхования,
— гос. и муниц.затрат,
— банковского кредитования,
— расчётов и денежного обращения,
— валютного регулирования.
СФП деятельно развиваются и требуют научной проработки. Существует тенденция к выделению в СФП:
— университета денежно-правовой ответственности,
— университета бух.отчётности и т.д.
Правила денежного права.
Фин.деятельность осуществляется в соответствии с правилами, свойственными всей деятельности РФ и закреплёнными Конституцией РФ. Главными из них являются:
1. принцип законности выражается в том, что целый процесс создания, использования и распределения фондов денежных средств регламентируется нормами фин.права, соблюдение кот. обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер гос.принуждения. Несоблюдение их может повлечь за собой нестабильность в фин.отношениях, необеспечённость фин.ресурсами разнообразных утверждённых гос.программ в разных сферах публичной судьбе и др.отриц.последствия.
2. принцип гласности при осуществлении фин.деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан содержания проектов разных денежно-плановых актов, принятых отчётов об их исполнении, ревизий и результатов проверок фин.деятельности и т.д.
3. принцип федерализма в фин.праве проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. Так в ст.71 зафиксировано, что в введении РФ находятся:
— денежное,
— валютное,
— кредитное регулирование,
— финансовая эмиссия,
— фед.банки,
— фед.бюджет,
— фед.сборы и налоги.
К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление неспециализированных правил налогообложения в Российской Федерации (ст.72).
4. принцип плановости в осуществлении фин.деятельности свидетельствует, что вся фин.деятельность гос-ва базируется на базе совокупности денежно-плановых актов (фед.бюджет, бюджет субъектов РФ, бюджет пенс.фонда, фин-замысел акты ФСС, фед. и рег. ФОМС, смета затрат бюджет.организации), структура кот., порядок составления, утверждения и выполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.
Понятие денежной совокупности.
Фин.совокупность в эконом.нюансе – это внутреннее строение финансов, совокупность входящих в них взаимосвязанных звеньев (университетов), любой из которых представляет собой своеобразную группу фин.взаимоотношений.
На современном этапе в состав фин.совокупности РФ входят:
1. бюджетная совокупность РФ, включающая гос.бюджеты (фед.бюджеты и бюджет субъектов РФ) и местные бюджеты муниц.образований (статья 10 БК РФ);
2. внебюджетные целевые гос. и муниц. местные фонды (ПФ РФ, ФФСС, ФФОМС и территориальные фонды ОМС);
3. финансы фирм, организаций, учреждений;
4. финансы страхования;
5. кредит (гос., муниц., банковский, бюджетный – с недавних пор).
Все эти звенья фин.совокупности существуют, соответственно, как на фед.уровне, так и на уровне субъектов федерации, и местного самоуправления. Все они владеют неспециализированными особенностями финансов как эконом.категории, но, в силу собственных изюминок, по-различному воздействуют на социально-экономические процессы.
Функционирование фин.совокупности обеспечивается перемещением наличных финансовых знаков, но в основном – финансовыми расчётами и безналичными платежами.
Бюджетное право и его источники.
Бюджетное право – подраздел фин.права, складывающийся из денежно-юридических норм, регулирующих бюджетное устройство в Российской Федерации, порядок и структуру расходов и распределения доходов бюджетной совокупности и определяющих компетенцию гос-ва и муниц.образований, и бюджетный процесс.
Бюджетное право имеет собственный предмет, т.е. публичные отношения, кот. оно регулирует, то есть:
— отношения РФ, субъектов РФ, соответствующих органов и муниципальных образований представительной и аккуратной власти;
— отношения, кот. появляются в связи с образованием, использованием и распределением финансовых фондов гос-ва и муниц.образований.
В качестве субъектов бюджетного права РФ выступают:
— гос-во, гос. и административно-территориального образования,
— гос. и мест.власти.
Субъекты при реализации собственных прав и обязанностей вступают в бюджетные правоотношения, то есть:
— отношения, появляющиеся между субъектами бюджетный правоотношений в ходе осуществления расходов и формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной совокупности РФ и бюджетов гос.внебюджетных фондов, осуществления гос. и муниц.заимствований, регулирования гос. и муниц.долга;
— отношения, появляющиеся между субъектами бюджетных правоотношений в ходе рассмотрения и составления проектов бюджетов всех уровней бюджетной совокупности РФ, исполнения и утверждения бюджетов всех уровней бюджетной совокупности РФ, контроля за их выполнением.
По содержанию нормы бюджетного права подразделяются на:
— материальные,
— процессуальные.
Среди источников бюджетного права России возможно назвать:
— Конституцию РФ, кот. конкретно устанавливает принципы и исходные начала бюджетной деятельности, базы порядка рассмотрения, контроля и утверждения бюджета за его выполнением;
— наиболее значимые нормы бюджетного права закреплены в Бюджетном кодексе РФ (БК РФ), в кот. даются главные понятия бюджетного процесса и бюджетного устройства;
— в сфере бюджетный взаимоотношений действуют правовые акты Министерства финансов России, кот. в собственности ключевая роль в практической организации бюджетной деятельности гос-ва.
Бюджетное устройство РФ: организация правила построения.
Бюджетное устройство гос-ва определяется его гос.устройством.
Бюджетное устройство определяется БК РФ.
В соответствии с статье 10 БК РФ и статье 65 Конституции РФ, бюджетное устройство РФ складывается из бюджетов следующих уровней:
— фед.бюджеты и бюджет гос.внебюджетных фондов (ПФ РФ, ФФСС, ФФОМС);
— бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных гос.внебюджетных фондов (субъектов – 82, территориально – меньше);
— местные бюджеты, в т.ч. бюджеты муниц.регионов, бюджеты муниципальных округов, бюджеты внутригородских муниц.образований фед.значения, бюджеты сельских поселений и городских (155 тысяч).
Любая несколько бюджетов образовывает независимые звенья в бюджетной совокупности РФ в целом.
Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. Любой бюджет, формируемый в Российской Федерации, снабжает финансирование мероприятий, имеющие соответствующее федеральное, региональное либо местное значение.
Роль каждого вышестоящего бюджета содержится в том, что он выступает поручителем финансирования минимально-нужных затрат нижестоящей территории. Это выражается в выделении денежных средств из вышестоящего бюджета в нижестоящий, в случае, если последний не снабжает финансирование для того чтобы минимума.
Наиболее значимыми правилами бюджетной совокупности РФ в соответствии с статье 28 БК РФ, являются:
1. принцип единства бюджетной совокупности РФ предполагает единство бюджетного законодательства, форм отчётности и бюджетной документации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, исполнения и единый порядок установления расходных обязательств;
2. принцип расходов и разграничения доходов между бюджетами различных уровней, закрепление расходов и доходов за бюджетами бюджетной совокупности РФ и определения полномочий органов гос.власти по формированию доходов, исполнения и установления расходных обязательств;
3. принцип самостоятельности бюджетов: права и обязанности органов гос.власти и муниципальных органов власти самостоятельно определять сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность применения денежных средств;
4. принцип расходов отражения бюджета и полноты доходов, бюджетов гос.внебюджетных фондов. Все расходы и доходы бюджетов, определенные налоговым законодательством РФ подлежат отражению в бюджетах;
5. принцип сбалансированности бюджета свидетельствует, что количество предусмотренных бюджетом затрат обязан соответствовать суммарному количеству поступлений и доходов бюджета из источников финансирования его недостатка;
6. экономности использования и принцип эффективности денежных средств;
7. принцип неспециализированного (совокупного) покрытия затрат свидетельствует, что все затраты бюджета должны покрываться доходами;
8. принцип гласности;
9. принцип достоверности бюджета свидетельствует надежность показателей прогноза развития экономики реалистичности расчёта и соответствующей территории доходов и затрат;
10. принцип целевого характера и адресности бюджетных средств. Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей;
11. принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниц.образований – свидетельствует определение бюджетных полномочий органов гос.власти субъектов РФ и муниципальных органов власти.
Бюджетное финансирование.
Бюджетное финансирование — предоставленное в безвозвратном порядке финансовое обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из гос. (местного) бюджета на затраты, которые связаны с осуществлением гос.заказов, исполнением гос.программ, содержанием гос.организаций.
Финансирование осуществляется на базе следующих правил:
— целенаправленность — выражается в том, что затраты имеют предметно-целевое назначение: зарплата, командировки, стипендии, текущие затраты и т. д.;
— финансирование в меру исполнения работ, одолжений — предусматривает, что средства выделяются не машинально в пределах годовых услуг и работ, а в соответствии с фактическим их исполнением, количественными и качественными показателями. Выражением этого принципа являются поквартальные и месячные разбивки затрат;
— соблюдение денежной дисциплины — выступает как условие верного и законного расходования денежных средств.
Финансирование в РФ выступает в двух формах:
— финансирование гос.унитарных фирм;
— финансирование гос.бюджетных учреждений.
Гос.унитарные фирмы, основанные на праве хоз.ведения, все собственные главные производственные и непроизводственные затраты должны покрывать за счет собственных доходов (прибыли, амортизационных отчислений), или банковского кредита. Финансирование их затрат осуществляется лишь на определенные цели, установленные законом.
Гос.унитарные фирмы, основанные на праве своевременного управления (фед.казенные фирмы), приобретают гос.средства в порядке финансирования как на затраты по текущей деятельности, так и на инвестиции.
Гос.бюджетные учреждения (бюджетная сфера) имеют собственные особенности. Они не создают ВВП, а удовлетворяют публично-социальные потребности участников общества. К таким организациям и учреждениям относятся социально-культурные учреждения, органы гос.обороны и управления страны, на каковые распространяется сметно-бюджетное финансирование (обеспечение гос.финансовыми средствами на базе личного денежно-планового акта, устанавливающего целевое направление, поквартальное распределение и объём средств, т.е. сметы (личная и сводная).
Внебюджетные средства.
Внебюджетные средства — финансовые средства гос-ва, не вкл. в гос.бюджет и применяемые для финансирования соц.потребностей населения.
Внебюджетные фонды аккумулируют финансовые средства, взимаемые в виде отчислений от прибыли компаний.
Источники формирования:
— доходы от предпринимательской деятельности, в т.ч. от оказания платных одолжений сверх количеств, установленных гос-вом и муниц.заказом;
— поступления от применения имущества, находящегося в гос. либо муниц.собственности (к примеру, от сдачи в имущества и аренду помещений, закреплённого за бюджетным учреждением на праве своевременного управления);
— доходы от реализации неиспользуемых учреждением материальных сокровищ,
— приобрет. ранее за счет целевых безвозмездных поступлений и средств;
— безвозмездные перечисления юр. и физ.лиц,
— гранты интернациональных организаций, финпомощь кабинетов министров зарубежных гос-в.
— помимо этого, бюджетные учреждения смогут иметь средства, поступающие от юр. и физ.лиц, либо из др. бюджетов, предназначенные для исполнения определённых поручений (к примеру, на выплату целевых соц.компенсаций и доплат).
Организациям, давшим поручение, бюджетное учреждение обязано дать отчетность о фактическом применении соответствующих средств.
Правовой базой для использования и привлечения внебюджетных средств явл.:
— бюджетное законодательство,
— налоговое законодательство,
-законы, регулирующие деятельность учреждений отдельных отраслей социальной сферы.
Внебюджетные средства употребляются в соответствии со сметой расходов и доходов, исполнение и составление кот. осуществляется по предметным статьям эконом.классификации затрат бюджетов РФ. расходы и Доходы учитываются по замыслу квитанций, установленных для бюджетных. учреждений.
Внебюджетные средства подлежат налогообложению в соответствии с правилами; наряду с этим налоговый режим разен в зависимости от источников образования этих средств.
1. Так, средства, полученные от предпринимательской деятельности, подлежат налогообложению с суммы превышения доходов над затратами.
2. Но, к примеру, налоговая база образовательного учреждения, оказывающего платные услуги, значительно уменьшается на сумму, реинвестированную в образовательный процесс.
3. Подобный подход используется по отношению к учреждениям культуры.
Черта налогов.
Налоги относятся к косвенным налогам, вкл. в цену товара и оплачиваются клиентом.
Устанавливается конкретный список товаров, подлежащих обложению налогами (ст.181 НК РФ):
— спирт этиловый,
— спиртосодержащая продукция,
— алкогольная продукция,
— пиво,
— табачная продукция,
— мотоциклы и автомобили,
— автом.бензин,
— ДТ,
— моторные масла,
— прямогонный бензин.
В наст.время налоги установлены положениями гл.22 части 2 НК РФ.
Налогоплательщиками явл. нижеуказанные лица, если они совершают операции, подлежащие налогообложению данным налогом:
— организации,
— ИП,
— лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Объектом налогообложения будут считаться операции (по большей части по реализации) с подакцизными товарами, за искл. реализации нефтепродуктов (ст.182 НК РФ).
Налогообложение подакцизных товаров осуществляется по единым на территории РФ налоговым ставкам, установленным ст.193 НК РФ.
Суммы налогов определяются и уплачиваются в соответствии со ст. 194, 198, 202 НК РФ, а по ст. 203 определяется сумма налога, подлежащая возврату.
Плательщики налогов обязаны предоставлять в налоговые органы по месту собственного нахождения, и по месту нахождения каждого собственного обособленного подразделения налоговую декларацию в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за истёкшим налоговым периодом, в случаях, оговоренных в НК РФ – не позднее 25 числа третьего месяца, следующего за отчётным.
Формы объявлений и Инструкция по их заполнению утверждены приказом Министерства финансов Росии от 03.03.2005 № 32н (в ред. от 30.12.2005).
Вопросы по курсу «Денежное право» на 2008/09 уч.год.
1. Понятие, предмет, способ денежного права.
2. Совокупность денежного права.
3. Правила денежного права.
4. Источники денежного права.
5. Понятие денежной совокупности.
6. Денежные правоотношения: их особенности и виды.
7. Денежная деятельность страны.
8. значение и Понятие денежного контроля.
9. виды и Понятие способов денежного контроля.
10. Национальный денежный контроль.
11. Аудиторский (свободный) денежный контроль.
12. Страхование как университет денежной совокупности.
13. Бюджетное право и его источники.
14. Понятие, функции и роль бюджета.
15. Бюджетное устройство РФ: организация правила построения.
16. Черта прибыльной и расходной части бюджета страны РФ.
17. значение и Понятие бюджетной классификации.
18. стадии и Понятие бюджетного процесса.
19. Бюджетное финансирование.
20. Внебюджетные средства.
21. Налоговое право и его источники.
22. Черта налоговых правоотношений.
23. Права и обязанности плательщиков налогов.
24. Права и обязанности налоговых органов.
25. Черта налогов и сборов в Российской Федерации.
26. Черта налогов.
27. Банковское право и его источники.
28. виды и Понятие кредитных организаций .
29. Структура финансовой системы РФ. Банковская несколько, банковский холдинг.
30. другие сделки и Банковские операции кредитной организации.
31. Органы управления кредитной организации.
32. лицензирование и Регистрация кредитной организации.
33. реорганизация и Ликвидация кредитной организации. Принудительная ликвидация кредитной организации.
34. Меры обеспечения стабильности финансовой системы.
35. обращения взыскания и Наложение ареста на финансовые средства, находящиеся в кредитной организации.
36. Организационно-правовой статус ЦБ РФ.
37. функции и Цели деятельности ЦБ РФ.
38. Указания, инструкции и положения ЦБ РФ.
39. Правила организации ЦБ РФ. Органы управления ЦБ РФ.
40. Правовое регулирование безналичных расчётов и наличных на территории РФ. Черта форм безналичных расчетов.
41. Организация финансового обращения. Финансово-кредитная политика ЦБ РФ.
42. сделки и Банковские операции ЦБ РФ.
43. банковский надзор и Банковское регулирование ЦБ РФ.
44. Валютное регулирование в Российской Федерации.
45. Правовое регулирование финансов фирм.
46. Неспециализированные изюминки разрешения споров в сфере денежных правоотношений.
47. Особенности разрешения споров в сфере налогов и сборов.
48. Неспециализированная черта правонарушений в сфере обращения финансов.
49. Виды правонарушений в сфере бюджетного права.
50. Виды правонарушений в сфере банковской деятельности.
Понятие, предмет, способ денежного права.
Фин.право как отрасль российского права является совокупностью юр.норм, регулирующих публичные отношения, появляющиеся в ходе фин.деятельности гос-ва, для обеспечения бесперебойного осуществления его функций и задач.
Предмет денежного права – это публичные отношения, появляющиеся в ходе осуществления гос-вом фин.деятельности, т.е. деятельности по образованию, использованию и распределению фонда денежных средств. Предметом регулирования фин.права являются финансы.
Отношения сферы фин.деятельности гос-ва и муниц.образований, составляющие предмет фин.права, подразделяются:
1. в зависимости от функций фин.деятельности:
— мобилизации финансовых средства в гос. и муниц.фонды,
— распределения фин.ресурсов гос-ва,
— применения фин.ресурсов гос-ва и муниц.образований,
— контроля за перемещением фин.ресурсов гос-ва и муниц.образований,
— эмиссии финансовых знаков;
2. в зависимости от субъектов, между кот. они появляются:
— отношения между Российской Федерацией, субъектами РФ (на 2008г. — 80) и закрытыми административно-территориальными образованиями (это структуры, где абсолютно руководит Российское правительство, их 47), в лице соответствующих гос.органов в связи с распределением средств РФ (осуществляет Министерство финансов РФ);
— между фин.органами как представителями заинтересованностей гос-ва в целом и организациями и отдельными предприятиями;
— между денежно-кредитными органами (Министерство финансов РФ, ЦБ РФ, коммерческие банки) в связи с распределением и образованием соответствующих фондов (бюджетных, страховых и кредитных).
3. по экономическому критерию:
— денежные: к ним относятся отношения, опосредующие перемещение денежных средств, имеющие распределительный темперамент и др. показатели, характерные для финансов. Среди них:
— отношения по взиманию налогов и сборов неналоговых платежей в бюджет и гос.внебюджетные фонды,
— отношения по бюджетному финансированию и т.д,
— нефинансовые – это такие отношения, при кот. не осуществляется перемещение денежных средств, что явл. главным показателем финансов;
4. критерий денежно-правового регулирования по денежно-правовым университетам:
— бюджетные,
— появляющиеся при исполнении и формировании бюджетов гос. и муниц.внебюджетных фондов,
— налоговые,
— неналоговые,
— отношения по гос.внутреннему долгу,
— по сметно-бюджетному финансированию,
— по гос.внебюджетному финансированию,
— по бюджетным кредитам,
— по гос.страхованию,
— по расчётам и денежному обращению,
— по валютному регулированию.
Способ – метод действия на публичные отношения.
Главным способом правового регулирования фин.права явл. способ властных предписаний – ответ любого вопроса осуществляется волей одной стороны, т.е. гос-вом, кот. даёт властные предписания, необходимые для второй стороны правоотношения. Главные характеристики:
— ведет к преобразованию хороших обязываний, а не дозволений,
— императивен, т.е. как правило субъекты фин.права не смогут по собственному усмотрению покупать фин.права и обязанности, определять их содержание, осуществлять их и распоряжаться ими,
— субъекты фин.права вступают в фин.правоотношения не по собственной воле и не по собственной инициативе, а только следуют предписаниям соответствующих актов гос.органов,
— субъекты фин.права юридически не равны,
— употребляется совместно с способами согласования и рекомендаций.